Заседание № 157

21.03.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 238654-6 "Об участии граждан в охране общественного порядка".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2606 по 2628 из 7821
Пункт 7 повестки дня, проект федерального закона "Об участии граждан в охране   
общественного порядка", и одновременно пункт 8, проект федерального закона "О   
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по     
вопросам участия граждан в охране общественного порядка". Докладывает           
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Борисович.                                                 
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!               
Рассматриваемые законопроекты были приняты во втором чтении 14 января этого     
года, прошли все необходимые процедуры и экспертизы. Каких-либо правовых и      
юридико-технических замечаний по данным законопроектам нет.                     
                                                                                
В связи с этим Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию   
коррупции предлагает рассматриваемые законопроекты принять в третьем чтении.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам голосования по данным двум      
законопроектам? Нет.                                                            
                                                                                
Законопроекты выносятся на "час голосования".                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5759 по 5775 из 7821
7-й вопрос, проект федерального закона "Об участии граждан в охране             
общественного порядка".                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              353 чел.78,4 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    354 чел.                                          
Не голосовало                  96 чел.21,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 139

14.01.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 238654-6 "Об участии граждан в охране общественного порядка".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1654 по 1743 из 6354
6-й вопрос повестки, проект федерального закона "Об участии граждан в охране    
общественного порядка", второе чтение. Ирина Анатольевна Яровая докладывает.    
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и      
противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется во втором чтении проект       
федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка".        
Несомненно, данный закон имеет большое значение для создания дополнительных     
условий и дополнительной мотивации для участия граждан в охране общественного   
порядка. Общественный порядок - это прежде всего безусловное исполнение         
требований закона и уважение друг к другу в обществе. Трудно переоценить        
значение участия граждан в охране общественного порядка как инструмента         
постоянного гражданского контроля, как формы влияния на формирование            
правового сознания и правовой культуры в обществе, реализации активной          
гражданской позиции, выраженной в неравнодушии, желании помогать и              
соучаствовать в спасении людей, в том числе когда речь идёт об участии          
граждан в поиске пропавших лиц.                                                 
                                                                                
Как вы помните, в первом чтении в законопроекте было заявлено несколько форм    
участия граждан в охране общественного порядка, которые, безусловно,            
сохраняются, а именно: личное инициативное участие, добровольные дружины,       
создание общественных объединений по месту жительства и учёбы и участие в       
поиске пропавших лиц, а также деятельность в качестве внештатных сотрудников    
полиции. Какие же уточнения были предложены комитетом при рассмотрении          
данного проекта закона ко второму чтению на основании тех поправок, которые     
вносились депутатами Государственной Думы? Прежде всего уточнён предмет         
правового регулирования, а именно: целью федерального закона в соответствии с   
внесёнными уточнениями предлагается считать создание именно правовых условий    
для добровольного участия граждан в охране общественного порядка. Кроме того,   
внесено дополнительное уточнение, что именно взаимодействие с органами          
полиции и иными правоохранительными органами, а не с органами местного          
самоуправления предполагается в качестве непосредственной формы                 
взаимодействия. Важным является дополнение о том, что только граждане           
Российской Федерации могут принимать участие в охране общественного порядка -   
иностранные граждане и лица без гражданства таким правом не обладают. Кроме     
того, очень важно, что в данном законе мы с вами сбалансировали формы           
взаимодействия и фактически возложили сегодня на органы местного                
самоуправления, на все уровни власти и на уполномоченные правоохранительные     
органы обязанность прямого взаимодействия с гражданами Российской Федерации     
по обеспечению их участия в охране общественного порядка.                       
                                                                                
Было внесено достаточно много поправок к проекту закона. Предложено к           
принятию пятьдесят семь поправок и рекомендовано к отклонению двадцать шесть.   
При этом я хотела бы обратить ваше внимание, коллеги, на тот факт, что при      
рассмотрении поправок на площадке Комитета по безопасности и противодействию    
коррупции мы детально прорабатывали каждую из них. Вы, наверное, заметили,      
что многие поправки нашли отражение в варианте проекта закона, который          
предложен вам ко второму чтению.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              238 чел.52,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    239 чел.                                          
Не голосовало                 211 чел.46,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу поправок № 2 на голосование.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              239 чел.53,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    239 чел.                                          
Не голосовало                 211 чел.46,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 2 также принимается.                                         
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5174 по 5190 из 6354
6-й вопрос, проект федерального закона "Об участии граждан в охране             
общественного порядка", второе чтение.                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              297 чел.66,0 %                                    
Проголосовало против            4 чел.0,9 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    302 чел.                                          
Не голосовало                 148 чел.32,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                

