Заседание № 128

04.07.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 241727-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, связанных с исключением положений о наказании в виде ареста" (принят в первом чтении 10 марта 2006 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1333 по 1383 из 8170
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению блока вопросов "Законопроекты,      
принятые в первом чтении и предлагаемые к отклонению". Эти законопроекты        
наиболее длительное время находились на рассмотрении, в связи с чем есть        
предложение их рассмотреть. 7-й вопрос, проект федерального закона "О           
внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, связанных с     
исключением положений о наказании в виде ареста". Доклад Олега Петровича        
Быкова.                                                                         
                                                                                
БЫКОВ О. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проектом          
федерального закона предлагается исключить арест из системы уголовных           
наказаний. Данный проект федерального закона был принят в первом чтении в       
марте 2006 года, более двенадцати лет назад. За это время возникли основания,   
по которым ответственный комитет рекомендует Государственной Думе отклонить     
данный законопроект в соответствии со статьёй 123-1 Регламента                  
Государственной Думы. В частности, в действующей редакции законопроекта не      
учитывается, что арест может быть назначен военнослужащим, проходящим военную   
службу как по контракту, так и по призыву, на основании приговора суда на       
срок от одного до шести месяцев. Особенной частью Уголовного кодекса            
Российской Федерации, в частности главой 33, арест предусмотрен в ряде          
составов преступлений, при этом санкции данных составов не предполагают         
применения к осуждённым наказания в виде лишения свободы, что усложнит          
военным судам дифференциацию наказания при его назначении. Поступил ряд         
поправок к законопроекту, однако ответственный комитет отмечает, что данные     
поправки не согласуются с концепцией рассматриваемого законопроекта и не        
устраняют возникших противоречий.                                               
                                                                                
Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует        
Государственной Думе отклонить законопроект на основании статьи 123-1           
Регламента Государственной Думы.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет.         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
законодательные акты Российской Федерации, связанных с исключением положений    
о наказании в виде ареста", 7-й вопрос повестки дня. Законопроект               
предлагается к отклонению. Кто за то, чтобы отклонить данный законопроект?      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 34 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              355 чел.78,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    355 чел.                                          
Не голосовало                  95 чел.21,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Отклоняется законопроект под пунктом 7.                                         
                                                                                

Заседание № 240

29.06.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 241727-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с исключением положений о наказании в виде ареста" (принят в первом чтении 10 марта 2006 года с наименованием "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, связанных с исключением положений о наказании в виде ареста").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 825 по 833 из 7349
ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет по гражданскому,       
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству просит перенести    
рассмотрение вопроса 6, это законопроект № 241727-4, из сегодняшней повестки    
на следующую неделю - на среду, 6 июля.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 980 по 982 из 7349
Вяткин Дмитрий Фёдорович предлагает от комитета перенести 6-й вопрос на 6       
июля. Нет возражений? Нет необходимости голосовать? Нет. Переносим.             
                                                                                

Заседание № 150

10.03.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 241727-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, связанных с исключением положений о наказании в виде ареста".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4373 по 4651 из 7451
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, у нас есть установленный порядок работы, и по этому          
порядку в 12.30 у нас должен докладывать заместитель министра юстиции,          
официальный представитель по законопроекту. Сейчас как раз наступила очередь    
этого законопроекта. Мы сегодня уже рассматривали вне очереди одно              
постановление, и, если мы сейчас снова сосредоточимся на постановлениях,        
тогда к законопроектам мы перейдём после 16 часов. Получится, что заместитель   
министра потерял целый рабочий день.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Резонное возражение представителя правительства.          
                                                                                
У нас по пункту 27 доклад официального представителя Правительства Российской   
Федерации, а затем, как у нас запланировано, с 13.30 мы должны были             
рассматривать проекты постановлений, вообще говоря.                             
                                                                                
Коллеги, может быть, тогда таким образом поступим? Мы дадим...                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Давайте по порядку пойдём, а потом...                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пока Бабурин не настаивает, давайте вернёмся к пункту     
27, а потом ещё раз обсудим эту тему.                                           
                                                                                
