Заседание № 230
30.07.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 237585-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования цифровой валюты; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования цифровой валюты)").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5222 по 5329 из 9347
Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Анатолия Геннадьевича Аксакова. Это приоритетный законопроект фракции "НОВЫЕ ЛЮДИ". АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, данный законопроект направлен на узаконивание реально существующего явления - так называемого майнинга, то есть создания криптовалют. Этот законопроект позволяет осуществлять соответствующую деятельность легально, при этом наводит порядок: там, где есть соответствующие технологические и мощностные возможности, это будет разрешено, а там, где дефицит потребления электроэнергии, производства электроэнергии, правительство сможет устанавливать ограничения на ведение такого рода бизнеса. В этом законопроекте предусмотрены технологические условия того, как соответствующие организации будут подключать свои устройства для создания криптовалют. Вносятся также изменения в закон "О цифровых финансовых активах...": даётся возможность иностранным цифровым финансовым активам обращаться на российском рынке, а российские цифровые финансовые активы смогут обращаться на зарубежных рынках по замыслу поправок к этому законопроекту. К законопроекту поступило 24 поправки, семь из них в таблице поправок, рекомендуемых к принятию, 17 предлагается отклонить. Прошу рассмотреть поправки. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Коллеги, при рассмотрении этого вопроса присутствует статс-секретарь - заместитель председателя Центрального банка России Гузнов Алексей Геннадьевич. Есть ли вопросы, коллеги, по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 48 мин. 06 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 25 чел.5,6 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет вопросов. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 48 мин. 35 сек.) Проголосовало за 304 чел.67,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 24 чел.5,3 % Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 48 мин. 58 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Анатолий Геннадьевич, пожалуйста, вам слово. АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений против того, чтобы рассмотреть в третьем чтении? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 49 мин. 34 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 228
24.07.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 237585-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования цифровой валюты)".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4428 по 5181 из 7356
29-й и 30-й вопросы мы рассматриваем одновременно. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования цифровой валюты)", это 29-й вопрос, и 30-й вопрос - проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций на финансовом рынке)". С одним докладом и содокладом по этим двум законопроектам выступит Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроекты направлены на урегулирование явления, которое реально у нас уже давно существует. По некоторым оценкам, майнинг, или создание так называемых криптовалют, измеряется миллиардами долларов, а оборот с использованием криптовалют, в том числе во внешнеэкономической деятельности, измеряется десятками миллиардов долларов. Что такое майнинг? Это математические вычисления путём эксплуатации технических и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему на распределённом реестре. Цифровая валюта, которая в ходе майнинга создаётся, - это совокупность электронных данных (цифрового кода) в информационной системе, которые могут быть признаны средством платежа, при этом не являясь денежной единицей, и в отношении которых нет лица, обязанного перед обладателем цифровой валюты. По закону о майнинге эту деятельность могут осуществлять только включённые в реестр соответствующие лица. Ими могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, ну и также физические лица, если майнинг криптовалюты будет ими осуществляться в незначительном, определённом требованиями закона и подзаконных актов объёме. Кто не может осуществлять майнинг? Индивидуальные предприниматели и юридические лица, чьи директора, учредители имеют неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, против государственной власти или иные тяжкие, особо тяжкие преступления. Лицо, получившее цифровую