Заседание № 211
24.12.2002
Вопрос:
О проекте федерального закона № 238718-3 "О выборах Президента Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1342 по 1421 из 6622
Уважаемые депутаты, переходим к рассмотрению повестки дня. Пункт 2: о проекте федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", третье чтение. Пожалуйста, Александр Иванович Салий. САЛИЙ А. И., Агропромышленная депутатская группа. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект закона "О выборах Президента Российской Федерации" в третьем чтении. После второго чтения были проведены лингвистическая и правовая экспертизы. Правовое управление указало нам на некоторые недостатки, и у вас на руках есть материал, страницы, помеченные "взамен розданного". Я напомню, это страница 4 (статья 3, пункт 6), где уточняется ограничение на регистрацию кандидатом в Президенты Российской Федерации. Мы учли это замечание. Второе замечание - страница 118 - касается статьи 42, пункта 2, где конкретизируется, что центром субъекта Российской Федерации является определенный населенный пункт. И страница 138 - это касается статьи 50, пункта 1, где конкретизируется начало агитационного периода, то есть одним из условий является открытие избирательного фонда кандидата. В остальном законопроект сохранен в том варианте, в котором принят во втором чтении, и комитет предлагает принять его в третьем чтении. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли вопросы? Нет. На "час голосования"... Подождите секундочку, Александр Иванович. Александр Алексеевич Котенков, пожалуйста. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я для стенограммы хочу просто продублировать то, что сказал Александр Иванович, потому что вам роздано взамен ранее розданных несколько страниц. По ряду замечаний, вернее, по одному замечанию - об общих выборах - мы не согласились, поскольку оно содержательно меняет ряд положений. И поэтому всё, что касается этого замечания... То есть страницы 5, 123, 297, 301, 304, 232 и 233 остаются в старой редакции. Вы будете в третьем чтении голосовать в новой редакции взамен ранее розданных только страницы 138, 4 и 118. Три страницы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так Салий и сказал, по-моему, да? КОТЕНКОВ А. А. Нет, я сказал, что не надо считать те страницы, которые касаются термина "общие выборы". Всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надеждин, пожалуйста. НАДЕЖДИН Б. Б. Уважаемый Александр Иванович, мой вопрос касается темы, которую мы обсуждали в комитете, когда мое предложение было отклонено. Суть в том, что действующий закон, вернее, не действующий, а который мы сегодня принимаем, содержит запрет на выдвижение кандидатом в Президенты лица, которое было лишено права занимать государственные должности. И я в комитете говорил, что такой санкции в уголовном праве российском не существует. Есть санкция - запрет занимать должности госслужбы и в органах местного самоуправления. Теперь вопрос. Правильно ли я понимаю, что с учетом новой страницы 4 и оговорки "если такое наказание предусмотрено Федеральным законом" сегодня такая санкция никаким федеральным законом не установлена и, следовательно, эта статья сейчас применяться актуально не будет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Иванович, вы ответите или Котенков? Пожалуйста, Александр Алексеевич. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! К сожалению, это не предмет закона "О выборах...". Здесь, вот как раз на странице 4, розданной вам сегодня, делается отсылка: "если такое наказание предусмотрено Федеральным законом". И если такого наказания нет, простите меня, это не предмет закона "О выборах...". Действительно, Борис Борисович, вносите поправку в Уголовный кодекс. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, сейчас никакого обсуждения быть не может. Переносим на "час голосования". Присаживайтесь, Александр Иванович.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2231 по 2252 из 6622
Уважаемые коллеги, я вас прошу быть очень внимательными, мы переходим к "часу голосования". Первым голосуется проект федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации". Пожалуйста, включите режим голосования. Идет голосование. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 07 сек.) Проголосовало за 416 чел. 92,4% Проголосовало против 2 чел. 0,4% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел. 6,7% Результат: принято Принимается.
