Заседание № 118
О проекте федерального закона № 239908-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Вопрос 3. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете". Докладчик тот же. Пожалуйста. БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете". Законопроект внесён Президентом Российской Федерации. Рассмотрен во втором чтении 16 октября и подготовлен Комитетом по образованию к рассмотрению в третьем чтении. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера не имеет. Прошу вынести данный законопроект на "час голосования" и поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет здесь замечаний. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Пункт 3. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации..." (в связи с принятием предыдущего закона). Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 26 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7% Результат: принято Принято.
Заседание № 117
О проекте федерального закона № 239908-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Вопрос 6. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете". Докладчик тот же. Пожалуйста. БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете", внесённый Президентом Российской Федерации, который был принят Государственной Думой в первом чтении 9 сентября текущего года. Законопроект направлен на создание правовых условий для реализации Федерального закона "О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" путём внесения соответствующих изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Трудовой кодекс и другие законодательные акты Российской Федерации. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению поступило семь поправок. Пять поправок Комитет по образованию рекомендует к принятию - таблица 1. В них уточняются вопросы, связанные с переходом на двухуровневую систему высшего профессионального образования и переходом на новые образовательные стандарты, что очень важно для дальнейшей деятельности этих университетов и для развития всей системы высшего образования. Две поправки Комитет по образованию рекомендует к отклонению - таблица 2. Они касаются назначения ректоров, они аналогичны тем поправкам, которые мы уже отклонили при рассмотрении предыдущего законопроекта. Прошу рассмотреть таблицы поправок и принять данный проект федерального закона во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, таблица 1 содержит пять поправок. Есть ли необходимость обсуждать какую-либо отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 30 мин. 16 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4% Результат: принято Принято. Таблица 2 содержит две поправки. Нужно ли их обсуждать отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 2, рекомендованных комитетом к отклонению. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 30 мин. 55 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7% Результат: принято Принято. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 31 мин. 41 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7% Результат: принято Принято.
Заседание № 115
О проекте федерального закона № 239908-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
БАЛЫХИН Г. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Комитет по образованию просит снять с рассмотрения законопроекты под номерами 3, 4 и 5 порядка работы Государственной Думы на сегодня. Спасибо.
Балыхин Григорий Артёмович предлагает сегодня не рассматривать пункты 3, 4 и 5. Как председатель профильного комитета, он просит перенести рассмотрение данных вопросов. Нет возражений? Нет.
Заседание № 108
О проекте федерального закона № 239908-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
БАЛЫХИН Г. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 8 сентября этого года вношу предложение рассмотреть законопроекты из пунктов 7, 8 и 9 порядка работы Государственной Думы по следующей процедуре: провести обсуждение сразу трёх законопроектов с одним докладом до пятнадцати минут и одним содокладом до десяти минут, дать возможность представителям фракций задать по три вопроса (на вопрос - одна минута, на ответ - до трёх минут) и предоставить для выступления от фракции и докладчику для заключительного слова до десяти минут.
Балыхин Григорий Артёмович ознакомил с процедурой рассмотрения вопросов 7, 8 и 9 порядка работы, которая была рекомендована Советом Государственной Думы. По Регламенту нам необходимо проголосовать в поддержку этой процедуры. Кто за? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 59 сек.) Проголосовало за 325 чел.100,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 325 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято.
Коллеги, у нас восемь минут до перерыва. Я предлагаю такой вариант: мы можем дать возможность сейчас докладчику сделать доклад по вопросам 7, 8 и 9. Я думаю, если он уложится в восемь минут... Не уложитесь? Я обращаюсь к Юрию Петровичу Сентюрину. Он готов уложиться. Пожалуйста, на трибуну, потому что в 12 часов мы объявим перерыв. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он останется на вопросы, в 16 часов вы будете задавать ему вопросы. Пожалуйста, Юрий Петрович. СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Предлагаемые на рассмотрение (по всем трём вопросам говорю) проекты федеральных законов "О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете", о внесении изменений в связи с принятием названного закона в отдельные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также в федеральный конституционный закон направлены на законодательное закрепление особенностей правового положения, а также на регулирование осуществления образовательной деятельности двумя названными ведущими классическими университетами Российской Федерации. Эти особенности обусловлены тем, что МГУ и СПГУ представляют собой на сегодняшний день сложившиеся уникальные научно-образовательные комплексы, которые являются мультидисциплинарными образовательными учреждениями, охватывающими практически все научные дисциплины и дающими универсальное образование. В структуру университетов входят многочисленные факультеты, кафедры, научно-исследовательские центры, музеи, библиотеки, типографии, издательства, учебно-научные и культурные центры. Цель законопроектов - урегулировать комплекс публично-правовых и частно-правовых отношений, возникающих между университетами и их учредителем, структурными подразделениями, обучающимися, а также трудовые отношения, в том числе касающиеся должности ректоров этих вузов. При разработке специального федерального закона, о котором мы сегодня говорим, в основу была положена норма, закреплённая статьёй 120 Гражданского кодекса, предусматривающей названный формат - специальный федеральный закон - в качестве способа урегулирования особенностей правового положения отдельных видов государственных учреждений. Законопроектами определяется правовое положение университетов как государственных бюджетных учреждений, учредителем которых является Правительство Российской Федерации, утверждающее уставы этих образовательных учреждений, оно же определяет порядок лицензирования образовательной деятельности и госаккредитации университетов. Законопроекты направлены на расширение автономии университетов в вопросах внутренней организации и осуществления образовательного процесса. Так, наряду с правом устанавливать свои образовательные стандарты и требования к реализуемым ими образовательным программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования университеты получат право на проведение в дополнение к единому государственному экзамену вступительных испытаний профильной направленности, будут вправе выдавать собственные документы об образовании, приравненные по статусу к документам государственного образца. Законопроект закрепляет норму, в соответствии с которой вузы получают право заверять названные документы своими печатями, содержащими элементы государственной символики Российской Федерации. Все эти меры направлены на совершенствование системы образования России и формирование её нового облика. Законопроекты предусматривают оптимизацию системы управления университетами и внедрение новых механизмов их финансирования, что позволит более эффективно управлять сложными университетскими имущественными комплексами. Так, ректоры университетов по законопроекту назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. По достижении руководителями университетов предельного возраста, установленного для этих должностей, президент вправе производить переназначение дважды, дважды продлевать полномочия ректоров на новый срок. Избранные до дня вступления в силу настоящего закона ректоры МГУ и СПГУ осуществляют свои полномочия до назначения Президентом Российской Федерации новых руководителей вузов. Признавая за университетами их особое значение в образовательной и научной системе Российской Федерации, законопроектом предусматривается закрепить норму, согласно которой университеты выступают получателями и главными распорядителями средств федерального бюджета. При этом в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации университеты как главные распорядители бюджетных средств получат право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между получателями бюджетных средств. При этом Федеральное казначейство будет осуществлять финансовый контроль за непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределённых университетами между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утверждёнными им лимитами бюджетных обязательств. Такой подход призван способствовать более качественному и эффективному распределению бюджетных средств. Второй федеральный закон, который я упоминал, и третий - федеральный конституционный закон, проекты этих нормативных правовых актов, содержат нормы, корреспондирующие с положениями, заявленными мною в рамках характеристики проекта федерального закона о Московском и Петербургском государственных университетах. Принятие законопроектов будет способствовать дальнейшему развитию старейших университетов страны как важнейших составляющих отечественного образовательного пространства. Действуя на основании специального федерального закона, университеты будут призваны стать эффективным инструментом в реализации перспективных проектов и инициатив, исследовательской базой для выработки и внедрения инновационных подходов к управлению образовательной и научной деятельностью, формирования модели университета как единого научно-образовательного комплекса, обладающего широкими академическими свободами и автономией. В конечном итоге всё это направлено на удовлетворение потребности личности в получении качественного и востребованного образования фундаментального характера, которое отвечало бы запросам российской экономики и общества в целом. Принятие законопроектов не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Идеально вы уложились во время, которое мы вам отвели.
