Заседание № 235

14.06.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 241131-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления особого порядка привлечения к ответственности отдельных категорий лиц).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2953 по 3087 из 7399
Пункт 42. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс          
Российской Федерации об административных правонарушениях", внесённом            
Государственным Собранием - Курултаем - Республики Башкортостан, доложит        
первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству   
и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Пожалуйста,       
Александр Петрович.                                                             
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты!                  
Рассматриваемым законопроектом предлагается дополнить Кодекс об                 
административных правонарушениях отдельной главой, предусматривающей особый     
порядок производства по делам об административных правонарушениях в отношении   
отдельных категорий лиц, здесь имеются в виду депутаты, судьи, прокуроры,       
члены выборных органов местного самоуправления и другие должностные лица.       
Уважаемые коллеги, то, что все равны перед законом и судом, известно всем,      
так как это и составляет один из важнейших конституционных принципов в          
области прав человека и гражданина, причём статья 19 Конституции не только      
провозглашает этот принцип, она ещё и гарантирует равенство независимо от       
чего-либо, в том числе и от должностного положения, но при этом и режим         
неприкосновенности может быть, и он, как и принцип равенства, имеет             
конституционное решение, однако его не нужно ставить один к одному с особыми    
условиями привлечения к ответственности. В соответствии со статьями 91, 98 и    
122 Конституции неприкосновенностью обладают только Президент Российской        
Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации и судьи, у     
других лиц, будь то прокуроры, аудиторы, члены правительства и другие, этот     
режим отсутствует. А вот режим особых условий применения мер обеспечения        
производства по уголовным делам или делам об административных правонарушениях   
и привлечения к ответственности должностных лиц, выполняющих определённые       
государственные функции, устанавливается не только Конституцией, но и           
федеральными законами. Здесь можно назвать и закон о прокуратуре, и закон о     
судебной системе, и закон о Счётной палате, и ряд других, в том числе и закон   
о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. И каждый      
названный закон в своей части в достаточной мере решает возложенные на него     
по этому вопросу задачи. Почему я сказал, что каждый в своей части? А потому,   
что статус обсуждаемых сегодня должностных лиц разный, также отличаются друг    
от друга и порядки привлечения к ответственности, и поэтому подвести всю тему   
к унификации процесса в таком варианте, как предложено в законопроекте,         
практически невозможно. Ну вот смотрите: федеральный закон о Счётной палате     
предусматривает только особый порядок привлечения к уголовной ответственности   
и никак не касается административной, как это предлагается в законопроекте.     
Или же в законопроекте предлагается отстранять генерального прокурора от        
должности на время ведения производства по делу об административном             
правонарушении, но закон "О прокуратуре Российской Федерации" допускает         
принятие такого решения только на период расследования уголовного дела, а,      
скажем, уполномоченный по правам человека вообще не имеет иммунитета от         
административной ответственности. Так же и у следователей: иммунитет            
обсуждаемого уровня имеется только у тех, кто работает, проходит службу в       
органах прокуратуры, а не у всех, как предлагает законопроект.                  
                                                                                
Таким образом, мы видим, что предлагаемые авторами правовые нормы совершенно    
не увязаны как с другими федеральными законами, так и с положениями самого      
Кодекса об административных правонарушениях, так как становится вообще          
непонятным, как в отношении указанных лиц должны исполняться требования         
производства по делам об административных правонарушениях.                      
                                                                                
И вот с учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и       
государственному строительству рекомендует Государственной Думе                 
рассматриваемый законопроект отклонить. Спасибо.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, первое чтение. Есть ли у кого          
вопросы к докладчику? Один вопрос. Кузнецов, пожалуйста. Да, и Апарина.         
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Александр Петрович, на сегодняшний день законами о статусе       
определён особый порядок, условия привлечения депутатов регионального уровня,   
местного самоуправления, а в административном кодексе такого порядка не         
существует вообще, и, таким образом, прокуратура, следственные органы           
начинают действовать в отношении этих людей в общем порядке. В этом смысле      
это не просто ведь нестыковка, скажем, законодательства, вообще-то, это и       
определённое нарушение.                                                         
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Виктор Егорович, ваш вопрос производен изначально от   
чего? От того, что, как вы предполагаете, должностное лицо, представитель       
местного самоуправления или депутат сначала нарушит закон, а потом              
прокуратура им занимается. Наше предложение: уважаемые коллеги, давайте будем   
примером законопослушания в обществе и нам не нужно будет никакого особого      
порядка в этой части. А что касается серьёзной части, уголовной части,          
привлечения к уголовной ответственности, у нас все режимы существуют, они       
имеются. Но вот приводить так, как предлагают авторы, к единому порядку всё:    
где есть иммунитет и где нет иммунитета... Я назвал уполномоченного по правам   
человека, или, скажем, представитель, специалист, аудитор Счётной палаты - у    
них нет иммунитета от административной ответственности, а нам предлагается      
всё это подвести под одну линию. Невозможно принять такой законопроект, он      
просто в практической плоскости разрушает все подходы, которые у нас на         
сегодня существуют в этой части.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Апарина Алевтина Викторовна, ваш вопрос.                            
                                                                                
АПАРИНА А. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Александр Петрович, посмотрите на меня, пожалуйста, это приятно. В глаза, в     
глаза! У меня такой вопрос к вам. Скажите, а вот административные               
правонарушения, они относятся к экстремизму? И кто определяет, что данное       
административное правонарушение - это проявление экстремизма? Извините, вот     
хотелось бы, как у опытного юриста, у вас узнать ваше мнение.                   
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Алевтина Викторовна, в Особенной части Кодекса об      
административных правонарушениях есть ряд статей, которые касаются              
экстремизма, там заложены нормы права - от гипотезы, диспозиции до санкции,     
которые касаются этой части. Порядок привлечения в этом плане общий, здесь не   
нужно оценивать каким-то другим порядком, если чьи-то действия подпадают под    
это, есть судебный порядок оценки, принятия вот этих решений, там другого       
порядка нет. Поэтому здесь обеспокоенности, я думаю, не должно быть.            
                                                                                
А если говорить об уголовном праве, то надо сказать, что в Уголовном кодексе    
есть целый ряд статей, под которые подпадают действия, носящие экстремистский   
характер.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, все вопросы. Есть ли желающие выступить? Нет. У              
представителей правительства, президента нет замечаний? Нет. Голосуем.          
                                                                                
Александр Петрович, спасибо.                                                    
                                                                                
Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении?                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за               18 чел.4,0%                                      
Проголосовало против           52 чел.11,6%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     70 чел.                                          
Не голосовало                 380 чел.84,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принят.                                                         
                                                                                

Заседание № 233

06.06.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 241131-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления особого порядка привлечения к ответственности отдельных категорий лиц).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 800 по 809 из 7057
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, у меня предложения по трём пунктам проекта        
порядка работы Государственной Думы: по пункту 22 просим заменить докладчика    
от комитета, доклад сделает Москалец; по пункту 31 просим перенести             
рассмотрение законопроекта на следующую неделю; по пункту 34 предлагаем         
заменить содокладчика от комитета, с содокладом выступит Москалец.              
                                                                                
Спасибо.