Заседание № 118
О проекте федерального закона № 239309-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и иные законодательные акты Российской Федерации (в части установления особенностей проведения государственного контроля в области долевого строительства многоквартирных домов, оснований проведения проверок и периодичности их проведения)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"...". Александр Евсеевич Хинштейн, пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Предлагаемый вам законопроект продолжает системную работу, проводимую Государственной Думой и фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ", по решению столь значимой социальной проблемы, как обманутые дольщики. Законопроект предоставляет органам надзора возможности для усиления их контрольных функций. Это отчасти продолжает ту линию, о которой говорили во время обсуждения предыдущего законопроекта, но здесь нет никакой политики, здесь есть конкретная проблема людей и необходимость государством поставить заслон на пути появления новых обманутых дольщиков. На сегодняшний день ограничениями, которые установлены нашим законодательством, проверки соблюдения законности, целевого использования средств граждан, по другим вопросам органы надзора могут проводить только раз в три года, при этом средний срок строительства одного многоквартирного жилого дома составляет от полутора до двух лет. И получается, что в течение срока строительства этой проверки просто физически по закону не может быть. Наш законопроект предлагает сократить этот срок: проверки могут проводиться ежегодно, а при соответствующих основаниях они могут проводиться и внепланово. К таким основаниям относятся в том числе и обращения органов власти, и обращения самих граждан - участников долевого строительства, и, что особенно важно, сообщения средств массовой информации. На законопроект получено положительное заключение правительства. Мы полагаем, что принятие данного закона даст ещё один серьёзный импульс для наведения порядка на рынке строительной индустрии и непосредственно в вопросах решения проблем обманутых дольщиков. Замечу также, что данный законопроект принимается во исполнение поручений Президента Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Евсеевич. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Александр Евсеевич достаточно глубоко раскрыл суть вносимого законопроекта. И, принимая во внимание сказанное, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении и призывает вас поработать над законопроектом при его подготовке ко второму чтению, потому что там есть нюансы, которые требуют совершенствования. Как вы знаете, действительно проблема обманутых дольщиков является наболевшей, острой, и её надо решать совместными усилиями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Евсеевич, я поддерживаю концепцию законопроекта. Тема обманутых дольщиков очень болезненная, она актуальна для ряда индустриальных регионов, в том числе в Самарской области она носит чрезвычайно острый характер уже ряд лет. Я хотел бы ваше мнение услышать. Вот мы сейчас этим законом восстанавливаем более жёсткую систему присмотра за теми господами-гражданами, которые обманывают людей. А у вас и у всей вашей фракции нет ощущения, что вообще слишком ослабили мы вожжи, когда ввели планку - раз в три года? У нас же чудеса творятся не только в системе долевого строительства. Как вы смотрите на то, чтобы в целом критично оценить то, что мы ранее приняли? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемый Валентин Степанович, я бы не хотел выходить за рамки данного законопроекта, просто хочу сказать, что и я, как депутат, представляющий Самарскую область, и вы, как депутат, представляющий Самарскую область, знаем, что на территории нашего с вами региона действительно проблема обманутых дольщиков является крайне актуальной. И тот закон, который, я надеюсь, будет принят, позволит на примере нашего региона эту проблему решать более активно. Конкретно: мы наделяем управление надзора долевого строительства министерства строительства Самарской области и таких же министерств в восьмидесяти двух других субъектах Федерации правом прийти на стройплощадку и в офис к застройщику ровно в тот момент, когда поступят обращения граждан, что что-то там не так, или когда станет понятно, что строительство дома не ведётся, сроки не выполняются и происходит обман людей. И в завершение для справки вам, Валентин Степанович, скажу, что за последние полтора года мы, "ЕДИНАЯ РОССИЯ", с правительством Самарской области решили проблемы дольщиков ста десяти проблемных многоквартирных жилых домов в Самарской области. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Александру Евсеевичу, но сначала просьба: не тяните одеяло на себя, вы отлично знаете, что наша фракция в течение четырёх лет разрабатывала законопроекты по обманутым дольщикам, было пять законопроектов. В феврале прошлого года мы на третьем съезде обманутых дольщиков России получили стопроцентную поддержку, вы согласились с нашим законопроектом, но при голосовании отклонили его. Давайте всё-таки будем объективны: не одни вы работаете в этом направлении. А теперь вопрос. Когда обсуждали наш законопроект, я докладывал и говорил о том, что Путин Владимир Владимирович в начале 2006 года дал задание губернаторам до конца года решить проблему обманутых дольщиков, с тех пор он шесть раз давал задание решить эту проблему. Скажите, пожалуйста, вот после принятия этого закона она будет решена или придётся президенту в седьмой, восьмой, десятый раз ставить эту задачу? Когда же мы её решим? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо. Уважаемый Владимир Николаевич, я, честно говоря, не хотел переводить обсуждение этого сугубо практического вопроса, имеющего крайне важное значение для десятков тысяч наших граждан, в политическое русло, но коль вы так вопрос ставите, извольте. Первое. Я не знаю ни одного законопроекта, который отличался бы не популизмом, а конкретным содержанием, направленным на решение проблем обманутых дольщиков, подготовленного фракцией КПРФ. Второе. Законопроект, который мы обсуждаем сейчас, связан не с решением проблем уже имеющихся сегодня обманутых дольщиков, в этом направлении работа идёт, и я убеждён в том, что эти решения будут реализованы, но этот законопроект связан с необходимостью поставить заслон на пути появления новых обманутых дольщиков, с тем чтобы у нас опять этих проблем не возникало. Ну а если фракция КПРФ и вы лично намерены и действительно имеете желание этой темой заниматься, мы готовы охотно и с большим удовольствием совместно с вами поработать, но без популизма и без сотрясания воздуха. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Александр Евсеевич, проблема понятна, и, конечно, в зале нет людей, которые не хотели бы, чтобы у нас не было обманутых дольщиков, как и не было в принципе воровства, но вопрос-то в другом. Только что предпринимательское сообщество, скажем так, облегчённо вздохнуло после сокращения как раз по предложению президента немыслимого количества проверок, которые были, и вот сейчас вы опять администрируете этот процесс, причём даже ещё более жёстко, чем раньше. Скажите, пожалуйста, кто вами привлекался в качестве экспертов из профессионального сообщества, насколько они поддерживают ваш законопроект и считают ли они, что это реально изменит ситуацию с обманутыми дольщиками? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо. Сергей Михайлович, я в третий раз обращаю внимание на то, что этот закон носит профилактический характер, те законы, которые направлены на решение уже имеющихся проблем, мы сегодня здесь, в этом зале, не обсуждаем. Законопроект не родился на пустом месте, он стал результатом анализа сложившейся ситуации, эта инициатива многократно выдвигалась руководителями субъектов Федерации, он обсуждался на целом ряде мероприятий, таких как, например, Всероссийский съезд "Новые механизмы защиты прав граждан - участников долевого строительства", который проводился Министерством регионального развития, основными строительными организациями и всеми практически органами государственной власти субъектов Федерации, он обсуждался активно на других площадках, и могу вам сказать, что он, повторяю, нужен, для того чтобы навести порядок. Не наделяем ли мы избыточными полномочиями наши органы власти? Сергей Михайлович, вы говорите о предпринимателях, но мы с вами должны думать в первую очередь не о предпринимателях, а о потребителях, о тех людях, которые