Заседание № 264
О проекте федерального закона № 240676-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка обращения взыскания на заложенное имущество".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 18, "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка обращения взыскания на заложенное имущество". Вяткин Дмитрий Фёдорович докладывает. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект прошёл соответствующие экспертизы и подготовлен к принятию в третьем чтении. Комитет просит поддержать это решение и принять данный законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли замечания по докладу и желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Голосуется в третьем чтении пункт 18 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 07 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0 % Результат: принято Принято.
Заседание № 261
О проекте федерального закона № 240676-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка обращения взыскания на заложенное имущество" (принят в первом чтении 2 декабря 2009 года с наименованием "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в статью 20 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
19-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка обращения взыскания на заложенное имущество". Доклад председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Владимировича Крашенинникова. Пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! К названному законопроекту поступило семь поправок. Мы предложили три поправки принять и четыре отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По поправкам из таблицы 1 есть какие-то замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 52 мин. 04 сек.) Проголосовало за 294 чел.65,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 294 чел. Не голосовало 156 чел.34,7 % Результат: принято Принято. В таблице 2 четыре поправки. Нужно ли их обсуждать? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 2, рекомендованных комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 52 мин. 35 сек.) Проголосовало за 288 чел.64,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 290 чел. Не голосовало 160 чел.35,6 % Результат: принято Принято. Выносим вопрос 19 на "час голосования".
Голосуется пункт 19 во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 20 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Есть, принято.
Заседание № 126
О проекте федерального закона № 240676-5 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в статью 20 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (о сокращении срока государственной регистрации договоров ипотеки земельных участков, зданий и сооружений).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, по порядку работы. Комитет просит 13-й и 14-й вопросы перенести на 4-е число. Это первое.
ЧЕТВЕРИКОВ А. В., фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В случае если останутся сегодня в повестке пункты 13 и 14, прошу их рассматривать одновременно, как альтернативные, и вынести на рейтинговое голосование, так как они концептуально затрагивают решение одного вопроса.
Но у нас было другое предложение, депутата Крашенинникова Павла Владимировича, о том, чтобы сегодня пункты 13 и 14 не рассматривать, поэтому я вместе сейчас эти два предложения поставлю на обсуждение. Итак, начнём с Крашенинникова, первое предложение: пункты 13-14 сегодня не рассматривать и перенести на 14 декабря. Никто не возражает? Пожалуйста, депутат Вяткин по карточке Крашенинникова. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, 13-й пункт мы ошибочно просили исключить, мы его просим оставить. Единственное, содокладчиком будет Вяткин, то есть я. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, а по пункту 14? ВЯТКИН Д. Ф. А пункт 14 просим перенести, совершенно верно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Предлагается пункт 14 перенести. То есть пункт 13 оставить, а рассмотрение пункта 14 перенести на другое заседание. Тогда, если мы оставляем пункт 13. Депутат Медведев предлагает вместо пункта 14, если палата с этим согласиться, рассмотреть пункт 26. Коллеги, будут ли замечания по данному предложению? Есть замечание у депутата Четверикова: он предлагает оставить пункт 14 и рассматривать его вместе с пунктом 13. Ставлю на голосование, на решение палаты предложение депутата Крашенинникова, уточнённое депутатом Вяткиным: сегодня рассмотреть пункт 13, а пункт 14 не рассматривать. Депутат Четвериков высказал иную позицию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 42 мин. 37 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 30 чел.6,7% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1% Результат: принято Принято. Я так понимаю, что в пакете вместо пункта 14 будем рассматривать пункт 26. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Они у нас не стоят в порядке работы как альтернативные, если я не ошибаюсь. Да, они у нас в повестке дня не стоят как альтернативные. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Палата определилась с этим вопросом, Михаил Васильевич, и поэтому бессмысленно дальше его обсуждать.