Заседание № 210
20.12.2002
Вопрос:
О проекте федерального закона № 238718-3 "О выборах Президента Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1373 по 1466 из 7277
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению закона второго чтения. Пункт 6: проект федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации". Александр Иванович Салий, пожалуйста. САЛИЙ А. И., Агропромышленная депутатская группа. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется законопроект второго чтения "О выборах Президента Российской Федерации". В ходе обсуждения в первом чтении в адрес комитета поступило около четырехсот поправок. Рабочая группа обобщила все поступившие поправки и представляет вашему вниманию две таблицы. Первая таблица - поправок, рекомендуемых к принятию, их сто шестьдесят шесть. Они вносятся с учетом изменившейся ситуации в законодательном поле, в частности, вступления в действие закона "О политических партиях" и закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан...". И вторая таблица состоит из двухсот тринадцати поправок, которые комитет рекомендует отклонить. Они связаны с противоречиями Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав граждан..." и с тем, что некоторые моменты не учитывают сложившейся сегодня политической ситуации. Доклад закончен. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы Г. В. Боос ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок 1? Нет вопросов. Ставится на голосование предложение комитета в части принятия поправок, сведенных в таблицу 1. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 49 сек.) Проголосовало за 303 чел. 67,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 303 чел. Не голосовало 147 чел. 32,7% Результат: принято Принимается. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли по таблице поправок 2 вопросы? Тоже нет вопросов. Ставится на голосование предложение комитета в части отклонения поправок. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом в части отклонения поправок, сведенных в таблицу 2? Прошу голосовать. Включите режим голосования, пожалуйста. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 54 сек.) Проголосовало за 316 чел. 70,2% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел. 29,8% Результат: принято Согласились с предложением комитета. Проголосованы таблицы поправок 1 и 2. Ставится на голосование: принять законопроект во втором чтении. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 35 сек.) Проголосовало за 335 чел. 74,4% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел. 25,3% Результат: принято Принимается. Спасибо, Александр Иванович, присаживайтесь, пожалуйста.
Заседание № 195
24.10.2002
Вопрос:
О проекте федерального закона № 238718-3 "О выборах Президента Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 967 по 1415 из 3564
Пункт 2 повестки дня (у нас появился докладчик): о проекте федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Александра Альбертовича Вешнякова. Пожалуйста, Александр Альбертович. Уважаемые коллеги, присаживайтесь, пожалуйста. ВЕШНЯКОВ А. А., официальный представитель Президента Российской Федерации, председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается в новой редакции проект федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации". Подготовлен он в связи с необходимостью реализации положений нового Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", вступившего в силу в июне текущего года. Кроме того, менее года осталось до вступления в силу в полном объеме положений Федерального закона "О политических партиях". Вы знаете, что он вступил в силу 14 июля прошлого года. Вот этот закон объявляет политические партии единственными самостоятельными коллективными участниками избирательного процесса. В связи с этим законопроект также направлен на создание законодательной базы, обеспечивающей участие политических партий в выборах Президента Российской Федерации. Законопроектом не предусматривается изменение ныне действующей мажоритарной избирательной системы, абсолютного большинства, в соответствии с которой проводились выборы Президента Российской Федерации и в 1991, и в 1996, и в 2000 годах. В то же время законопроект содержит ряд новаций, обусловленных требованиями федеральных законов "О политических партиях" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Кандидат на должность Президента может быть выдвинут политической партией, избирательным блоком. Также кандидат может быть выдвинут в порядке самовыдвижения при условии его поддержки инициативной группой избирателей в количестве не менее 500 человек (против 100 человек в ныне действующей редакции закона). В законопроекте учтено, что очередные выборы Президента Российской Федерации будут проводиться в условиях политической системы, сложившейся в результате очередных выборов депутатов Госдумы. В связи с этим предусмотрено, что от сбора подписей освобождается кандидат в президенты, выдвинутый политической партией или избирательным блоком, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов по итогам ближайших предшествующих выборам Президента Российской Федерации выборов депутатов Государственной Думы, то есть выборов депутатов Госдумы декабря 2003 года. В то же время надо иметь в виду, что устанавливается день голосования на выборах Президента