Мы с вами продолжаем обсуждать законопроекты, которые внёс Президент Российской Федерации, это пункты 7, 8 и 9. Был сделан доклад официального представителя президента Юрия Петровича Сентюрина. Содоклад будет делать председатель Комитета по образованию Григорий Артёмович Балыхин. Пожалуйста, Григорий Артёмович. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, извините. Ну, после выступления тогда я дам слово по ведению. Извините, Николай Васильевич. Мне нужно вам всегда сразу давать слово по ведению, даже когда не горит кнопка ваша. Я просто упустил эту возможность. Пожалуйста, Григорий Артёмович. БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, особое правовое положение которых закрепляется в рассматриваемых законопроектах, - это не только наши старейшие университеты, это общепризнанные лидеры отечественного высшего образования, признанные в мире уникальные научные и образовательные центры, имеющие высокие рейтинги на международной арене. Сегодня их потенциал колоссален. В общей сложности это более семидесяти тысяч студентов, аспирантов и докторантов, семнадцать тысяч докторов и кандидатов наук, четыреста членов Российской академии наук. Это масштабные университетские кампусы, самое современное научное оборудование, вариативные программы академических обменов, лекции ведущих мировых учёных. Это сложные научно-образовательные и инженерно-эксплуатационные комплексы, включающие в себя десятки факультетов, институтов, научных, учебных и культурных центров, сотни кафедр, музеи, библиотеки, типографии, издательства, иные подразделения и организации. Такое положение этих университетов в отечественной системе высшего образования, безусловно, требует специального правового регулирования. История подтверждает, что особый юридический статус, предоставленный в своё время университетам Оксфорда и Кембриджа, не только позволил этим двум вузам занять лидирующее положение в мировой образовательной системе, но и придал дополнительный импульс развитию британского образования в целом. А решение по законодательной поддержке университета в Сиднее, принятое несколько лет назад, позволило вывести образование целого континента на лидирующие позиции на международной арене. Придание Московскому и Санкт-Петербургскому университетам особого статуса путём принятия специального федерального закона, установление ряда особенностей правового положения и регулирования образовательной деятельности по отношению к ним направлены на решение задач, обозначенных в недавнем интервью Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, - задач обеспечения качественного рывка отечественной системы образования, создания в нашей стране современной системы образования, достойного России в XXI веке. Учитывая, уважаемые коллеги, что Юрий Петрович Сентюрин в своём докладе достаточно полно осветил особенности правового положения университетов, выделю лишь некоторые из них. Первое. Закрепление положения указанных университетов как главных распорядителей средств федерального бюджета, в том числе средств, предназначенных для юридических лиц, входящих в их структуру, и закрепление организационно-правовой формы университетов как государственных бюджетных учреждений с учётом их особой роли в бюджетном процессе. Второе. Установление новой системы управления в структуре университета, когда полномочия учредителя юридических лиц, входящих в структуру университетов, осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с Московским и Санкт-Петербургским государственными университетами, а ректоры университетов наделены полномочиями назначать на должность и освобождать от должности руководителей этих юридических лиц тоже по согласованию с указанными уполномоченными органами. Третье. Наделение МГУ и СПГУ на уровне федерального закона правом реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований. Для справки скажу, что ранее такое право было им предоставлено указом Президента Российской Федерации, а сейчас это закрепление законодательное. Четвёртое. Законодательное закрепление за университетами права на проведение дополнительных к единому государственному экзамену вступительных испытаний профильной направленности. Также для справки отмечу, что в настоящее время такое право предоставляется отдельным вузам по отдельным направлениям подготовки и специальностям ежегодно на основании постановления Правительства Российской Федерации по итогам критериального их отбора. Пятое. Разрешение на выдачу этими вузами собственных документов об образовании, законодательно приравненных к документам государственного образца. Данное решение станет естественным развитием общепризнанной международной практики выдачи ведущими университетами мира собственных документов об уровне образования. Безусловно, все вновь вводимые нормы предлагаемого специального закона должны корреспондироваться с действующим законодательством. Этому вопросу посвящён проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации". В нём предложено дополнить указанную статью нормой, в соответствии с которой Государственный герб Российской Федерации воспроизводится на документах в случаях, предусмотренных федеральными законами, и специальный закон об этих университетах является таким федеральным законом. Данная законодательная инициатива поддержана Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству - комитетом-соисполнителем по данному конституционному законопроекту. Президентом Российской Федерации также внесён законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете". Поправки вносятся в наши базовые законы - в Закон Российской Федерации "Об образовании" и в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также в Трудовой кодекс Российской Федерации в части, регулирующей трудовые отношения в сфере образования. Хочу обратить особое внимание в связи с этим на то, что данный законопроект содержит норму о том, что филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения, осуществлявшие полностью или частично по доверенности образовательного учреждения правомочия юридического лица и внесённые в единый государственный реестр юридических лиц, подлежат исключению из единого государственного реестра юридических лиц в течение одного года со дня вступления в силу принимаемого федерального закона. В заключение, уважаемые депутаты, хочу ещё раз подчеркнуть важность принятия законопроектов, внесённых Президентом Российской Федерации, для дальнейшего развития двух ведущих университетов как важнейших составляющих отечественного образовательного пространства, в которых осуществляется подготовка специалистов высочайшего уровня, создаются и развиваются научные школы, генерируются и реализуются идеи по всем направлениям инновационной, образовательной и научной их деятельности. На университеты, их ректоров и коллективы возлагается огромная ответственность: они первыми должны прокладывать новый путь развития для российских вузов, чтобы занять достойное место в рейтинге лучших университетов мира. Уверен, что они успешно справятся с этой задачей, а наши усилия по построению нового законодательства окажут им существенную помощь и поддержку. Правительство Российской Федерации поддерживает представленные законопроекты. Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел данный законопроект и на своём заседании единогласно рекомендовал Государственной Думе принять их в первом чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Григорий Артёмович, задержитесь на трибуне. У нас определена процедура: по три вопроса от фракции. Пожалуйста, фракция КПРФ... Сначала по ведению - Коломейцев, я обещал. Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, в конце весенней сессии я вам представлял результаты анализа воды "Святой источник". Так вот удивительно, вы посмотрите: вы правительству ставите нормальную воду, а сюда опять эту отраву поставили. Именно поэтому депутаты её и не пьют и именно поэтому в зале мало депутатов - потому что боятся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. И потому вы так хорошо выглядите, что вы пьёте какую-то, видимо, другую воду. Я обращаю внимание на то, что мы действительно поручали аппарату провести всё-таки анализ этой воды. А то Коломейцев так нас запугает, что мы действительно скоро только от одного вида этой воды начнём падать в обморок. Депутат Смолин, пожалуйста, вопрос от фракции КПРФ. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Олег Викторович, у меня выступление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас выступление. Тогда Федоткин, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Вы знаете, качество обучения прежде всего зависит, наверное, не от статуса, а от денег, которые выделяют на подбор преподавательских кадров, оборудование, технологии и так далее. Меня интересует, как изменится финансирование данных элитарных высших учебных заведений, сколько сейчас выделяется из федерального бюджета на одного студента и сколько будет выделяться? Или всё это пойдёт по линии коммерческой основы? Только, если можно, конкретный ответ. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, действительно это не предмет. Тем не менее, Юрий Петрович, вы можете ответить на этот вопрос? СЕНТЮРИН Ю. П. Да, конечно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Петрович. СЕНТЮРИН Ю. П. Во-первых, спасибо за вопрос. Сразу хочу сказать, что принятие названных законопроектов, вынесенных сегодня на рассмотрение, не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета. Это означает, что в этом году и в наступающем году никаких дополнительных средств на развитие этих университетов федеральный бюджет не предусматривает. Вместе с тем обращаю ваше внимание на то, что предлагается новый механизм финансового обеспечения деятельности этих университетов, о котором было сказано сегодня, - это статус главных распорядителей бюджетных средств, а также возможность финансирования юридических лиц, которые входят в структуру этих университетов. На наш взгляд, такая формула позволяет значительно повысить эффективность расходования средств федерального бюджета, которые выделяются на деятельность этих университетов. В совокупности новая организационная схема, вернее, её оптимизация, а также новый финансовый механизм обеспечения деятельности университетов и дадут необходимый результат. В дальнейшем университеты будут заявлять свои программы и финансовое обеспечение будет покрывать расходы и нужды, связанные с реализацией этих программ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Фракция ЛДПР. Депутат Рохмистров, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос, наверное, к обоим докладчикам. Всё, что вы говорите, правильно, всё хорошо, всё это нужно делать, но не секрет, что вузы у нас помимо всего прочего являются и коммерческими организациями. Придание подобного статуса каким образом будет корреспондироваться с законом "О защите конкуренции"? Потому что есть платные отделения, а стартовые условия, как вы догадываетесь, в принципе для всех вузов должны быть разные. Поэтому тогда надо придавать совсем уж особый статус и прописывать, что туда сдаются вступительные экзамены и там нет коммерческих мест и отделений, что там только бюджетные средства, которые направляются на обучение особо одарённых людей. Тогда это вполне будет корреспондироваться с тем, что мы им придаём особый статус. А если мы сохраняем их форму фактически коммерческого предприятия и придаём им особый статус, то это тогда как-то не совсем корреспондируется с нашим законом "О защите конкуренции". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Балыхин. БАЛЫХИН Г. А. Я хочу, отвечая на этот вопрос, сказать о том, что в соответствии с федеральным законодательством высшее учебное заведение финансируется за счёт средств федерального бюджета, но имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, не противоречащей нашему законодательству. Поэтому и Московский государственный университет, и Санкт-Петербургский университет это право имеют, это дополнительные доходы бюджета университетов, и в этом никакого противоречия нет. Я хочу ещё сказать, что наши федеральные университеты (мы закон принимали в весеннюю сессию, вы об этом помните) и национальные исследовательские университеты, которые были также оформлены этим законом, получают дополнительную государственную поддержку. Вы знаете, что за два года реализации приоритетного национального проекта "Образование" высшая школа получила дополнительно около 50 миллиардов рублей, в том числе и Московский государственный университет, и Санкт-Петербургский. Московский государственный университет дополнительно в рамках приоритетного национального проекта получил 1 миллиард рублей, поэтому я здесь не вижу особых проблем, связанных с коммерческой, как вы говорите, деятельностью, с приёмом в университеты студентов с полным возмещением затрат, как мы называем. Это всё осуществляется в рамках нашего федерального законодательства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто от "ЕДИНОЙ РОССИИ" задаёт вопрос? Нет пока вопросов. Депутат Зубов, фракция "Справедливая Россия". ЗУБОВ В. М. У меня вопрос к обоим докладчикам, кто ответит. Вы знаете, вчера нам в качестве примера приводили образовательную систему Белоруссии, сегодня нам в качестве примера приводят образовательную систему Австралии. В каждой системе есть какие-то свои плюсы. Почему так упорно обходят образовательную систему Соединённых Штатов, которые на сегодня - бесспорный лидер по технологическим новациям, куда чаще всего уезжают наши учёные и где вот эта их сила построена на конкуренции, где нет одного вуза? Лучшие вузы меняются ежегодно, но они, целые десятки, остаются лучшими, лучшими в мире. Почему этот пример упорно обходится? И у меня вопрос совершенно конкретный: почему вполне здравые нормы о персональном дипломе и о личных стандартах образования не распространить сразу на все университеты страны, с тем чтобы была здоровая конкуренция? В Советском Союзе у нас был один знак качества... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Кто отвечает? Пожалуйста, Юрий Петрович. СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо. Уважаемый Валерий Михайлович, что касается предлагаемого законопроекта и предлагаемых им норм, хочу отметить несколько обстоятельств. Во-первых, данный законопроект развивает дифференциацию, или линейку, учреждений высшего профессионального образования, которая заявляется сегодня нашим законодательством. То есть помимо той градации, которая уже существует на сегодняшний день, появляется ещё одна номинация, в данном случае Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты. Сама дифференциация говорит о том, что существует и формируется, более того, укрепляется поле конкуренции образовательных систем, следствием чего должно быть повышение качества российской образовательной системы в целом. Во-вторых, что касается примеров других образовательных систем, то в данном случае хочу сказать, что примеры, на которые были ссылки, Австралия, то, что я говорил на встрече с депутатами фракции по поводу Белоруссии, - это лишь свидетельство того, что мы в своей законодательной практике не одиноки. Многие идут по этому пути, пытаясь выделить разные категории, разные номинации, разные виды и статусы образовательных учреждений, пытаясь на этих площадках создать базу для апробации новаций. То, что заявлено сегодня в законопроектах, - это и есть площадка, где будут апробироваться новации, с тем чтобы сформировать новый облик российской образовательной системы. И последнее. Что касается дипломов собственного образца и персональных, или личных, образовательных программ. Хочу сказать, что через формат апробации в перспективе и будет осуществлён выход как раз на такую форму выдачи свидетельства об образовании в образовательных учреждениях нового типа и нового облика, дорогу к которым прокладывают сегодня Московский и Петербургский государственные университеты. Что касается персональных программ, такое право сегодня по закону закреплено не только за Московским и Петербургским государственными университетами, а также за целой линейкой наших высших образовательных учреждений, в частности за федеральными университетами, за национальными исследовательскими университетами. Они могут формировать собственные образовательные стандарты и требования для образовательных программ, которые они реализуют в сфере высшего профессионального образования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Балыхин, добавьте что-то. БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Валерий Михайлович, я хочу, отвечая на одну часть вашего вопроса, провести ту мысль, что особенности правового регулирования деятельности этих университетов, а также преференции, которые предусмотрены в специальном законе, направлены как раз на то, чтобы дать дополнительную возможность реализации уникальных возможностей (извините за тавтологию) этих университетов. А также, как ответил Юрий Петрович, эти новации должны пройти апробацию, а потом уже распространяться и на другие высшие учебные заведения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Драганов. ДРАГАНОВ В. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Профессору Зубову, да, впрочем, и другим депутатам можно отвечать покороче, чтобы экономить время. У меня предложение беречь время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Локоть, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Юрий Петрович, в вашем докладе и в записке пояснительной сказано, что данные законопроекты не требуют дополнительного финансирования. Не означает ли это, что финансирование, которое, на мой взгляд, неизбежно понадобится, будет осуществляться за счёт других вузов? Я с большим уважением отношусь к МГУ, к Ленинградскому университету, но я заканчивал НЭТИ, Новосибирский электротехнический институт, я вас уверяю: очень уважаемый за Уралом вуз. Сегодня это НГТУ, Новосибирский государственный технический университет. Не хотелось бы, чтобы эти решения были за счёт других вузов в нашей стране. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит? Пожалуйста, Юрий Петрович. СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос. Фраза, которая сегодня прозвучала, должна быть, наверное, повторена ещё раз: принятие этих законопроектов не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета. По факту сегодня Московский госуниверситет является главным распорядителем бюджетных средств, его бюджет пересматривать не предполагается. Аналогичная картина по Санкт-Петербургскому госуниверситету, просто расходы на финансовое обеспечение деятельности этого университета находятся в ведомственной структуре расходов и закреплены за Федеральным агентством по образованию. При выделении расходов этого учреждения в отдельную строчку в ведомственной структуре федерального бюджета объём расходов на содержание и обеспечение деятельности этого вуза не предполагается менять. Поэтому перераспределения расходов и ущемления интересов других вузов не произойдет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Балыхин. БАЛЫХИН Г. А. Два слова. Анатолий Евгеньевич, дело в том, что действительно эти университеты, как главные распорядители бюджетных средств, финансируются напрямую через Минфин. Все остальные высшие учебные заведения финансируются учредителем, вот агентством по образованию, да, четыреста тридцать пять вузов получают по смете финансирование из Рособразования. Так что эти бюджеты не пересекаются. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Раз мы усиливаем статус и вводим какие-то новые позиции, предполагается ли, чтобы МГУ и Санкт-Петербургский университет открывали филиалы, допустим, в федеральных округах, хотя бы в Ростове, Нижнем, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске, с тем чтобы и жители нашей провинции имели бы возможность получить более значимое образование? Ведь известно, что филиалы МГУ есть даже за рубежом. Можем ли мы их подтолкнуть этим законом или в будущем через Рособразование, чтобы они филиалы свои открыли на территории России? Представитель комитета пусть ответит один, не надо, чтобы двое отвечали, нам достаточно одного ответа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Балыхин отвечает, он сразу поднял руку, потому что знает ответ на ваш вопрос. БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Владимир Вольфович, я хочу сообщить о том, что в законопроекте заложена норма, которая предусматривает, что и Московский, и Санкт-Петербургский университеты могут создавать и открывать филиалы, и не только в Российской Федерации, но и за рубежом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Москалькова. МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "Справедливая Россия". Если можно, я хотела бы задать вопрос докладчику на трибуне. Уважаемый Григорий Артёмович, мы приветствуем то, что по инициативе президента мы делаем ещё один шаг на пути совершенствования образовательной реформы, но хотелось бы понять, почему в число уникальных, классических, с давними историческими традициями университетов не вошли Саратовский, Казанский, Уральский и другие? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, Казанский - это важно. Кто отвечает - Юрий Петрович? Григорий Артёмович, пожалуйста. БАЛЫХИН Г. А. Я начну, а Юрий Петрович, если что, продолжит. Дело в том, что законопроект, который мы сегодня рассматриваем и обсуждаем, - это инициатива Президента Российской Федерации. Это первое. Второе, и я об этом говорил в своём содокладе, это два старейших университета. Вот по возрасту, наверное, ни один из университетов, которые вы назвали, не может сравниться с этими университетами. Скажем, я знаю Саратовский государственный университет, это тоже бывший императорский университет, но мы только-только сейчас отмечаем его 100-летие. Вот более таких университетов, которые вошли бы в этот перечень... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БАЛЫХИН Г. А. Да, и Казанский тоже, я могу перечислять и другие. Вот поэтому я думаю, что правильная инициатива президента - законопроект о том, чтобы сейчас определить особенности правового положения и осуществления образовательной деятельности именно по этим двум старейшим и ведущим университетам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Так, депутат Свечников от фракции КПРФ. Пожалуйста. СВЕЧНИКОВ П. Г., фракция КПРФ. У меня вопрос к Григорию Артёмовичу. Вопрос в продолжение того вопроса, который был задан депутатом Локотем Анатолием Евгеньевичем. Вы говорите о параллельных финансовых потоках для высших учебных заведений. Но ведь закон о монетизации в своё время ликвидировал большую часть социальных гарантий для педагогов и экономические свободы для образовательных учреждений. То есть в принципе произошла аккумуляция средств. Почему то, что отбирается у всех, затем возвращается лишь некоторым, в данном случае - двум этим университетам, федеральным университетам? Не правильнее ли было бы отменить закон о монетизации в части образования? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Григорий Артёмович. БАЛЫХИН Г. А. Ну, кстати сказать, закон № 122-ФЗ, который предусматривает монетизацию, обошёл, по-моему, одну из отраслей - образование, поскольку мы сохранили натуральные льготы для педагогов, которые работают и проживают в сельской местности, по бесплатному жилью - кстати, этот вопрос сейчас дискутируется, - по бесплатным коммунальным услугам, есть и другие льготы, которые установлены, предусмотрены нашим законодательством. Что касается высшей школы, я ещё раз хочу сказать, что все университеты имеют своих учредителей и финансируются по смете. Для Московского государственного университета и Санкт-Петербургского государственного университета учредителем является Правительство Российской Федерации от имени Российской Федерации, поэтому они получают финансирование напрямую. Финансирование отраслевых университетов осуществляется их отраслевыми министерствами. Но я ещё раз хочу повторить, что за последние три года на высшую школу дополнительно в рамках реализации приоритетного национального проекта было выделено более 50 миллиардов рублей. Это и университеты, реализующие инновационные проекты, это федеральные университеты, это национальные исследовательские университеты, это бизнес-школа, которая начинает функционировать на базе Санкт-Петербургского государственного университета. Это только дополнительные средства. Я не говорю о том, что с 1 декабря прошлого года... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БАЛЫХИН Г. А. А о чём? Ну так я вам отвечаю, что это неправильный подход, когда вы говорите, что, для того чтобы финансово поддержать два университета, по которым мы принимаем законы, нужно снять финансирование с других вузов. Это разные вещи. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БАЛЫХИН Г. А. Нет, но я говорю как человек... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё понятно, есть вопрос, и есть ответ. Пожалуйста, Лебедев Игорь Владимирович. ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Юрий Петрович, вот в случае принятия обсуждаемых сейчас законопроектов значительно расширится автономия этих двух вузов, особенно в сфере образования. Значит ли это, что и наше студенчество сможет получить большую свободу в выборе предметов, в выборе специализации, в выборе преподавателей, наконец? Или же всё останется по-прежнему - жёсткая программа, спускаемая сверху, строгая линейка экзаменов и зачётов, набор обязательной учебной литературы? И в рамках расширения вот этой автономии этих двух вузов, может быть, можно было бы больше привлекать депутатов Государственной Думы для того, чтобы они читали лекции хотя бы по тем предметам, которые наиболее близки работе в Государственной Думе. СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос, Игорь Владимирович. Как раз сегодня, когда докладывал этот материал, я обращал внимание на то, что за данными университетами закрепляется этим специальным федеральным законом право разрабатывать и предлагать собственные стандарты и требования. Это в большей степени касается как раз программ, по которым сегодня реализуются образовательные замыслы и планы этих университетов в сфере как высшего, так и послевузовского профессионального образования. Это будет означать для студенчества, в частности, вот ту большую свободу с точки зрения получения большего объёма знаний, фундаментальной подготовки и качественного образования, о чём мы говорим. Но при этом я хотел бы, чтобы вы не забывали, что степень освоения этих программ и условия их осуществления должны соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам. Это означает, что знания, которые будут получать студенты в стенах этих вузов, будут заранее, изначально спланированы так, что они будут выше среднероссийской планки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Там ещё был вопрос депутата: будете ли вы привлекать... СЕНТЮРИН Ю. П. Да, я хочу продолжить ответ. Что касается привлечения депутатов. В данном случае администрации этих университетов вправе принимать решения, используя свою полную автономию, кого привлекать для чтения лекций в этих университетах. Если депутатам есть что рассказать, я думаю, что руководство этих университетов будет привлекать депутатов для выступления в университетах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но без особой спешки. Так, пожалуйста, кто от фракции? Терентьев, да? Пожалуйста. ТЕРЕНТЬЕВ А. В., фракция "Справедливая Россия". У меня вопрос к Юрию Петровичу. Юрий Петрович, не считаете ли вы необходимым прописать в законе требования к кандидатам, назначаемым на должности ректоров Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов, ну, например, наличие учёной степени доктора наук или определённого стажа работы в высших учебных заведениях? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. СЕНТЮРИН Ю. П. В данном случае речь идёт о том, что работодатель - а таковым выступает согласно нормам законопроекта президент - принимает решение о назначении кандидата на должность ректора того или другого университета. Думается, что главными критериями такого отбора являются те планки, цели и задачи, которые определены законопроектом, а также те установки, которые заявляет президент, ориентируя сегодня систему высшей школы на качественный и конкурентоспособный результат, отвечающий интересам экономики и общества. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все вопросы заданы. Присаживайтесь, пожалуйста, Григорий Артёмович. Смолин, пройдите на трибуну, пожалуйста. Или с места? С места. Включите микрофон депутату Смолину. СМОЛИН О. Н. Спасибо. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Фракция Компартии Российской Федерации поддержит этот законопроект и призывает вас к тому же по четырём причинам. Причина первая. Этот законопроект действительно повышает статус главных университетов России - Московского и Санкт-Петербургского, и, на наш взгляд, наши ведущие университеты этого, безусловно, заслуживают. Причина вторая заключается в том, что если в России строится пирамидальная система образования, о чём мы скажем чуть позднее, то у неё должна быть вершина. Понятно, что если у неё должна быть вершина, то это МГУ и Санкт-Петербургский государственный университет. Причина третья, на которую не все обратили внимание. Законопроект содержит довольно серьёзную защитную функцию - он объявляет Московский и Питерский университеты федеральными государственными учреждениями и тем самым исключает возможность их превращения в автономные учреждения, или АУ, а это значит, что по крайней мере два наших ведущих университета будут защищены от частичной приватизации. Напомню, что мы всегда выступали против закона "Об автономных учреждениях", допускающего такую приватизацию. Четвёртое. Мы высоко ценим работу руководства Московского государственного университета. Мы не забыли о том, что особенно в лихие 90-е этот университет, точнее, его руководство сыграло выдающуюся роль в сохранении российского образования. Наверное, это одна из причин того, что в международных рейтингах по образованию мы на 26-м месте, если верить докладу о развитии человека, последнему докладу, а по благосостоянию - на 56-м и по продолжительности жизни - на 119-м месте. Вместе с тем мы намерены подавать поправки по этим законопроектам ко второму чтению - поправки по меньшей мере по двум темам. Первое. Мы полагаем, что для этих университетов нужно сохранить выборность ректоров. При всём уважении к государственным чиновникам, которые будут готовить решения президенту, мы полагаем, что коллективам этих университетов виднее, кто должен ими руководить. Вообще, мы не очень понимаем, почему если добавляют какие-то социальные гарантии, то обязательно уменьшают политическую свободу или академическую автономию. Нам представляется это неправильным. Второе. Мы будем предлагать приравнивание преподавателей этих университетов к государственным служащим. Мы такие предложения много раз вносили в отношении всех педагогов Российской Федерации, но давайте попробуем хотя бы по двум университетам... Я напомню вот какой факт. Рядом со мной находится Борис Сергеевич Кашин - заведующий кафедрой на мехмате МГУ, без преувеличения выдающийся наш математик, не потому, что сосед, а потому, что правда. Так вот он мне подсказывает, что зарплата кандидата наук на его кафедре составляет порядка 15 тысяч рублей. Коллеги, конечно, нужны дополнительные финансовые вливания, и, конечно, нужно повышение статуса, иначе мы без математиков останемся вообще, а это значит, что и без оборонки рано или поздно. И последнее принципиальное замечание, выходящее несколько за рамки данного законопроекта. Я говорил о том, что мы заканчиваем построение пирамидальной структуры высшего образования в Российской Федерации. Вместе с тем есть повод для очень серьёзной дискуссии о том, насколько оправданна такая пирамидальная структура. Напомню, что у нас есть институты, академии, университеты, а университеты делятся ещё на четыре категории: обычные, исследовательские, федеральные и, наконец, вот два ведущих университета. Многие ректоры в провинции не без оснований полагают, что такая пирамидальная система приведёт к перераспределению скудного бюджета. Я повторяю, я не говорю в данном случае о Москве и Питере - это отдельная ситуация. И возникает вопрос: что на самом деле важнее - создавать лучшие условия некоторым или создавать нормальные условия всем (продолжаю выступление профессора Зубова)? Действительно, в результате так называемой монетизации мы отобрали очень много прав и социальных гарантий у педагогов и учебных заведений. Нам, на наш взгляд, нужно их как можно быстрее возвращать, нужно отменить так называемую монетизацию образования и возвращать и свободу, и социальные гарантии. А этот законопроект мы поддержим и просим вас присоединиться. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции ЛДПР - депутат Жириновский. Пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Утром я выступал на "правительственном часе", эта тема мне близка, поскольку вся семья была связана с лесным хозяйством: и дедушка, и отец. А здесь я выступаю, поскольку сам являюсь не просто выпускником Московского университета, двух факультетов - никто из вас не в состоянии закончить два факультета лучшего вуза в стране, - а почётным выпускником. В этом зале нет ни одного почётного выпускника. Сразу хочу не согласиться с депутатом Зубовым в том, чтобы всё распространять на все вузы, - это колхоз, уравниловка, ничего хорошего не даст! Это элита образования. Вот там есть Оксфорд, Кембридж, Гарвард, наши вузы - лучше: и Московский университет, и Санкт-Петербургский, и МГИМО, Физтех, Бауманский, МИФИ, но они не звучат. Автономия - это очень хорошо, но автономия должна распространяться именно на образовательный процесс. Бесполезно вы даёте сорок дисциплин - они не хотят их изучать! Они тройки, четвёрки получат, будут шпаргалки. Дайте свободный план. План для выпускника вуза - сорок дисциплин, дайте сто двадцать. Пускай он из них выберет сорок дисциплин, которые он хочет изучать. В этом плане, министерство, вы обязаны дать свободу, свободу посещения лекций, вернее, лекции посещать обязательно, но к какому преподавателю идти, пускай студент выбирает. Там много преподавателей одного и того же предмета, пускай объявляют: лекция профессора такого-то в такой-то аудитории по средам в 12 часов. Пускай они решают, куда идти. А вы их загоняете, говорите: вот пойдёшь сюда. А они не хотят его слушать. В этом смысле прав у студентов тоже должно быть больше. К Московскому университету у меня как раз претензии, хотя депутат Смолин очень хвалил. Косность есть, догматизм. Там больше всего осталось преподавателей-коммунистов. Несмотря на изменение политического режима, там везде гербы советской власти, лозунги от Маркса и Ленина и все преподаватели продолжают там подавать предметы в духе марксизма-ленинизма. Это отличная наука, но нужно дать свободу и всем другим наукам и другим направлениям. Поэтому, несмотря на то что это самый лучший вуз, в то же время это самый сильный догматик. Ни в коем случае не избирать ректора, депутат Смолин! Категорически будем против! Именно указом президента! Во-первых, подымается статус должности, потому что это президент назначил ректора. Почему нельзя выбирать? Выбирают всегда добренького ректора, который даёт нагрузку побольше, зарплату побольше, квартиру быстрее. Это отвратительно. Поэтому не должно быть никаких выборов ректоров вузов. Никогда они не смогут избрать достойного. Наоборот, они ненавидят самого умного профессора, преподавателя, они его презирают и никогда его не изберут, а изберут добрячка: хлеб-соль, посидели на даче, шашлычки, то, другое, пятое, десятое... Политическая составляющая. Допустим, Санкт-Петербургский университет. Кстати, у меня претензии к нему. Как они выдали диплом Ульянову? Сдавал экстерном. Какой экстерн?! Где знания? Где лекции? Он слушал их? Как он получил диплом? Я уверен, что фальшивка. Я сидел десять лет, слушал все лекции. Как здесь я сижу один, - а ваш Зюганов вообще не ходит! - так и в вузе я посещал все лекции, семинары. Поэтому надо разобраться, как это Ульянов получил диплом Санкт-Петербургского университета. Мигрант, приехал, не житель Петербурга, прописки нет, регистрации нету, бомж - и получает диплом. Коррупция! Наверняка коррупция была. ИЗ ЗАЛА. А Казань? ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Казань вообще исключается. Они вообще его приняли на дневное, но они исправили ошибку - исключили. Они поняли: экстремист, они поняли, что конец университету, - немедленно его выгнали. В этом смысле можно поблагодарить Казанский университет. Конечно же, два вуза хороших. К Санкт-Петербургу почему у меня претензии? Когда я двадцать лет назад ещё приехал, они мешали мне встретиться со студентами. Студенты подняли бунт, а они мешали мне встретиться. В МГУ тоже мешают. Почему подняли вопрос? Мы имеем право встречаться со студентами как с избирателями, мы не собираемся там вести пропаганду политическую, но они граждане России. Или вот засиживаются на должности. Декан факультета журналистики Засурский - пятьдесят лет декан. Такого в мире нету. Нету в мире такого, чтобы пятьдесят лет один человек был деканом! Зачем это нужно? Обязательно нужно установить норму: десять лет, не больше. Заведующий кафедрой - десять лет, не больше, декан и ректор тоже. Обязательно! Чтобы было движение. Они себе придумали новую формулу: ректор уходит в семьдесят лет и до смерти сидит президентом вуза. Он сидит и блокирует работу нового ректора. Как правило, это преемничек, свой человек - и всё стоит, застой в этом вузе и так далее. Конечно, это тоже проблема, и её нужно решать. Мы обязательно поддержим законопроекты. Давно нужно было это сделать, чтобы страна и мир знали эти вузы, чтобы люди гордились, чтобы все стремились туда, чтобы цена этого образования действительно была выше, чем в Гарварде, Кембридже и Оксфорде. Там преподают хуже, там знания ниже, там очень упрощённая схема образования. А мы очень много давали. Ошибка МГУ - я учился там - это то, что всё было в рамках марксистско-ленинской идеологии. Когда я от неё отступал, они мне понижали оценки, с трудом дали красный диплом, но дали, заставил всё-таки дать красный диплом. При советской власти, в 70-м году, в расцвете брежневской эпохи! Мешали учиться мне ещё раз на экономическом факультете. Говорили: нельзя получать больше. С какой стати нельзя? Что я хочу, то и делаю: я учусь. То есть надо снять все ограничения: сколько хочет человек учиться, столько пусть учится, не мешайте ему. Пусть будут свободное посещение, свободные лекции, выбор предметов и, естественно, семинары и экзамены, чтобы вышли специалисты, чтобы там не было бездельников, чтобы за деньги не ставили им оценки на экзаменах, за лабораторные работы, на практике. Коррупция очень опасна в вузах, потому что выходят не специалисты. За деньги поступают, и за деньги им там всё проставляют. Пять лет бегает гуляет, потом он с дипломом идёт на работу - его отовсюду выгоняют: он не специалист, он ничего не знает. Мне не понравилась позиция МГУ: сопротивлялись ЕГЭ сильнее всего они. Это тоже признак того, что слишком мало стали зарабатывать летом преподаватели Московского университета. Ничего, зато родители сохранили деньги. Пусть нам МВД даст статистику: раньше теневой оборот образования был 30 миллиардов рублей, вот сколько в этом году мы сэкономили родителям России? Если даже хотя бы половину сэкономили - 15 миллиардов рублей осталось в семьях наших с вами молодых граждан. Мы это поддерживаем, но надо обязательно дать возможность им услышать новое. Вот возьмите русский язык. Ну и где позиция МГУ и Санкт-Петербурга? Что это за деканы филологических факультетов? Они же должны нам дать нормы русского языка. Я никогда не прощу преподавателя Зайцеву (филологический факультет МГУ) за экзамен. Это вы, министерство, виноваты - это вы разрешили задавать дополнительные вопросы. Я ответил на все вопросы, но чтобы потопить меня, приезжего, бедного, из провинции, - дополнительный вопрос (сейчас я его задам, и вы не ответите, сорок пять лет спустя): частицы в русском языке. Я ответил, вы знаете: кое-, -то, -либо, -нибудь, -таки пишутся с чёрточкой, с дефисом. Какая из этих частиц может употребляться самостоятельно? Студент, абитуриент Жириновский и профессор Зайцев. Какая? Вы же депутаты, образованные все, отвечайте: кое-, -то, -либо, -нибудь, -таки - какая может употребляться самостоятельно? Вы не знаете. Почему я должен был знать в восемнадцать лет? Это МГУ хотел мне зарубить всю мою карьеру, всю мою молодость испортить. Я не ответил. Я сказал "-нибудь" или ещё что-то. Говорит: "Пример приведите". - "А какой пример?" - "Где самостоятельно". А оказалось, "кое" - в одном месте у Пушкина есть фраза: "кое вышел из лесу". Ну это же идиотизм! Почему я должен знать всего Пушкина? И это Пушкин ошибся, это отступление от норм русского языка, не может "кое" быть подлежащим. Но и у Толстого есть: "этими тропами не хожено". Абитуриент напишет - двойка за сочинение, а Толстому можно. Надо это учесть. Это вина преподавателей филологического факультета, факультета журналистики и других. Наконец, последнее. Здесь депутат Смолин проговорился нам, что депутат Кашин является заведующим кафедрой. Это нарушение закона о статусе депутата. Закон позволяет творческую работу: читать лекции, писать книги, музыку. А завкафедрой - это распорядительные функции, это рабочий график преподавателей, это представление к наказанию и к поощрению, это распорядительные функции, это деньги кафедра получает. Поэтому не имеет права депутат быть деканом, завкафедрой, ректором - только преподавать. Иногда. Не на постоянной основе, а именно иногда: он является депутатом, но иногда его приглашают. Обеспечьте мне лекцию в Московском университете и в Санкт-Петербургском в ближайшее время, до Нового года, они ждут меня, студенты, а мешают Садовничий и ректор Санкт-Петербургского университета. Не мешайте! Мы даём автономию - пускай студент сам решает, кого слушать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", депутат Рязанский. Вас ждут на физическом факультете, Владимир Вольфович. РЯЗАНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассматриваем пакет законопроектов о деятельности двух ведущих российских вузов. Предметом рассмотрения в рамках первого чтения является, естественно, концепция, поэтому более подробно остановлюсь на оценке всех трёх законопроектов с этой позиции. Одной из главных функциональных обязанностей государства, безусловно, является... (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, депутат Рязанский слушал вас, глядя вам в глаза, стоя слушал вас, поэтому вы тоже, пожалуйста, обратите на него внимание. ИЗ ЗАЛА. А кто виноват?.