Заседание № 171
О проекте федерального закона № 240387-4 "О внесении изменения в статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся полномочий органов местного самоуправления по осуществлению контроля за использованием земель в городах Москве и Санкт-Петербурге).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
7-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации". Доклад члена Комитета по собственности Александра Александровича Агеева. Не видим мы Александра Александровича Агеева. Уважаемые коллеги, тогда этот вопрос мы откладываем. Идём мы по графику, Агеев, насколько я знаю, находится, по крайней мере, в здании Государственной Думы.
Уважаемые коллеги, по вопросу 7 появился докладчик. Пожалуйста, Александр Александрович Агеев, прошу вас доложить по вопросу 7. Включите микрофон на рабочем месте. АГЕЕВ А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет по собственности представляет к принятию в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливающий особенности осуществления земельного контроля в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении 14 июня этого года. На законопроект имеется положительное заключение Правового управления Аппарата Госдумы. Замечаний правового, юридико-технического и лингвостилистического характера не имеется. Прошу, уважаемые коллеги, поддержать принятие законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по докладу? Нет. Выносим данный проект федерального закона на "час голосования".
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 06 мин. 35 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 5 чел.1,1% Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8% Результат: принято Принято.
Заседание № 170
О проекте федерального закона № 240387-4 "О внесении изменения в статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся полномочий органов местного самоуправления по осуществлению земельного контроля за использованием земель в городах Москве и Санкт-Петербурге; принят в первом чтении 7 апреля 2006 года с названием "О внесении изменений в статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 10. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации". Докладывает заместитель председателя Комитета по собственности Анатолий Евгеньевич Локоть. Пожалуйста, Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые депутаты, вашему вниманию предлагается подготовленный к рассмотрению во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливающий особенности осуществления земельного контроля в субъектах Российской Федерации и городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении в апреле этого года. Поступили две поправки к законопроекту, которые включены в таблицу 2 поправок, предлагаемых Комитетом по собственности к отклонению. В таблицу 1 включены две поправки, связанные с замечаниями Правового управления Аппарата Госдумы, предлагаемые комитетом к принятию. Они носят редакционный характер. Коллеги, прошу поддержать решение по таблицам поправок, а также по подготовленному ко второму чтению тексту законопроекта, на который получено положительное заключение Правового управления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Евгеньевич. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок, рекомендованных к принятию, которая состоит из двух поправок? Нет. Кто за то, чтобы принять данную таблицу? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 11 сек.) Проголосовало за 362 чел.80,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 363 чел. Не голосовало 87 чел.19,3% Результат: принято Принято. Есть ли вопросы по таблице поправок, рекомендованных к отклонению, которая также состоит из двух поправок? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и принять данную таблицу? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 46 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2% Результат: принято Принято. Прошу проголосовать по данному законопроекту: принять во втором чтении. Кто за это предложение? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 17 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2% Результат: принято Принято.