валюту в результате майнинга, будет отчитываться об этом в уполномоченный орган, который определит правительство. Контрольно-надзорные меры в отношении майнинга и оборота цифровой валюты будут осуществлять Центральный банк, Росфинмониторинг, Федеральная служба безопасности, Федеральная налоговая служба и Минцифры - каждый в своей сфере ведения. Запрет на совмещение майнинга с деятельностью в сфере электроэнергетики прописан в этом законопроекте, поскольку создание криптовалют, то есть майнинг, связано с потреблением электроэнергии. Вот взаимосвязь этих двух видов деятельности в законопроекте запрещается. Что касается второго законопроекта, он определяет возможность осуществления сделок с цифровой валютой во внешнеторговой деятельности. Для этих целей предлагается цифровую валюту использовать в качестве средства платежа во внешнеторговой деятельности. На сделки с цифровой валютой будут распространяться нормы валютного контроля. Для этого наряду с понятиями "валютные ценности", "валютные операции" включаются понятия, связанные с цифровой валютой. Определён порядок осуществления операций с цифровыми валютами, при этом использование цифровой валюты будет происходить в экспериментальном правовом режиме. Даётся ряд возможностей для того, чтобы Центральный банк в рамках определённых этим законом компетенций мог по согласованию с Минфином, с ФСБ России и Росфинмониторингом принимать решения, как будет использоваться криптовалюта на рынке, прежде всего для внешнеэкономической деятельности. Оба законопроекта мы предлагаем принять уже в эту сессию в третьем чтении, поэтому, если вы поддержите законопроекты в первом чтении, я прошу дать возможность сегодня поработать над поправками, для этого установить, что до 18 часов текущего дня принимаем соответствующие поправки, для того чтобы мы их успели отработать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Иван Иванович, вопрос докладчику. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, скажите, пожалуйста, юридические лица, которым согласно закону разрешено заниматься майнингом, будут иметь льготы и преференции, как другие компании IT-отрасли? И ещё вопрос. Каким образом будет контролироваться прибыль от майнинга, с которой будут начисляться налоги? АКСАКОВ А. Г. Судя по той информации, которую я получаю, ну, и многие представители регуляторов, осуществление майнинга - достаточно прибыльная деятельность, и устанавливать льготы для такого вида деятельности смысла нет, они зарабатывают приличные деньги. При этом, я об этом не сказал, майнинг создаёт проблемы, в том числе и для населения, в первую очередь на энергодефицитных территориях. Уже приводил примеры из личного опыта: в целом квартале был отключён свет в результате деятельности майнеров. И вот этот законопроект как раз даёт право правительству упорядочить ситуацию, с тем чтобы майнинг осуществляли там, где это не создаёт проблемы людям, но при этом приносит пользу экономике. Есть, например, попутный газ - и это, кстати, реальность, - который используется сейчас для производства электроэнергии, и благодаря этой электроэнергии как раз создаётся криптовалюта, в результате мы получаем, ну, доход, который раньше не получали, вот с этого дохода будут уплачиваться налоги в бюджет. Вот если говорить о налогообложении, рассмотрение этой темы ещё предстоит. Сейчас правительство готовит предложения, рассматривает разные подходы к тому, как взимать налоги с тех, кто создаёт криптовалюты. Ну и один из этих подходов (может быть, пока он главный) - это брать часть дохода, который они получают, в зависимости от потребляемой электроэнергии. Очень сложно определить прибыль этих компаний, и поэтому исходят из того, что чем больше электроэнергии потребляется, тем больше криптовалюты создаётся, соответственно, должны платить больше налогов в бюджет. Вот такой подход пока обсуждается, но решение будет принято осенью нами с вами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Коллеги, просьба дополнительно на вопросы не записываться - всё-таки это неправильно, у нас и так много вопросов. И второе, я хочу проинформировать, что на рассмотрении этих двух законопроектов присутствует статс-секретарь - заместитель председателя Банка России Гузнов Алексей Геннадьевич. Если надо, Анатолий Геннадьевич, вы можете его подключать к ответам. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, ни для кого не секрет, что Россия и наши предприятия испытывают колоссальные трудности с точки зрения международных платежей. Скажите, пожалуйста, в какой мере либо цифровой рубль, либо криптовалюты могут использоваться для решения этой проблемы? Или это абсолютно нереально? АКСАКОВ А. Г. Мы уже приняли закон, в соответствии с которым цифровые финансовые активы можно использовать для оплаты внешних сделок. Криптовалюты де-факто уже активно используются для оплаты соответствующих сделок, ну и цифровой рубль, когда он выйдет за рамки эксперимента и получит более широкое развитие, я уверен, тоже будет использоваться для внешних сделок. Что касается сегодняшнего дня, цифровые финансовые активы уже готовятся, я знаю, что есть ряд компаний, которые готовят использование цифровых финансовых активов для оплаты внешних сделок. И цифровые валюты реально уже используются, для того чтобы осуществлять соответствующие сделки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, как из вашего доклада, так и из текста законопроекта следует, что одна из главных задач - это урегулировать вопросы с потреблением электроэнергии. Но вот всё-таки из текста законопроекта, пояснительной записки, заключений и всех сопроводительных материалов не очень понятно: да, правительство будет вводить лимиты на потребление электроэнергии в определённых случаях майнинга, но тем не менее каков будет, вообще, механизм контроля за этим потреблением электроэнергии? Кто будет контролировать и как контролировать? Может быть, Комитет по энергетике ответил бы? АКСАКОВ А. Г. Ну, Комитет по энергетике вряд ли по своим полномочиям такую функцию может выполнять. Мы задачу контроля вот этой ситуации отдали на откуп Правительству России, оно компетентное и лучше понимает ситуацию. Ну, скорее всего, Министерство энергетики будет это определять, но эта задача отдана на откуп правительству - я уверен, что они профессионально с этим справятся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пилипенко Ольга Васильевна. ПИЛИПЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос, конечно, к авторам законопроекта. Согласно пояснительной записке уполномоченный орган, определённый правительством, будет предоставлять информацию по сделкам с цифровой валютой. Это будет государственная структура или это будет специально созданная какая-то подведомственная организация Минцифры, Минэнерго, не знаю, Банка России? Какую информацию и каким образом они будут собирать, для того чтобы предоставить? АКСАКОВ А. Г. Все участники, входящие в реестр, будут предоставлять информацию о созданной криптовалюте, ну и информацию о сделках, связанную с этим явлением. Соответственно, контроль за главным... со стороны правительства это будет министерство цифрового развития. Естественно, всё, что связано с финансовыми рынками и финансовыми операциями, будет контролировать Центральный банк. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вассерман Анатолий Александрович. ВАССЕРМАН А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". В основе распределённой генерации криптовалют лежит цепочка блоков - блокчейн, где отражаются все платежи каждой единицы валюты, начиная с момента её генерации. Следовательно, когда сведения из предлагаемого реестра утекут, они окажутся основой для принятия нашими стратегическими противниками мер не только против наших производителей этой валюты, но и против всех наших торговых партнёров, которые будут эту валюту получать. Стоит ли нам настолько облегчать работу наших противников? АКСАКОВ А. Г. Реально распределённый реестр уже существует, и реально соответствующие операции осуществляются, и наши недруги реально за этим следят и реально пытаются препятствовать осуществлению операций. Тем не менее они осуществляются. Ну и распределённый реестр - это такая комбинация, или такое образование, которое включает только участников. Если мы не захотим включать неких лиц в этот реестр, то они там и не будут присутствовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Анатолий Геннадьевич, ну, вы сами сказали, что объём этого рынка уже и у нас в стране достаточно большой, особенно во внешнеторговой деятельности, и в то же время вы предлагаете принять в трёх чтениях прямо сегодня, чтобы и поправки рассмотреть, если они появятся. Насколько уместна эта спешка с учётом объёма и важности? И второй вопрос, он связан с первым: а мнение самих участников, тех, кто вовлечён в эту деятельность, насколько учтено, какими мероприятиями и каково мнение рынка по этому законопроекту? АКСАКОВ А. Г. Мы с рынком очень плотно взаимодействовали всё время подготовки законопроектов и сейчас активно взаимодействуем. Понятно, что жизнь постоянно меняется и возникают новые предложения, но то, что явление