Коллеги, у нас есть двадцать минут. Мне докладывают, что статс-секретарь - заместитель министра экономического развития Российской Федерации Анна Владиславовна Попова находится сейчас в зале. Мы могли бы сейчас рассмотреть законопроект из пункта 13, по которому она докладчик. Не будет возражений? Нет. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в статью 20 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Пожалуйста, Анна Владиславовна. ПОПОВА А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемые депутаты Государственной Думы, во исполнение поручения Президента Российской Федерации по вопросу сокращения сроков государственной регистрации ипотеки Правительство Российской Федерации разработало проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в статью 20 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Данным законопроектом предлагается сократить срок государственной регистрации ипотеки земельных участков, зданий и сооружений с одного месяца до пятнадцати дней. Подготовке этого законопроекта предшествовал системный анализ тех сроков, которые сейчас фактически существуют при регистрации ипотеки: они составили от семи до двадцати одного дня. В соответствии с этим мы приняли решение о возможности внесения таких изменений в федеральный закон. Таким образом, принятие данного проекта федерального закона будет способствовать развитию института ипотечного кредитования, создаст условия для эффективного финансирования субъектов предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций. Прошу поддержать указанный проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад сделает член Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Вяткин Дмитрий Фёдорович. Пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Цель данного законопроекта предельно простая - сократить сроки государственной регистрации ипотеки земельных участков, зданий и сооружений. Напомню, что в настоящий момент данная регистрация, кроме жилых помещений, проводится в месячный срок со дня подачи заявления и документов. Этим законопроектом предлагается сократить с одного месяца до пятнадцати дней этот срок. При этом хочу обратить ваше внимание на то, что пятидневный срок регистрации жилых помещений мы, естественно, сохраняем. Для сведения хочу отметить, что данный законопроект был поддержан Комитетом Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности и Верховным Судом Российской Федерации. Комитет также предлагает поддержать инициативу правительства и принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, два лаконичных доклада. Есть вопросы: депутаты Локоть, Федоткин, Решульский, Рохмистров, Емельянов, Бурков. Так, поехали. Депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемая Анна Владиславовна, безусловно, законопроект заслуживает внимания, однако возникают вопросы. А существуют ли сегодня цифры, какая-то статистика: сколько граждан охвачено сегодня ипотечным кредитованием, какова динамика по крайней мере за последний год и какой процент нуждающихся сегодня охвачен вот этим движением? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ПОПОВА А. В. Спасибо за вопрос. Да, несомненно, такая статистика существует. Во-первых, я хочу сказать, что объём задолженности по ипотечным жилищным кредитам у нас сегодня составляет чуть более 1 триллиона рублей, при этом динамика выданных кредитов постоянно растёт. Объём кредитов, выданных с 1 января 2009 года, то есть за период чуть менее года, составил 91,6 миллиарда рублей, а количество таких выданных кредитов составило порядка 90 тысяч. При этом средний срок кредитов составил от одиннадцати с половиной до шестнадцати с половиной лет. Таким образом, мы видим, что выдаётся достаточно большой объём кредитов и большое количество жителей нашей страны пользуются данным инструментом для финансирования улучшения своих жилищных условий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня, наверное, тоже вопрос к вам, Анна Владиславовна. Жалоб, касающихся рассматриваемого вопроса, конечно, много, он сам по себе актуальный. Несмотря на месячный срок, трудно уложиться - затяжки, вымогательство. К сожалению, такие жалобы неоднократны. Сейчас срок сокращаем, это прекрасно, но боюсь, что в связи с этим сокращением ещё больше будет жалоб на затяжки этого вопроса. И в пятнадцать не будут укладываться, и в месяц не укладываются, и вымогательства опять будут. Но в законе-то будет гладко, а в жизни будет по-прежнему трудно. Если не укладываются в эти сроки, какие жёсткие меры можно принять к этим чиновникам? Вот простой человек, что он может, как может заставить чиновника? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анна Владиславовна. ПОПОВА А. В. Спасибо за вопрос. Я не зря в своём докладе отметила, что мы провели системный анализ того, какие сроки регистрации сегодня существуют. Эти сроки составляют от семи до двадцати одного дня, то есть указанный сегодня в законе тридцатидневный срок не нарушается. Мы даже договорились о том, чтобы на уровне закона ещё более сократить этот период, и надеемся, что этот срок также не будет нарушаться. Соответствующие изменения лягут в основу регламента, за который указанный чиновник и соответствующее ведомство будут нести ответственность. Кроме того, определённые проблемы возникают на этапе принятия документов. И здесь Правительство Российской Федерации системно работает над тем, чтобы упростить и сделать более прозрачной эту процедуру. Сейчас ведётся большая работа, и подготовлен ко второму чтению, я знаю, в том числе с участием депутатов, с участием профильного комитета, законопроект, который предусматривает перевод в электронную форму этих услуг. Это тоже будет способствовать сокращению сроков и увеличению прозрачности данных процедур. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. У меня вопрос к уважаемому Дмитрию Фёдоровичу. Дмитрий Фёдорович, я не понял логику в действиях вашего комитета: почему вы рассмотрение следующего законопроекта, внесённого депутатами Войтенко, Четвериковым и другими, перенесли на более поздний срок? Они полностью альтернативные, отличаются только сроками, которые мы будем рассматриваемым сегодня законом утверждать. Я думаю, что в правительственном законе всё прописано более подробно, дано комплексно и реально, пятнадцать дней - это всё-таки не три дня. Поясните, почему сняли с рассмотрения сегодня законопроект Войтенко, Четверикова и других? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович. ВЯТКИН Д. Ф. Сергей Николаевич, здесь особой тайны нет: в связи с отсутствием содокладчика от комитета. Но мы посчитали невозможным отложить законопроект, который был внесён правительством, так как здесь присутствует представитель правительства. Было совершенно очевидно - и вы правильно это отметили, - что законопроект, который внесён правительством, надо принимать, он выверен. Тем более, что в структуре федеральной регистрационной службы находится этот орган исполнительной власти и они прекрасно знают, в какой срок они управятся, а в какой нет. Это совершенно очевидно, это чисто технический момент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. У меня такой вопрос. Здесь прозвучало, что была проанализирована система. Я не знаю, что там анализировали и у кого анализы брали, но, по тем сведениям, которые я имею, эти сроки, которые вы берёте, - это время нахождения, так сказать, в чистом виде при регистрации. Но там есть такой механизм, как приостановка регистрации на месяц, на два, и потом опять надо начинать заново. Анализировали ли вы, сколько у нас было случаев, когда производится регистрация объектов недвижимости и так далее по судебным решениям, именно по судебным решениям? Ведь есть случаи, когда при первичной подаче документов федеральной регистрационной службой даётся отказ и потом люди идут в суд, чтобы добиться регистрации. Кто из чиновников несёт ответственность? Опять же, в законопроекте я не увидел ни слова об ответственности тех, кто даёт неправомерный отказ в регистрации, и никакой ответственности не прописано. И здесь мы можем установить срок хоть два часа, всё равно ответственность... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто отвечает? Анна Владиславовна, пожалуйста. ПОПОВА А. В. Благодарю за вопрос. Конечно, определённые проблемы, как я уже сказала, особенно связанные с приёмом документов, с очередями при приёме документов, существуют, поэтому я оговорила, сказала, что этот проект закона данные проблемы решать не призван. Данный законопроект решает проблемы, связанные со сроками самой процедуры регистрации. Нам нужна последующая более детальная, системная работа для решения проблемы, связанной с приёмом документов, с очередями при приёме документов. И такую системную работу мы сейчас проводим, в том числе оптимальным решением данной проблемы будет перевод этих услуг в электронную форму. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хотел бы добавить представитель комитета. Пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Максим Станиславович, дело в том, что есть ещё случаи, когда отказ в регистрации, скажем так, из-за недостатков в документах, которые подаются для регистрации, он вполне оправдан и вполне законен. И в таком случае у лица, которое хочет получить регистрацию, остаётся только один способ - сделать это в суде, если имеется в виду, допустим, установление права собственности. В данном случае действительно речь идёт именно о сокращении сроков регистрации ипотеки. Здесь всё зависит только от того, насколько грамотно оформлены документы в соответствии с законодательством, и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Емельянов. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Дмитрий Фёдорович, у меня к вам вопрос, и он связан с обсуждением повестки. Первый вопрос. Почему 14-й пункт вы решили сегодня не рассматривать? Вы мотивы не назвали при обсуждении. И второй момент. Ведь всё-таки 13-й и 14-й пункты по факту альтернативны - в обоих законопроектах речь идёт о сокращении срока регистрации ипотеки, в том числе зданий, сооружений, земельных участков. Ведь по предмету они альтернативны. Почему вы их не поставили как альтернативные? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уже отвечал на этот вопрос Дмитрий Фёдорович. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Не было ответа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отвечая на вопрос Решульского Сергея Николаевича... По крайней мере, в повестке дня они не стоят как альтернативные. Чисто формально мы их не можем рассматривать как альтернативные. Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович. ВЯТКИН Д. Ф. Михаил Васильевич, что касается того, в каком порядке поставить, альтернативные они или не альтернативные, - наверное, всё-таки это относится более к компетенции Совета, потому что там повестка формируется. Это первое. Второе. Что касается вашего законопроекта, вы, я полагаю, знаете мнение комитета и, вполне возможно, просто-напросто отзовёте его. Если вы хотите продолжить работу в этом направлении, то можно доработать соответствующий законопроект, который мы рассмотрим, и, я полагаю, если он будет полностью соответствовать требованиям законодательства, его концепция будет поддержана всеми участниками законотворческого процесса, в том числе и комитетом, мы будем рекомендовать принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бурков, пожалуйста, или Бурков, точнее. БУРКОВ А. Л. У меня вопрос к Анне Владиславовне. Вот коллега Рохмистров уже затронул проблему необоснованных отказов регистраторов. Будьте добры, ответьте, проводит ли министерство анализ отказов регистраторов, самое главное, законны ли эти отказы и чем они обоснованы? Почему? Потому что вот это как раз один из элементов коррупционной составляющей, когда говорят: да, мы в сроки, установленные законом, выполнили, но вы свою регистрацию не получаете, и так по несколько раз люди ходят, более того, мы знаем, какие там очереди. Вот такой анализ проводится? И какие меры принимаются по итогам таких проверок? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Попова. ПОПОВА А. В. Несомненно, такой анализ проводится, проводится и соответствующей службой - Росреестром в отношении его территориальных подразделений, проводится и в Министерстве экономического развития, и, если есть подобные нарушения, предпринимаются различного рода административные расследования. Кроме того, конечно, если нарушены какие-то права гражданина при проведении регистрационных процедур, есть нарушения в действиях службы, то данные проблемы могут рассматриваться в судебном порядке - этого никто не отменяет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все вопросы заданы. Присаживайтесь, пожалуйста, Дмитрий Фёдорович. Настаивает ли кто-то на выступлении? Локоть, Рохмистров, Четвериков, да, и Вяткин - заключительное слово, он показывает, что готов выступить. Коллеги, здесь у нас будет проблема: у нас осталось пять минут. Поэтому давайте так: сейчас я дам слово выступающим, а потом объявим перерыв и будем обсуждать дальше после 14 часов, вернее, после... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, в 16 часов у нас фиксированное время - мы договорились, тогда это вообще уходит на 16.30. Пожалуйста, Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Олег Викторович. Я не совсем согласен вот с таким утверждением, что всё у нас замечательно с ипотекой и постоянно растёт число этих кредитов. Я думаю, что здесь, так сказать, лукавые звучат всё-таки оценки, а ситуация к этому не располагает. На мой взгляд, надо говорить очень честно и прямо, чтобы было понятно, в какой ситуации мы принимаем решения. Если было бы всё хорошо, я думаю, этот законопроект не появился бы - он и появился оттого, что не всё здесь хорошо. Вдумайтесь в цифру, уважаемые депутаты: девяносто тысяч кредитов на миллионы нуждающихся в улучшении жилищных условий, а ведь мы говорили, ну, нам говорили, во всяком случае некоторое время назад, о том, что ипотека - это основной инструмент решения жилищной проблемы в нашей стране. Значит, здесь не всё, вообще говоря, хорошо. И потом вы говорите о том, что у нас растёт постоянно количество кредитов. Откуда? Строительная отрасль, как нам здесь говорят, вот министры выступают, и по тем данным, которыми мы сами владеем, сегодня в столбняке, она понесла очень серьёзные потери именно в период кризиса. Поэтому говорить здесь так, наверное, не