Заседание № 134

16.12.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 239479-4 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (продление срока обязательного переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5468 по 5692 из 7361
Пункт 20. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3           
Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской        
Федерации" (в части продления срока переоформления земельных участков).         
Доклад председателя Комитета по собственности Виктора Семёновича                
Плескачевского.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по              
собственности, фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Предлагаемым вашему вниманию     
законопроектом переносится срок вступления в силу платного землепользования,    
поскольку действующая редакция Земельного кодекса, статья 3, устанавливает,     
что с 1 января следующего года по стране все права бессрочного пользования      
землей переоформляются либо на право аренды земельных участков, либо            
земельные участки приобретаются путем выкупа в собственность.                   
                                                                                
По мнению комитета, на сегодняшний день ни правительство, ни бизнес не готовы   
к такому переоформлению прежде всего потому, что на сегодняшний день не решен   
вопрос с определением цены аренды и цены выкупа земельного участка. Сегодня у   
нас есть данные (скажем, это особенно важно для сетевых компаний, для           
"Газпрома", для компаний, имущество которых расположено одновременно на         
территории нескольких административных образований), статистика показывает,     
что иногда арендная плата, установленная в административных образованиях,       
отличается в разы.                                                              
                                                                                
Поскольку мы полагаем, что на сегодняшний день арендная плата в пользу тех      
или иных бюджетов, по существу, является одной из форм изъятия из бизнеса       
добавленной стоимости, по этой причине арендная плата, так же как и налоги,     
должна регулироваться федеральным законом. Нам известно, что правительство      
сегодня заканчивает работу над законопроектом, которым регулируются отношения   
в сфере приватизации земли, в сфере перехода на арендные отношения в случае с   
земельными участками.                                                           
                                                                                
Поскольку на сегодняшний день законопроект этот еще не рассмотрен, не принят    
Думой, поскольку правительство и бизнес-сообщество не готовы к этому            
переходу, мы предлагаем перенести введение этой нормы на два года, до 1         
января 2008 года.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё? Спасибо.                                             
                                                                                
Первое чтение. Есть ли к Виктору Семёновичу Плескачевскому вопросы? Есть.       
                                                                                
Да, пожалуйста, Кузнецов Виктор Егорович.                                       
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Виктор Семёнович, вот такой вопрос. Известно, что для доходной   
базы местного самоуправления земельный налог - это один из основных             
источников. Известно, что мы в течение трех лет этот переход осуществляем.      
Где-то в городах уже запланирован этот налог как источник доходной базы. Мы     
сейчас практически выбиваем из уже принятых бюджетов этих городов серьезную     
составляющую.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. При введении платности землепользования и землевладения,    
когда принимался Земельный кодекс, я задавал вопрос и президенту, и министрам   
экономического блока: что важнее для этого этапа развития - слияние объекта в   
единое целое, то есть приватизация земельных участков под существующими         
зданиями и сооружениями, или бюджетное наполнение? На сегодняшний день так      
сложилось в нашем праве, что земля - это самостоятельный объект недвижимости,   
в отношении зданий и сооружений осуществляется другое правовое регулирование.   
И в обоих случаях было совершенно однозначно определено, что доходы бюджета     
на этом этапе не являются главным, самым важным является ликвидация правовой    
неопределенности.                                                               
                                                                                
Поскольку мы от ныне существующего земельного налога, который очень мало        
похож на налог, потому что он включает в себя еще и неопределенный              
коэффициент, постепенно переходим к налогу на недвижимость, то нам нужно        
понимать, что для этого этапа развития страны, наверное, важней                 
конкурентоспособность, стабильность экономики нежели способность бюджетов       
нести свои обязательства. В конце концов, это касается больше межбюджетных      
отношений, нежели в целом жизнедеятельности экономических субъектов             
Российской Федерации. По этой причине мы считаем, что сегодня неправильным      
было бы отдавать на откуп фактически каждому местному бюджету право             
устанавливать по своему разумению арендные отношения по земельным участкам,     
потому что если бы вы посмотрели эту диаграмму, то увидели бы, что иногда в     
пределах одного региона арендная плата сетей, проходящих через разные           
административные образования, отличается в десятки раз.                         
                                                                                
Я думаю, что в целом, если иметь в виду стабильность экономики, наше решение    
является правильным, нужно урегулировать ценообразование в этой отрасли,        
потому что это лишь такая же форма изъятия, как и налоги.                       
                                                                                
