Заседание № 211

24.12.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 237341-3 "О внесении изменений и дополнения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (о праве на отсрочку от призыва на военную службу сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, не имеющих высшего профессионального образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5863 по 6396 из 6622
Пункт 25 - проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в      
статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".        
Доклад депутата Государственной Думы Похмелкина Виктора Валерьевича.            
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги!             
Законопроект, который предлагается вашему вниманию, только на первый взгляд     
касается воинской обязанности и военной службы. В первую очередь он относится   
к проблемам национальной безопасности и борьбы с преступностью, к проблемам     
охраны общественного порядка. Эти проблемы в нашем зале и за его пределами      
поднимаются постоянно. Они вызывают тревогу и озабоченность у многих наших      
граждан. И не секрет, что одним из факторов, который подпитывает                
криминогенную обстановку в нашей стране, является высокая текучесть кадров в    
правоохранительных органах, прежде всего в милиции, недостаточная               
профессиональная подготовленность тех людей, которые там служат.                
                                                                                
И в связи с этим нам надо принимать срочные и, на мой взгляд, экстренные меры   
к тому, чтобы укреплять кадровый состав органов милиции, органов                
уголовно-исполнительной системы, от деятельности которых в значительной         
степени зависит криминальная обстановка, профилактика преступлений,             
пресечение противоправных деяний. В связи с этим на основании предложений       
районных отделов внутренних дел (эти предложения, как говорится, родились на    
земле) вашему вниманию представлен законопроект "О внесении изменений и         
дополнения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной    
службе".                                                                        
                                                                                
На сегодняшний день согласно этой же статье предоставляется отсрочка от         
призыва на военную службу лицам, имеющим высшее профессиональное образование,   
которые служат в органах уголовно-исполнительной системы и учреждениях этой     
системы, а также в органах внутренних дел, и курсантам соответствующих          
учебных заведений. Между тем в этих органах еще имеется достаточно большой      
контингент лиц, не имеющих высшего образования, которые занимают должности      
солдатского и сержантского состава. И потребность в таких людях тоже очень и    
очень высокая. Именно они несут основную нагрузку по охране общественного       
порядка в наших российских регионах. Именно на этих лиц (я имею в виду          
уголовно-исполнительную систему) ложится колоссальная ответственность за        
поддержание порядка в местах лишения свободы, в других случаях исполнения       
уголовных наказаний. Между тем, повторяю, потребность в этих кадрах огромная.   
                                                                                
Ситуация сегодня такова. Нет проблемы, что люди, допустим, не идут на службу    
в Вооруженные Силы и с удовольствием идут в органы милиции. Если получается     
так, то их ставят на воинский учет и призывают на военную службу. Во всяком     
случае, в тех регионах, где это не так, скажем в Москве, такая практика         
существует, в обход закона, а не в соответствии с ним.                          
                                                                                
Между тем, как уже прозвучало в этом зале на прошлом заседании, только на 13    
процентов обеспечивается потребность в призыве. И вот ситуация: 87 процентов    
граждан Российской Федерации фактически нелегально, антисоциально, уклоняясь    
от призыва на военную службу, просто, извините за выражение, болтаются по       
стране, часто скрываются от уголовного преследования. Если бы мы приняли        
решение о том, чтобы таким лицам, если они хотят поступать на службу в органы   
внутренних дел или в уголовно-исполнительную систему, предоставлялась           
отсрочка, они выполняли бы важное, общественно полезное дело. Речь идет о       
достаточно ограниченном количестве людей. Вы понимаете, штаты у этих органов    
не резиновые. Но между тем, если бы этот закон был принят, мы бы                
стимулировали девять лет, как минимум девять лет, добросовестной службы в       
этих органах соответствующих лиц, и не только потому, что они собираются        
уклоняться от службы в армии, а потому, что эта работа, эта служба очень        
близка по тяготам и лишениям к службе, которую несут солдаты-срочники.          
Поверьте, я говорю об этом не понаслышке, поскольку сам служил в органах        
внутренних дел. И жизнью эти люди рискуют ничуть не меньше, и условия службы    
у них подчас весьма и весьма близки к тому, что делается в Вооруженных Силах.   
                                                                                