стоит, обманывать друг друга не стоит. Некоторое время назад тогда ещё президент Путин - он был тогда президентом - во время одного из своих телемостов говорил нашим избирателям о том, что, безусловно, проблему жилья мы решим с помощью ипотеки. Прошло столько лет, а, вообще говоря, проблема эта не решена. Почему? Что надо сделать? Прежде всего, необходимо снижать процент вот этого кредитования и нужно увеличивать сроки, на которые выдаётся этот кредит. И конечно же, доступность этого кредита, условия выдачи этого кредита должны быть такими, чтобы большинство желающих улучшить свои жилищные условия в нашей стране могли воспользоваться вот этим режимом, ипотекой. Если мы эти проблемы не решим, то этот законопроект... Мы, безусловно, за него проголосуем, но это вторичная, вообще говоря, проблема, и он основных проблем ипотеки не решает. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Позиция фракции заключается в следующем: настоящий законопроект - это опять попытка оправдаться, сделать вид, что мы хоть что-то делаем. На самом деле федеральная служба регистрации у нас находится в ужаснейшем состоянии - уровень коррупции там зашкаливает, просто зашкаливает, и ничего не делается. Да, возбуждаются уголовные дела, кто-то там очередной ловится за взятку и так далее, но ведь не секрет - об этом постоянно говорят люди, - что в регистрацию сегодня без денег идти - всё равно что идти за заведомым отказом: твоё дело обязательно приостановят, попробуют как-то подождать, может быть, ты ещё придёшь. А перечень документов, которые требует регистрационная служба, вообще носит явно избыточный характер. Вот мне непонятно: вам отказывают в связи с тем, что у вас недостаточно документов, а суд на основании этих же документов принимает решение обязать регистрационную службу зарегистрировать собственность, ипотеку, неважно что... Вот не задумывалось ли Министерство экономического развития, а у меня такое ощущение, что это министерство не экономического развития, а совершенно другого развития - бюрократизма и коррупции, вот там всё развивается успешно благодаря... Вот не задумывалось ли оно над тем, чтобы изменить этот перечень документов, потому что двадцать три пункта, двадцать три бумажки, справочки, разрешения или ещё чего-то там надо собрать, чтобы собственную квартиру человек зарегистрировал, - это с ума можно сойти. Он год будет собирать! А для суда достаточно трёх-четырёх документов, чтобы зарегистрировать. Вот ничего не делается для того, чтобы как-то упорядочить работу, чтобы не было возможности у регистраторов брать взятки, чтобы вокруг этой конторы не паслась куча людей, промежуточных звеньев, которые обдирают наших граждан, и в десятки раз завышается официальная пошлина. Это же идёт не государству, это идёт в карман вот тем конторкам, которые рядом с регистрационной службой пасутся. И ничего не делается в этой области. Да, мы декларируем. Да, мы там сократим срок. Ну хоть ты в десять раз срок сократи, из-за мздоимства и коррупции вопрос не решится. Поэтому вот этим надо заниматься, этим! Министерство должно Государственной Думе сказать: мы прописали нормы прямого действия для Федеральной регистрационной службы. Да тремя руками мы будем голосовать за такой законопроект! А когда у нас законопроект говорит одно, а нормативные правовые акты, которые принимаются в том же самом Минэкономразвития, говорят другое, когда декларируется одно, а инструкции по исполнению совершенно другие... Я уже достаточно здесь привёл примеров... Я прочитал постановление, только приложение не прочитал - по поводу нового расчёта стоимости аренды за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности. Бред сивой кобылы (по-другому никак нельзя назвать): в тридцать семь раз докризисная стоимость земельного участка увеличивается, а для учебных и образовательных учреждений - в сто раз по сравнению с действующими ставками в Москве, которые... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максим Станиславович, вынужден вас прервать. Уже 12 часов. Какие будут предложения? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вяткин по карточке Резника. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас примем решение, и, может быть, палата согласится с тем, чтобы дать время ещё двум выступающим, и на этом закончим. ВЯТКИН Д. Ф. Коллеги, у нас дальше будет очень много вопросов, поставленных на фиксированное время. Может быть, мы закончим рассмотрение этого вопроса сейчас, но постараемся покороче это сделать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, если выступающие не будут выбирать десятиминутный режим, то такое предложение имеет смысл. Если же они выберут десятиминутный режим, то это бессмысленно, потому что мы тогда нарушим режим "правительственного часа". Максим Станиславович, вы уложитесь? Не уложитесь.