Я предоставляю слово официальному представителю Правительства Российской        
Федерации заместителю министра юстиции Владимиру Увеналиевичу Ялунину. Проект   
федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской     
Федерации, связанных с исключением положений о наказании в виде ареста".        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЯЛУНИН В. У., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
заместитель министра юстиции Российской Федерации.                              
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! В           
соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минюстом России    
разработан проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные   
акты Российской Федерации, связанных с исключением положений о наказании в      
виде ареста". Подготовка данного проекта обусловлена необходимостью введения    
не позднее 2006 года наказания в виде ареста, предусмотренного Федеральным      
законом от 10 января 2002 года № 4-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в      
федеральные законы "О введении в действие Уголовного кодекса Российской         
Федерации" и "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса            
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
В своё время при разработке новых видов наказаний предполагалось, что арест     
должен применяться в качестве альтернативы реальному лишению свободы, однако    
фактически наказание в виде ареста (статья 54 УК), заключающееся в содержании   
осуждённого в условиях строгой изоляции сроком от одного до шести месяцев, не   
только не является альтернативой лишению свободы, но и, по существу, это        
самое жестокое из всех его разновидностей. Условия отбывания ареста не          
соответствуют ни личности осуждённого, ни тяжести совершённого им               
преступления. Фактически эти условия оказались более строгими, чем содержание   
в тюрьме, где отбывают наказание лица, совершившие особо тяжкие преступления,   
а также переведённые за злостные нарушения установленного порядка отбытия       
наказания из колоний общего, строгого и особого режимов.                        
                                                                                
Осуждённые к аресту должны содержаться в запираемых камерах, им запрещены       
свидания, посылки и передачи, и они не привлекаются к оплачиваемому труду, не   
получают общего или профессионального образования. Право приобретать продукты   
питания и предметы первой необходимости в связи с отсутствием возможности       
зарабатывать необходимые для этого средства превратилось в формальность. По     
мнению специалистов, подавляющее большинство лиц, отбывающих этот вид           
наказания, может приобрести серьёзные психические заболевания.                  
                                                                                
Наряду с этим обращает на себя внимание то обстоятельство, что в соответствии   
с Уголовным кодексом максимально возможный срок наказания в виде ареста равен   
шести месяцам, в то время как Федеральным законом от 8 декабря 2003 года №      
162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской         
Федерации" изменения, предусматривающие снижение минимального срока лишения     
свободы до двух месяцев, делают указанное несоответствие ещё более очевидным,   
причём при назначении одному осуждённому ареста, а другому - лишения свободы    
на равный срок - от двух до шести месяцев - в более выгодных условиях           
окажется тот из них, кто осуждён к лишению свободы. Такое положение вступает    
в противоречие со статьёй 44 Уголовного кодекса, согласно которой лишение       
свободы является более строгим наказанием, чем арест.                           
                                                                                
Согласно предварительным расчётам численность осуждённых к аресту может         
составить примерно семьдесят тысяч в год. Для их размещения необходимо          
построить в субъектах Российской Федерации не менее ста сорока арестных домов   
и ввести около четырнадцати тысяч единиц персонала для исполнения этого вида    
наказания. Строительство и содержание арестных домов обойдётся государству в    
сумму около 75 миллиардов рублей - это примерно столько же, сколько сегодня     
составляет годовой бюджет уголовно-исполнительной системы страны. Отмечу, что   
опыт зарубежных стран показал, что рецидив преступлений среди лиц, которым      
назначается наказание, подобное аресту, значительно выше, чем среди отбывших    
длительные сроки лишения свободы. Этот вид наказания способствует               
распространению обычаев и традиций преступного мира.                            
                                                                                
Учитывая перечисленные негативные моменты, сомнительную эффективность           
наказания в виде ареста, руководствуясь тем, что данный вид наказания           
противоречит принципам справедливости и гуманизма, а также принимая во          
внимание неоправданные финансовые затраты из федерального бюджета, полагаем,    
что введение в действие данного вида наказания нецелесообразно.                 
                                                                                