Так что, с моей точки зрения, подобное решение абсолютно отвечает               
государственным задачам. Оно нисколько не расшатывает проблему призыва, а,      
наоборот, переводит в социальную сферу, стимулирует общественно полезную        
деятельность тех лиц, которые в сегодняшних условиях, увы, по причинам, о       
которых сейчас, видимо, нет необходимости говорить, мы с вами и так их хорошо   
знаем, не выполняют обязанности по срочной службе в Вооруженных Силах.          
                                                                                
В связи с внесением этого законопроекта на него поступило немало                
положительных отзывов, в том числе положительное заключение нашего думского     
Комитета по безопасности. Я благодарю комитет, который, в общем, может быть,    
поднялся над некоторыми, так сказать, политическими пристрастиями и исходя из   
общегосударственных позиций оценил данный законопроект. У меня был диалог с     
двумя уважаемыми генералами: один - генерал милиции, другой - генерал           
внутренней службы. Кстати, замечу, что внутренние войска входят в систему       
Вооруженных Сил и по ним этот закон якобы мог ударить. Так вот, оба мне         
сказали такую фразу: этот закон очень хорош для того, чтобы быть принятым в     
нынешней ситуации.                                                              
                                                                                
Я понимаю, учитывая позицию Правительства и позицию Комитета по обороне, что    
этот прогноз может действительно оправдаться, и тем не менее я апеллирую ко     
всем депутатам с одной-единственной просьбой. Мы можем принимать или не         
принимать эти законы, но проблема кадров в правоохранительных органах очень     
остра. И если мы сегодня заблокируем возможность прихода молодых, энергичных    
людей в эти органы, мы не будем стимулировать их приход на военную службу,      
вот это факт. Мы просто тем самым констатируем ситуацию, при которой будет      
продолжаться и развал Вооруженных Сил, и, к сожалению, ухудшение положения в    
органах милиции и в органах уголовно-исполнительной системы.                    
                                                                                
Я прошу вас принять эти обстоятельства во внимание и учесть их при              
голосовании по представленному вам законопроекту. Спасибо за внимание.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Валерьевич.                               
                                                                                
С содокладом по данному законопроекту выступает Николай Максимович              
Безбородов, заместитель председателя Комитета по обороне.                       
                                                                                
Пожалуйста, Николай Максимович.                                                 
                                                                                
БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты            
Государственной Думы! Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе       
проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статью 24       
Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" отклонить. На     
содержании законопроекта останавливаться не буду, его подробно изложил          
депутат Государственной Думы уважаемый Виктор Валерьевич Похмелкин.             
                                                                                
Из чего комитет исходит, когда в заключении рекомендует законопроект            
отклонить? Учитывает ли комитет, что органы внутренних дел, учреждения          
органов уголовно-исполнительной системы испытывают проблемы с комплектованием   
кадров? Однозначно, учитываем. Знает ли комитет, что личный состав несет        
службу и выполняет работу важную, трудную, опасную? Знаем, уважаем и ценим      
этот труд. Тогда из чего Комитет по обороне исходит, рекомендуя законопроект    
к отклонению? Комитет исходит из следующего.                                    
                                                                                
Во-первых, согласно Федеральному закону "О воинской обязанности и военной       
службе" гражданам, имеющим высшее профессиональное образование либо             
окончившим образовательные учреждения органов внутренних дел,                   
уголовно-исполнительной системы и проходящим в них службу, уже                  
предоставляется отсрочка от призыва на военную службу. И таких граждан около    
50 тысяч уже служит.                                                            
                                                                                
Во-вторых, согласно Положению о службе в органах внутренних дел Российской      
Федерации, Закону Российской Федерации "О милиции", Федеральному закону "О      
пожарной безопасности" подавляющее большинство сотрудников органов внутренних   
дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и Государственной     
противопожарной службы МЧС России, но в нарушение статьи 24 Федерального        
закона "О воинской обязанности и военной службе" на военную службу не           
призываются. И таких граждан около 7 тысяч.                                     
                                                                                