Пункт 13 - надо его завершить. Выступает депутат Рохмистров, у него ещё шесть с половиной минут. Установите ему регламент в шесть с половиной минут. Пожалуйста, включите микрофон депутату Рохмистрову. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Олег Викторович, вообще, на моей памяти не было, я не помню, чтобы кого-то из правительства, из "ЕДИНОЙ РОССИИ" вот так вот, на полуслове, обрывали и переносили на несколько часов продолжение объяснения по вопросу. Видимо, у нас судьба такая... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я предложил, Максим Станиславович, вам продолжить, но вы же не приняли моё предложение. РОХМИСТРОВ М. С. Я принял предложение закончить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Что касается важнейшего вопроса, в целом федеральной службы регистрации, так как у нас через неё проходит регистрация практически всего основного имущества наших граждан. Как над ними издеваются, неоднократно в этом зале звучало. И сегодня - типа того, что мы решаем эти вопросы, - появляется настоящий законопроект, который фактически ничего не решает. Можно, конечно, проголосовать за него, сократить до пятнадцати дней, - не месяц, но что это решит? Не предусматривается никакой ответственности. Творят в этой регистрации всё, что хотят, никакие нормативные требования не изменяются. Было бы правильно всё-таки отправить назад этот законопроект, в министерство так называемого экономического развития (как я уже сказал, судя по тому, что оно выпускает, это не Министерство экономического развития, а министерство по развитию коррупции), чтобы они разработали нормальный законопроект с прямыми требованиями к регистраторам и там же предусмотрели ответственность регистратора за неправомерные решения, потому что эти все отсылки: ну, если вам что-то не нравится, идите в суды... Так у нас люди и без их посыла туда ходят, и большинство людей всё-таки выигрывает и обязывает федеральную службу регистрации зарегистрировать то, что им туда подаётся. И ввести всё-таки единые требования, чтобы федеральная регистрация запрашивала у людей те документы, которые являются необходимыми и достаточными, а не так - до кучи, в принципе всё, что можно собрать по этому объекту, чтоб можно было отказать, и чтоб люди эти бумажки никогда в жизни не собрали. Если есть право, которым доказывается в суде право на этот объект, надо, чтобы люди шли и регистрировали. И здесь это имеет на самом деле серьёзные последствия не только по отношению к гражданам, но и для бюджета в целом, который у нас не очень хорошо себя чувствует, потому что, если вы знаете, у нас даже договора аренды тоже должны регистрироваться, если они сроком более одного года. К сожалению, норма, которая установлена ФРС, заставляет людей, которые, может быть, и хотели бы получить долгосрочные договора аренды, заключать короткие договора, потому что там нормальный человек с ума сойдёт: целый год будет собирать справки, чтобы только подать в эту федеральную службу регистрации, а потом ещё надо как-то договориться либо с регистратором, либо с конторой, которая рядом с ними. К сожалению, законопроект эти вопросы не решает. Просто декларированием того, что мы сокращаем сроки регистрации, мы ничего для наших граждан хорошего не делаем, потому что эти сроки всё равно не будут выполняться. Будут опять же требовать собирать немыслимое количество справок, от восемнадцати до двадцати трёх позиций, бумажек, причём все эти бумажки имеют ограниченный срок действия. Зачастую люди сталкиваются с тем, что пока они эти бумажки собирают, у каких-то бумажек срок действия заканчивается, и им надо выходить на повторный круг собирания этих бумажек, которые даже в суде не требуются для принятия окончательного решения судом, является человек правообладателем либо не является. Этими вопросами, наверное, и должно заниматься Министерство экономического развития. Кроме того, на сегодняшний день я несколько раз обращался в регистрационную службу, задавал вопросы - они сами, вообще, не знают, что там происходит в Минэкономразвития. Поэтому, может быть, было бы целесообразно всё-таки их вернуть в подчинение Министерству юстиции, там хоть прослеживалась связь с исполнением закона, потому что сегодня, к сожалению, органы федеральной регистрации кивают на какие-то подзаконные акты, нормативные документы, выпускаемые Минэкономразвития, которые, вообще, непонятно, каким образом идут, и которые никакого отношения к праву не имеют. На мой взгляд, технически федеральная служба регистрации, когда она была подчинена Министерству юстиции, работала лучше, чем сейчас. И я думаю, это связано с тем, что всё-таки такие вещи должны подчиняться органам юстиции в первую очередь, потому что они принимают решения не по развитию нашей экономики. А, как я уже сказал, экономика у нас развивается не в ту сторону, и законопроекты какие-то странные у нас принимаются: давайте сократим. Я считаю, что настоящий законопроект, кроме декларирования того, что мы улучшаем нашим гражданам жизнь, в себе ничего не несёт и никакой пользы он нашим гражданам не принесёт. Получение дополнительных отписок, отказов или