давно существует и оно никак в законодательном плане не отрегулировано, это плохо. Плохо и то, что, пока президент не дал команду, процесс не двинулся. Сегодня мы с вами стремимся рассмотреть законопроект в третьем чтении, ну, как можно быстрее, - слава богу, что такая команда есть, - и рынок будет отрегулирован законодательно, а если будет необходимость что-то поменять, то мы это сделаем. Хотел бы отметить, что сам рынок, те же майнеры и те, кто оперирует с криптовалютами, нас настоятельно просят как можно быстрее принять законы, для того чтобы работать в нормальном правовом пространстве. Все ждут этого, и поэтому надо быстрее принимать закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, устанавливается запрет на организацию обращения цифровой валюты в Российской Федерации, кроме намайненной. Вот скажите, пожалуйста, организация обращения... то есть обращение само по себе разрешено, люди могут покупать и продавать биткоины, но они не могут создавать криптобиржу. Какие ещё формы деятельности из известных запрещаются запретом на организацию обращения криптовалюты? Ну и чем вызван, строго говоря, этот запрет? Потому что криптобиржа - это часть цифровой инфраструктуры, это очень важная вещь. И ещё. Цифровой рубль, который выпускается Банком России, - правильно ли я понял из ваших слов, что он является такой же цифровой валютой, как и биткоин, вот в рамках этих законов? АКСАКОВ А. Г. Цифровой рубль - это национальная денежная единица, и он, конечно, не равен биткоину. И ответственность за курс рубля, за его обращение несёт Центральный банк. Курс цифровых валют определяется рынком, и он скачет, как мы видим, очень сильно, поэтому их сравнивать невозможно. Что касается оборота и использования криптовалют внутри страны, это противоречит тому, что мы заявили, что единственным средством платежа в нашей стране является наш рубль. Это в законе прописано, в Конституции, и, соответственно, никакие цифровые валюты, никакие иностранные валюты не могут быть средством обращения, денежной единицей в рамках российского правового пространства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Корниенко Алексей Викторович. КОРНИЕНКО А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, статья 7 Федерального закона "О рекламе" содержит исчерпывающий перечень объектов рекламирования, реклама которых не допускается, и действия с цифровой валютой туда законопроектом не включены. В связи с этим, поскольку в настоящий момент запрещено использование цифровой валюты в качестве платёжного средства, не считаете ли вы целесообразным конкретизировать предлагаемый общий запрет и запрет рекламы цифровой валюты только как платёжного средства или формы инвестиций? Иначе общий запрет на рекламу затронет и те действия с цифровой валютой, которые законом разрешены. АКСАКОВ А. Г. Мы считаем, что надо снять вопросы, связанные с рекламой и с освещением работы, связанной с цифровой валютой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, мы понимаем, что вы пытаетесь выполнить поручение президента, ЦБ и правительства, для того чтобы минимизировать межведомственные разногласия и вывести их на второе чтение. Вот ваш закон, внесённый полтора года назад, был на трёх страницах, сейчас, когда вы его немножко подкорректировали, он в 9 раз больше. Как вы считаете, ко второму чтению во сколько раз увеличится закон, если подключатся, скажем, все заинтересованные структуры? АКСАКОВ А. Г. Могу сказать, что все заинтересованные структуры давно подключены и мы плотно работали, готовя законопроект ко второму чтению. Увеличится, ну, на пару страниц максимум. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ткачёв Антон Олегович. ТКАЧЁВ А. О., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Анатолий Геннадьевич, два коротких вопроса, но они взаимосвязаны. Первый. Исходя из текста законопроекта будет применяться реестровая модель соответственно для тех компаний, которые занимаются майнингом. Всё-таки это будет на уровне региона или это будет федеральный реестр, который будет учитывать все интересы регионов с точки зрения энергодефицита? И вопрос всё-таки по регуляции. Что делать компаниям, находящимся в регионах, которые будут определены с точкой энергодефицита, но куда они уже раньше зашли, заключили контракты и договора с энергосбытовыми компаниями, работают? Получается, после вступления в силу данного законопроекта им придётся уезжать оттуда? Или всё-таки закон обратной силы не имеет? АКСАКОВ А. Г. Реестр будет федеральным. Что касается регулирования тех организаций, которые работают на