В-третьих, в 2002 году в России произошло резкое сокращение призывного          
контингента, на чем мы подробно останавливались на предыдущем заседании, в      
пятницу. Сегодня он составляет лишь 11 процентов от общей численности           
граждан, состоящих на воинском учете. Тотальным наступлением на оставшиеся      
крохи призывного контингента, растаскиванием его по различным структурам мы     
добьем окончательно наши Вооруженные Силы, другие войсковые структуры, но при   
этом в корне решим кадровые проблемы Министерства внутренних дел. Это не тот    
путь. Я бы сказал так: путь, который предлагает сегодня уважаемый товарищ       
Похмелкин, - от бессилия, от безысходности, если не сказать больше - от         
агонии власти в целом. Надо спасать силовую структуру, и выбран самый легкий    
путь. Педагоги в города из этих 11 процентов предлагаются,                      
сельскохозяйственные специалисты - из этих 11 процентов, альтернативную         
службу взвалили тоже на эти 11 процентов. Состав этих 11 процентов проверен     
весенним призывом в Вооруженных Силы: 7 процентов - с начальным образованием,   
30 процентов не имеют среднего образования, 12 процентов устойчиво потребляли   
алкогольные напитки до службы в Вооруженных Силах, 8 процентов знакомы с        
наркотиками. Вот такой качественный состав сегодня Вооруженных Сил, от          
которых мы требуем дисциплины, моральной стойкости и боевого духа.              
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, предлагаем законопроект отклонить. Спасибо.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Максимович.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы?                                                       
                                                                                
Есть вопрос. Пожалуйста, Буткеев.                                               
                                                                                
Николай Максимович, оставайтесь на трибуне, может быть, к вам вопрос.           
                                                                                
Включите депутату Буткееву микрофон.                                            
                                                                                
БУТКЕЕВ В. А., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых             
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
У меня вопрос сразу к двум докладчикам, потому что он общего характера. Судя    
по выступлению автора законопроекта, он предлагает как бы приравнять к службе   
в армии службу в органах внутренних дел и других силовых подразделениях. А      
тот, кто в качестве содокладчика выступал, представитель комитета, говорил,     
что это и так сегодня действует. Так неясно: действует в нарушение              
законодательства или действительно какие-то инструкции ведомственные            
существуют и на практике такое освобождение работает? Пускай докладчики         
прояснят эту картину.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Первый вопрос - к Виктору Валерьевичу Похмелкину, а потом Николай Максимович    
Безбородов ответит.                                                             
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В. Уважаемый Владимир Анатольевич, я поясняю: речь в моем          
законопроекте идет не о том, чтобы приравнять службу в милиции к службе в       
армии, речь идет о том, что те, кто поступает на службу в милицию или в         
уголовно-исполнительную систему, получают отсрочку на время службы. Как         
только эта служба прекращается, независимо от причин, тут же это лицо           
подлежит призыву на службу в Вооруженные Силы, если, конечно, не истек срок,    
так сказать, он не достиг возраста, после которого такой призыв невозможен.     
                                                                                
И второй момент. Я исходил из того, что...                                      
                                                                                
Именно это я хотел пояснить. Прошу прощения.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Максимович Безбородов, пожалуйста.                                      
                                                                                
БЕЗБОРОДОВ Н. М. Я еще раз повторяю позицию не просто Комитета по обороне, а    
вообще любого нормального здравомыслящего гражданина Российской Федерации:      
нельзя за счет призывников, призывного контингента, который должен согласно     
статье 59 выполнять свой долг, выполнять все задачи, какие только существуют    
в обществе.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги.                                         
                                                                                
Есть ли еще вопросы? Нет вопросов.                                              
                                                                                
Депутат Багишаев. Ну надо нажать на кнопочку "по ведению".                      
                                                                                
Я прошу еще раз Аппарат Думы провести инструктаж с депутатами.                  
                                                                                
БАГИШАЕВ З. А. Спасибо.                                                         
                                                                                
У меня вопрос к Виктору Валерьевичу Похмелкину. Виктор Валерьевич, вот у вас    
из разговора с двумя уважаемыми людьми родился целый законопроект, это очень,   
конечно, интересно, а то всю жизнь занимаешься и то не можешь понять.           
Скажите, пожалуйста, а сколько, по-вашему, нужно в правоохранительных           
органах, в уголовно-исполнительной системе вот таких людей, не имеющих          
высшего профессионального образования? И сколько можно пополнять вот этими      
абсолютно в профессиональном отношении неподготовленными людьми?                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Валерьевич, к вам вопрос был.          
Похмелкин.                                                                      
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В. Очевидно, меня просто плохо поняли. Я ссылался на мнение двух   
уважаемых генералов, но я говорил с ними о внесенном уже законе. А              
законопроект этот подготовлен по инициативе многих работников милиции,          
многих, кстати, должностных лиц администраций в регионах, которые курируют      
проблему безопасности и правопорядка. Они солидарны с теми предложениями,       
которые мною внесены. И Комитет Государственной Думы по безопасности - я еще    
раз это напоминаю - также поддержал данный законопроект. Там профессионалы      
работают, которые этими проблемами занимаются специально.                       
                                                                                
Что касается того, какая численность нужна. Проблема ведь вот в чем -           
проблема в текучести этих кадров, люди там не держатся, в милиции, и никакого   
стимула служить в милиции и в органах уголовно-исполнительной системы тоже, к   
сожалению, реального нет. Это момент первый.                                    
                                                                                
Второе. Предлагается призывать на эту службу людей в том же возрасте и с тем    
же образованием, что и в Вооруженные Силы Российской Федерации. Поэтому         
требования здесь примерно одни и те же. Ну и наконец, если эти люди идут на     
службу в органы милиции или в уголовно-исполнительную систему для того, чтобы   
не призываться в Вооруженные Силы, они должны девять лет минимум                
добросовестно в этих органах прослужить, потому что их увольнение               
автоматически должно повлечь их призыв на службу в Вооруженные Силы.            
По-моему, здесь всё достаточно сбалансировано.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Бурдуков Павел Тимофеевич, ваш вопрос.                                  
                                                                                
БУРДУКОВ П. Т. Спасибо, уважаемая Любовь Константиновна. Я хотел бы             
записаться на выступление, видимо, я поспешил.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Коллеги, есть ли еще вопросы к докладчикам?       
Нет. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                  
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы выступить?                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Буткеев Владимир Анатольевич и Павел Тимофеевич Бурдуков.                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну нажмите еще раз. Но сейчас "по ведению" уже            
нажимайте, запись уже прошла. По ведению. Депутат Бурдуков записался, и еще     
прошу нажать кнопочку "по ведению" вас тоже.                                    
                                                                                
БУТКЕЕВ В. А. Любовь Константиновна, мне можно говорить?                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, Владимир Анатольевич, можно.              
                                                                                
БУТКЕЕВ В. А. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, за последние несколько дней в палате рассматривались уже     
похожие законопроекты об отсрочке от призыва на срочную службу, но, если вы     
помните, они касались других категорий: во-первых, учителей городских школ и    
сельских специалистов, молодых специалистов - агрономов, ветеринаров и так      
далее. И вот тогда законы не были поддержаны по той причине, что, во-первых,    
часть окончивших высшие учебные заведения молодых ребят пользуются отсрочкой,   
а сами на самом деле не работают в этих школах, не работают как молодые         
специалисты на селе. С другой стороны, аргументы против того, чтобы давать      
отсрочку этим категориям лиц, сводились к тому, что вроде бы ребята тут         
вместо пороха чернила будут нюхать в школах, а надо бы, чтобы они стали         
мужчинами, пороху понюхали. Но вот нынешний законопроект, который предлагает    
наш коллега депутат Похмелкин, совершенно иного вида. Он касается отсрочки      
для тех, кто идет на работу в органы внутренних дел, в органы                   
уголовно-исполнительной системы. То есть в данном случае это касается как раз   
той ситуации, когда люди идут в силовые структуры. Не случайно поэтому          
Комитет по безопасности поддержал этот законопроект. И ведь он касается не      
того, чтобы отнять у армии сегодняшних призывников, а, как я понимаю, он        
касается того, чтобы сегодня те, кто уклоняется, оставаясь дома, по месту       
жительства, устраивались на работу в органы внутренних дел, в органы системы    
исполнения наказания, силовые органы, и только в процессе работы там получали   
отсрочку, только на период работы в этих силовых структурах. Причем, как вы     
знаете, служба в органах внутренних дел во многом сейчас похожа на ту,          
которую проходят в войсках, войсковых частях. Дело в том, что у нас тысячи      
работников органов внутренних дел, тысячи милиционеров гибнут на службе, на     
боевом посту. Это такой же боевой пост, как и в Вооруженных Силах.              
                                                                                
Поэтому, конечно, мне жаль, что Комитет по обороне, изо всех сил стараясь       
добиться комплектации, увеличить количество призывников, считает, что этого     
делать не надо - давать отсрочку тем, кто служит в милиции. Тогда кому же еще   
давать отсрочку, как не этим ребятам молодым? Причем здесь как бы двойная       
выгода. Во-первых, они находятся по месту жительства, они не теряют связи с     
семьей, они работают, приносят пользу, комплектуют, к слову сказать, самый      
низкооплачиваемый состав. Иногда противники подобных законопроектов говорят,    
что нужно другими путями решать, надо повышать заработную плату этим            
категориям, этим профессиям. Но тогда почему же сторонники подобного решения,   
когда мы предлагаем повысить, не голосуют за это повышение? Поэтому             
получается как бы двойная мораль. Вроде как бы призываем повышать зарплаты      
работникам милиции, учителям, врачам, но на самом деле, когда рассматриваем     
вопрос о реальном повышении, говорят сразу, что и денег нет, и бюджет не        
выдержит, и многие другие находятся отговорки.                                  
                                                                                
Поэтому все-таки мне кажется, учитывая, что данный законопроект касается        
именно силовых структур и только периода, когда молодые ребята служат в этих    
силовых структурах, а именно в органах милиции, как я уже сказал, на боевом     
посту, обязательно нужно дать им такую возможность. И этот контингент будет     
набран не из тех, кто идет в армию, будут набраны люди, которые сегодня под     
тем или иным предлогом не пойдут в армию всё равно. Так давайте дадим им        
реальную легитимную, законную возможность отдать свой долг армии, причем под    
пулями бандитов, террористов. Вы знаете, как сегодня остро поднят вопрос        
борьбы с терроризмом, а решают его в первую очередь те, кто находится на        
переднем крае этой борьбы, - работники милиции, работники органов внутренних    
дел. Поэтому, уважаемые коллеги, я просил бы все-таки поддержать этот           
законопроект. Если есть какие-то дополнения, чтобы сделать его более            
совершенным, внести их к рассмотрению во втором чтении. Спасибо.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Анатольевич.                            
                                                                                
Бурдуков Павел Тимофеевич. И потом - Останин Валерий Сергеевич. Но он так       
кнопку и не нажал. И Багишаев.                                                  
                                                                                
БУРДУКОВ П. Т. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по   
безопасности является соисполнителем по данному законопроекту. И наш комитет    
поддерживает данную законодательную инициативу нашего коллеги Похмелкина.       
Почему? Ну, во-первых, закон практически ничего нового не вводит. Он сегодня    
лишь узаконивает сложившееся положение. Молодой человек окончил среднее         
милицейское училище, пришел работать в органы внутренних дел, он подлежит       
призыву на службу, и именно по этому закону ему полагается отсрочка. Поэтому    
мы считаем, что в первом чтении закон принимать нужно.                          
                                                                                
Кроме этого, мы считаем, что там есть даже пробелы. Сегодня есть такая служба   
- Государственная противопожарная служба, бойцы которой каждый день вступают    
в бой. Вы сами видите сводки по Москве ежедневно практически. Сегодня           
сложилась большая напряженность в кадровом обеспечении данной службы, поэтому   
мы считаем, что именно эту категорию также надо добавить при подготовке ко      
второму чтению. Мы считаем, что законопроект нужно поддержать. Спасибо.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Тимофеевич.                                
                                                                                
Останин Валерий Сергеевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
ОСТАНИН В. С., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, я полагаю, что докладчик Виктор Валерьевич и коллеги         
Буткеев и Павел Тимофеевич Бурдуков достаточно аргументированно объяснили       
необходимость принятия этого закона.                                            
                                                                                
Я хочу лишь дополнить тем, что сотрудники органов внутренних дел, поступившие   
на службу в органы внутренних дел на рядовые, сержантские должности, не         
прослужившие в армии, уже после года службы в органах милиции проходят          
первоначальную подготовку в специальных учебных заведениях органов внутренних   
дел и уголовно-исполнительной системы, где и изучают военную топографию, и      
овладевают стрелковым оружием. Находясь в органах внутренних дел, они           
участвуют в боевых действиях в горячих точках, и в Чечню их направляют и в      
составе ОМОНа, и в составе патрульно-постовых подразделений милиции, и так      
далее. Это уже готовый мобилизационный резерв. Поэтому нет необходимости,       
действительно, призывать на военную службу тех, кто поступил на службу в        
органы внутренних дел и годен по своим медицинским и другим показаниям для      
прохождения службы в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной           
системы.                                                                        
                                                                                