ещё чего-то - ну давайте примем этот законопроект, посмотрим, а проблемы... Ни одной проблемы из тех, которые сегодня есть, этот законопроект не решил. Я считаю, что принятие этого законопроекта с целью популяризации деятельности Министерства экономического развития, чтобы оно лишнюю галочку в отчёте поставило, что они вот такой хороший закон приняли, я думаю, просто нецелесообразно. Не целесообразно его вообще поддерживать, потому что такие законопроекты надо отправлять обратно и говорить: слушайте, вы что-нибудь дельное напишите, чем декларировать, что мы тут сокращаем сроки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Емельянов. Бурков. Бурков, точнее - нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четвериков, пожалуйста. Просто вы не записывались. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, Четвериков. Извините, это у меня запись на вопросы, я перепутал. Извините. Четвериков выступает от "Справедливой России". Александр Владимирович Четвериков, пожалуйста. ЧЕТВЕРИКОВ А. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Прежде чем говорить по существу законопроекта, я хотел бы всё-таки обратить внимание на коллизию, которая, на мой взгляд, сегодня произошла с законопроектом из пункта 14 повестки дня. Этот законопроект, депутатский, был внесён более года назад и по существу, по концепции, по решаемому вопросу полностью соответствует законопроекту, который мы в настоящий момент рассматриваем. Более того, на мой взгляд, после неоднократных консультаций по предыдущему законопроекту и появился этот правительственный вариант. Но если это такая теперь форма законодательной деятельности, законотворческой деятельности для оппозиционных фракций - вносить законопроекты, а затем видеть эти же законопроекты за подписью правительства, ну, в таком случае... На мой взгляд, это несколько нерациональная система работы парламента и неэффективное использование депутатского времени, но мы будем знать, что такая возможность у нас есть - вносить законопроекты, а затем видеть то же самое за подписью правительства, да ещё наблюдать, как некорректно, на мой взгляд, в конечном счёте отфутболивается депутатский законопроект. Что касается сути законопроекта, то она действительно достаточно проста: речь идёт о том, чтобы сократить срок государственной регистрации договоров ипотеки. Но здесь стоит обратить внимание на следующее: мы уже в своё время приняли закон, в соответствии с которым срок регистрации договоров ипотеки для физических лиц по жилой недвижимости был сокращён до пяти суток, и в настоящий момент стоит учитывать, что данный законопроект предусматривает сокращение до пятнадцати суток исключительно срока регистрации договоров ипотеки для бизнеса, то есть это регистрация договоров ипотеки нежилого имущества. На самом деле объём сделок по нежилому имуществу составляет не более 10 процентов от всех сделок, а экономический эффект от этой регистрации превышает где-то в двадцать пять раз объём сделок по, так скажем, жилой ипотеке. Если приводить абсолютные цифры, то жилая ипотека составляет порядка 120 миллиардов рублей в год и 80 процентов всех регистрационных действий, а то, что мы сейчас рассматриваем, составляет всего-навсего не более 10 процентов всех регистрационных действий, но в денежном выражении это более 2 триллионов рублей. Получается, что мы на то, что даёт нам 10 процентов эффекта, отводим пять суток, а на то, что нам даёт 80 процентов эффекта в экономике, отводим пятнадцать суток. На мой взгляд, это абсолютно нерационально. И в то же время мы знаем прекрасно, что на практике эта регистрация происходит за несколько часов, так как организация, получившая кредит, долгожданный кредит, многомиллиардный кредит, никогда не будет ждать пятнадцать или тридцать суток, а найдёт правильных людей, которые есть практически при всех территориальных учреждениях Росрегистрации, и зарегистрирует это за несколько дней, даже за несколько часов. Имея практику работы в реальном секторе экономики, я могу с вами поделиться таким откровением: за десять лет существования этой службы не было ни одного известного мне случая, чтобы регистрация обходилась без, ну, скажем так, благодарности определённой правильным людям, и ни разу не было такого, чтобы долгожданный кредит в конечном счёте останавливался на этапе регистрации и там происходила задержка на вот эти самые пятнадцать и так далее суток. Таким образом, я считаю, что в данном случае это с экономической точки зрения нерационально и с точки зрения производительности труда в Росрегистрации, если так можно выразиться, это нерационально. Это противоречит здравому смыслу и, самое главное, это поощряет ту самую коррупцию, позволяет этой коррупции, организованной системе, цвести и расцветать по всей стране в учреждениях Росрегистрации. Мы видим это по статистике, по данным об уже посаженных лицах, которые этими вопросами занимались, и мы это поощряем. Я не понимаю, что в нашей стране происходит: президент призывает бороться с коррупцией, мы принимаем какие-то нелепые законы, которые на практике не работают, а то, что действительно является совершенно