Заседание № 116

20.09.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 238654-6 "Об участии граждан в охране общественного порядка".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3673 по 4273 из 7291
Уважаемые коллеги, Совет Государственной Думы предлагает вопросы 14 и 15        
обсудить с одним докладом и содокладом. Нет возражений? Нет. Спасибо.           
                                                                                
14-й вопрос, проект федерального закона "Об участии граждан в охране            
общественного порядка", и 15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении   
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам     
участия граждан в охране общественного порядка".                                
                                                                                
Ирина Анатольевна Яровая, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы с вами          
рассматриваем очень важные законопроекты. Почему важные? Потому что они         
касаются вопросов участия граждан в охране общественного порядка. Мы очень      
часто говорим о различных гражданских инициативах, но при этом, может быть,     
далеко не каждый знает, что у нас в России граждане уже очень активно           
участвуют в охране общественного порядка: на сегодняшний день существует        
более 43 тысяч общественных объединений, в которых уже реально работают более   
пятисот тысяч граждан. Для сравнения я хочу сказать, что, например, в           
Советском Союзе в качестве народных дружинников было задействовано тринадцать   
миллионов граждан. Это говорит о том, что всегда, традиционно граждане          
активно участвовали в охране общественного порядка, это является и              
проявлением позитивной гражданской позиции, и жизненной потребностью, потому    
что только силовыми методами обеспечение общественного порядка невозможно.      
                                                                                
Наш законопроект посвящён тому, чтобы создать правовые основы участия граждан   
в охране общественного порядка. При этом мы ставили своей задачей не            
зарегулировать этот процесс, а, напротив, возложив определённые обязанности     
именно на органы местного самоуправления, органы исполнительной власти, дать    
возможность максимально раскрыться и реализоваться гражданской инициативе. Мы   
предусмотрели пять форм участия граждан в охране общественного порядка,         
которые, собственно говоря, уже сформировались на практике: нужно отдать        
должное нашим регионам, которые сегодня уже фактически обеспечили по целому     
ряду вопросов самостоятельное правовое регулирование, и при подготовке нашей    
законодательной инициативы мы опирались на точку зрения регионов и на их        
практический опыт.                                                              
                                                                                
Какие пять форм уже практически сформировались и нашли отражение в нашем        
законопроекте? Первое - личное участие граждан, потому что каждый гражданин     
имеет возможность и право взаимодействовать с органами полиции в обеспечении    
общественного порядка. Вторая форма, которая также уже сформирована, - это      
добровольческие движения, это добровольческая деятельность граждан по поиску    
пропавших без вести. Третья форма - народные дружины, которые формируются по    
территориальному принципу на уровне городских округов и поселений. Четвёртая    
форма - это общественные объединения, которые формируются по месту работы,      
учёбы. И пятая форма - это внештатные сотрудники полиции. Вот пять              
устоявшихся, общеизвестных форм.                                                
                                                                                
При этом нужно сказать, что подходы с точки зрения регламентации деятельности   
при различных формах участия граждан несколько отличаются, потому что           
инициатива и волеизъявление граждан реализуются по-разному. Хочу обратить       
ваше внимание на то, что в отношении волонтёрских движений мы посчитали         
необходимым дать максимальные возможности для саморегулирования, с тем чтобы    
волонтёрские движения могли самостоятельно определять свою внутреннюю           
организацию. При этом мы возложили прямую обязанность на Министерство           
внутренних дел, на территориальные органы внутренних дел в открытом доступе     
размещать информацию о пропавших без вести, об организации поиска и             
контактную информацию о тех должностных лицах, которые обязаны будут            
взаимодействовать с добровольцами и с добровольческими движениями, это очень    
важный момент.                                                                  
                                                                                
Кроме того, если говорить о народных дружинах, то надо сказать, что это,        
конечно же, уровень муниципалитетов, здесь мы опирались на действующий          
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в     
Российской Федерации". Почему? Потому что фактически речь идёт об участии       
граждан в решении вопросов местного значения по охране общественного порядка,   
и здесь, безусловно, необходимо дополнительное нормативное регулирование на     
уровне региональных и муниципальных нормативных актов.                          
                                                                                
Вообще, наш закон создаёт общие правовые основы, при этом мы полагаем, что на   
уровне субъектов Российской Федерации, конечно же, должны действовать свои      
законодательные акты, которые расширят те возможности, которые будут            
предоставлены на уровне федерального законодательства. Мы понимаем, что в       
различных субъектах Российской Федерации и свои традиции, сформированные в      
этих вопросах, и различные бюджетные возможности в плане дополнительной         
финансовой поддержки, если регион посчитает необходимым и возможным это для     
себя делать. Например, в отношении дружинников, если муниципалитет примет       
такое решение, могут быть решены вопросы и по соответствующей форме, и по       
дополнительному материально-техническому обеспечению.                           
                                                                                
