Заседание № 125

25.05.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 237145-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части особенностей получения дошкольного и начального общего образования обучающимися, относящимися к коренным малочисленным народам).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2511 по 2606 из 5641
14-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в              
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает          
Эльвира Ринатовна Аиткулова.                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АИТКУЛОВА Э. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаемый к рассмотрению         
законопроект был внесён сенаторами Российской Федерации, был принят в первом    
чтении Государственной Думой 22 марта 2023 года. Поступило 12 поправок, в       
таблице № 1 содержится 8 поправок, и они в большинстве своём носят              
юридико-технический и лингвистический характер. Комитет предлагает поддержать   
таблицу поправок № 1.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.    
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              318 чел.70,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    318 чел.                                          
Не голосовало                 132 чел.29,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок.                                                   
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              320 чел.71,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    320 чел.                                          
Не голосовало                 130 чел.28,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 2 принимается.                                               
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              321 чел.71,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    321 чел.                                          
Не голосовало                 129 чел.28,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Эльвира Ринатовна.                                                  
                                                                                
АИТКУЛОВА Э. Р. Уважаемые коллеги, Правовое управление Аппарата                 
Государственной Думы по проекту федерального закона замечаний не имеет, текст   
законопроекта прошёл все необходимые согласования, подготовлен к рассмотрению   
в третьем чтении. Предлагаю принять проект федерального закона в третьем        
чтении сегодня. Прошу поддержать, коллеги.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, нет возражений? Нет.                                                   
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в третьем чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              323 чел.71,8 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    324 чел.                                          
Не голосовало                 126 чел.28,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   

Заседание № 109

22.03.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 237145-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части особенностей получения дошкольного и начального общего образования обучающимися, относящимися к коренным малочисленным народам).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5132 по 5551 из 6669
24-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об образовании в Российской Федерации". Доклад сенатора Российской       
Федерации Риммы Фёдоровны Галушиной.                                            
                                                                                
ГАЛУШИНА Р. Ф., сенатор Российской Федерации.                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Думаю, никому не нужно       
объяснять, какую роль играет семья в формировании личности маленького           
ребёнка. И конечно же, кратно возрастает эта роль, когда речь идёт об           
уникальной форме жизнедеятельности коренных малочисленных народов,              
сохраняющих традиционный уклад, живые национальные традиции, особое отношение   
к окружающему миру.                                                             
                                                                                
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об        
образовании в Российской Федерации" разработан в целях обеспечения прав детей   
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской     
Федерации, ведущих с родителями кочевой и (или) полукочевой образ жизни, на     
получение дошкольного и начального общего образования.                          
                                                                                
Законопроектом предлагается закрепить на федеральном уровне гарантии создания   
условий получения детьми дошкольного и начального общего образования в местах   
их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, а        
также наделить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий          
функции по выработке и реализации государственной политики и                    
нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, полномочиями     
по установлению особенностей организации получения дошкольного и начального     
общего образования обучающимися, относящимися к указанной категории. Кроме      
того, законопроектом предусмотрена необходимость учёта особенностей             
организации получения дошкольного и начального общего образования такими        
обучающимися при применении лицензионных требований к образовательной           
деятельности.                                                                   
                                                                                
Вносимые изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской             
Федерации" позволят реализовать комплекс мер, направленных на создание          
условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера,         
Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и установленных в плане          
мероприятий по реализации в 2016-2025 годах Концепции устойчивого развития      
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской     
Федерации. Так, одной из основополагающих мер является необходимость            
повышения доступа к образовательным услугам коренных малочисленных народов с    
учётом их этнокультурных особенностей.                                          
                                                                                
На законопроект получен официальный отзыв Правительства Российской Федерации,   
согласно которому законопроект поддерживается с учётом замечаний. После         
первого чтения замечания учтём и доработаем законопроект.                       
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Эльвиры Ринатовны Аиткуловой.                                          
                                                                                
АИТКУЛОВА Э. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Инициаторы законопроекта     
достаточно подробно изложили его смысл. Хочу сказать, что на сегодняшний день   
правовое регулирование кочевых школ на региональном уровне у нас имеется,       
семь субъектов Российской Федерации сегодня вот в этих условиях объективно      
живут. Необходимость федерального регулирования связана с тем, чтобы мы         
сегодня дали возможность именно единообразно толковать и единое                 
образовательное пространство, и равноправие по отношению к образовательным      
услугам.                                                                        
                                                                                
Для того чтобы это отрегулировать, мы даём сегодня право нашему профильному     
министерству, Министерству просвещения Российской Федерации, определить в       
нормативных правовых актах более облегчённые условия для формирования как раз   
такой кочевой, полукочевой школы. Речь о чём идёт? В первую очередь у нас       
установлено требование, что образовательная деятельность ведётся в              
помещениях, которые принадлежат на праве собственности, - эта норма будет в     
облегчённом варианте, и также будет облегчена норма в части                     
санитарно-эпидемиологических условий.                                           
                                                                                
Сегодня, коллеги, если мы посмотрим статистику, почти 4,6 тысячи семей у нас    
ведут кочевой, полукочевой образ жизни, это 6,5 тысячи детей в таких семьях,    
и, конечно, возможности получать образование в других форматах у них нет,       
поскольку дистанционное образование по понятным причинам -                      
телекоммуникационного оборудования нет - недоступно, семейное образование       
тоже оказывается недоступно, поскольку есть ментальные в том числе              
особенности, общины воспринимают преподавателей только из своего рода, со       
своей территории.                                                               
                                                                                