В связи с изложенным Минюст России разработал законопроект, предусматривающий   
внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации,                     
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные    
акты Российской Федерации, направленных на исключение из них положений о        
наказании в виде ареста.                                                        
                                                                                
Минздравсоцразвития, МЧС, ФСБ России, Арбитражный Суд Российской Федерации,     
Минфин России, МВД России, Минэкономразвития России, Минобороны, Институт       
законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской     
Федерации, Верховный Суд Российской Федерации поддерживают позицию              
Министерства юстиции.                                                           
                                                                                
Концепция законопроекта проработана и согласована с Государственно-правовым     
управлением Президента Российской Федерации. Положения проекта федерального     
закона соответствуют Конституции Российской Федерации, общепринятым нормам и    
принципам международного права, международным договорам Российской Федерации,   
федеральным конституционным законам и федеральным законам, а также              
юридической практике. Реализация данного законопроекта не потребует             
привлечения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета, а,       
напротив, позволит избежать значительных финансовых расходов.                   
                                                                                
С учётом изложенного просим поддержать проект федерального закона "О внесении   
изменений в законодательные акты Российской Федерации, связанных с              
исключением положений о наказании в виде ареста".                               
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Для содоклада слово предоставляется заместителю председателя Комитета по        
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству       
Владимиру Сергеевичу Груздеву.                                                  
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, в Комитете Государственной Думы по гражданскому,             
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрен проект   
федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской     
Федерации, связанных с исключением положений о наказании в виде ареста",        
внесённый Правительством Российской Федерации.                                  
                                                                                
Указанный законопроект предусматривает исключение из законодательных актов      
Российской Федерации положений о наказании в виде ареста.                       
                                                                                
Статья 4 Федерального закона № 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного          
кодекса Российской Федерации" предусматривает, что наказание в виде ареста      
вводится в действие федеральным законом после вступления в силу                 
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации по мере создания          
необходимых условий для исполнения этого наказания, но не позднее 2006 года.    
Вместе с тем необходимые условия до настоящего момента не созданы, а их         
создание (строительство и содержание арестных домов) обойдётся государству,     
по мнению правительства, в сумму около 75 миллиардов рублей.                    
                                                                                
Как следует из пояснительной записки к данному законопроекту, фактические       
условия отбывания ареста более строгие, чем в тюрьме, где отбывают наказание    
лица, совершившие наиболее тяжкие преступления. Такое положение вступает в      
противоречие со статьёй 44 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно    
которой лишение свободы является более строгим наказанием, чем арест.           
                                                                                
В соответствии со статьёй 54 Уголовного кодекса Российской Федерации арест      
заключается в содержании осуждённого в условиях строгой изоляции от общества    
и устанавливается на срок от одного до шести месяцев.                           
                                                                                
По мнению разработчиков законопроекта, неприменение наказания в виде ареста     
со времени вступления в силу Уголовного кодекса не нарушило                     
сбалансированности санкций уголовного законодательства и исключение этого       
вида наказания не потребует изменения системы уголовной ответственности и не    
повлияет на эффективность достижения целей уголовного законодательства.         
                                                                                
Верховный Суд Российской Федерации в официальном отзыве и Комитет по обороне    
в своём заключении предлагают сохранить арест как меру наказания в отношении    
военнослужащих. По мнению комитета, все эти вопросы можно будет урегулировать   
при подготовке законопроекта ко второму чтению.                                 
                                                                                
Учитывая вышесказанное, Комитет Государственной Думы по гражданскому,           
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует         
Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О      
внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, связанных с     
исключением положений о наказании в виде ареста".                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Владимир Сергеевич.                       
                                                                                
Пожалуйста, уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику?     
Нет вопросов. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Есть.        
                                                                                
Пожалуйста, депутат Головатюк.                                                  
                                                                                
ГОЛОВАТЮК А. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хочу по просьбе председателя комитета разъяснить позицию   
комитета по данному вопросу, потому что уже прозвучало, что Комитет по          
обороне за сохранение ареста в отношении военнослужащих. Исключение ареста из   
системы уголовных наказаний в целом поддерживается, однако я считаю, что в      
отношении военнослужащих арест необходимо сохранить по следующим причинам.      
                                                                                