отдали свои деньги и хотят получить за них законные квадратные метры. Если предприниматель строительной отрасли не хочет привлекать к себе особое внимание со стороны государства и находиться под пристальным контролем, не надо брать денег у людей, пусть он идёт берёт деньги в банке, а дальше разбирается с банками и коллекторскими агентствами, пусть он их вытаскивает из своих карманов, откуда-то ещё, но не берёт у людей. Мы с вами, Сергей Михайлович, уважаемые коллеги, должны стоять на защите интересов людей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемый Александр Евсеевич, безусловно, проблема острая, связанная с негативным общественным явлением. Я думаю, что тут не стоит тянуть одеяло на себя, мне кажется, что тут надо объединить усилия. Законопроект направлен на расширение полномочий государственных контрольных органов, чтобы можно было проводить вот эти профилактические проверки. Вот в этой связи вопрос: а нет ли желания ещё усилить ответственность застройщиков перед дольщиками, чтобы они обязаны были давать соответствующую информацию? Если именно вот эту ответственность повысить, это тоже сработает как профилактическая мера. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо. Анатолий Евгеньевич, я признателен за такую позицию и подчёркиваю вновь, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ" готова в этом вопросе сотрудничать со всеми силами в интересах людей. Что касается ответственности, здесь также разделяю вашу озабоченность. Могу сказать, что в ближайшее время мы с коллегами рассчитываем внести в Государственную Думу законопроект, направленный на установление уголовной ответственности для застройщиков, использующих нецелевым образом средства граждан. Законопроект нами перерабатывается в связи с замечаниями, высказанными правительством и Верховным Судом, которые в целом данный законопроект поддерживают. Ну и напоминаю, что с 1 января следующего года вступает в силу ранее принятый Государственной Думой закон, устанавливающий новый порядок и механизм дополнительного контроля, который заключается в механизме обязательного страхования, поэтому мы надеемся, что с 1 января будет ещё меньше вероятности, что эта проблема появится вновь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я ещё раз повторю, что поддерживаю концепцию данного проекта закона, он весьма актуален, но, пользуясь случаем, хотел бы пару слов сказать о том, в чём корни этого явления - обманутые дольщики. И вот здесь есть вопросы, в том числе и к правящей партии. Когда на первое место выдвигается задача получить прибыль любой ценой, когда общество дробится по интересам, когда в обществе возникают большие группы цинично настроенных граждан - такова атмосфера в нашей России, - вот тогда вместо честного предпринимателя, капиталиста, который думает о том, как быстрее построить качественное жилье, появляется фирмач, который думает о том, как обмануть людей, как собранные миллионы побыстрее отмылить, так сказать, за рубеж и так далее. Это коренная проблема. И когда Александр Евсеевич напоминает, что вот сейчас мы в качестве панацеи механизм обязательного страхования введём - ну, это то, что недавно и премьер говорил, говоря о судьбе деревни. Да вдумаемся в это понятие! Снова и снова ищут механизмы, торопятся поборами обложить, заранее их установить, чтобы фонд иметь на случай, если то ли природа катаклизм преподнесёт - тогда это хоть как-то объяснимо, - то ли жулики в экономике что-то сотворят. Ведь прежде чем фонд страхования создать, надо с кого-то эти деньги собрать! Наконец, ещё одна деталь. Ведь мы, фракция Компартии, всегда отстаивали идею, что государство не может быть ночным сторожем, мы всегда протестовали против ликвидации системы стандартизации - вчера коллега Коломейцев об этом говорил. Внедрили систему саморегулирования, а ведь профессиональные строители из той же Самарской области и ко мне в том числе многократно письменно обращались, приходили на приём, требовали: не вводите саморегулирование, дополнительные беды получим! Поэтому крутиться можно, какие-то аргументы выискивать можно. Данный законопроект надо принять, но я ещё раз говорю: когда нам говорили бизнес не кошмарить, вроде была логика у руководства страны, - загнали всех проверками в гроб! - но когда разрешили проверки раз в три года, то тут же столкнулись с жизненными коллизиями, оказалось, что это нереальная цифра. Кто её мог обосновать - раз в три года или раз в десять лет? Я думаю, что это сложный механизм соотношения государства и рынка, соотношения контроля и прав того или иного производителя или потребителя. Ну, это, видимо, предмет других законов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович Кашин. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция КПРФ. Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, безусловно, законопроект, который представлен одним из авторов, необходимо принять, он действительно комплексно решает вопросы контроля, детального контроля, и не только через сроки проведения этого контроля, сам механизм отличается тем, что присутствует и ежеквартальный анализ, и бухгалтерская составляющая. То есть речь идёт в большей степени как раз о предотвращении, профилактике, недопущении в будущем всяких махинаций в деле долевого строительства. Что касается обманутых дольщиков. Конечно, всех нас эта проблема волнует уже давно, и не случайно и на больших конференциях обманутых дольщиков, и на их съездах, и здесь, в Государственной Думе, не раз говорили о необходимости систематизации в этом плане нормотворчества с точки зрения создания необходимого реестра обманутых дольщиков, более серьёзного учёта на региональном уровне, с тем чтобы более грамотно и профессионально решить эту назревшую проблему. В данном случае, мне думается, Александр Евсеевич, готовя законопроект ко второму чтению, нам необходимо решить ряд проблем, которые сегодня назрели, и в первую очередь ту проблему, которая возникла летом 2013 года, когда Министерство регионального развития разработало механизм, который закрепляет понятие обманутого дольщика, - сегодня мы пришли к тому, что в том реестре, который у нас появится, если исходить из критериев Министерства регионального развития, мы потеряем 50 процентов реальных обманутых дольщиков, поскольку, исходя из этих критериев, все, кто участвовал в долевом строительстве через механизм соинвестирования, другие механизмы, то есть не имел прямого, реального договора, как раз не попадают в категорию обманутых дольщиков. Вот в этом плане - конечно, мы и сами будем готовить поправки - нам хотелось бы пожелать авторам более комплексно подойти к ситуации, чтобы подготовить полезный закон для решения назревшей серьёзнейшей проблемы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит предложенный законопроект, потому что он действительно, ну, в какой-то части усиливает борьбу с обманом дольщиков, но в качестве предложений, может быть, даже критики, Александр Евсеевич, хотелось бы сказать следующее. На мой взгляд, привлечение дополнительных контрольных комиссий, многочисленных проверяющих - это, знаете, как привлечение дружинников или, там, каких-то оперотрядов комсомольских к борьбе с бандитскими формированиями. Наверняка этот контроль был, и вы лично и многие депутаты разных уровней участвовали, участвуют и будут участвовать в осуществлении этого контроля, в этой борьбе, но силы слишком неравны. И к сожалению, нет главного: основной причиной является, на мой взгляд, всё-таки не недостаток контроля, а недостаток посадок. Вот скажите, пожалуйста... Если только в вашей области сто десять домов, как вы сказали, спасены, то это значит, что по России тысячи и тысячи домов в результате действий этих бандитских формирований, ну, образно скажем, легли на плечи государства, дольщиков, и только единицы, единицы среди преступников понесли какое-то наказание, а деньги, основная масса, растворились, исчезли в оффшорах и в чьих-то карманах. Поэтому я считаю, что обсуждаемый законопроект о какой-то отдельной уголовной ответственности за обман дольщиков - ну, это какой-то, знаете, бег по кругу, если не шаг в сторону. Так мы дойдём до того, что напишем закон об уголовной ответственности за украденные автомобильные номера - вот коллега уже предложил такой, - и за каждую конкретную кражу мы что, отдельную статью будем вводить? Достаточно этих статей, просто нет воли, нет желания силовиков употребить власть, которая сегодня у них есть. Вот этому направлению и хотелось бы придать дополнительные какие-то