рынке, то мы право регулирования этого вопроса отдаём правительству. Ну и я уже привёл пример, свой личный пример, который говорит о том, что те компании, которые работают в энергодефицитном регионе, в энергодефицитной части региона, создают проблемы жителям. Очевидно, здесь надо посмотреть внимательно, и правительство, уверен, это сделает. Там, где это создаёт проблемы людям, деятельность будет, очевидно, запрещена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Анатолий Геннадьевич, в версии законопроекта, загруженной сейчас в систему, написано, что он вступает в действие с 1 января 2023 года, - надеюсь, это ошибка. И вопрос: как ведомства, которые будут осуществлять контрольно-надзорную деятельность, будут регистрировать сам факт майнинга? Хозяева ЦОДа, центра обработки данных, 80 процентов ёмкости тратят на хранение и обработку данных, а 20 процентов - на майнинг. Если сам хозяин не заявил о том, что это майнинг, как понять, что вот здесь ведётся деятельность по майнингу? (Оживление в зале.) АКСАКОВ А. Г. Значит, с 1 сентября 2024 года, вот даже я слышу тех, кто читал внимательно законопроект. Вы, наверное, смотрели старую версию, мы же давно работали над этими законопроектами. Сейчас предлагается ввести в действие этот закон с 1 сентября 2024 года. И ещё раз хотел бы вас заверить, те, кто будет регулировать деятельность на этом рынке, в том числе определять реальных участников, уже владеют ситуацией на рынке и ждут только быстрейшего принятия закона. Они определят, кого включить в реестр и кого не надо включать, исходя из того закона, который мы примем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бессонов Евгений Иванович. БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, криптовалюта - это валюта недружественных государств, и если мы уже в стране замечаем количество электрической энергии, тратящейся на поддержку валюты недружественных государств, то не слишком ли это дорогая цена? У нас есть свои валюты, и мы их должны поддерживать. И ещё один вопрос: да, на поддержание криптовалюты необходима определённая база данных, но какая гарантия, что на той базе данных, которая сейчас поддерживается, не проводятся какие-нибудь математические исследования, не разрабатываются модели, направленные против нашей страны? АКСАКОВ А. Г. Прежде всего я хотел бы отметить, что Россия занимает второе место по созданию криптовалют, то есть мы уже очень здорово... Да, и причём только за 2023 год удвоился объём создаваемых криптовалют. Они помогают нашим компаниям, организациям, и малому, и среднему бизнесу осуществлять внешнеэкономические сделки. Мы знаем, какие сегодня есть проблемы при взаиморасчётах с зарубежными банками, и вот использование криптовалют помогает решать эти проблемы. Поэтому я здесь с вами не соглашусь. Наоборот, мы даём правовую возможность для того, чтобы наши компании могли легально использовать этот инструмент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Разворотнева Светлана Викторовна. РАЗВОРОТНЕВА С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Анатолий Геннадьевич, ваш законопроект вводит требования к субъектам данной деятельности, в том числе к руководителям компаний. А есть ли инструменты контроля за соблюдением этих требований? Или у нас опять всё получится так, что закон будут соблюдать добросовестные, а все остальные, там, в подвалах, на чердаках будут производить какое-то количество этой валюты и мы никак не сможем их выловить, за исключением случаев каких-то массовых срывов поставки электроэнергии? АКСАКОВ А. Г. Сейчас нет закона, естественно, нет такого системного контроля за этим рынком. Мы, наоборот, прописываем организации, которые будут... Причём там их несколько: и Центральный банк, и Федеральная служба безопасности, и Минцифры, то есть довольно серьёзная система органов власти, каждый за свой участок будет отвечать, и они, естественно, смогут в значительной степени навести порядок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Желательно всё-таки мнения фракций высказывать, по одному выступающему. У нас большая повестка дня. Покажите список. Горелкин Антон Вадимович, пожалуйста. ГОРЕЛКИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Первые криптовалюты появились не так давно, в 2009 году. Их создатели ставили перед собой цель подарить миру альтернативную финансовую систему, без регуляторов, без посредников, которая существовала бы автономно и при этом помогала бы избегать рисков инфляций, рисков финансовых кризисов. Это, конечно, очень идеалистический взгляд на действительность. Криптовалюты