Что касается участия граждан в этой деятельности по месту работы, жительства,   
то такая деятельность осуществляется без фиксированного членства, на            
основании решения общего собрания и при уведомлении территориальных органов     
внутренних дел. Внештатные сотрудники полиции - это общеизвестная форма         
участия в охране общественного порядка в соответствии с нормативными            
правовыми актами Министерства внутренних дел, что совершенно логично.           
                                                                                
Если говорить о том, какова в целом регламентация деятельности тех лиц,         
которые участвуют в охране общественного порядка, то надо отметить, что здесь   
заложены общие принципы: добровольность, законность и приоритет законных прав   
и интересов граждан, защита жизни и здоровья граждан.                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хочу вам привести цифры, которые очень впечатляют,         
потому что они достаточно красноречиво говорят о том, насколько полезна эта     
деятельность сегодня. При участии наших граждан, которые оказывают              
общественную поддержку, участвуют в охране общественного порядка, за прошлый    
год раскрыто более 32 тысяч преступлений, выявлено 459 тысяч административных   
правонарушений и - хочу подчеркнуть - задержано 357 тысяч правонарушителей.     
То есть мы понимаем, насколько это действительно добрая и созидательная сила.   
Думается, что создание дополнительных правовых возможностей для реализации      
гражданской инициативы и установление требований к органам исполнительной       
власти местного самоуправления быть открытыми и максимально содействовать       
этой инициативе будут иметь и дополнительное полезное продолжение. Конечно      
же, когда речь идёт о проведении общественных мероприятий, когда речь идёт о    
том, чтобы на уровне муниципалитета поддерживать общественный порядок, трудно   
переоценить роль и значение инициатив граждан.                                  
                                                                                
Хочу отдельно сказать о возможности участия в этой деятельности казачьих        
дружин. Вы знаете, что их деятельность регулируется законом, и сегодня          
фактически в охране общественного порядка участвует более 900 казачьих          
дружин, это 60 тысяч человек, поэтому такую форму работы наш законопроект       
также учитывает.                                                                
                                                                                
Конечно, всегда возникает вопрос о правах и обязанностях. Права, которые        
делегируются лицам, принимающим участие в охране общественного порядка,         
безусловно, соотносятся с общими требованиями законодательства. Каждое лицо,    
которое обеспечивает охрану общественного порядка, может предпринимать          
действия по пресечению правонарушений в рамках тех возможностей, которые        
сегодня предоставлены каждому гражданину, при этом устанавливается              
ответственность за неподчинение законным требованиям лиц, участвующих в         
охране общественного порядка. Если соотносить степень ответственности,          
которую мы устанавливаем для правонарушителей, и степень ответственности        
самих лиц, которые участвуют в охране общественного порядка, то                 
ответственность граждан, участвующих в охране общественного порядка, выше.      
Это ответ на те вопросы, которые звучали по поводу того, а не получится ли      
так, что кто-то из граждан, охраняющих общественный порядок, вдруг начнёт       
злоупотреблять своими правами? Вы знаете, опыт показывает, что сегодня мы       
можем сказать только слова большой человеческой и, если хотите,                 
государственной благодарности тем людям, которые в своё личное время реально    
защищают жизнь и здоровье других граждан и обеспечивают общественный порядок.   
                                                                                
Уважаемые коллеги, в разработке данной законодательной инициативы принимали     
участие депутаты разных фракций, и мы считаем это тоже положительным            
примером, примером того, что мы можем объединять наши усилия в решении          
общественно значимых вопросов, задач, скажем так, прикладного характера.        
                                                                                
Хотелось бы поблагодарить и Министерство внутренних дел - наши коллеги из       
министерства также активно участвовали в этой работе. Хочу сказать, что и       
когда мы принимали законодательство по реформированию органов внутренних дел,   
и сегодня мы всегда исходили и исходим из того, что уровень доверия,            
открытости в деятельности полиции должен быть максимальным, и наш               
законопроект создаёт дополнительные условия для того, чтобы органы полиции      
открыто взаимодействовали с гражданами, которые хотели бы оказывать реальную    
поддержку в обеспечении общественного порядка.                                  
                                                                                
Спасибо за внимание, уважаемые коллеги.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна.                               
                                                                                
Анатолий Борисович Выборный.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет          
Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции поддерживает   
данные законопроекты.                                                           
                                                                                
Что касается первого законопроекта - "Об участии граждан в охране               
общественного порядка", - он устраняет пробел в правовом регулировании данных   
отношений на федеральном уровне. Напомню, сегодня фактически в подавляющем      
большинстве субъектов Российской Федерации, а именно в семидесяти одном         
субъекте, действуют законы об участии граждан в охране общественного порядка,   
и каждый из них по-своему регулирует данные отношения. Как было сказано         
основным докладчиком, около пятисот тысяч наших граждан задействованы в         
данной области, и каждый из них по-своему понимает участие в таком важном       
государственном и общественном деле, а федерального закона до настоящего        
времени нет. Законопроект, с одной стороны, упорядочивает правила игры и        
задаёт единые стандарты на этот счёт, а с другой стороны, повышает правовой     
статус и обеспечивает более высокую степень социальной защиты участвующих в     
этом лиц. Законопроект устанавливает правовые основы, принципы и формы          
участия граждан в охране общественного порядка, принципы взаимодействия         
граждан и общественных организаций с органами правопорядка, органами            
государственной власти и местного самоуправления, права, обязанности и          
ответственность, а также стимулы для лиц, участвующих в этой деятельности.      
Таким образом, законопроект обеспечивает единообразие правового регулирования   
данных отношений на всей территории Российской Федерации.                       
                                                                                
Что касается второго законопроекта, он предусматривает ряд дополнений. Здесь    
речь идёт о нормах поддержки со стороны государственных органов и органов       
местного самоуправления для данных лиц, а также о вопросах, касающихся          
ответственности и граждан за невыполнение требований, например народных         
дружинников, и лиц, участвующих в этой деятельности, - за превышение своих      
полномочий. Таким образом, создаются необходимые условия для эффективного       
применения положений базового закона "Об участии граждан в охране               
общественного порядка".                                                         
                                                                                
Законопроекты не требуют дополнительных расходов из федерального бюджета. Они   
поддержаны Правительством Российской Федерации, Комитетом Государственной       
Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления,            
комитетами Совета Федерации по федеративному устройству, региональной           
политике, местному самоуправлению и делам Севера и по конституционному          
законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского           
общества, а также законодательными (представительными) и исполнительными        
органами субъектов Российской Федерации в подавляющем большинстве, причём       
более 90 процентов из них поддерживают оба законопроекта.                       
                                                                                
Конечно, имеются замечания и предложения на этот счёт. Например,                
предлагается: дополнить пункт 6 статьи 2 законопроекта положением о том, что    
народные дружины могут формироваться в населённых пунктах, расположенных на     
межселенной территории муниципального района; распространить действие           
механизма социальной защиты на народных дружинников и внештатных сотрудников    
не только в случае их гибели, но и в случае получения увечья, ранения при тех   
же обстоятельствах; заменить термин "народная дружина" на термин "милиция",     
имея в виду их общественную значимость, как это было ещё в Древнем Риме. Ну,    
все эти и многие другие замечания и предложения не носят концептуального        
характера и могут быть рассмотрены при подготовке законопроекта ко второму      
чтению.                                                                         
                                                                                
По этим основаниям Комитет Государственной Думы по безопасности и               
противодействию коррупции поддерживает законопроекты и предлагает               
Государственной Думе принять их в первом чтении.                                
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прошу записаться на вопросы.                                                    
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Коллеги, пока идёт запись, я вас попрошу формулировать вопросы покороче,        
потому что время у нас сегодня, вы чувствуете, очень сжатое. Спасибо.           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Виктор Андреевич Коломейцев.                                                    
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Уважаемая Ирина Анатольевна, вы не случайно сказали об         
ответственности граждан, которые будут принимать участие в охране               
общественного порядка. 8 сентября, в день выборов, в городе Шахты Ростовской    
области группа лиц в казачьей форме практически блокировала территориальную     
избирательную комиссию, их было до пятидесяти человек, фактически устранила     
полицейских, обеспечила пропуск председателей участковых избирательных          
комиссий, секретарей вначале в некое помещение, где проводились какие-то        
действия, и только затем допускала их в помещение территориальной               
избирательной комиссии. Требования депутата Государственной Думы,               
представившегося как положено, были категорически отвергнуты физическим         
образом. Вот какие меры предусмотрены, чтобы все эти дружины работали в         
рамках действующего законодательства?                                           
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Яровой включите микрофон.                        
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, наш законопроект устанавливает постоянное и     
полное взаимодействие народных дружин с территориальными органами полиции,      
поэтому ответ очень короткий и понятный: после принятия нашего закона           
деятельность и казачьих дружин, и других общественных объединений по            
обеспечению общественного порядка при проведении массовых мероприятий и в       
других ситуациях осуществляется во взаимодействии с территориальными органами   
полиции.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Савельев Дмитрий Иванович.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо.                                                         
                                                                                
Ирина Анатольевна, создание дружин - это дело, конечно же, нужное, люди, вне    
всякого сомнения, будут ответственнее относиться к соблюдению законов, но не    
стоит забывать, что во времена СССР существование подобных дружин...            
Дружинники сталкивались на улицах преимущественно с мелким хулиганством,        
сегодня же преступник зачастую вооружён огнестрельным или травматическим        
оружием. Получается, что дружинник будет противостоять вооружённому человеку,   
сам оставаясь при этом безоружным. Если же их будут сопровождать постоянно      
работники полиции, то тогда какой толк в создании самих дружин?                 
                                                                                
И в законопроекте вы определяете, что полиция, привлекая народные дружины для   
охраны общественного порядка, обязана обеспечить их безопасность. Так вот       
каким образом предполагается обеспечить безопасность дружинников в случае их    
самостоятельного патрулирования, то есть без сопровождения сотрудников          
полиции?                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутату Яровой включите микрофон.                                              
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Дмитрий Иванович, разделяя вашу озабоченность, я         
всё-таки не согласилась бы с вашим первоначальным утверждением, что в случае    
патрулирования лица, участвующие в охране общественного порядка, всегда будут   
сталкиваться с вооружёнными людьми, с преступниками. Мы с вами тоже являемся    
членами общества, ходим по улицам наших городов, поэтому не стоит               
преувеличивать, потому что из-за таких общих формулировок создаётся             
неправильное представление о ситуации.                                          
                                                                                
Что касается того, что на уровне поселений, городских округов будут             
сформированы общественные дружины, вы, наверное, обратили внимание, мы ведём    
речь о том, что будут, скорее всего, на уровне муниципалитетов разработаны      
нормативные акты, устанавливающие, возможно, и особенную форму, и другие        
знаки отличия. Если мы говорим о взаимодействии в вопросах дисциплинирующего    
порядка, то надо сказать, что, когда молодые люди, не совсем адекватно с        
точки зрения общепринятых норм поведения будут вести себя на улицах города,     
появление дружинников во многом будет их дисциплинировать и, возможно, даже     
не потребуется специального вмешательства органов полиции.                      
                                                                                
Что же касается обеспечения защиты сторон, то мы исходим из общих принципов     
действующего законодательства. В том случае, если по отношению к дружинникам    
применяется насилие, то у них, как и у нас с вами, как у всех граждан           
Российской Федерации, есть право на самооборону и пресечение таких действий,    
и в таком праве не может быть ограничен никто. Мы всё-таки исходим из того,     
что вопрос о дополнительном вооружении в данном случае рассматривать не         
нужно, потому что всё-таки есть функции, специальные функции, которые           
предполагают и особую ответственность, и они возложены сегодня именно на        
органы полиции, в данном случае речь не идёт о подмене органов полиции.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
У меня вопрос представителю комитета. Вы заявили в своём выступлении, что       
якобы нет дополнительных расходов из бюджета, - посмотрите статью 25            
"Материальное стимулирование, льготы и компенсации...". Всех депутатов вы       
лишили возможности бесплатного проезда в общественном транспорте, а здесь       
дружинникам вы предлагаете такие льготы дать. Вы предлагаете и другие меры,     
осуществляемые за счёт бюджетов субъектов, муниципалитетов. Я хотел бы          
спросить: а известно ли вам мнение на этот счёт хотя бы одного субъекта, ведь   
большая часть из них дотационные?! За счёт чего они это будут делать? Вы же     
закон предлагаете ввести в действие, а с ними не посоветовались.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Борисович Выборный, пожалуйста.                  
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю за вопрос, очень хороший вопрос. Если вы внимательно   
посмотрите законопроект, который мы предлагаем... вернее, сегодня докладчиком   
неоднократно говорилось, что сейчас уже в семидесяти одном субъекте             
Российской Федерации эти организации созданы, они действуют, причём без         
соответствующего бюджетного финансирования.                                     
                                                                                
Что касается непосредственно помощи, то это на усмотрение законодательных       
органов власти субъектов Российской Федерации, а также органов муниципальной    
власти, речь идёт о предоставлении соответствующих помещений или оргтехники,    
предусматриваются и внебюджетные источники по усмотрению законодательных        
органов власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Но, как          
показывает опыт, это совершенно не является препятствием, напротив, в           
законопроекте предусмотрено добровольное участие, каждый участвует так, как     
может, и это люди, которые занимаются этим по призванию, они туда идут для      
того, чтобы служить нашему обществу, а не для того, чтобы деньги брать.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Локоть Анатолий Евгеньевич.                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемая Ирина Анатольевна, имея за плечами несколько лет работы в             
комсомольском оперативном отряде, должен сказать, какой это был могучий         
механизм обеспечения соблюдения законности на улицах и безопасности, кстати,    
безопасности граждан, подчёркиваю: не дружинников, а граждан. И это             
обеспечивалось прежде всего наличием в законе статьи о том, что нанесение       
ущерба дружинникам во время исполнения ими их обязанностей приравнивается к     
нанесению ущерба представителям правоохранительных органов. Это была очень      
серьёзная мера защиты при разбирательстве и в судебном порядке, и во всех       
сложных ситуациях, а здесь этого я не вижу. Не считаете ли вы, что это нужно    
вернуть?                                                                        
                                                                                
Ну и, давая большие полномочия, нужно и спрашивать с этих дружинников,          
предъявлять соответствующие требования к ним с точки зрения знаний правовых,    
знания, так сказать, ситуации на месте. Вот в данном проекте закона таких       
требований я тоже не вижу.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Яровой включите микрофон.                        
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, хочу обратить ваше внимание, что в              
законопроекте напрямую предусмотрены ограничения, прописано, кто не может       
привлекаться для участия в охране общественного порядка, и, собственно          
говоря, эти критерии дают ответ на вопрос о том, насколько те люди, которые     
привлекаются к обеспечению общественного порядка в качестве дружинников,        
должны соответствовать тем или иным требованиям.                                
                                                                                
Также хотела бы обратить ваше внимание, что эта форма - участие в               
общественных дружинах - не единственная, она одна из пяти, коллеги, -           
повторяю: одна из пяти! - поэтому неправильно концентрироваться только на       
этом.                                                                           
                                                                                
Что же касается социальных гарантий, мер дополнительной поддержки, это как      
раз те вопросы, которые могут решаться с учётом уже практического опыта и тех   
возможностей, которые есть у органов местного самоуправления и у региональной   
власти. При этом мы не стали вводить дополнительные нормы прямого               
федерального регулирования в части установления ответственности, соразмерной    
неподчинению действиям сотрудника полиции, представителей власти. Если у        
кого-то из коллег будут какие-то предложения, которые заслуживают внимания,     
ко второму чтению мы готовы вместе с вами их обсуждать.                         
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Петрович Синельщиков.                                
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Ирина Анатольевна, всё-таки функцию охраны общественного порядка, не только     
обеспечения общественного порядка, судя по смыслу закона, выполняют не только   
полиция, но и общественники. Я обращаю внимание на обязанность внештатных       
сотрудников задерживать лиц, совершивших правонарушения. Это не право,          
повторяю, право есть у каждого гражданина, а обязанность. Всё-таки как вот      
эта обязанность будет обеспечена с точки зрения организационной, технической    
и как же всё-таки они будут защищены в правовом отношении?                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Анатольевна Яровая.                                 
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, хотелось бы обратить ваше внимание, что мы с    
вами сейчас обсуждаем не виртуальную ситуацию, мы с вами обсуждаем вопросы,     
которые уже решены в семидесяти одном субъекте Российской Федерации. Мы с       
вами создаём общий рамочный закон, который унифицирует правовые требования,     
для того чтобы создать единую правовую основу для всех форм участия граждан в   
охране общественного порядка, поэтому гипотезы и предположения на темы того,    
что может быть, - они, к счастью, неоправданны, есть уже практический опыт.     
                                                                                
И здесь задавался вопрос о том, как регионы относятся к этому закону. Я вам     
должна сказать, что регионы нас очень просили принять этот закон в кратчайшие   
сроки, более того, в этом году в Центральном федеральном округе Совет           
Безопасности проводил заседание, решением которого также было обратиться к      
Государственной Думе с предложением об ускорении принятия такого закона.        
Поэтому сегодня мы с вами идём за нашими региональными законодателями и за      
той общественной гражданской инициативой, которая уже реализуется.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, четыре минуты до перерыва, успеем все выступить? Кто хотел бы          
выступить?                                                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Татьяна Николаевна Москалькова. Татьяна Николаевна, вы почувствовали дефицит    
времени? Спасибо.                                                               
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ           
РОССИЯ", конечно, поддержит этот законопроект, у него долгая, очень непростая   
судьба. Он дважды принимался Государственной Думой: один раз полностью во       
времена Ельцина, но был отклонён президентом, поскольку не была определена      
организационно-правовая форма, а другой раз - уже Государственной Думой         
пятого созыва, поэтому особенно хочется сказать большое спасибо последней       
рабочей группе и лично Ирине Анатольевне Яровой, которая проделала огромную     
работу по доведению этого законопроекта до логического конца.                   
                                                                                
С учётом дефицита времени я хотела бы обратить внимание всех депутатов только   
на три момента, которые нужно было бы иметь в виду при доработке                
законопроекта ко второму чтению.                                                
                                                                                
Первое. Наш законопроект по социальным гарантиям отличается от законопроекта    
о добровольных пожарных дружинах и не включает ряд таких важных социальных      
гарантий, как право на поступление вне конкурса в учебное учреждение по         
специальности при условии успешного прохождения вступительных экзаменов, как    
осуществление личного страхования на период исполнения обязанностей за счёт     
бюджетных ассигнований и так далее.                                             
                                                                                
Второе. Предусмотрены внештатные сотрудники только полиции, - и здесь,          
конечно, видна большая роль МВД, которое было у истоков, работало над           
созданием этого законопроекта, участвовало в его доработке и вложило и душу,    
и сердце, идя в русле потребностей общества, - но я думаю, что было бы          
правильно, если бы другие правоохранительные органы рассмотрели и дополнили     
его, распространив институт внештатных сотрудников не только на систему         
полиции, но и на миграционную службу, таможенную, пограничную и другие,         
которые наделены функцией охраны общественного порядка.                         
                                                                                
И наконец, последнее. Нужно было бы подумать о мерах государственной защиты,    
которые могут быть применены к участникам ДНД и внештатным сотрудникам.         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, завершим обсуждение до перерыва? Осталось два, я надеюсь, коротких,    
концентрированных выступления.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вы знаете,     
я, вообще-то, пафоса выступления Татьяны Николаевны не разделяю. Почему?        
Потому что, вероятно, она невнимательно прочитала законопроект, автором         
которого она является. Прошу извинения. Но тут как раз гарантии, в том числе    
и поступления в вузы, - всё это есть.                                           
                                                                                
Вопрос в другом. Мы немножко перепутали эпохи: одно дело, когда общество        
социалистическое и существует общественная собственность, а другое дело,        
когда общество совсем другое. Вот если вы встречаетесь с избирателями в         
муниципальных районах, то вы могли заметить, что у нас на самом деле пять       
казачьих обществ. Есть реестровое, которое при администрации, и во многих       
местах, где казачество как бы в моде, оно уже сегодня получает из бюджета       
денежку и структурировано. Но есть наряду с такими и настоящие общественные     
движения, которые пытаются служить идее, но они к этому доступа не имеют.       
                                                                                
С моей точки зрения, вот этот закон будет способствовать возникновению искр     
гражданской войны, что в полной мере проявилось на выборах в Ростовской         
области, когда незаконное вооружённое формирование во второй половине дня 8     
сентября в городе Шахты и ряде территорий незаконно взяло на себя полномочия    
правоохранительных органов и фактически захватило власть. Я так понимаю, что    
этот закон в той трактовке, как это записано, их оправдывает и фактически       
оправдывает бездействие полиции, которая обязана по закону сопровождать         
председателя комиссии, члена и секретаря от избирательного участка до           
территориальной комиссии. В данной ситуации вот написал распоряжение мэр,       
пэр, - и уже вроде как дружинники это делают, хотя они являются членами         
Казачьей партии, вы её зарегистрировали в России, и получается, что одна        
зарегистрированная партия имеет преимущество перед другими: она уже может       
создавать за счёт бюджета боевые дружины.                                       
                                                                                
Второе. Мы с вами в этом зале отменили льготы даже депутатам муниципальных      
образований, они сегодня не имеют права бесплатно ездить на автобусе даже на    
заседание районного собрания, а здесь вы предлагаете дать финансирование,       
даже не посоветовавшись с регионами, которые имеют дефицитные бюджеты. Вам      
ведь сказали, что уже 1,5 триллиона задолженность субъектов, дефицит их         
бюджетов, и примерно столько же - у муниципальных образований, но вы даёте      
основания, - я вас уверяю: ими воспользуются - и это будут организованные       
группы по защите глав администраций.                                            
                                                                                
Это опасная тенденция по подталкиванию к гражданской войне, и мы не можем       
поддержать такой закон, потому что мы считаем, что народная дружина - это       
хорошо, но надо... (Микрофон отключён.)                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.                              
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, вообще, надо трибуну как-то по-другому поставить, а то       
неудобно - всё время к вам спиной, извините...                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я вас вижу на экране телевизора.                          
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Коллеги, о чём этот законопроект? Помните, был такой               
замечательный фильм "Операция "Ы" и другие приключения Шурика"? Когда Шурик     
охраняет склад, заваливается Моргунов с повязкой, Шурик спрашивает: "Ты кто?"   
- "Дружинник". И дальше "дружинник": "Ах ты расхититель социалистической        
собственности!.."                                                               
                                                                                