силы, мы со своей стороны готовы участвовать. Если Александр Евсеевич посчитает, что готов и на этом фронте, что называется, объявить войну, то это дало бы гораздо больший эффект, на мой взгляд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Я нажимал кнопку на выступление и был в списке на экране, потом вдруг моя фамилия исчезла, но я не снимаю своё выступление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, очевидно, вы просто локоточком случайно нажали и сняли своё выступление. Ну, вообще-то, весь зал, должен сказать, позитивно оценил ваше якобы решение отказаться от выступления, но, если вы его восстанавливаете, хорошо. А пока Сергей Михайлович Катасонов, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Александр Евсеевич, я уже сказал, задавая свой вопрос, что нет в зале сегодня людей, которые бы хотели, чтобы у нас были обманутые дольщики, но попытка административным путём решить этот вопрос, конечно, никогда к достижению поставленной цели не приведёт. Это всё равно что ставить вопрос о том, чтобы не было вообще воровства в нашей стране, - оно всегда будет! Вопрос в том, какие средства нам использовать, какими путями мы должны идти. Я в прошлом году присутствовал на заседании Законодательного Собрания Оренбургской области, и там председатель комитета сказал: "Вот мы приняли закон по обманутым дольщикам, и больше их не будет в Оренбургской области". Я говорю: "Да никогда вы этого не добьётесь!" Вот мы выделили 150 миллионов рублей из бюджета и говорим, что решили проблему. Да, мы решили эту проблему, но не за счёт тех, кто обманул, а за счёт населения, мы собрали эти деньги с самих себя, с населения. В прошлый раз мы на эту тему с вами дискутировали. 150 миллионов рублей Оренбургская область вложила и закрыла частично тему обманутых дольщиков, но решить эту проблему раз и навсегда будет нельзя! Когда комитет готовит законопроект, надо советоваться. Я же вам задал вопрос по экспертному сообществу... Почему вообще комитет-то профильный не строительный, мне непонятно. Эта тема-то касается не финансовых рынков, эта тема - проверка строительных организаций. Посмотрите, если кто из вас читал текст законопроекта, тут предлагается ввести ежеквартальную отчётность: год прошёл с разрешения на выдачу строительства - проверка, год прошёл после очередной - опять проверка, предписания прошёл срок - проверка, да тогда нужно будет дополнительно принимать на работу людей, которые эти отчёты будут писать! Вопрос в том, что мы хотим помочь гражданам, а ваши действия направлены на то, чтобы стало дороже жильё, дороже! Вы не помогаете, вы мешаете, мешаете нашим гражданам, поэтому когда идёт регулирование, то нужно, конечно, советоваться, о чём я и говорил. А кто вносил закон об обществах взаимного страхования? Ваша партия его и внесла, и с первого числа мы начнём уже отчислять по выбору либо в страховую компанию, либо в этот фонд. Послушайте, ну нельзя же с двух концов идти - и рыночными инструментами ограничивать действия, и административными, ну вы тогда определитесь, каким путём, это всё равно что вам сейчас нужно будет ввести кроме саморегулирования ещё и лицензирование, - это же одно и то же! Но если мы определились, что идём по пути саморегулирования, - нравится оно или нет, не об этом речь, закон-то принят, мы по этому пути пошли, - если мы определились, что будем страховать дольщиков, - вот сегодня вопрос задавали, нельзя ли их защитить, Романов, по-моему, задавал вопрос, - если определена процедура, то надо быть последовательными. То есть если ты строитель хороший, мощный, можешь взять кредит в банке, если у тебя... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты ещё. КАТАСОНОВ С. М. Если ты можешь собственными средствами решить этот вопрос - пожалуйста, строй, не надо ничего страховать, не нужно тебя проверять. Но если ты привлекаешь средства, то мы их застрахуем - это рыночный механизм, поэтому тот фонд, который будет создан, и будет регулировать этот вопрос. Я считаю, что всё-таки это утопическая идея, что если мы добавим контролёров, то решим эту проблему. Ещё раз говорю, мы от этой концепции в стране отказались, а вы опять нас туда же тянете! Никто не против того, чтобы вводить уголовную ответственность, я тоже это поддерживаю, если