В связи с исключением ареста из системы уголовных наказаний возникнет такая     
ситуация, что отдельные категории военнослужащих - контрактники, иностранные    
граждане, служащие у нас на контрактной основе, - за совершение воинских        
преступлений, предусмотренных статьями 332 (о неисполнении приказа), 339 (об    
уклонении от исполнения обязанностей военной службы) и некоторыми другими, не   
будут подлежать уголовной ответственности, или, наоборот, за преступление       
небольшой тяжести к ним может быть применено только наказание в виде лишения    
свободы. Это не соответствует современной концепции гуманизации уголовных       
наказаний и дальнейшего сокращения числа осужденных, находящихся в местах       
содержания под стражей, подведомственных Федеральной службе исполнения          
наказаний.                                                                      
                                                                                
Одной из причин исключения ареста из системы уголовных наказаний, изложенных    
в пояснительной записке, являются значительные финансовые и материальные        
затраты. Сохранение ареста в отношении субъектов воинских правоотношений не     
связано с дополнительными финансово-материальными затратами и с                 
необходимостью внесения каких-либо новых изменений в федеральное                
законодательство.                                                               
                                                                                
Нормативные и фактические возможности введения ареста в отношении               
военнослужащих вне системы Федеральной службы исполнения наказаний на           
гауптвахтах Минобороны имеются. Устав гарнизонной и караульной служб            
Вооружённых Сил Российской Федерации, Правила отбывания уголовных наказаний     
осужденными военнослужащими, утверждённые приказом Минобороны, подробно         
регламентируют порядок исполнения данного наказания. Эта же позиция             
поддерживается и Верховным Судом. Более подробные обоснования и предложения     
изложены в заключении Комитета по обороне.                                      
                                                                                
Предлагаю принять обсуждаемый законопроект в первом чтении с учётом замечаний   
и предложений Комитета по обороне.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Депутат Бабурин Сергей Николаевич, пожалуйста.                                  
                                                                                
Больше рук не было. На этом завершим обсуждение.                                
                                                                                
БАБУРИН С. Н. Уважаемые коллеги, как один из руководителей попечительского      
совета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, я хочу сказать,    
что проблемы, обозначенные докладчиком, мы изучали тоже всесторонне: и по       
обращениям осуждённых, и по анализу лиц и работников всей нашей системы         
исполнения наказаний. И конечно, то несоответствие логике, которое отмечено и   
в выступлении официального представителя правительства, логике самого           
наказания, сложившееся сегодня в кодексе, - это реальность.                     
                                                                                
Поэтому мы предлагаем поддержать этот законопроект в первом чтении, но          
одновременно обратить внимание на проблемы, поднимаемые Комитетом по обороне.   
Но у меня обращение к членам Комитета по обороне: прежде всего разобраться с    
решением о ликвидации гауптвахты в Вооружённых Силах, потому что сегодня,       
когда у нас нет логики взысканий чисто воинских, из контекста вырывать ту или   
другую меру неэффективно. Это не может обеспечить стабильной и гармоничной      
работы системы наказаний в Вооружённых Силах.                                   
                                                                                
Поэтому перед вторым чтением, я думаю, комитет по законодательству и Комитет    
по обороне должны совместно посмотреть, какие поправки необходимы. Но в         
целом, концептуально, предложение правительства следует поддержать.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятна точка зрения Сергея Николаевича Бабурина.         
                                                                                
Есть ли необходимость в выступлении у представителя президента? У               
представителя правительства? Нет. Докладчик хотел бы что-то сказать в           
заключение? Нет. Содокладчик? Нет.                                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О          
внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, связанных с     
исключением положений о наказании в виде ареста". Комитет предлагает            
поддержать данный законопроект. Законопроект ставится на голосование в первом   
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет таких.                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 52 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              358 чел.79,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    358 чел.                                          
Не голосовало                  92 чел.20,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект в первом чтении.