Российской Федерации. В данном случае - это второе воскресенье марта, значит, 14 марта 2004 года. Старт избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации в соответствии с нормами закона ожидается примерно 10 декабря 2003 года. В поддержку выдвижения иных кандидатов, тех, которые выдвигаются не от партий и блоков, прошедших в Государственную Думу, должно быть собрано не менее 2 миллионов подписей избирателей, что вдвое превышает количество подписей, требуемых в соответствии с действующим федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации", при этом с 70 тысяч до 50 тысяч сокращается количество подписей избирателей, приходящихся на один субъект Российской Федерации. Регистрация кандидата на должность Президента Российской Федерации на основании избирательного залога не предусматривается, как и в существующей редакции закона "О выборах Президента Российской Федерации". В ходе проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам обеспечиваются равные условия при предоставлении бесплатного и платного эфирного времени и печатной площади, помещений для проведения массовых мероприятий, услуг рекламных и полиграфических организаций. Кроме того, предусматривается предоставление бесплатных эфирного времени и печатной площади непосредственно политическим партиям и избирательным блокам, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов. В то же время эфирное время и печатная площадь не предоставляются бесплатно политическим партиям, имеющим задолженность перед СМИ в связи с предоставлением на предыдущих выборах бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади. Должниками будут являться те, кто по итогам выборов наберет менее 2 процентов голосов избирателей. На избирательные блоки, в которые входят эти партии, также распространяется данное правило. Согласно законопроекту предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 150 миллионов рублей. Учитывая, что для политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, данную сумму предлагается повысить до 250 миллионов рублей (это предложение профильного комитета ко второму чтению по законопроекту о выборах депутатов Государственной Думы), возможно, что сумму в 150 миллионов можно будет откорректировать в соответствии с этим вариантом, если он будет поддержан Государственной Думой. Законопроектом устанавливается перечень оснований, которые конкретизированы, для отказа в регистрации кандидатов и для отмены их регистрации, которая может быть осуществлена только судом. В законопроекте предусматривается ряд мер, направленных на предотвращение использования на выборах так называемого административного ресурса. В ходе избирательной кампании запрещается использовать преимущества своего служебного положения всем кандидатам, замещающим государственные и муниципальные должности. Указанные кандидаты, за исключением Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации, временно исполняющего обязанности главы государства, а также депутатов всех уровней, на период участия в выборах освобождаются от исполнения служебных обязанностей. Обеспечению открытости и гласности выборов, подведения их итогов будет способствовать размещение в течение суток со дня голосования протоколов участковых избирательных комиссий, всех 94 тысяч, по мере поступления их в информационную систему, в компьютерной сети Интернет. Уважаемые депутаты, с учетом того, что для обсуждения этого проекта закона у меня была возможность встретиться со всеми фракциями Государственной Думы, на этом, я полагаю, доклад можно завершить. Отмечу только, что проект федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" является третьим в текущем избирательном цикле большим федеральным законом о выборах, представленным вам на рассмотрение по результатам деятельности рабочей группы по совершенствованию законодательства Российской Федерации о выборах, созданной Президентом Российской Федерации в соответствии в том числе и с рекомендациями парламентских слушаний. Надеемся, что представленный законопроект будет рассмотрен вами с такими же вниманием и заинтересованностью, с которыми рассматривались здесь проекты федеральных законов об основных гарантиях избирательных прав граждан, о выборах депутатов Государственной Думы, с тем чтобы к концу текущего года подойти к завершению формирования правовой базы для проведения федеральных выборов в ближайшие 2003 и 2004 годы. Спасибо за внимание. Я готов отвечать на вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Альбертович. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад заместителя председателя Комитета по государственному строительству Александра Ивановича Салия. Пожалуйста, Александр Иванович. САЛИЙ А. И., Агропромышленная депутатская группа. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется заключение Комитета по государственному строительству на проект федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации. Я, наверное, не буду повторять все те положения, которые уже были озвучены докладчиком по данному проекту закона. Могу единственное сказать, что данный законопроект призван привести все нормы действующего закона в соответствие с принятым Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Подобную деятельность мы осуществили в отношении законопроекта "О выборах депутатов Государственной Думы...". Могу сказать, что практически все положения данного закона приведены в соответствие с федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан...". А мы над тем законом работали почти год, и было большое обсуждение. Подтверждаю все моменты, которые были здесь высказаны докладчиком. И на основании вышеизложенного, руководствуясь всеми положениями, которые здесь были озвучены, Комитет по государственному строительству поддерживает концепцию проекта закона "О выборах Президента Российской Федерации" и рекомендует принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчикам? Один вопрос, да? Больше нет. Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. У меня вопросы к Вешнякову. Уважаемый Александр Альбертович, у меня два вопроса. Не считаете ли вы, что более объективным и исключающим использование административного ресурса было бы не увеличение избирательного фонда до 150 миллионов, а установление его одинаковым для всех, точно так же, как и доступа на телевидение? И второй вопрос. Не считаете ли вы все-таки, что, являясь главой государства... В статье 86 или в главе 11 надо прямо записать, что действия, ведущие к фальсификации результатов на выборах Президента, приравниваются к захвату власти с соответствующими уголовными последствиями. Потому что здесь записано очень плоско, эта запись фактически не стимулирует к выполнению закона, с моей точки зрения. Надо учитывать факты, которые имели у нас место в 1996 году, когда были массовые нарушения, в том числе 600 тысяч доказанных. И на многих других выборах... С моей точки зрения, если мы идем к правовому государству и хотим, чтобы... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Альбертович. ВЕШНЯКОВ А. А. Спасибо. Что касается первого вопроса. Вашему вниманию предложено увеличение избирательного фонда, который может тратить кандидат в президенты, до 150 миллионов рублей. Обоснование по этому поводу есть: в связи с тем, что должны быть реальные средства на разворачивание реальной избирательной кампании для реальных кандидатов. И именно такая точка зрения, насколько я знаю, преобладает во всех фракциях, в чем я убедился, когда встречался с ними на этой неделе и в конце прошлой недели. Кроме этого, если идти по другому пути, пути искусственного его снижения, как это делают в некоторых субъектах Российской Федерации (например, на выборах губернатора или Президента республики - всего 100 тысяч), то получатся, наоборот, неравные условия. У губернатора есть преимущества: его все знают, у него есть возможность вести информационную деятельность, а у других кандидатов возможности вообще никакой нет. Особенно яркий пример в этом отношении был в Чувашии, о котором вы хорошо знаете. Поэтому, уважаемые депутаты, надо всё по-хорошему взвесить, тема обсуждаемая, в том числе при подготовке ко второму чтению. Но есть крайности, которые нам ни в коем случае нельзя применить по этой позиции, рассматривая этот вопрос. Что касается второго вопроса. Насколько я знаю, вы неоднократно его ставили, в том числе здесь, когда обсуждались проекты федеральных законов о выборах. Должен вам доложить. Во-первых, давайте смотреть сегодняшний Уголовный кодекс. Открываем статью 142 Уголовного кодекса "Фальсификация избирательных документов...": мера ответственности - до четырех лет лишения свободы. Другое дело, что пока наши судебные органы ни разу не применили ее, хотя, с моей точки зрения, они поступают неправильно. Надо менять судебную практику, а не ужесточать закон в этой части. Второе. Мы готовим с учетом новой редакции закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." изменения и к Уголовному кодексу, в том числе и в эту статью, и в сопутствующие статьи. И это будет предметом отдельного обсуждения уже, наверное, надеюсь, в ноябре - декабре этого года. Поэтому к этому вопросу мы вернемся. То есть постановка, с одной стороны, правильная: ужесточить меру наказания, чтобы другим было неповадно. Мы с этим солидарны. В то же время эти нормы уже присутствуют в нашем законодательстве, но они не используются на практике, и в данном случае - судебными органами. Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнёв ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Салий Александр Иванович. САЛИЙ А. И. Я хочу немножко разъяснить, так сказать, ответ на второй вопрос. В законе "Об основных гарантиях избирательных прав..." дана расшифровка, что такое фальсификация. К сожалению, ее не было в предыдущих законах, и поэтому суды поступали достаточно вольно, квалифицируя те или иные целенаправленные действия как техническую ошибку, описку и так далее. В законе "Об основных гарантиях избирательных прав..." дана расшифровка, что такое фальсификация. Практически все возможные нарушения там перечислены, и действительно меру ответственности за те или иные нарушения нужно рассматривать в соответствующих законах - в УК и в Кодексе об административных правонарушениях. Я думаю, что это будет сделано, и мы будем четко знать, за какое нарушение какое наказание последует. То есть этим самым мы убрали резиновое понятие фальсификации и дали суду абсолютно исчерпывающий перечень, по которому он будет принимать соответствующее решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, больше вопросов нет? Есть у депутата Коломейцева Виктора Андреевича. Только тогда давайте так: если еще есть вопросы, поднимите руки, или я просто объявлю запись, и потом будет возможность выступить. Больше нет. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Вопрос к председателю Центризбиркома. А если политическая партия, которая прошла в Думу и получила распределение мандатов, выдвигает кандидата на должность Президента и имеет при этом право не собирать подписи, но захочет это делать, то такое право ей будет дано? ВЕШНЯКОВ А. А. Уважаемый Виктор Андреевич, в законе прописывается: для того чтобы зарегистрировать кандидата на должность Президента от той партии, которая пройдет в Государственную Думу, собирать подписи не надо. Партия проводит съезд, принимает решение в соответствии с законом "О политических партиях", с законом "О выборах Президента..." и представляет кандидатуру на регистрацию в Центральную избирательную комиссию, что и будет делать Центральная избирательная комиссия. В то же время, если вы хотите проводить какую-то политическую работу, агитационную работу, не выходя за рамки закона, это вы можете делать. Но сами подписные листы никакой юридической силы иметь не будут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Запишитесь. Покажите список. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект - это, безусловно, проект одного из основополагающих законов по формированию основ гражданского общества, и мы понимаем, что любые выборы любого должностного лица - это очень ответственный момент в жизни страны и регионов. Участвуя во многих избирательных кампаниях, я наблюдал две тенденции. Первая тенденция: как правило, у нас есть "белые" и "черные" кандидаты. "Белые" - это те, кто в фаворе у Старой площади, им дозволяется всё. Вот сегодня много полемики в средствах массовой информации по поводу Илюмжинова. Но Илюмжинов ничего сверхъестественного не делает, он действует точно так же, как Владимир Владимирович Путин в своей предвыборной кампании, даже мягче, потому что он ушел в отпуск, а Путин никуда не уходил. Точно так же, как один летал на самолете и ходил на подводной лодке, второй вручает все эти автомобили и так далее. Но мне кажется, что эта тенденция существует именно из-за того, что у нас правовое сознание отсутствует в высших органах власти, и прежде всего в правоохранительной системе. Я убежден на основании даже личного опыта: я лично, будучи кандидатом в депутаты, поймал за руку члена комиссии избирательной, который бросал в урну пачку бюллетеней. Я лично написал прокурору, лично был у него три раза, понимаете? Но получил уже второй ответ, в котором говорится, что установить правонарушение не представляется возможным по прошествии длительного времени и так далее. Но мне кажется, что так можно довести до абсурда любую систему. И я уверен: пока мы прямо не запишем в законодательстве, что фальсификация выборов при помощи подтасовки бюллетеней и других манипуляций является и квалифицируется как захват государственной власти... Именно это не позволит по-другому трактовать законодательство. И второй момент. Я просто уверен: если мы действительно хотим, чтобы волеизъявление было объективным, мы должны не на словах, а на деле обеспечить равный доступ к средствам массовой информации и к общению с избирателями. Основываясь опять же на личном опыте, говорю, что, как правило, кандидатам, которые выступают в оппозиции действующей власти, всячески препятствуют встречаться с избирателями, перед ними закрываются дворцы культуры, закрываются на замок клубы, фактически им нет доступа в школы и учебные заведения. И я считаю, что в такой ситуации мы просто убиваем в людях веру в возможность нормального волеизъявления. Именно поэтому я и ставлю вот эти вопросы: не размер фонда, а его равенство для всех определяет равную для кандидатов возможность представить свои программы, а для общества - равную возможность как можно полнее ознакомиться с этими программами. Поэтому я предлагаю, в общем-то, поддержать нынешний законопроект, но ЦИК не должна препятствовать принятию во втором чтении поправок, которыми были бы ужесточены вопросы ответственности и обеспечения кандидатам равных возможностей при предоставлении своих программ. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Митрофанов Алексей Валентинович, пожалуйста. МИТРОФАНОВ А. В. Мы обсуждаем чрезвычайно важный закон. Ряд депутатов Государственной Думы будут участвовать в выборах Президента, это мы хорошо знаем. Многие депутаты участвовали в качестве активистов в президентских избирательных кампаниях и хорошо знают ситуацию. Поэтому это взгляд изнутри. Прежде всего я хочу отметить такой момент. Есть положения в проекте этого закона, которые являются лицемерными по своей сути. Их надо изменить. Ну, например, пределы расходов на президентскую избирательную кампанию. 