такие факты присутствуют, давайте введём, это будет такой дамоклов меч для тех людей, которые обманывают наших дольщиков, но контроль, который вы предлагаете, к сожалению, не приведёт к желаемому результату. Ещё я, задавая вопрос, сказал об экспертном сообществе. Ну как можно было выносить этот законопроект на рассмотрение без обсуждения в нашем национальном агентстве строителей?! Вы с ними посоветовались? Это же экспертный орган, который скажет, решит это проблему или нет, мы его создавали в рамках саморегулирования как раз для того, чтобы они проводили экспертизу таких законопроектов. Идея, даже не концепция, а идея защитить обманутых дольщиков нами приветствуется, мы хлопаем в ладоши и поддерживаем, но то, как вы хотите её реализовать, не укладывается в концепцию рыночного развития страны ни с точки зрения "перестать кошмарить бизнес", ни с точки зрения конечного результата. Поэтому я бы предложил, сохранив идею защиты дольщиков, направить законопроект на доработку в экспертное сообщество и потом то, что получим, рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, по поручению фракции я возглавлял группу специалистов по разработке проекта федерального закона по обманутым дольщикам, точнее, было пять законопроектов. В неё входили не политики - это я отвечаю Александру Евсеевичу, - а сами обманутые дольщики, в том числе экономисты и юристы, и они-то и оказались пострадавшими. 28 февраля прошлого года этот законопроект я докладывал на третьем всероссийском съезде обманутых дольщиков, его предметно обсуждали и поддержали единогласно. К тому, что вы к нам не прислушиваетесь, как-то мы привыкаем, но просто очень жаль, что вы не прислушиваетесь к самим обманутым дольщикам. Что конкретно там было и к чему, наверное, надо нам вернуться. Вы помните, когда была Великая депрессия в Соединённых Штатах и президентом стал Рузвельт, он первым делом сказал так: "Банков в Соединённых Штатах много, куда хотите, туда и вкладывайте деньги, но за четыре банка я отвечаю, и если вы вложите в эти четыре банка, то деньги не пропадут." Ну почему же мы этот опыт-то не хотим видеть и не хотим перенять? И в нашем законопроекте мы прописали подобное предложение. Местная или областная власть должна сказать: вот эти пять - десять строительных организаций, мы за них отвечаем, там нет жуликов, вы можете куда угодно вкладывать деньги на строительство жилья, это ваше дело, но в этих организациях, мы гарантируем, ваши деньги не пропадут. Это не требует никаких дополнительных финансовых вложений ни в масштабах страны, ни в масштабах области, района или города, но почему-то не хотят это ввести, хотя в цивилизованном мире именно так и делают. Это первое. Второе. Практика мировая также показала, что нельзя сразу все собранные с народа деньги отдавать застройщику. К сожалению, очень часто они просто деньги собирают, фирму закрывают и исчезают, а мы потом ломаем голову, как людям помочь. И было простое предложение: деньги должны перечисляться в банк под его контроль или под контроль нотариуса тоже через банк, а застройщик только по мере того, как сделает нулевой цикл и отчитается за сделанную работу, получит эти деньги. Сделает первый этаж, сделает второй этаж - то же самое. Он не может сразу все деньги получить и украсть, он получает их поэтапно. Третье. Сегодня тот, кто вложил деньги, пока строительство не завершено, не имеет права на эту собственность, а он должен иметь право собственности на незавершёнку, на землю. Какое конкретное предложение у нас? Я считаю, надо создать межфракционную группу по разработке нового общего закона, и не случайно я начал с примера, что Путин пять раз давал задание. После этого закона он шестой раз даст - но ничего не изменится. Это не закон, это полумера, которая ничего не решит. И я предлагаю создать межфракционную группу, чтобы этот вопрос раз и навсегда решить, а не мучить людей и самим каждый год не возвращаться к этому. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Так, представители президента и правительства не выступают. Александр Евсеевич Хинштейн, пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я хотел бы сказать несколько слов для того, чтобы, с одной стороны, отреагировать на то, что прозвучало в выступлениях, а с другой - для того, чтобы у коллег не сложилось превратного впечатления о том, что происходит. Относительно того, что сказал уважаемый Владимир Иванович Кашин по поводу критериев, которые разрабатываются Минрегионом и в результате принятия которых, по его мнению, 50 процентов сегодняшних обманутых дольщиков выпадут из этой категории. Я, Владимир Иванович, с полной ответственностью вам хочу сказать, что это не так. Проект приказа Министерства регионального развития, который устанавливает критерии, был подготовлен совместно с нами и находится в данный момент на регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Принцип очень простой: до 2010 года включительно все, кто подписал договоры о вложении средств, неважно, это договоры долевого участия, или предварительные договоры, или вексельные, или ещё какие-то, признаются обманутыми дольщиками, а с 2011 года, действительно, только те, кто подписал договор долевого участия. Это связано с тем, что мы с вами в 2010 году существенно изменили законодательство и ликвидировали правовую коллизию, которая была раньше. Но в целом я хочу поблагодарить и вас, и других представителей фракции КПРФ за понимание того, что проблема обманутых дольщиков действительно нуждается в решении. Коллеги, я ещё раз обращаю внимание всех на то, что данный законопроект не является панацеей и не является единственным, но он продолжает ту системную работу, которую ведёт Государственная Дума по разрешению этих проблем. Я не буду перечислять все законы, которые уже приняты и действуют и благодаря которым ситуация изменилась. И то, что у нас не появляются новые обманутые дольщики, - это, уважаемые коллеги, результат нашей с вами совместной деятельности. Относительно усиления контроля и того, что появятся дополнительные проверяющие. Коллеги, дополнительных проверяющих не будет. Мы лишь уточняем возможность органа надзора, который находится на уровне субъекта Федерации, прийти тогда, когда горячо, точно так же, как пожарная команда приезжает на пожар, когда позвонили по номеру 01, а не тогда, когда истекло три года с момента предыдущего выезда на пожар, только и всего. При этом обращаю внимание, что законопроект касается ведь не только этого, он также расширяет и уточняет полномочия федерального органа исполнительной власти, например, по установлению определённых нормативов и выпуску соответствующих нормативных актов, в данном случае это Министерство регионального развития. В этом законопроекте перечислены не только дополнительные основания для проведения проверки, но и то, что вправе запрашивать орган надзора. Представители фракции ЛДПР говорят нам сегодня о том, что, дескать, надо определиться: мы идём или по пути страхования, или по пути надзора. А одно другое не только не исключает, а дополняет. Я ещё раз подчёркиваю, что эта идея - очередная и не последняя новация в целях защиты участников долевого строительства, и она реализуется именно по предложению экспертного профессионального сообщества, по предложению регионов. Я готов вам показать десятки обращений из субъектов Федерации, от губернаторов, от представителей строительной отрасли. Тут с трибуны называли какое-то национальное агентство строителей. Я не знаю, что это такое, возможно, это какое-то некоммерческое партнёрство, про которое вы здесь каким-то образом хотите сказать. Основные профессиональные объединения строительной индустрии участвовали в разработке и обсуждении данной законодательной инициативы: это и саморегулируемая организация, возглавляемая всеми нами уважаемым Героем Социалистического Труда Ефимом Владимировичем Басиным, и строительная организация, возглавляемая Владимиром Анатольевичем Яковлевым, - всё экспертное строительное сообщество об этом законопроекте осведомлено и поддерживает его. Коллеги, это ещё один шаг, лишь один, но шаг в решении проблем. Это не чудо, но это продолжение нашей совместной системной работы, которая, я надеюсь, продолжится, несмотря на политические разногласия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Евсеевич. Выносим на "час голосования".
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и иные законодательные акты...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 28 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.