Заседание № 25
14.05.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 23753-5 "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (приведение в соответствие с Федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2889 по 3089 из 4653
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Доклад представителя Сахалинской областной Думы депутата Государственной Думы Любови Фёдоровны Шубиной. ШУБИНА Л. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сахалинская областная Дума предлагает в статью 25 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" внести изменение, добавив термин "иные объединения". Суть: в статье 25 обозначенного мною закона говорится о том, что рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности малочисленных коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока может осуществляться непосредственно через общины, в то время как законом № 82-ФЗ, который был принят ранее, в 1999 году, статьёй 12 определено, что для этих же целей лица, которые относятся к категории коренных малочисленных народов Севера, могут создавать не только общины, но и иные объединения малочисленных народов Севера. Сахалинская областная Дума полагает, что необходимо эти два закона состыковать и в статью 25 Федерального закона "О рыболовстве..." внести поправку: не только общины, но и иные объединения. Термин "иные объединения" предлагается с той целью, чтобы эти объединения могли заниматься рыболовством, так как этот вид деятельности является традиционным для коренных малочисленных народов Севера. Данный законопроект не требует финансовых затрат. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, доклад закончен. Присаживайтесь, Любовь Фёдоровна. Содоклад у нас сделает сегодня председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Владимировна Комарова. С места. Включите микрофон. КОМАРОВА Н. В. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, сконцентрирую ваше внимание на следующем. На первый взгляд невинные изменения, предлагаемые сахалинцами с благими намерениями в два федеральных закона, в действительности приводят к созданию пробелов в федеральном законодательстве по причинам того, что, вводя понятие "иные объединения" без специального регулирования, необоснованно расширяется число субъектов, имеющих право на квоты, выделяемые для коренных малочисленных народов. В этой связи приведу специально абсурдный пример, с тем чтобы более, так сказать, ярко это охарактеризовать: в этом случае при внесении такой формулировки без её дополнительного регулирования получается так, что квоты на добычу водных биологических ресурсов станут доступными для любых граждан, представляющих коренные малочисленные народы, которые создали постоянные или временные объединения, заметьте, например для ведения работ по строительству или для развития и сохранения национального фольклора, что, безусловно, не связано с целями закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Кроме того, это приводит к дополнительным противоречиям в федеральном законодательстве, потому что такие квоты и рыбопромысловые участки будут выделяться этим объединениям представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока не для того чтобы вести традиционный образ жизни, хозяйствования, а для тех целей, которые мы назвали. Это первое. Второе. Налоговый кодекс рассматривает вопросы налогообложения в области добычи водных биологических ресурсов, когда плательщиками выступают зарегистрированные в установленном порядке родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, и никаких других объединений или иных объединений, которые предлагают сахалинцы, не предусматривает. И третье. Создаётся дополнительное противоречие по отношению к Федеральному закону "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", так как в нём, в этом законе, права юридического лица закрепляются только за общинами малочисленных народов и союзами (ассоциациями) общин малочисленных народов. По названным причинам комитет не может согласиться с предложением Сахалинской областной Думы и рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить в первом чтении. Прошу палату поддержать точку зрения комитета по рассматриваемому вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть, я вижу две руки - депутат Локоть и депутат Плетнёва. Пожалуйста, депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. У меня к представителю комитета профильного вопрос. Дело в том, что речь же идёт о первом чтении, то есть речь идёт о концепции законопроекта, о том, дать коренным народам малочисленным вот эту льготу, назовём её так, или не дать. Вот те проблемы, которые названы, они, безусловно, правильно подняты, но это же технический вопрос, как это правильно отразить дальше в законе, это можно было бы ко второму чтению доработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто отвечает? Комарова, да? Пожалуйста. КОМАРОВА Н. В. Полагаю, что, к