Комитет по безопасности, рассматривая этот законопроект, практически            
единогласно поддержал этот закон. Я обращаюсь к вам, коллеги-депутаты, с        
убедительной просьбой - поддержать этот закон, поскольку иначе мы развалим      
окончательно органы внутренних дел и уголовно-исполнительную систему. Высокая   
текучесть кадров, особенно среди рядового, сержантского состава. Мы постоянно   
об этом говорим. Это одна из главных причин.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Багишаев Зайнулла Абдулгалимович, пожалуйста.                                   
                                                                                
БАГИШАЕВ З. А. Ну, пусть депутат Похмелкин далек от того, что он предлагает,    
но выступления двух последних депутатов меня просто удивили, и Павел            
Тимофеевич, к которому я отношусь с величайшим уважением. Это надо              
практически совершенно не знать, что собой представляет МВД, спецназ,           
милиция, исправительная система и так далее. Мы только-только где-то в конце    
семидесятых - начале восьмидесятых годов начали преодолевать вот эту            
абсолютно негативную тенденцию и в милиции, в исправительной системе, в         
противопожарной службе и так далее стали искоренять неподготовленных людей      
путем создания неимоверными усилиями высших учебных заведений в системе МВД,    
а их всего восемьдесят шесть. Именно поэтому у нас появляются на улицах         
абсолютно неподготовленные, не знающие юридических норм... Его одеть-то         
невозможно, он в физическом отношении неподготовленный. И говорят, что их       
посылают служить в горячие точки, там проходить службу. Это противозаконные     
вещи: ни в спецназе, ни в ОМОНе они не могут служить, потому что они не         
прошли службу в Вооруженных Силах. И я просто удивляюсь, как можно Комитету     
по безопасности предлагать то, что здесь предлагается. У нас есть совершенно    
отработанные нормативы того, кто как должен служить. Есть закон о воинской      
обязанности, есть положения о прохождении службы в органах внутренних дел, в    
исправительной системе и так далее. Я думаю, что этот закон делает              
значительный шаг в сторону того, от чего мы уходим и еще не можем отойти. Я     
думаю, что ни в коем случае нельзя принимать данный законопроект.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зайнулла Абдулгалимович.                         
                                                                                
Коллеги, все высказались по данному законопроекту. От Правительства желают      
высказаться?                                                                    
                                                                                
Представитель Правительства Виктор Александрович, будете говорить?              
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОЖУШКО В. А. Уважаемые депутаты, напоминаю вам, что по действующему закону     
"О воинской обязанности и военной службе" отсрочка предоставляется для службы   
в органах внутренних дел, в противопожарной службе, налоговой полиции и на      
таможне гражданам с высшим гражданским образованием, то есть специалистам в     
своей области, а также гражданам, окончившим образовательные учреждения этих    
федеральных органов исполнительной власти. То есть законом "О воинской          
обязанности и военной службе" предусматривается комплектование органов          
внутренних дел подготовленными кадрами. Тот закон, что вам предлагается         
сейчас, направлен на то, чтобы 18-летний юнец после окончания школы охранял     
ваш покой, ваше здоровье. Не говоря о том, что он физически не готов к данной   
службе, он еще не готов морально и психически к данной службе. Ведь, как        
правило, он будет сталкиваться с гражданами, которые стараются нарушить         
закон. Вот теперь подумайте об эффективности работы этих граждан, которые       
придут в органы внутренних дел и в органы ГУИН. Цена этого законопроекта        
следующая. Если сейчас при противодействии Министерства обороны приему на       
службу в органы внутренних дел этих юнцов примерно 7,5 тысячи человек в год     
принимаются, то с принятием этого закона раза в три, в четыре это количество    
увеличится. А это уже сопоставимо с 5-10 процентами ежегодного призыва на       
военную службу во все вооруженные структуры государства.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель Президента Александр Алексеевич Котенков. Пожалуйста.             
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты              
Государственной Думы! Я полностью согласен с представителем Министерства        
обороны в данном вопросе. Дело в том, что (вы помните) раньше вообще было       
обязательное условие принятия на службу в органы внутренних дел - отслужить в   
Вооруженных Силах. И совершенно прав представитель Министерства обороны. Если   
вы хотите сейчас увидеть 18-летних пацанов после школы, охраняющих ваш покой    
и порядок... За ними за каждым нужно ставить двух дядек в милицейской форме,    
чтобы их самих охранять. Поэтому, безусловно, данный закон принимать нельзя.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Алексеевич.                            
                                                                                