бросали вызов, по сути, системе, которая была создана в Англии в конце XVII века и которая существует по сей день. Неоднократно криптовалютам пророчили крах, их запрещали или, наоборот, делали легальным средством платежа. Можно с уверенностью сказать, что на сегодня криптовалютный рынок в целом устоялся, поэтому России пора определять правила, по которым он будет работать и у нас в стране. Партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает против использования криптовалют во внутренних расчётах, нельзя нарушать монополию рубля, но при этом мы видим большой потенциал в их экспорте, это высокотехнологичный экспорт. Мы сегодня занимаем второе место по майнингу, то есть рынок как бы неофициальный, но Россия уже занимает второе место по майнингу (первое - США), и у нас есть большой потенциал занять первую строку в этом рейтинге. Также очень важно, что этот инструмент может эффективно нам помочь обходить несправедливые санкции, он очень важен прежде всего для малого и среднего бизнеса. Принятия этого закона, конечно, ждут граждане, потому что регулирование позволит избежать в регионах энергодефицита, который создают прежде всего чёрные и серые майнеры. Каждый день без регулирования мы теряем налоговые поступления, которые потенциально оцениваются в десятки миллиардов рублей ежегодно. Развитие майнинга также позитивно повлияет на развитие смежных отраслей, я сейчас говорю про развитие алгоритмов искусственного интеллекта, блокчейн-технологий. Кроме того, в этих индустриях заняты высокоинтеллектуальные молодые люди, для которых важно работать в прозрачных регуляторных условиях. Законопроект консенсусный, это результат работы большой межведомственной команды. На площадке партии два года действовала рабочая группа, на этой площадке мы убеждали противников в необходимости регуляторики, и многие из противников прошли хрестоматийный путь от отрицания к принятию. И, уважаемые коллеги, я надеюсь, что и сегодня не только сторонники, но и потенциальные противники криптовалют поддержат нас, потому что, если говорить прагматично, это очень эффективный инструмент, который сегодня необходим нашей Родине. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Владимирович. Ткачёв Антон Олегович, пожалуйста. ТКАЧЁВ А. О. Спасибо большое, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, с законопроектом мы давно работаем. Консенсусный, как сказал Антон Владимирович, это правда. И рынок уже достаточно давно ждёт эту норму, потому что на сегодняшний день им приходится самостоятельно институционализироваться, выходить на уровень самоорганизации и пытаться пробиваться в те двери, через которые, условно, должен быть отрегулирован этот рынок. И сегодня мы видим законопроект, по моему мнению, к сожалению, достаточно рамочный. С одной стороны, это хорошо, с другой стороны, здесь мы даём достаточно большие полномочия правительству, и пока непонятно, как эти полномочия будут реализовываться. Поэтому у коллег возникает большое количество вопросов. Вот я задавал вопросы о реестре и о таком подходе, что закон не имеет обратной силы. Если компания даже в энергодефицитном регионе подключилась, заключила контракт с энергосбытовыми компаниями, соответствует всем техническим требованиям, есть служба безопасности, пожароопасность, всё остальное тоже на контроле, кто в этой ситуации виноват - предприниматель или администрация региона или города, которая выдала на это разрешение? Да, согласен, что есть энергодефицит из-за тех, кто ворует электроэнергию, на сегодняшний день цифра - 700 мегаватт, и это всё люди, которые вчёрную просто воруют электричество у простых людей, особенно в тех регионах, где у нас тарифы субсидированы. Конечно, с этим надо заканчивать. И компании, которые в будущем, уверен, войдут в этот реестр, который даст возможность... Они сами помогут следственным органам и правительству найти те компании и оградить себя от чёрного майнинга. Ну и соответственно, вопрос: когда этот реестр будет? Закон должен вступить в силу 1 сентября 2024 года - если не будут понятны правила вхождения в этот реестр, то с 1 сентября даже те компании, которые ведут деятельность вбелую, просто в принципе станут нелегальными, потому что не будет соответствующего реестра. Поэтому я говорю о том, что вот этот чёрный ящик, то, что правительство определит соответствующие рамки... Ну нам хотя бы, депутатам, пусть скажут, в какой это степени готовности. Получается, мы сами, предложив хорошую идею помочь всем, и людям, и компаниям, можем сделать ещё хуже просто из-за того, что нет вот этой информации. В целом фракция поддержит. Мы всегда говорили, что такие технологические вещи должны быть в России обыденными. Что касается оборота криптовалюты, мы согласны, это должно быть в максимально ограниченном режиме, чтобы люди не попадались на уловки мошенников. Наша фракция, в том числе я, как автор, будем, конечно, голосовать за, поддерживать эту норму. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Олегович. Прокофьев Артём Вячеславович, пожалуйста. Подготовиться Селезнёву Валерию Сергеевичу вместо Нилова Ярослава Евгеньевича. Мы поставим время на выступление от фракции, но постарайтесь не всё время использовать. ПРОКОФЬЕВ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы знаем, что вопрос о необходимости регулирования этой сферы поставил Президент Российской Федерации и законопроект о майнинге фактически исправляет сложившуюся ситуацию в нашей стране, когда деятельность существует и уже влияет на экономические процессы, а правовое регулирование её отсутствует. На данный момент, конечно, законопроект сырой и в отдельных частях требует серьёзной доработки. Вместе с тем введение в гражданский оборот термина "майнинг" само по себе давно назрело. Законопроект, по сути, вводит майнинг в список экономической деятельности и позволит получить три вещи: первое, поставить эту сферу под государственный контроль и избегать энергетических перекосов; второе, обеспечить дополнительное наполнение бюджета нашей страны; третье, с учётом того, что всё, что отрасль производит, продаётся на экспорт, это, в свою очередь, даст возможность расширить экспортно-импортные операции. Безусловно, нужно отделить белый майнинг от серого. Государство и граждане не должны платить за субсидируемые тарифы, которые используются серым майнингом. Все организации, занимающиеся данной деятельностью, должны находиться в строгом правовом поле. Считаем недопустимым бесконтрольное потребление энергии по тарифам для населения, незаконные подключения и, как зачастую бывает, потребление безучётное, которое уже приводит к искусственному дефициту электроэнергии в нашей стране. Наша партия поддерживает данный законопроект с учётом необходимости поставить эту растущую отрасль под государственный контроль. Будем активно участвовать в доработке этого законопроекта. Также необходимо сказать о поддержке второго законопроекта, об экспериментальных правовых режимах. В условиях войны и санкций против нашей страны, когда нам пытаются блокировать внешнюю торговлю, появление новых механизмов оплаты товаров в экспортно-импортных операциях важно. Чем больше таких инструментов у нас будет, тем лучше. Но мы внимательно отнесёмся к доработке этого законопроекта с учётом необходимости того, чтобы закон не использовался для злоупотреблений через эти новые финансовые инструменты, а также внимательно будем контролировать правоприменительную практику. Фракция КПРФ поддержит эти законопроекты с учётом необходимой доработки и необходимости поставить эту сферу под государственный контроль. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Вячеславович. Селезнёв Валерий Сергеевич вместо Ярослава Евгеньевича Нилова. Пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, в числе авторов обоих законопроектов есть представители нашей фракции - ЛДПР, поэтому, конечно, я не могу высказываться здесь против логики, говорить, что мы против принятия этих законопроектов. Тем не менее к обоим законопроектам в том виде, какой они имеют сейчас, есть серьёзные вопросы. Это прозвучало в вопросах наших коллег, но я хотел бы ещё отдельно обратить внимание, чтобы все участники - и Министерство энергетики, и Центробанк, и Минфин - услышали, к чему это может привести. Первое, по законопроекту о майнинге. В представленной сейчас версии наблюдается очевидный перекос, дискриминация отдельно взятой отрасли, которую мы сейчас пытаемся отрегулировать. Что даёт регулирование? Безусловно, это даёт легализацию, возможность присвоения ОКВЭДа, возможность уплаты налогов, исчисления и прочее, это с одной стороны. С другой стороны, у нас уже существует отрасль промышленного майнинга, которую мы дискриминируем, повышая им стоимость электроэнергии в 5-10 раз, как это заложено в постановлениях правительства, которые идут уже как нормативка под этот законопроект, они просто убьют существующий майнинг. Поэтому нам надо решить поправками, что делать с уже существующим майнингом. Что касается экспериментального правового режима, я хотел бы обратиться к товарищу Гузнову из Центробанка с просьбой задуматься над вопросом, который носит очень щепетильный характер. Если читать, что прямо запрещается законопроектом о майнинге (а не об ЭПР), то там есть запрет на рекламу, обращение, организацию обращения и рекламу цифровых активов. Соответственно, это приведёт, если прямо трактовать, к тому, что с момента принятия данного закона все криптообменники, криптобиржи, организации, которые занимаются рекламой этих бирж, там, блогеры и так далее попадут под полный запрет. Это с одной стороны. С другой стороны, вроде бы как должны уйти в ЭПР. Я от фракции выступаю, поэтому немножко больше... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. СЕЛЕЗНЁВ В. С. С другой стороны, если всё это перенесётся в экспериментальный правовой режим, то это биполярка, потому что всё перенести в эксперимент - это означает просто взять и легализовать некий госорган, который просто будет осуществлять общее руководство этим. И желание такое понятно, это было бы по-честному. Но мы все понимаем, что если сейчас реализовать это, то неизвестно, к чему приведёт эксперимент с точки зрения внешнеэкономической деятельности. Ну, я не буду подсвечивать деликатные такие моменты, но очевидно, что та отрасль, про которую мы говорим сейчас и которую мы пытаемся запретить, участвует как минимум в доигрывании, устранении тех внешнеэкономических шероховатостей, которые возникают в санкционных условиях. Вот здесь очень тонко надо пройти на уровне поправок, таким образом, чтобы не получилось так, что чёрно-белого кино уже нет, а цветное ещё не изобрели. Вот поэтому у нас предложение, и я его представляю в своих поправках, о том, чтобы всё-таки не синхронизировать вступление в силу обоих законов - с 1 сентября 2024-го, ЭПР оставить с 1 сентября 2024-го, а когда будет понятно, как заработает, по каким нормативам и правилам ЭПР, уже после этого решать вопрос о вводе запрета на обращение и рекламу криптовалют вне ЭПР. Вот это в принципе, а так мы только приветствуем легализацию тех видов деятельности, которые у нас существуют сейчас в странном серо-чёрном поле, и будем голосовать в первом чтении за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Сергеевич. Анатолий Геннадьевич, есть необходимость выступить? Пожалуйста, заключительное слово. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прозвучали предложения по поводу правил. Я думаю, что, как только закон примем, напишу письмо от имени комитета в адрес правительства, с тем чтобы в кратчайшие сроки все правила были опубликованы, для того чтобы участники рынка могли спокойно включиться в реализацию принятого закона. Всё, скажем так, подзаконное в принципе готово, просто надо подтолкнуть процесс. Как правильно отмечали, закон с 1 сентября вступает в действие, поэтому все правила должны быть опубликованы. Что касается рекламы, я уже сказал, что проблемы не будет. Ко второму чтению мы снимем этот вопрос, поэтому никаких проблем в этом плане ожидать не стоит. Прошу поддержать законопроект, уверен, что мы с вами его доработаем, и в ближайшее время он вступит в действие. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Коллеги, переходим к голосованию, но, поскольку есть поправки к проектам постановлений по этим законопроектам, мы сначала за основу их будем голосовать. Ставится на голосование: принять за основу проект постановления, пункт 29 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 08 мин. 19 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято За основу принимается. Ставится на голосование поправка, розданная в зале. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 08 мин. 44 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 11 чел.2,4 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Поправка принимается. Законопроект ставится на голосование в первом чтении с учётом поправки. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 09 мин. 11 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении законопроект. Переходим к голосованию по 30-му вопросу. Та же самая процедура: сначала голосуем за основу проект постановления по законопроекту в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 09 мин. 46 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принимается за основу. Ставится на голосование поправка. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 10 мин. 09 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 18 чел.4,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Поправка принимается. И ставится на голосование законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 10 мин. 32 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.