Заседание № 43

01.10.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 23778-5 "О внесении изменения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации" (предоставление исполнительным органам субъектов Российской Федерации права давать разрешение на заключение брака лицам, достигшим возраста шестнадцати лет; внесён Законодательным Собранием Вологодской области).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3112 по 3253 из 3709
Переходим к пункту 14, три альтернативных законопроекта. Это законопроекты "О   
внесении изменения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации", "О      
внесении изменений в статьи 13 и 77 Семейного кодекса Российской Федерации",    
ну, и в статью 13 ещё раз. Обращаю ваше внимание, что по всем трём              
законопроектам имеются письменные обращения соответственно Законодательного     
Собрания Вологодской области, Новосибирского областного Совета депутатов и      
Парламента Кабардино-Балкарской Республики, которые просят рассмотреть данные   
альтернативные законопроекты без участия своих представителей, поэтому у нас    
один содоклад, который сделает председатель Комитета по вопросам семьи,         
женщин и детей Елена Борисовна Мизулина. Она просит включить ей микрофон на     
рабочем месте.                                                                  
                                                                                
Включите микрофон Елене Борисовне на рабочем месте.                             
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция "Справедливая Россия".                                  
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Все три законопроекта       
содержат одну общую идею, суть которой состоит в том, чтобы передать            
полномочия по выдаче разрешения на вступление в брак с несовершеннолетним от    
органов местного самоуправления, которые сегодня такое разрешение дают,         
органам исполнительной власти субъектов, но комитет не поддерживает эту идею,   
считая её ошибочной. Почему эта идея ошибочна? Во-первых, обосновывая           
необходимость передачи этого полномочия на уровень субъектов Российской         
Федерации, авторы всех трёх законодательных инициатив ссылаются на то, что      
выдача разрешения на вступление в брак с несовершеннолетним относится к         
функциям органов опеки и попечительства, а коль скоро Государственная Дума в    
2006 году приняла закон, в соответствии с которым полномочия по опеке и         
попечительству от органов местного самоуправления переданы на уровень           
субъектов, то и такое полномочие, как выдача разрешения на вступление в брак    
с несовершеннолетним, считают авторы, должно тоже уйти к субъектам. Но выдача   
разрешения на вступление в брак с несовершеннолетним не является функцией       
органов опеки и попечительства и не относится к полномочиям органов опеки и     
попечительства. С 1 сентября этого года вступил в силу Федеральный закон "Об    
опеке и попечительстве", где очень чётко сказано, что это такое. Это прежде     
всего отношения, связанные с обеспечением жизнедеятельности подопечных, то      
есть тех несовершеннолетних, кто остался без попечения родителей. Что же        
касается выдачи разрешений на вступление в брак, то тут могут быть разные       
дети, это могут быть дети и из семей, где родные родители, поэтому никогда      
эта функция не относилась к полномочиям органов опеки. Это первое               
концептуальное заблуждение.                                                     
                                                                                
Кстати, для сведения депутатов, ежегодно эта тенденция сохраняется, в среднем   
примерно две тысячи триста браков заключается с несовершеннолетними, это 0,2    
процента от общего числа заключаемых браков в нашей стране. То есть цифра       
небольшая, но, с другой стороны, всё-таки достаточно значительная.              
                                                                                
Комитет считает, что эта ошибка произошла из-за того, что ряд субъектов         
Российской Федерации... На эти три законопроекта поступило восемьдесят пять     
отзывов из субъектов, семьдесят девять из них положительные. Ну, просто         
получилось такое заблуждение. Во-первых, очень многие полагали, что это         
действительно полномочия органов опеки и попечительства, а, во-вторых, не       
учли момент, что ведь в более чем семидесяти субъектах приняты законы, по       
которым все полномочия по опеке и попечительству оставлены также у органов      
местного самоуправления. Вы представляете, какой абсурд: вот примем этот        
законопроект, и в отношении примерно двух тысяч трёхсот браков полномочия на    
выдачу разрешения отдадим на уровень субъектов, а не по месту жительства        
несовершеннолетних, а все остальные полномочия, в том числе и по опеке и        
попечительству, осуществляются на уровне органов местного самоуправления, но    
на уровне субъектов нет соответствующих структур. Кто же будет тогда            
заниматься выдачей таких разрешений, не говоря уже о том, что возникнут         
проблемы у людей в силу отдалённости нахождения столичных городов субъектов     
от места жительства очень многих граждан?                                       
                                                                                
Поэтому комитет предлагает отклонить все три законопроекта. Отличия есть        
только небольшие. В первом законопроекте (это проект Законодательного           
Собрания Вологодской области) ещё одна абсурдная идея: в случае принятия        
закона распространить эту норму на браки, которые были заключены с 1 января     
этого года. Это совсем нелепо, потому что по российскому законодательству       
тот, кто вступает в брак до достижения возраста шестнадцати лет, приобретает    
полную дееспособность. Мало того, что все браки за период с 1 января этого      
года до вступления в силу данного закона, если он будет принят, окажутся        
недействительными, но и все сделки, которые заключат лица, вступившие в брак    
до достижения совершеннолетия, тоже будут признаны недействительными. Это уж    
совсем абсурдно.                                                                
                                                                                
Ну а в законопроекте Новосибирского областного Совета депутатов есть ещё одна   
норма, которая связана с изменением порядка немедленного отобрания ребёнка в    
связи с наличием угрозы его здоровью и развитию. Предлагается также передать    
это от органов опеки и попечительства органу, уполномоченному в соответствии    
с законом субъекта Российской Федерации. То есть вообще очень неопределённая    
ситуация. Но здесь я хочу обратить внимание уважаемых депутатов: на             
рассмотрении в Думе в Комитете по гражданскому, уголовному, арбитражному и      
процессуальному законодательству есть законопроект о введении судебной          
процедуры немедленного отобрания ребёнка. Эта процедура гуманная, она           
соответствует и Конституции, и правам ребёнка, я думаю, и наш комитет так       
считает, что надо идти по пути судебной процедуры.                              
                                                                                
Поэтому мы рекомендуем Государственной Думе в наших заключениях на эти          
законопроекты их не поддерживать и отклонить. Просим поддержать мнение нашего   
комитета.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Нет. Я понимаю,      
что также не настаивают на выступлении представители президента и               
правительства.                                                                  
                                                                                
Ставятся на голосование в порядке того, как они стоят в нашей повестке дня,     
без высвечивания результатов, следующие законопроекты. Пункт 14.1, инициатива   
Вологодской области.                                                            
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования. (Идёт голосование.)                     
                                                                                
Пункт 14.2, пожалуйста. (Идёт голосование.)                                     
                                                                                
Пожалуйста, пункт 14.3. (Идёт голосование.)                                     
                                                                                
Теперь покажите, пожалуйста, нам результаты в порядке нашего голосования.       
                                                                                
Пункт 14.1. Покажите результаты.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за                0 чел.0,0%                                      
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                      3 чел.                                          
Не голосовало                 447 чел.99,3%                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 14.2.                    
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за                0 чел.0,0%                                      
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                      1 чел.                                          
Не голосовало                 449 чел.99,8%                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 14.3.                    
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за                0 чел.0,0%                                      
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                      1 чел.                                          
Не голосовало                 449 чел.99,8%                                     
                                                                                
Я так понимаю, что согласно нашему регламенту мы должны принять решение о       
том, что все три законодательные инициативы отклонены, поскольку мало того,     
что у всех законопроектов одинаковый результат, этот результат равен нулю.      
Поэтому я не ставлю ни один из них на дополнительное голосование.