Кроме того, нужно понимать, что в развитых экономиках - Россия стремится идти   
по этому пути - основным источником доходов всех бюджетов являются только       
налоговые поступления, а не арендные платежи, не неналоговые доходы. На         
сегодняшний день, к сожалению, в России пока в некоторых регионах неналоговые   
доходы составляют до 20 - 40 процентов бюджета. Это доходы от использования     
имущества, в том числе и земельных участков. Поэтому мы думаем, что на этом     
этапе наше решение является правильным.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Кибирев. Мы вопросы уже заканчиваем, может, есть кто выступающий?   
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Виктор Семёнович, в связи с тем, что закон, конечно,              
чрезвычайно важный, я хотел бы, чтобы вы четко ответили на мой вопрос.          
Перечислите, пожалуйста, конкретно владельцев земли, особенно владельцев        
земельных паев и особенно в тех случаях, когда эти земельные паи не выделены    
в натуре... Вот я некоторые категории назвал. В какой степени их касается       
этот законопроект и в чем это будет проявляться?                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Этот законопроект процентов на девяносто касается тех       
субъектов, которые являются владельцами зданий на сегодняшний день. По этой     
причине это не касается сельхозземель, это касается земель поселений, потому    
что именно в этих случаях остается еще бессрочное пользование землей под        
унитарными предприятиями, под сетевыми компаниями и под некоторыми частными     
компаниями. Сельхозземель это не касается.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Глотов Сергей, вы поднимали руку.                                   
                                                                                
Последний вопрос, уважаемые коллеги, я всех спрашивал.                          
                                                                                
ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Виктор Семёнович, каким образом принятие этого закона    
- а его, видимо, надо принимать - будет влиять на борьбу с земельными           
спекулянтами, которых сегодня в огромном количестве наплодилось в нашей         
стране? Известно, что в Московской области не подберешься к земле, она          
скуплена сегодня во многих районах. Такое же положение дел и в других           
территориях Российской Федерации.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемый Сергей Александрович, этот законопроект мы        
считаем сугубо техническим, то есть он просто переносит срок вступления в       
силу отдельной нормы, поэтому он не может касаться каких-либо содержательных    
вещей Земельного кодекса, в том числе и проблемы борьбы со спекуляцией          
земельными участками.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Есть, двое, Романов и         
Кузнецов, так я понимаю, да?                                                    
                                                                                
Пожалуйста, коллега Романов.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я поддерживаю принятие данного                
законопроекта, но это как бы тактика нашего отношения к земле. Хотел бы         
высказать замечания. Когда шла очень жесткая многомесячная дискуссия вокруг     
принятия Земельного кодекса и соответствующих документов, связанных с           
введением его в действие, сколько раз мы высказывали в адрес правительства и    
поддерживающих его депутатов пожелание: не гоните лошадей, взвешивайте сроки,   
не устраивайте чехарды! И вот это яркое подтверждение того, что мы были         
правы, когда предостерегали, что многие вещи, заложенные в этом законе, не      
были до конца взвешенны. Повторяю, это относится не только к Земельному         
кодексу, это относится вообще к ряду базовых законов последнего периода.        
Сроки тоже имеют важное значение, кроме того, что есть существо                 
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Кузнецов Виктор Егорович, пожалуйста.                                           
                                                                                
Микрофон включите коллеге Кузнецову.                                            
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Я продолжу эту тему. Просто обеспокоенность действительно        
есть, потому что и в крупных, и в некрупных городах земля в аренде,             
предприятия платят. Вот в Новосибирске 30 процентов бюджета - это               
действительно неналоговые поступления, это аренда. И коль скоро мы принимаем    
такой закон, то необходимо компенсировать вот эти средства.                     
                                                                                
Относительно законопроекта нет заключения правительства на эту тему - сколько   
это может стоить. Фактически мы создаем прецедент, когда город или субъект      
Федерации, любой муниципалитет вправе обратиться в судебные органы, с тем       
чтобы вот эти выпадающие доходы федеральный бюджет компенсировал. Поэтому       
нужны какие-то механизмы тогда, предусматривающие или закрепляющие это право,   
оставляющие вот эту узаконенную уже, определенную арендную плату, чтобы она     
все-таки поступала в эти бюджеты.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Егорович.                                 
                                                                                
У представителя правительства есть замечания? У представителя президента?       
Нет. В заключительном слове нет необходимости? Нет. Давайте тогда голосовать.   
Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении?                   
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто без карточки? Нет.                                    
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 35 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              407 чел.90,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    407 чел.                                          
Не голосовало                  43 чел.9,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект в первом чтении.                                       
                                                                                
Включите микрофон депутату Плескачевскому.                                      
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемый Олег Викторович, комитет подготовил заключение    
в том числе и к третьему чтению, поэтому я просил бы поставить на голосование   
этот законопроект в целом.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет замечаний по этому предложению комитета? Нет.         
                                                                                
Объявляется "час голосования". В рамках "часа голосования" ставится проект      
федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О     
введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целом.           
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки? Нет.                                                          
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 37 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              402 чел.89,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    402 чел.                                          
Не голосовало                  48 чел.10,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект в целом.