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да коммунисты, конечно. (Оживление в зале.) РЯЗАНСКИЙ В. В. Одной из главных функциональных обязанностей государства, безусловно, является создание различных научных и образовательных структур, обеспечение их ресурсами, формирование единого научно-образовательного комплекса, стимулирование развития инновационной системы страны. Этим и определяется то внимание, которое в современных сложных условиях придаётся сфере высшего образования руководством страны. Нами взято направление на развитие инновационной экономики, а для этого нужны высококвалифицированные кадры, способные воспринимать новые идеи, генерировать их самостоятельно. Без развития научно-образовательных комплексов современного типа это просто невозможно. В рамках реализации курса на превращение России в один из мировых центров политико-экономического, интеллектуального и культурно-нравственного развития особое место занимает задача сохранения исторических традиций, развитие образования как фундамента науки и культуры, накопление человеческого капитала как основы накопления интеллектуального потенциала страны. Одним из важнейших приоритетов в образовательной сфере для нас является доступное современное, качественное образование. Наши материальные ресурсы ограниченны, поэтому решение задачи обеспечения национальной экономики кадрами лежит на пути оптимизации структуры системы высшего образования, повышения эффективности её работы, контроля за результативностью. Законопроекты, которые внесены президентом, представляют единый пакет и, по сути, являются кардинальным шагом вперёд в развитии российского образовательного законодательства. Благодаря принятию внесённых президентом законопроектов в нашей стране будет создана правовая основа для деятельности университетов, которые уже сегодня, являясь общепризнанными флагманами отечественного образования, будут своим примером формировать новые качества высшего образования России, вести за собой всю систему отечественного образования, реализовывать государственные задачи не только в образовании, но и в инновационных кластерах, в сферах экономики, науки, культуры. Тема развития университетских комплексов и присутствия в их структуре других юридических лиц рассматривается в российской образовательной политике уже достаточно давно. Я хочу напомнить, что и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, которой мы с вами занимались ещё в 2001 году, уже предусматривалась необходимость структурной и институциональной перестройки профессионального образования, отработка моделей интеграции различных уровней профессионального образования, нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций. И многие ведущие российские университеты в той или иной степени сегодня уже приближаются к понятию университетского комплекса, но безусловными лидерами в этом процессе, конечно, являются Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет. По масштабам научно-образовательной и хозяйственной деятельности это крупные современные образовательные корпорации. Данный законопроект наконец-то разрубает многолетний гордиев узел в законодательном обеспечении, связанный с формированием университетских комплексов, даёт новые уникальные для России институциональные возможности повышения эффективности работы университетов. Одним из вносимых принципиальных изменений является предоставление Московскому и Санкт-Петербургскому университетам права самостоятельно на основе стандартов формировать и реализовывать образовательные программы. Ну и наконец, тот давний спор о выпуске самостоятельного, отличного от всех диплома с российской символикой тоже решается в рамках предложенных законопроектов. Рассматриваемые сегодня законопроекты являются логическим продолжением большой законотворческой работы по совершенствованию правового регулирования деятельности высших учебных заведений России, которую мы с вами выполняли уже в этом созыве, в пятом созыве. Напомню, что в феврале этого года Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов" были введены новый вид высшего учебного заведения - федеральный университет, специальная категория - национальный исследовательский университет и установлены особенности правового регулирования их деятельности. В самом конце весенней сессии мы с вами приняли федеральный закон, который позволил учреждениям образования, научным учреждениям формировать у себя внутри малые предприятия, хозяйствующие субъекты. И вот хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, на статью во вчерашнем номере "Российской газеты", в которой говорится о том, что уже четыре крупных университета - Южно-Уральский госуниверситет, Челябинская государственная медицинская академия, Магнитогорский технический университет и Магнитогорский госуниверситет подали заявки на регистрацию тридцати двух малых предприятий. То есть тот закон, который мы с вами принимали в конце весенней сессии, фактически уже работает, и поданы заявки на регистрацию этих хозяйствующих подразделений внутри высших учебных заведений. Внесённые Президентом Российской Федерации законопроекты полностью соответствуют поддержанной партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" долгосрочной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, предполагающей обновление структуры системы образования с соответствующим нормативным закреплением, внедрение новых организационно-правовых форм учреждений образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственного общественного контроля за их деятельностью, законодательное формирование правового положения Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета как научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, чётко укладываются в систему построения современной модели организации образования в стране, в систему, которая повышает доступность качественного образования и может обеспечить высококвалифицированными кадрами российскую экономику. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный пакет законопроектов, внесённый президентом Дмитрием Анатольевичем Медведевым, и предлагает принять их в первом чтении. Спасибо, уважаемые коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Шудегов от фракции "Справедливая Россия". ШУДЕГОВ В. Е. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вчера на заседании фракции "Справедливая Россия" мы достаточно подробно обсудили пакет законопроектов, касающихся особого статуса Московского и Санкт-Петербургского университетов. Причём обсуждали это вместе с Юрием Петровичем Сентюриным, статс-секретарём - заместителем министра образования и науки, за что мы ему благодарны. Надеемся, что и в дальнейшем это просто уже войдёт в систему в нашей работе. Коллеги, я присоединяюсь ко всем высказываниям, которые здесь прозвучали. Безусловно, мы приняли решение поддержать данный пакет законопроектов. Хочу только добавить четыре пункта, по которым в обязательном порядке необходимо поддержать три указанных законопроекта. Первое. Коллеги, как вы знаете, с 1 сентября этого года поэтапно вступают в силу новые образовательные стандарты, причём эти образовательные стандарты будут касаться всей системы образования - начиная от дошкольного образования и кончая послевузовским. Конечно, это очень жёсткие образовательные стандарты, но что касается двух указанных университетов - Московского и Санкт-Петербургского, - мы даём им право реализации самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований. Это, безусловно, большой плюс. Я, коллеги, напомню, что, когда Гумбольдт создавал университет нового типа на основе Берлинского университета и Королевской академии, кроме главного принципа - обучение через исследования - на вторую позицию он поставил вопрос о том, чтобы было дано право преподавателям самостоятельно выбирать методики преподавания и содержание преподавания. Поэтому я считаю это очень важным пунктом в данном пакете законопроектов. Второе. Как вы знаете, со следующего года мы переходим в области высшего профессионального образования на массовую подготовку бакалавриата, то есть мы переходим на четырёхлетнюю подготовку наших граждан с высшим профессиональным образованием. Право продолжать готовить специалистов по традиционной пятилетней схеме останется только у отдельных вузов и только по отдельным специальностям. Решение по этому вопросу будет принимать Правительство Российской Федерации. Здесь же, в законопроекте, сказано, что Московскому и Санкт-Петербургскому университетам даётся право самостоятельно определять направление подготовки и специальность. То есть они сами решают, нужно ли переводить специалитет на бакалавриат или готовить традиционно по пятилетней схеме. Безусловно, это тоже большой плюс. Следующее. Вы все помните, какие проблемы в этом году были с правилами приёма в вузы. Этим двум университетам мы опять же даём право принимать фактически, я бы сказал, по своим правилам. То есть они самостоятельно устанавливают дополнительные программы тестирования абитуриентов, которые к ним будут поступать. То есть фактически мы отказываемся от декларированных преимуществ ЕГЭ по отношению к этим двум университетам. Это опять же большой плюс. И наконец, четвёртое. Мы сразу же закрепляем в законе, что эти два университета всегда будут оставаться бюджетными организациями, хотя в предыдущем законе по федеральным университетам мы закрепили, что они будут функционировать в качестве автономных учреждений. Коллеги, самое интересное и самое главное, что сегодня глобальная реформа образования проводится как раз по этим четырём пунктам, которые, в общем-то, к этим двум университетам такого прямого отношения, как ко всем другим образовательным учреждениям, иметь не будут. Поэтому, я считаю, очень большой плюс, что мы сохраняем два университета от всех реформ, которые сотрясают нашу систему образования, и даём им право работать самостоятельно, то есть действительно это настоящая автономия. Если говорить о замечаниях, то я бы здесь назвал следующие. Первое. Если мы сказали, что деканы избираются, то, безусловно, нужно было продолжить: и заведующие кафедрами тоже избираются. Традиционно, вы знаете, в вузах и деканы, и заведующие кафедрами избираются учёным советом. Здесь же заведующие кафедрами почему-то выпали. Я думаю, что ко второму чтению эта поправка будет учтена, от кого бы она ни исходила. Далее. Здесь уже шли споры по вопросу назначения ректоров или их выборности. Безусловно, здесь можно было пойти по пути Российской академии наук, где коллектив избирает президента Российской академии наук, а затем Президент Российской Федерации утверждает кандидатуру, выбранную коллективом. Вполне возможно, что этот вариант здесь также был бы уместен, но я лично поддерживаю именно мнение президента, что на этом этапе ректоры должны назначаться. Следующее, что хотелось бы отметить. Если учитывать особый статус двух ректоров, то, конечно же, они должны быть государственными служащими. Я не думаю - многие наши помощники являются таковыми, - что это будет очень обременительно для нашего бюджета. И конечно, самое главное. Здесь уже много раз поднимали вопрос об увеличении финансирования. Я думаю, что именно это главное. Для того чтобы повысить качество подготовки, в первую очередь нужно обновить материальную базу. Сегодня наши вузы обеспечены финансированием примерно на 50-60 процентов, и я считаю, что вот эти два университета должны финансироваться в полном, стопроцентном, объёме, и мы это можем сделать уже в этом году при рассмотрении бюджета, увеличив их бюджеты на 10-15 процентов, это вполне нам под силу. И ещё раз, в заключение, уважаемые коллеги: я считаю, что данный пакет законопроектов, безусловно, нужно поддержать, потому что он действительно послужит повышению качества образования в этих двух университетах и соответственно будет служить эталоном для остальных вузов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. По ведению - Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! В своём выступлении господин Жириновский несколько раз в отрицательном смысле упомянул мою фамилию, а я, напротив, хочу его поддержать и попросить Московский государственный университет предоставить Владимиру Вольфовичу возможность прочтения лекции, желательно на медицинском факультете. Я думаю, это будет лучшая агитация против ЛДПР и, возможно, даже отчасти за КПРФ. Как когда-то говорил Ницше: этого философа не надо критиковать, а достаточно его самого. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Ивлиев по ведению. ИВЛИЕВ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по культуре, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Я хотел бы от имени Комитета по культуре и объединения выпускников юридического факультета Московского государственного университета поддержать необходимость принятия этого законопроекта. Определение уникального статуса университета - это не просто парламентская процедура, это значительное событие культурной жизни нашей страны. Открытие широчайших перспектив развития образования в рамках этих университетов означает, что мы дозволяем развиваться свободе творчества и свободе преподавания в масштабах, которые видят сами преподаватели, сами профессора этих университетов, что сейчас очень важно. Можно сравнить принятие этого закона с открытием университетов. Принятие этого закона для ХХI века очень важно. Это признание авторитета... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось ваше время. Хотя это было не по ведению, но я, учитывая пафос вашего выступления, не стал вас прерывать. Коллеги, мы завершили обсуждение. Настаивают ли докладчик и содокладчик на заключительном слове? Юрий Петрович хотел бы сказать несколько слов. Пожалуйста. СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо. Моя настойчивость только одним обстоятельством определяется: у нас состоялось такое обсуждение, за которое я хочу поблагодарить всех участников, а также всех депутатов. Мне показалось, что обсуждение было содержательным, конструктивным, а настрой депутатов был позитивным в отношении инициатив, которые были сделаны президентом, а эти инициативы нацелены на совершенствование российской образовательной системы. Спасибо за обсуждение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 58 сек.) Проголосовало за 448 чел.99,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 448 чел. Не голосовало 2 чел.0,4% Результат: принято Ну вот, двое вышли, а остальные - за. Так, ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 39 сек.) Проголосовало за 448 чел.99,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 448 чел. Не голосовало 2 чел.0,4% Результат: принято Также те же двое не голосовали, а остальные - за. И наконец, ставится на голосование в первом чтении проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации". Учитывая Регламент, ставлю на голосование в следующей редакции: кто за то, чтобы одобрить данный проект федерального конституционного закона в первом чтении? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 28 сек.) Проголосовало за 449 чел.99,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 449 чел. Не голосовало 1 чел.0,2% Результат: принято Один вернулся, да. Законопроект одобрен в первом чтении.
ЛОКОТЬ А. Е. Для стенограммы: по 8-му вопросу повестки дня депутат Собко голосовал за, по 11-му вопросу повестки дня депутат Останина голосовала за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.