правильным и незамедлительным механизмом борьбы с коррупцией, остаётся у нас за бортом, да ещё так беспардонно - всё, до свидания, не будем рассматривать ваш законопроект. И ещё я хочу сказать, что этот законопроект долгожданный: люди ждут и надеются, что всё-таки государство посмотрит, опомнится в конечном счёте и не на словах, а на деле будет поддерживать реальный сектор экономики. На первый взгляд это может показаться не очень значимым: подумаешь, с тридцати суток сократили до пятнадцати или до трёх суток, но на самом деле это очень важный и долгожданный законопроект. Но нужно чётко понимать, что пятнадцать суток ничего не решат, этот вопрос требует радикального решения: не более трёх, ну, максимум пяти суток, как на практике это и происходит. Поэтому я всё-таки прошу депутатов обратить на это внимание, и если будет принят данный законопроект, который предусматривает срок регистрации пятнадцать суток, то в любом случае ко второму чтению обязательно нужно поработать над тем, чтобы он был снижен до уровня реальной эффективности, а именно трёх, ну, максимум пяти суток, или же рассмотреть, как это и было предложено изначально, депутатский вариант. Мы всё-таки парламент, и, на мой взгляд, при двух равнозначных вариантах надо бы поддерживать хотя бы из чувства уважения друг к другу депутатский вариант, где чётко и ясно записано: срок государственной регистрации договоров ипотеки нежилого имущества - я обращаю ваше внимание на то, что к гражданам это имеет лишь косвенное отношение, - от трёх до пяти суток. Я надеюсь, что приведённые аргументы вас убедят, но тем не менее всё-таки, выступая не только от своего имени, как представителя депутатской группы, инициировавшей альтернативный законопроект, - а я настаиваю на его альтернативности, - но и представляя фракцию, я хочу сказать, что мы не за политические амбиции, мы поддержим в данном случае и этот, правительственный, вариант, так как всё-таки движение вперёд какое-то наметилось, хотя и, на наш взгляд, недостаточно эффективное. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, заключительное слово... ИЗ ЗАЛА. Так вы всё-таки за или против? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он сказал, что за. Вяткин, пожалуйста, вы настаивали на заключительном слове. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Ну, коллег из других фракций, честное слово, так тяжело воспринимать: одним не нравится пятнадцать дней - они говорят, что это поощрение коррупции, потому что реальные сроки больше, другим не нравится пятнадцать - они говорят, что реальные сроки меньше, и это тоже поощрение коррупции. На самом деле речь действительно идёт о регистрации ипотеки по коммерческим сделкам в первую очередь. Не случайно законопроект, который мы рассматриваем, внесён правительством, и мы на него отреагировали положительным образом, потому что та система, которая создана, в настоящий момент позволяет произвести регистрацию именно в те сроки, которые предусмотрены законопроектом. Это та самая золотая середина, о которой мы всегда говорим. Вот говорят о том, что есть отказы. Конечно, есть отказы, конечно, есть задержки в регистрации, вне всякого сомнения, но, когда мы говорим о перечне документов для регистрации прав на недвижимость - я не говорю о регистрации тех сделок, о которых идёт речь в данном законопроекте, а говорю вообще о регистрации недвижимости, - мы всегда должны помнить, что сам процесс регистрации должен быть не только быстрым и эффективным, он ещё должен защищать собственников от неправомерного лишения их собственности, от неправомерного завладения их собственностью. И конечно же, все документы по каждой сделке, когда речь идёт о недвижимости, должны всегда чётко выражать полномочия, волю тех лиц, которые эти сделки совершают, поэтому тут и торопиться не надо, и затягивать этот процесс не надо. Вот эти пятнадцать дней, которые предлагает установить правительство, - это та самая золотая середина по коммерческим сделкам, по сути дела. Мы поддерживаем, все поддерживают на самом деле, и мы воспринимаем всю ту критику в адрес данного законопроекта, которая звучала сегодня, в целом как не относящуюся к предмету данного закона. Я призываю наших коллег поддержать мнение комитета принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители президента, правительства не настаивают на участии в дискуссии? Нет. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в статью 20 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в первом чтении. Включите режим голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 18 мин. 38 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0% Результат: принято Принимается.
НОВИКОВА К. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, для протокола: по пункту 13 - по проекту федерального закона № 240676-5 - Загидуллов и Лахова голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Принимаем к сведению.
ОСАДЧИЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Олег Викторович, для протокола: по 13-му вопросу повестки дня Загидуллов, Киекбаев и Лахова голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимается.