Заседание № 141
О проекте федерального закона № 238023-8 "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" (об обеспечении полной и эффективной судебной защиты прав, свобод, законных интересов граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации", третье чтение. Доклад Даниила Владимировича Бессарабова. Пожалуйста, Даниил Владимирович. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект, который был разработан и внесён в Государственную Думу Верховным Судом, подготовлен комитетом к рассмотрению в третьем чтении. Речь в нём идёт об обеспечении полной и эффективной судебной защиты прав как граждан, так и организаций в административных правоотношениях и связанных с ними иных публичных отношениях, он направлен на ускорение судебной защиты по соответствующим делам, ну и поэтапное внедрение цифрового правосудия в административных правоотношениях и в том судоустройстве, которое предусматривает КАС. Просьба поддержать законопроект в третьем чтении. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 08 мин. 44 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 137
О проекте федерального закона № 238023-8 "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" (об обеспечении полной и эффективной судебной защиты прав, свобод, законных интересов граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации". Докладывает Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен комитетом для рассмотрения во втором чтении. Концептуально он направлен на обеспечение полной и эффективной судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, на ускорение судебной защиты по данной категории дел и, собственно говоря, на расширение элементов цифрового правосудия. Отмечу, что в установленный срок к нам поступило 32 поправки, они все рекомендованы комитетом к принятию, находятся в таблице поправок № 1. Просим её утвердить и поддержать законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 41 мин. 57 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 42 мин. 21 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно.
Заседание № 126
О проекте федерального закона № 238023-8 "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" (об обеспечении полной и эффективной судебной защиты прав, свобод, законных интересов граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации". Доклад представителя Верховного Суда Российской Федерации заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Судебной коллегии по административным делам Татьяны Анатольевны Петровой. Пожалуйста. ПЕТРОВА Т. А., представитель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по административным делам. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые участники заседания! Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" направлен на повышение эффективности и оперативности судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. В указанных целях предлагается предоставить судам проверочных инстанций возможность вести производство по материалам административного дела, сформированным в электронном виде и заверенным судом, в котором материалы дела находятся на бумажном носителе. Эта возможность будет особенно востребована в практике пересмотра судебных актов при рассмотрении дел с сокращёнными сроками рассмотрения, например при защите избирательных прав, когда даже направление дел курьером или по специальной связи не обеспечивает их своевременного поступления из таких районов, как Камчатка, Чукотка, и других. В целях ускорения судебной защиты судам также предоставляется возможность изготовления и направления в электронной форме не только судебных актов, но и распоряжений, извещений, вызовов, любых обращений. Это, конечно, обеспечит оперативное получение документов адресатами, сократит сроки отложения судебных заседаний и, конечно же, как следствие, сроки рассмотрения административных дел. В законопроекте закрепляется право судов самостоятельно получать сведения из открытых источников, в том числе из информационных систем, но речь идёт не обо всех системах, конечно же, а о тех, доступ к которым обеспечивается на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в сети "Интернет", например о публичных реестрах. Вводимые положения развивают принцип активной роли суда и одновременно сохраняют процессуальные гарантии для сторон. Полученные таким образом сведения приобщаются к материалам дела, однако сторона вправе представить свои возражения и доказательства, опровергающие достоверность указанных сведений. Нормами законопроекта придаётся новый импульс уже существующей практике извещения лиц, участвующих в деле, посредством мобильной связи и электронной почты. В целом ряде норм законопроекта говорится о том, что указание в заявлении, жалобе номера мобильного телефона либо адреса электронной почты приравнивается к даче согласия на их использование в целях взаимодействия с судом и получения судебных извещений. В целях развития институтов представительства в законопроекте предусматривается, что действия, не связанные с оказанием квалифицированной юридической помощи, такие как копирование материалов дела, получение копий судебных актов, копий судебных извещений, то есть действия организационно-технического характера, могут совершаться лицами, не имеющими высшего юридического образования, ну и, соответственно, статуса адвоката или учёной степени по юридической специальности. Изменения правового регулирования в сфере государственной кадастровой оценки требуют новой регламентации процессуального порядка рассмотрения дел об оспаривании решений бюджетных учреждений, касающихся установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Таким образом, повышаются гарантии защиты прав граждан и организаций в сфере налоговых правоотношений. Действующее процессуальное законодательство предусматривает возможность выдачи исполнительных листов только судами первой инстанции, однако не исключены ситуации, когда решения, требующие немедленного исполнения, принимаются судами апелляционной, кассационной инстанций, например решения по таким делам, как принудительная госпитализация лица, больного туберкулёзом, санкционирование медицинского вмешательства в целях спасения жизни несовершеннолетнего. В таких случаях отложение исполнения до получения материалов дела из суда апелляционной или кассационной инстанции судом первой инстанции просто непростительно. В связи с этим вводится положение о том, что в подобных ситуациях исполнительные листы могут выдаваться и судами апелляционной, кассационной инстанций. Конечно же, положения проекта содержат много изменений процессуального законодательства, это связано с исчислением сроков индексации присуждённых денежных сумм, с ответственностью за неисполнение судебных актов. Уважаемые участники заседания, мы полагаем, что проект в представленной редакции отвечает потребностям системы в новых формах взаимодействия судов со сторонами и судов между собой, направлен на совершенствование процессуального законодательства. Он обсуждался с представителями научного сообщества, все замечания были учтены при его подготовке. Мы просим вас поддержать данный законопроект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Даниила Владимировича Бессарабова. БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! С этой трибуны уже прозвучало, что главной целью этого законопроекта является эффективность судебной защиты. В рамках административных и иных публичных правоотношений добавляются новые элементы цифрового правосудия, судебная защита делается более эффективной и быстрой благодаря ускорению многих процедур. Что конкретно здесь предлагается? У суда появится возможность изготовления, направления в электронном виде не только судебных актов, но и распоряжений, требований, поручений, вызовов, обращений судов. Кроме того, в судах апелляционной, кассационной, надзорной инстанций появится возможность ведения производства по материалам административного дела в электронном виде, сформированным, заверенным в суде, в котором материалы дела находятся на бумажном носителе. Не надо будет дело, порой многотомное, из суда первой инстанции передавать по инстанциям и ждать почтовых пробегов, всё будет более оперативно, особенно в тех случаях, когда требуется немедленная защита прав, в том числе избирательных, о чём сейчас говорила Татьяна Анатольевна. В числе новелл я ещё выделил бы возможность индексации присуждённых денежных средств. Мы аналогичные поправки уже внесли в гражданское процессуальное законодательство, арбитражное процессуальное законодательство, и вот теперь норма появится в Кодексе административного судопроизводства. Ну и ряд других предложений, надеюсь, также будут поддержаны коллегами - депутатами Государственной Думы, комитет по ним выразил свою поддержку. У нас есть небольшие замечания. Предложения высказывало и правительство, и наше Правовое управление, но все эти замечания можно учесть во втором чтении. Мы продолжим работу. Готов ответить на вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации", пункт 29. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 53 мин. 32 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.