Заседание № 156
О проекте федерального закона № 240387-4 "О внесении изменений в статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся полномочий органов местного самоуправления по осуществлению контроля за использованием земель в городах Москве и Санкт-Петербурге).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 9 порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Ильдара Нурулловича Габдрахманова. Пожалуйста. ГАБДРАХМАНОВ И. Н., фракция "Единая Россия". Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на устранение неточностей в положениях, регулирующих сферу земельного контроля в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. В базовом законе - "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - предусмотрены особенности решения в городах федерального значения отдельных вопросов местного значения. И в частности, там говорится о том, что если где-либо в отраслевых законодательных актах предусмотрены полномочия муниципального образования, то для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга это означает, что это является их полномочиями, за исключением случаев, когда они непосредственно своими законами передают эти полномочия муниципалитетам. И соответствующие оговорки сделаны в большинстве статей Земельного кодекса. Однако в одной из статей, где речь идёт о земельном контроле за использованием земель, такой оговорки не сделано. И в результате на практике может сложиться ситуация, когда различные органы будут по-разному трактовать эту норму. В целях устранения неточности и предлагается этот законопроект, в котором говорится о том, что это может являться полномочиями муниципалитетов, если будет оговорено законами субъектов. Профильный комитет - Комитет по собственности высказал замечания. Мы эти замечания ко второму чтению готовы учесть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по собственности Александра Александровича Агеева. Пожалуйста. АГЕЕВ А. А. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по собственности рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации", внесённый группой депутатов Государственной Думы. Действующей редакцией статьи 72 Земельного кодекса установлено, что муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Законопроектом предлагается дополнить указанную статью положением, согласно которому в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления по осуществлению контроля за использованием земель и установлению порядка его осуществления могут быть отнесены законами Москвы и Санкт-Петербурга к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации. По мнению Комитета по собственности, предлагаемое положение представляется вполне обоснованным, поскольку оно исходит из особенностей организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, определённых статьёй 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В частности, согласно пункту 3 указанной статьи перечень вопросов местного значения названных городов определяется законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, устанавливая особенности осуществления земельного контроля в названных субъектах Российской Федерации, законопроект дополняет содержащиеся в Земельном кодексе Российской Федерации нормы, касающиеся иных полномочий этих субъектов в сфере земельных отношений, например установленные пунктом 10 статьи 31 и пунктом 2 статьи 83 Земельного кодекса. Законопроект поддерживается Правительством Российской Федерации, а в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы отсутствуют замечания правового характера. Учитывая вышеизложенное, Комитет по собственности считает возможным поддержать рассматриваемый проект федерального закона и предлагает принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, процедура первого чтения. Есть ли вопросы к докладчику? Пожалуйста, Кузнецов Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, и докладчик, и содокладчик! Вопрос обыкновенный. Нам, конечно, хорошо известно, что и в Москве, и в Санкт-Петербурге местное самоуправление как таковое имеет, по существу, зачаточный характер, и в этом особенность нашего 131-го закона, который разрешил на местах решать всё как есть, как захочется государственной власти насчет этих дел. Как на ваш взгляд, не ущемляем ли мы конкретные права местного самоуправления, людей, которые живут непосредственно на этой территории, в части контроля за использованием той земли, которая, вообще говоря, используется, с их точки зрения, часто неправильно? Есть очень много проблем, мы их видим по телевидению и так далее. Вот как вы считаете: ущемляем или не ущемляем? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Егорович, вопрос к кому? КУЗНЕЦОВ В. Е. К обоим докладчикам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ильдар Нуруллович, с места. ГАБДРАХМАНОВ И. Н. Нет, по нашему мнению, здесь абсолютно нет никакого ущемления, поскольку речь идёт только о двух городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге. Когда принимался базовый закон о местном самоуправлении в Российской Федерации, то в отдельной статье оговаривалась необходимость прописания вот этих особенностей в целях сохранения единства городского хозяйства в этих двух городах. Принятие этой поправки не означает, что контроль за землями исчезает куда-то. Нет, он, как и раньше, будет осуществляться органами исполнительной власти этих городов федерального значения. Вопрос только в том, что в действующем законодательстве существует двоякая трактовка, и этот законопроект снимает это разночтение. А всё сохранится так, как это происходит сегодня. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я так понимаю, что у членов комитета такая же точка зрения после ответа докладчика. Коллеги, больше вопросов не последовало. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Кузнецов. Больше не вижу рук. Тогда включите микрофон депутату Кузнецову для выступления. КУЗНЕЦОВ В. Е. Уважаемые депутаты, хотим мы или не хотим, но мы смотрим телепрограммы по каналу ТВЦ, которые посвящены, вообще говоря, жизни людей в Москве. Я думаю, вы всё видели: и борьбу с "ракушками", и застройки... Речь идёт об использовании или предоставлении земли под строительство, о снесении парков и так далее. Всё это связано с непосредственными действиями органов государственной власти Москвы, и всё это ущемляет напрямую интересы горожан и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Я, конечно, понимаю, что команде Лужкова очень бы хотелось, чтобы никто не смел им мешать в решении, так сказать, великих финансовых и строительных проблем. Подумаешь, там какое-то население протестует, а я тут хочу построить или дом, или гараж, или ещё бог весть что. Застроили всё торговыми центрами и так далее. По сути, среда обитания в городе Москве никакая. Здесь невозможно отдыхать, даже жить здесь трудно. Люди пытаются как-то от этого оградиться. И то, что им статьёй 72 Земельного кодекса это право было предоставлено, - это было совершенно верно сделано. Если в 131-м законе говорится, что в целях сохранения единства и прочих вещей целесообразно предоставить возможность регулировать эти вопросы органам государственной власти субъектов Российской Федерации - Москвы и Санкт-Петербурга... Да, конечно, в нём об этом говорится, но это по-крупному, по большим проблемам. Но здесь речь идёт не об энергетике, не о водоснабжении, ни о каких-то транспортных великих делах и так далее. Здесь речь идёт о конкретных вещах: "А как у меня под окном... Кто имеет право распоряжаться - Юрий Михайлович со своей командой "наездников" или те, которых я здесь, на месте, выбираю и с которых пытаюсь спросить?" Мы сегодня вот этими поправками, вернее, вы сегодня этими поправками говорите: ребята, помолчите, есть Юрий Михайлович, и пусть он всё решает, пусть его команда определяет, где, что и как. Я понимаю, конечно, что у Юрия Михайловича большой авторитет, и, наверное, лоббистские усилия там немалые, то есть он легко проходит и Государственную Думу, и правительство, и, видимо, правовое управление президента. Но мы ведь фактически наступаем на конституционные права граждан. И не надо здесь говорить о разночтении в законах, его нет, этого разночтения. Контроль за использованием земель должен быть отнесён к тем органам, которые непосредственно отвечают за конкретную территорию, которые отвечают за состояние среды обитания людей, которые сформировали и избрали эти органы. Я полагаю, что такой законопроект ни в коем случае нельзя поддерживать. И конечно, и Москву, и Санкт-Петербург даже в целях развития местного самоуправления в этих городах... А мы видим, что здесь движения образовались, которые стараются укрепить местное самоуправление вопреки действующей политике центра Москвы и центра Санкт-Петербурга. Ведь есть живые люди, которые ищут эти формы, они в комитет идут: "Как и что здесь можно решить?" А мы говорим: "А ничего нельзя решить". Дума в своё время, так сказать, легла под позицию Юрия Михайловича Лужкова и сказала: "Да ладно, правь, как можешь". И на сегодняшний день эта конфликтная ситуация наносит серьёзный ущерб. Я полагаю, что не надо поддерживать такой законопроект. Надо встать на сторону населения, горожан Москвы и Санкт-Петербурга. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я не увидел руку депутата Осадчего, прошу прощения. Поэтому даю слово депутату Осадчему. Пожалуйста. ОСАДЧИЙ С. Ю., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, на самом деле я не могу согласиться с коллегой Кузнецовым, потому что я три раза избирался в Московскую городскую Думу, был депутатом первого, второго и третьего созывов, и хочу вам сказать, что именно в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, прерогатива управления хозяйством и особенно землёй должна находиться в руках законодательного органа, принимающего законы и реализующего их на территории всего субъекта Российской Федерации. Мы насмотрелись в своё время, как ряд руководителей муниципальных образований (Краснов, например, ещё тогда много говорили о "красновщине") буквально запрещали самолётам пролетать над территорией их муниципальных образований. Вот к чему это может привести, уважаемые коллеги. Поэтому я прошу вас поддержать данный законопроект и проголосовать за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Для заключительного слова Габдрахманову, пожалуйста, включите микрофон. ГАБДРАХМАНОВ И. Н. Я очень сожалею, что Виктор Егорович не ознакомился подробно с законопроектом, потому что в законопроекте речь идёт не о выделении земельных участков, а о контроле за их использованием. И контроль за их использованием сегодня осуществляется в соответствии с законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Депутаты их законодательных собраний избираются жителями этих городов и принимают законы, в которых оговаривается, каким образом должен осуществляться контроль на их территории. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик не настаивает на заключительном слове? Представители президента, правительства? Тоже нет. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации". Комитет предлагает данный законопроект поддержать. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет таких. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 39 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6% Результат: принято Принимается законопроект в первом чтении.