150 миллионов - это копейки, и все участники кампании хорошо знают, что ресурсы используются совсем другие. Поэтому мне кажется, что надо отменить все лимиты и, наоборот, призвать кандидатов к честности, к тому, чтобы была возможность открыто продекларировать, кто же является спонсором, какие суммы реально тратятся. Никаких 150 миллионов нет, 150 миллионов - это активистам на пиво и на расклейку листовок. Это я вам говорю как участник трех президентских избирательных кампаний (в качестве активиста, естественно). И все в зале это понимают прекрасно, и всё равно делается то же самое. Это делается для того, чтобы потом опять ловить: кто-то, мол, что-то не то сделал, кто-то там не так использовал... Не надо вводить ограничения по той сумме, которую каждый человек или юридическое лицо может перечислить. Пусть это будет одна компания, которая перечислит из прибыли десятки миллионов, но мы хоть честно узнаем, кто же финансирует. Мы же всё равно это знаем по кулуарным разговорам. Вот с этого начинается как бы нечестность. И потом, мы сразу увидим, что да, вот такой-то кандидат получил 8, 10 процентов, больше, но зато он и истратил в десять раз больше. Ну, понятно, так сказать, что мы видели во время прошлой избирательной кампании. Дальше. Нужно, безусловно, вернуться к идее, предложенной Владимиром Вольфовичем и касающейся службы, действительной военной службы кандидатов в президенты. Кандидат в президенты должен иметь за спиной действительную службу в рядах армии в течение двух лет. И нынешняя ситуация в стране нас к этому подвигает. Это не должен быть человек, который в институте прошел военную кафедру и фактически никогда не служил в армии, это должен быть человек, прошедший действительную службу в армии. Скажу, что на многих депутатов, конечно, эта поправка "наступила" бы, но мы, многие, по принципиальным соображениям готовы, так сказать, даже поступиться собственными интересами. Я, например, не служил никогда, я понимаю, что мне это закроет навсегда какие-то перспективы, как и многим депутатам. Ну и что? Но зато это честно и порядочно, так сказать. Депутат должен знать, что такое армия, изнутри, а не узнавать ее за месяц сборов, на военной кафедре. Дальше. Все-таки здесь опять какой-то запутанный, лицемерный подход к заниманию государственных должностей теми лицами, которые ведут избирательную кампанию. Здесь надо точно высказаться, что есть, конечно, желание, чтобы все они ушли в отпуск и не использовали так называемый административный ресурс, но по жизни мы знаем, что этого не бывает, что все эти отпуска - это, так сказать, заявления на бумаге. Реально люди используют свой ресурс. Значит, тут надо принять какое-то принципиальное решение по средствам массовой информации. Пусть люди занимают свои посты, работают, но, скажем, освещение в средствах массовой информации деятельности лица, ведущего президентскую кампанию, должно быть равным, вот как-то так. Хотя понятно, что действующий Президент всегда будет иметь преимущество, и с этим надо согласиться, как в свое время в шахматах согласились, что шахматный король имеет преимущество перед всеми остальными шахматистами. Государство есть государство, и выполнять государственные функции надо ежедневно, и, как мы видим на примере этой ночи, вообще, чуть ли не ежеминутно. Здесь не может быть никаких ограничений и не может быть ни на секунду ослабления государственной власти. Увеличено количество требуемых подписей в два раза. В принципе можно с этим согласиться, ну а смысла в этом нет, в этом нет никакого смысла. И мне кажется, что можно было бы опять оставить льготу для руководителей партий, которые прошли в парламент. Зачем опять по новой собирать подписи, копаться в этих подписях, искать фальшивые и на этом основании фактически снимать с пробега людей? Делается всё, наверное, там ради этого. Поэтому тоже можно было бы оставить миллион, и ничего не было бы, а для лидеров партий, прошедших в парламент, имеющих парламентскую фракцию, сделать исключение: они не собирают подписи, поскольку их электорат известен. И это не миллион человек, а гораздо больше чем миллион человек, это реальные голоса, поданные во время выборов. В целом, конечно, закон "О выборах Президента Российской Федерации" нужен, нужна новая редакция его. Я думаю, нам надо его поддержать с учетом поправок, а вот ко второму чтению все эти моменты учесть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово, Александр Альбертович, хотели бы сказать? Пожалуйста. ВЕШНЯКОВ А. А. Спасибо, Геннадий Николаевич, спасибо, уважаемые депутаты. Выступающих было немного, последнее выступление хотя и критическое, но, с другой стороны, совершенно правильное: надо поддержать в первом чтении и доработать ко второму чтению. Ряд позиций можно и нужно обсуждать, но в то же время я хотел бы обозначить позицию, которая уже звучала и в вопросе, и в выступлении, - о величине избирательного фонда. Мы будем категорически против отмены всяческих ограничений по величине избирательного фонда. Мы не можем превратить избирательную кампанию в продажу товара, которым будет являться кандидат. А суммы можно обсуждать, тем более что я уже назвал их. Если профильным комитетом ко второму чтению в законопроекте "О выборах депутатов Государственной Думы..." предлагается увеличить сумму до 250 миллионов, то логично, если это пройдет в Государственной Думе, сделать аналогично и в проекте закона "О выборах Президента Российской Федерации". Мы готовы к конструктивному сотрудничеству после принятия этого проекта закона в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Александр Иванович Салий, хотели бы выступить? Нет. Уважаемые депутаты, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 52 сек.) Проголосовало за 416 чел. 92,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 418 чел. Не голосовало 32 чел. 7,1% Результат: принято Принимается. Спасибо, Александр Альбертович.