Заседание № 123
13.11.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 237808-5 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2674 по 2841 из 6950
Переходим к пункту 12. Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". О проекте федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении" докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Юрий Викторович Воронин. ВОРОНИН Ю. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вынесенный на ратификацию Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении придёт на смену аналогичному межправительственному соглашению между СССР и Народной Республикой Болгарией 1959 года, действие которого было прекращено по инициативе болгарской стороны с 1 января 2004 года. Новый договор подготовлен в соответствии с наиболее современным принципом построения такого рода соглашений, а именно принципом пропорциональности, который предполагает, что каждая из сторон, подписавших договор, отвечает перед гражданами обоих государств, которые выполняли работу на территории этих двух государств и подлежали соответственно в том или ином государстве, в зависимости от того, где выполнялась работа, социальному страхованию, то есть человек реализует своё право пропорционально объёму приобретённых прав на соответствующий вид социального страхования. Таким образом, применительно к наиболее распространённому, наиболее масштабному виду социального страхования - пенсионному страхованию это означает, что будет производиться суммирование страховых стажей, приобретённых как на территории Республики Болгарии, так и на территории Российской Федерации, с тем чтобы было реализовано полноценное право на назначение пенсии. А затем каждое из государств пропорционально объёму прав, которые были приобретены на территории именно этого государства, будет устанавливать и выплачивать ту часть пенсии, которая соответствует продолжительности приобретённого стажа, в соответствии со своим внутренним законодательством. На практике это будет означать, что если работа выполнялась как в Болгарии, так и в Российской Федерации, то застрахованный гражданин, независимо от того, какое у него гражданство, будет получать две пенсии - и от России, и от Болгарии, в зависимости от того, как будет складываться ситуация. Безусловно, основной текст соглашения регулирует прежде всего пенсионные правоотношения как долгосрочный вид страхования, но помимо этого регулируются и краткосрочные виды страхования, а именно страхование по болезни, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребёнком, другие виды случаев выплаты пособий, страхование в связи с несчастными случаями на производстве, профзаболеваниями. Здесь уже определяющим фактором является то, под действие законодательства какой из двух договаривающихся сторон подпадал трудящийся, выполняя определённую работу. Таким образом, повторю ещё раз, соглашение полностью соответствует требованиям конвенции Международной организации труда о сохранении прав трудящихся-мигрантов, регулирует правоотношения в зависимости от того, где приобретены права, и каждое из государств отвечает ровно в объёме тех прав, которые были приобретены на территории этого государства. И в этом смысле договор, безусловно, равноправен и отвечает интересам двух договаривающихся сторон. Просьба поддержать и ратифицировать Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Викторович. Я приглашаю на трибуну Валерия Сергеевича Селезнёва, который сделает содоклад от Комитета по международным делам. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении", который внесён в Госдуму 27 июля 2009 года Правительством Российской Федерации. Основной целью договора, подписанного в Москве 27 февраля 2007 года, является создание правовой основы для российско-болгарского сотрудничества в области социального обеспечения. Следует отметить, что международное соглашение по аналогичному вопросу было заключено Советским Союзом и Болгарской Народной Республикой 11 декабря 1959 года, но прекратило своё действие с 1 января 2004 года. Рассматриваемый договор распространяется на граждан Российской Федерации и Республики Болгарии, проживающих на их территориях, а также членов их семей. В сферу действия договора входят вопросы предоставления пособий по временной нетрудоспособности, по материнству и для семей с детьми, на погребение. Кроме того, договор распространяется на трудовые пенсии: по старости, в том числе долгосрочные трудовые пенсии, по инвалидности и по случаю потери кормильца; на социальные пенсии; применительно к Российской Федерации - на выплаты застрахованному лицу вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания или членам семьи в случае смерти застрахованного лица по этим причинам. По мнению комитета, ратификация договора отвечает интересам Российской Федерации, содействует развитию договорно-правовой базы российско-болгарского сотрудничества в области соцобеспечения и обязательного государственного страхования, создаёт дополнительные социальные гарантии для российских граждан на территории Республики Болгарии. Комитет обращает внимание на то, что в ходе подготовки законопроекта о ратификации договора к рассмотрению Госдумой Правовым управлением Аппарата Госдумы были выявлены некие неточности и несоответствия в тексте договора, в связи с чем были даны рекомендации субъекту права законодательной инициативы рассмотреть вопрос о целесообразности обмена дипломатическими нотами между договаривающимися сторонами для внесения в текст договора соответствующих изменений. Но, по мнению комитета, указанные замечания носят чисто технический характер, не влияют на смысл и дух достигнутых договорённостей и не могут препятствовать ратификации договора. В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задержитесь пока на трибуне, Валерий Сергеевич. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. А, есть. Пожалуйста, Лебедев Игорь Владимирович. ЛЕБЕДЕВ И. В., руководитель фракции ЛДПР. У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Юрий Викторович, фракция ЛДПР всегда с большой осторожностью относится к ратификации подобных соглашений, поскольку считает, что в большей степени они обычно отвечают интересам других государств, нежели интересам России. Болгария, видимо, в этом случае может являться каким-то приятным исключением, поскольку ещё у Советского Союза были тёплые, дружеские отношения с этим государством, была даже поговорка "Курица не птица, Болгария не заграница". Но вопрос мой в следующем. В свете вчерашнего послания президента, в котором была особо отмечена необходимость прагматичности нашей внешней политики, отвечает ли данная ратификация вчерашнему заявлению президента и в какой степени? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Сергеевич, присаживайтесь. Пожалуйста, Юрий Викторович, отвечайте на вопрос. ВОРОНИН Ю. В. Уважаемый Игорь Владимирович, хотел бы отметить прежде всего, что к договорам такого типа, как договор о социальном обеспечении, который регулирует социально-страховые отношения, вообще не подходит оценка, кому он выгоден, потому что это договор, решающий несколько иную задачу, - это договор, создающий механизм реализации приобретённых прав на социальное страхование. Если гражданин Болгарии, работая в Российской Федерации легально, будучи допущенным для выполнения трудовой функции в России, заработал право на пенсию, он это право должен по всем международным требованиям реализовать. Это не деньги, которые ему, скажем, Российская Федерация заплатит в ущерб кому-то, это приобретённые им права, которые зафиксированы на его индивидуальном лицевом счёте и которые на другие цели, кроме как на его пенсионное обеспечение, использованы быть не могут. Соответственно, если нет договора, то эти права просто лежат, хранятся мёртвым грузом, никому не нужным. Они и на выплату россиянам пенсий не могут использоваться, просто находятся на счетах Пенсионного фонда. Такого рода договоры выгодны всем странам просто с точки зрения того, что чётко реализуют механизм приобретённых прав. Раз права приобретены, соответственно, тот, кто эти права приобрёл, должен иметь возможность ими воспользоваться. Это основополагающий международный принцип регулирования отношений в этой сфере. Раз мы регулируем таким образом отношения с другими странами, это, безусловно, отвечает интересам Российской Федерации, поскольку аналогичные гарантии получают со стороны этих стран и наши граждане, которые выполнят трудовую функцию в этих государствах, а при отсутствии договора отсутствует механизм, в соответствии с которым они могут воспользоваться правами, приобретёнными в Болгарии или в другом государстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Нет желающих выступить, поэтому объявляется "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3393 по 3409 из 6950
Пункт 12, проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 52 сек.) Проголосовало за 448 чел.99,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 448 чел. Не голосовало 2 чел.0,4% Результат: принято Принято.