Заседание № 40
12.09.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 23774-5 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (об освобождении органов опеки и попечительства от обязанности заниматься устройством детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2802 по 2890 из 3250
Переходим к 13-у пункту. Проект федерального закона "О внесении изменения в
статью 5 Федерального закона "О государственном банке данных о детях,
оставшихся без попечения родителей". Законодательное Собрание Вологодской
области просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя,
поэтому я сразу предоставляю слово для доклада председателю Комитета по
вопросам семьи, женщин и детей Елене Борисовне Мизулиной.
МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,
женщин и детей, фракция "Справедливая Россия".
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Суть рассматриваемого
законопроекта, который внесло Законодательное Собрание Вологодской области,
состоит в том, чтобы привести положения закона "О государственном банке
данных о детях, оставшихся без попечения родителей" в соответствие с законом,
принятым 29 декабря 2006 года, согласно которому с 1 января этого года
органами опеки и попечительства являются не органы местного самоуправления,
как это было раньше, а органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации. Законодательное Собрание Вологодской области, обнаружив, что в
статье 5 Федерального закона "О государственном банке данных о детях,
оставшихся без попечения родителей" сохраняется прежний перечень органов -
органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов, -
посчитало, что эта запись излишняя, и для устранения противоречия внесло
законопроект, который мы с вами и рассматриваем.
Мы очень внимательно изучили этот законопроект, и могу высказать единогласное
мнение комитета, что при всей, казалось бы, безобидности и первичном
представлении о том, что этот законопроект устраняет противоречия, возникшие
между законами, на самом деле этот законопроект не только нарушает права
тысяч детей или может нарушить, если мы с вами его примем, но он ещё и
противоречит Конституции Российской Федерации.
Законодательное Собрание, руководствуясь хорошими намерениями, не учло два
момента. Первый из них состоит в том, что в той статье, куда предлагается
внести изменение, содержится, вообще-то, норма-гарантия. Она звучит примерно
так: если данные о ребёнке переданы в государственный банк данных
региональному или федеральному оператору, в этом случае деятельность по
устройству такого выявленного ребёнка-сироты не прекращается. Органы опеки и
попечительства, органы государственной власти обязаны и после этого
продолжать свою деятельность и искать семью ребёнку, устраивать его, чтобы он
не остался предоставленным самому себе. То есть это норма-гарантия, поэтому
очень осторожно надо подходить, когда вносим в такую норму поправку.
И второе. Они не учли, что в соответствии с федеральными законами номер 184 и
номер 131 более чем в семидесяти субъектах Российской Федерации были приняты
свои законы, которые сохранили за органами местного самоуправления полномочия
по опеке и попечительству, в том числе по организации устройства детей-сирот,
детей, оставшихся без попечения родителей.
И что мы получим, если вдруг согласимся с этим законопроектом? Окажется, что
более чем в семидесяти субъектах Российской Федерации органы местного
самоуправления, которые занимаются устройством детей, оставшихся без
попечения родителей, должны будут прекращать свою деятельность с момента, как
передадут сведения о выявленном ребёнке-сироте в государственный банк данных
о таких детях. Но органы-то государственной власти, поскольку в соответствии
с законами субъектов они не наделены аналогичными полномочиями по устройству,
у них нет на это ни ресурсов, ни штатов, ни социальной инфраструктуры, тоже
эту деятельность осуществлять не могут. И в результате - в прошлом году было
выявлено сто двадцать четыре тысячи четыреста восемьдесят три ребёнка,
оставшихся без попечения родителей, - тысячи детей окажутся в ситуации, когда
никто их не будет устраивать в семьи. Это, естественно, нарушение прав детей,
это нарушение пункта 1 статьи 38 Конституции, согласно которому государство
гарантирует защиту детства.
Поэтому комитет вынес единодушное решение рекомендовать Думе отклонить данный
законопроект. И мы бы просили это решение поддержать, потому что в таком виде
он, к сожалению, не только не корректен, он просто ошибочен.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к Елене Борисовне?
Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Нет. Я так понимаю, что это
относится и к представителю правительства, и к представителю президента. Если
так, то я ставлю вопрос на голосование. Проект федерального закона "О
внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О государственном банке
данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Комитет возражает против
принятия данного законопроекта.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 38 мин. 54 сек.)
Проголосовало за 2 чел.0,4%
Проголосовало против 7 чел.1,6%
Воздержалось 0 чел.0,0%
Голосовало 9 чел.
Не голосовало 441 чел.98,0%
Результат: не принято
Не принято.