Заседание № 40
12.09.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 23774-5 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (об освобождении органов опеки и попечительства от обязанности заниматься устройством детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2802 по 2890 из 3250
Переходим к 13-у пункту. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Законодательное Собрание Вологодской области просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя, поэтому я сразу предоставляю слово для доклада председателю Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елене Борисовне Мизулиной. МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Суть рассматриваемого законопроекта, который внесло Законодательное Собрание Вологодской области, состоит в том, чтобы привести положения закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" в соответствие с законом, принятым 29 декабря 2006 года, согласно которому с 1 января этого года органами опеки и попечительства являются не органы местного самоуправления, как это было раньше, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законодательное Собрание Вологодской области, обнаружив, что в статье 5 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" сохраняется прежний перечень органов - органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов, - посчитало, что эта запись излишняя, и для устранения противоречия внесло законопроект, который мы с вами и рассматриваем. Мы очень внимательно изучили этот законопроект, и могу высказать единогласное мнение комитета, что при всей, казалось бы, безобидности и первичном представлении о том, что этот законопроект устраняет противоречия, возникшие между законами, на самом деле этот законопроект не только нарушает права тысяч детей или может нарушить, если мы с вами его примем, но он ещё и противоречит Конституции Российской Федерации. Законодательное Собрание, руководствуясь хорошими намерениями, не учло два момента. Первый из них состоит в том, что в той статье, куда предлагается внести изменение, содержится, вообще-то, норма-гарантия. Она звучит примерно так: если данные о ребёнке переданы в государственный банк данных региональному или федеральному оператору, в этом случае деятельность по устройству такого выявленного ребёнка-сироты не прекращается. Органы опеки и попечительства, органы государственной власти обязаны и после этого продолжать свою деятельность и искать семью ребёнку, устраивать его, чтобы он не остался предоставленным самому себе. То есть это норма-гарантия, поэтому очень осторожно надо подходить, когда вносим в такую норму поправку. И второе. Они не учли, что в соответствии с федеральными законами номер 184 и номер 131 более чем в семидесяти субъектах Российской Федерации были приняты свои законы, которые сохранили за органами местного самоуправления полномочия по опеке и попечительству, в том числе по организации устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. И что мы получим, если вдруг согласимся с этим законопроектом? Окажется, что более чем в семидесяти субъектах Российской Федерации органы местного самоуправления, которые занимаются устройством детей, оставшихся без попечения родителей, должны будут прекращать свою деятельность с момента, как передадут сведения о выявленном ребёнке-сироте в государственный банк данных о таких детях. Но органы-то государственной власти, поскольку в соответствии с законами субъектов они не наделены аналогичными полномочиями по устройству, у них нет на это ни ресурсов, ни штатов, ни социальной инфраструктуры, тоже эту деятельность осуществлять не могут. И в результате - в прошлом году было выявлено сто двадцать четыре тысячи четыреста восемьдесят три ребёнка, оставшихся без попечения родителей, - тысячи детей окажутся в ситуации, когда никто их не будет устраивать в семьи. Это, естественно, нарушение прав детей, это нарушение пункта 1 статьи 38 Конституции, согласно которому государство гарантирует защиту детства. Поэтому комитет вынес единодушное решение рекомендовать Думе отклонить данный законопроект. И мы бы просили это решение поддержать, потому что в таком виде он, к сожалению, не только не корректен, он просто ошибочен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к Елене Борисовне? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Нет. Я так понимаю, что это относится и к представителю правительства, и к представителю президента. Если так, то я ставлю вопрос на голосование. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Комитет возражает против принятия данного законопроекта. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 38 мин. 54 сек.) Проголосовало за 2 чел.0,4% Проголосовало против 7 чел.1,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 9 чел. Не голосовало 441 чел.98,0% Результат: не принято Не принято.