Не так давно, уважаемые коллеги, у нас прошёл единый день голосования,          
помните? Прекрасно помните! Так вот, в этот единый день голосования в одном     
из районов нашего любимого Подмосковья провели местный референдум, где одним    
из вопросов был такой: хотите ли вы создать местную полицию, то есть службу     
охраны общественного порядка? Все, конечно, не разбираясь, сказали, что         
хотят, - и всё, и теперь в этом районе существует собственная служба охраны,    
безопасности. То есть наша полиция полностью расписалась в собственной          
беспомощности - она ничего не может, за порядок не отвечает, - а граждане       
начальники местные получили прекрасную возможность, даже и без этого закона,    
путём местного референдума, а теперь вот с помощью этого закона вооружать       
лиц, которые будут вот так же грабить населённые пункты или я не знаю что,      
может, склады, где почти всё уже украдено до них, но, возможно, ещё что-то      
осталось. Вот для чего всё это делается!                                        
                                                                                
Когда нам говорят, что они не будут вооружены... Будут они вооружены, на них    
будут возложены специальные обязанности, и они обязательно будут иметь при      
себе либо газовое оружие, либо травматическое оружие, либо справку типа         
"нашёл огнестрел, иду сдавать". Вот что мы с вами хотим сделать!                
                                                                                
Поэтому мы, конечно, были бы за, если бы всё было как в советское время,        
когда дружинник, заметьте, член добровольной народной дружины... Я сам          
участвовал в этом, когда на заводе работал. Но она была добровольной только     
по названию, за это отгул давали, если вы помните. Граждане сознательно         
принимали участие в этом - сейчас, к сожалению, такого нет. Вот в плохих        
целях этим законом обязательно воспользуются! Если бы в хороших, мы, конечно,   
только приветствовали бы, но, как правило, наши худшие прогнозы всегда          
подтверждаются.                                                                 
                                                                                
Поэтому фракция ЛДПР не будет поддерживать данный законопроект.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ирина Анатольевна Яровая.                                                       
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, вы знаете, такие сильные заявления: пятьсот     
тысяч российских граждан назвать несознательными... Ну, я понимаю, о чём бы     
ни рассуждали некоторые наши коллеги, у них одна боль сердечная - это выборы,   
их личные интересы. Но сегодня страна живёт уже реально в условиях, когда       
пятьсот тысяч граждан в своё личное время и по своей инициативе, сознательно    
защищают жизнь других людей, и с их помощью задержано, я напомню вам, более     
трёхсот пятидесяти тысяч преступников! Задержано не теми, кто баллотировался,   
а простыми людьми, которые живут в регионах! Ни в коем случае нельзя так        
оскорбительно говорить о гражданской инициативе! Гражданская инициатива - это   
не только те общественные организации, которые мы видим на экранах              
телевизоров, это люди, которые живут в городах и посёлках и которые сегодня     
заинтересованы в том, чтобы помогать в том числе и органам полиции защищать     
детей, патрулировать территорию. И это нормально, и это есть во всём мире,      
поэтому делать такие заявления по поводу вооружения... Вы откуда это взяли?     
Вы прочитайте текст законопроекта, прежде чем делать такие некорректные         
заявления!                                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, в настоящее время, я вам хочу ещё раз сказать, семьдесят     
один субъект Российской Федерации уже принял свои законы, поэтому давайте       
будем опираться всё-таки на мнение субъектов Российской Федерации, тех людей,   
которые живут в нашей большой стране, а не мудрствовать лукаво на тему того,    
какие выборы проходили у кого-то в регионе. Свой личный негативный опыт не      
нужно переносить на всю страну!                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы очень надеемся, что ко второму чтению вы займёте более    
конструктивную позицию и, если пожелаете, примете участие в разработке          
законопроекта. Нужно не только заявления делать, но и заниматься практической   
работой!                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5686 по 5720 из 7291
14-й вопрос повестки. В первом чтении голосуется проект федерального закона     
"Об участии граждан в охране общественного порядка".                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.66,4 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    300 чел.                                          
Не голосовало                 150 чел.33,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.                                                         
                                                                                
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в         
охране общественного порядка". Голосуется в первом чтении.                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              296 чел.65,8 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    298 чел.                                          
Не голосовало                 152 чел.33,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.