Заключительное слово - Виктору Валерьевичу Похмелкину.                          
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я           
оставляю на совести депутата Багишаева личный выпад в мой адрес. Стоило бы      
все-таки повнимательнее тогда изучить мою биографию, раз вы апеллируете к       
личности, чтобы знать, имею я отношение к данной проблеме или нет. Но           
апелляция к личности, как известно, является логической ошибкой, поэтому        
несколько слов по существу.                                                     
                                                                                
Здесь есть некоторые передержки. Говорят так: человек неподготовленный будет    
служить в органах внутренних дел. А как, господа, человек неподготовленный      
будет служить в армии, когда его направляют на границу или в другие горячие     
точки? Если вы скажете, что вначале надо пройти учебку, так то же самое - в     
органах внутренних дел. Никто неподготовленного юнца с автоматом сразу на       
улицу не выпустит. Есть действительно положение о прохождении службы в          
органах внутренних дел, есть масса средних специальных учебных заведений, где   
получают необходимое образование. Но для того, чтобы его получить и чтобы       
потом, получив это образование, служить уже профессионально подготовленным,     
надо иметь отсрочку. Потому что, если этой отсрочки нет, человек призывается    
для службы в армию - и всё, для органов внутренних дел и                        
уголовно-исполнительной системы он уже окончательно потерян.                    
                                                                                
Так что здесь очень некорректная аргументация была приведена и представителем   
Правительства, и представителем Президента, и депутатом Багишаевым. И           
поверьте, уж те, кто поддерживает данный законопроект, профессионалы, которые   
много лет служили в органах внутренних дел, в органах уголовно-исполнительной   
системы и знают о том, юнцы ли придут или все-таки люди, которые могут          
профессионально выполнять свой служебный долг.                                  
                                                                                
Мне понятна мотивация Министерства обороны. Это люди, которые не хотят          
никаких реформ ни в военной сфере, ни в правоохранительной системе. Мне         
только обидно, что и люди, которые отвечают за общегосударственную политику,    
которые находятся в Администрации Президента, в Правительстве, становятся       
заложниками этой консервативной, реакционной точки зрения.                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово от комитета - Николай Максимович Безбородов.               
                                                                                
На месте включите микрофон.                                                     
                                                                                
БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты            
Государственной Думы! Сегодня прозвучал блестящий образчик того, как можно      
выхватить из общей цепи отдельное звено, обставить его соответствующими         
аргументами и возвести в ранг самой важнейшей проблемы. Самая важнейшая         
проблема одна - кадровая, - как в Вооруженных Силах, так и в Министерстве       
внутренних дел. Но расширять круг отсрочек, и без того сегодня освободивших     
89 процентов призывной молодежи от службы, ни в коем случае нельзя. Это         
во-первых.                                                                      
                                                                                
А во-вторых, прав официальный представитель Президента Российской Федерации,    
была блестящая практика: отслужи в армии, наберись опыта, наберись духа,        
наберись морально-боевой стойкости, а потом иди бороться с соответствующими     
элементами.                                                                     
                                                                                
Спасибо. Предлагается проголосовать против.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Максимович.                              
                                                                                
Коллеги, на голосование ставится проект федерального закона "О внесении         
изменений и дополнения в статью 24 Федерального закона "О воинской              
обязанности и военной службе". Кто за то, чтобы принять законопроект в первом   
чтении? Прошу определиться голосованием.                                        
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 46 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за               57 чел.             12,7%                        
Проголосовало против           40 чел.              8,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                     97 чел.                                          
Не голосовало                 353 чел.             78,4%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.