сожалению, это вопрос не технический, потому что авторы, к сожалению, не указали ни в тексте закона, ни в пояснительной записке, о каких "иных объединениях" идёт речь. И в этой связи комитету не представляется возможным угадать представления авторов законодательной инициативы об этом. И второе обстоятельство. Я хотела бы по этому поводу отметить следующее: комитет считает, что известные "иные объединения" - те, которые регулируются законодательством Российской Федерации, - вправе заниматься добычей водных биологических ресурсов. И в этой связи предложение сахалинцев - ещё раз подчеркну это, - к сожалению, запутывает законодательство и создаёт новые пробелы и противоречия, поэтому мы принципиально возражаем против такого подхода. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. У меня аналогичный вопрос к Наталье Владимировне. Наверное, из Москвы лучше, чем на Сахалине, видно, как кому там живётся и как кому лучше будет, но я думаю, что Сахалинская областная Дума, принимая этот законопроект и предлагая его нам, наверное, всё-таки осмысливала всю ту ответственность, которую она берёт на себя. Можно ведь, Наталья Владимировна, убрать эти слова - "иные объединения", если вы так считаете. С другой стороны, мы ведь понимаем, как тяжело там жить, какое сейчас снабжение и что рыболовство для многих в сложных районах является основой питания. Когда у нас идёт сплошное воровство, контрабанда и всё такое, мы ничего с этим сделать не можем, а вот дать народам, живущим вдалеке от центра, какие-то возможности для существования, такие, как охота, рыболовство... Мы это никогда не делаем, и всегда у нас причины юридические находятся. Это ведь наше дело... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Наталья Владимировна, отвечайте. КОМАРОВА Н. В. Уважаемая Тамара Васильевна, во-первых, я точно так же, как и вы, временно сейчас работаю депутатом Государственной Думы, а являюсь представителем Ямало-Ненецкого автономного округа, как раз того округа, где проживают представители коренных малочисленных народов Севера. В этой связи, полагаю, моя личная точка зрения по этому вопросу будет ещё соответствовать и тому, что я знаю не понаслышке о жизни этих людей. Я хотела бы обратить ваше внимание и всех депутатов на то, что, к сожалению (не случайно я дала такую несколько лиричную характеристику этому предложению - благие намерения), на самом деле предлагаемые изменения приведут к необоснованному расширению числа субъектов, введению новых, дополнительных субъектов, которые будут иметь право на квоты, закреплённые сегодня за общинами, только за общинами коренных малочисленных народов Севера, только за теми общинами, которые созданы, собственно говоря, для добычи водных биологических ресурсов. Вот как это невинно и вот как на самом деле это во вред и полностью совпадает с вашим опасением, но это если мы примем эту законодательную инициативу, и наоборот - если мы откажемся от неё. Поэтому я полагаю, Тамара Васильевна, что как раз точка зрения комитета абсолютно совпадает с вашей точкой зрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я вижу, что есть желание выступить у Пивненко Валентины Николаевны, она подняла руку. Других желающих нет, да? Пожалуйста, Валентина Николаевна. ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет внимательно рассматривал законодательную инициативу Сахалинской областной Думы, и мы дали отрицательное заключение по мотивам, которые высказала Наталья Владимировна. Хочу ещё раз сказать, что на сегодня действуют нормы и правила, по которым коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, их общины, имеют право на квотное использование водных биологических ресурсов. Введение дополнительных понятий и расширение числа участников так называемой льготы, на наш взгляд, внесёт в том числе и коррупционную составляющую, потому что можно создать любое подразделение, объединение, для того чтобы получить эти квоты. Мотивы, которые высказаны сегодня при обсуждении этого вопроса, изложены и в заключении Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока. К сожалению, мы также не можем поддержать эту законодательную инициативу. Насколько я знаю, Сахалинской областной Думе с учётом наших рекомендаций и заключений предлагалось отозвать эту законодательную инициативу, но она, к сожалению, не была отозвана. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Настаивают ли на выступлении представитель президента и представитель правительства? Нет. Я спрашиваю Любовь Фёдоровну Шубину: хотели бы вы что-то сказать в заключение? Наталья Владимировна? Также нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Позиция комитета отрицательная. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 58 мин. 34 сек.) Проголосовало за 59 чел.13,1% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 62 чел. Не голосовало 388 чел.86,2% Результат: не принято Отклоняется законодательная инициатива.