Поэтому технически это будет выглядеть следующим образом: педагог будет         
трудоустроен в образовательной организации базовой, будет получать там          
зарплату, а финансироваться будет на тех же принципах, что и малокомплектная    
школа, то есть будет получать по количеству детей, которые получают             
образование непосредственно у этого педагога. Речь идёт о дошкольном            
образовании и начальном школьном образовании, а далее дети уже могут            
размещаться в интернате и получать уже средний уровень образования.             
                                                                                
На заседании комитета мы подробно рассмотрели данный законопроект,              
поддерживаем инициаторов, рассмотрели законопроект в том числе с участием       
Министерства просвещения. И мы, как профильный комитет, берём на себя           
обязательство также посмотреть те подзаконные акты, которые появятся после      
принятия законопроекта. Провели консультации с регионами, которые дали нам      
положительные отзывы, это семь субъектов Российской Федерации, они все          
поддерживают, и, более того, это такая большая многолетняя практика.            
Проговорили мы с нашими коллегами, которые в Государственной Думе               
представляют эти регионы. То есть такая всеобщая поддержка и, что называется,   
общественный запрос у нас есть.                                                 
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, комитет предлагает данный законопроект поддержать   
в первом чтении.                                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы?                                                                
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Римма Фёдоровна, вот в отношении опыта, который        
сегодня существует, - где он существует, в каком объёме? Это первое.            
                                                                                
Второе. Вот по имеющимся у меня данным, основная практика - это всё-таки        
помещение детей в интернаты, начиная с первого класса. Дошкольное               
образование, бог с ним, оно как бы возможно и в полусемейном варианте, но вот   
кочевая школа, начиная с начальной школы, - что это такое, где и как она        
работает и какое качество образования даёт?                                     
                                                                                
Ну и последний вопрос - это специалисты. Понятно, что из своего рода. Какое     
количество специалистов - кочевых учителей и какой квалификации имеется         
сегодня?                                                                        
                                                                                
ГАЛУШИНА Р. Ф. Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович. На самом деле           
накоплен огромный опыт в части образования детей кочевников на Ямале и в        
Якутии. Что касается подготовки учителей, на сегодняшний день уже есть          
учебные заведения, которые готовят учителей именно для работы в таких           
условиях. И кроме того, Институт народов Севера сейчас разрабатывает            
программу для учителей, работающих в условиях кочевья, и по дополнительному     
образованию. Поэтому в принципе все предпосылки для получения качественного     
образования этими детьми есть.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Римма Фёдоровна, всё-таки вы не ответили на вопрос     
моего коллеги. Вот 4,6 тысячи детей - а сколько педагогов и дошкольных          
воспитателей работает сейчас с ними? То, что, вы сказали, готовят, - это        
понятно. Отличается ли заработная плата, которую они получают, от той           
заработной платы, которую, условно говоря, получают те, кто работает в          
стационарных образовательных дошкольных организациях?                           
                                                                                
И ещё. Вот этим законопроектом Минпросвещения наделяется правом, по сути        
дела, ликвидировать все существующие санитарно-эпидемиологические нормы. Если   
не требуется отдельное помещение, для того чтобы заниматься с детьми, тогда в   
каких условиях всё-таки будут эти дети, дошкольники и начальные школьники,      
обучаться?                                                                      
                                                                                
ГАЛУШИНА Р. Ф. Ну, вы понимаете, уже сегодня неоднократно звучало, что опыт     
этот есть и дети обучаются в этих условиях. Значит, опыт различный.             
                                                                                
Если говорить, например, о Якутии, в Якутии разработаны модули, вот типа        
балков, 27 квадратных метров, они стоят на санях, они могут кочевать, они       
могут переезжать, они отапливаются, то есть вот эти все условия есть.           
                                                                                
Что касается, например, Ямала, там тоже опыт очень своеобразный: там такая      
полукочевая школа, которая находится в районе фактории, где пересекаются        
миграционные пути кочевников, то есть дети остаются на недлительное время и     
могут, допустим, в какие-то дни уезжать вместе с родителями.                    
                                                                                
Почему говорится об особенностях? Потому что Министерство просвещения           
утверждает порядок организации образовательной деятельности, вы все это         
знаете, по образовательным программам дошкольного и начального общего           
образования, и вот в него как раз будут внесены соответствующие дополнения, о   
которых мы говорим, это требования к режиму учебного дня, к режиму учебной      
недели, к каникулярному времени и другие.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
АИТКУЛОВА Э. Р. Я добавила бы: речь не идёт о ликвидации, речь идёт об          
облегчённом варианте.                                                           
                                                                                
Что касается опыта субъектов, например, Саха (Якутия) имеет специальный,        
выделенный, отдельный субъектовый закон, где указаны разные форматы ведения     
образовательной деятельности, не только кочевой, полукочевой. Если как бы с     
погружением, я готова предоставить эту информацию.                              
                                                                                
Что касается в целом подходов, коллеги, сегодня мы с вами имеем уже де-факто    
существующие школы, но нет упоминания об этом в федеральном законе. По сути,    
мы сегодня приводим в соответствие с теми реалиями, которые сегодня уже есть    
и показали свою эффективность.                                                  
                                                                                
Что касается финансирования, конечно, оно будет отличаться, потому что здесь    
будет подход как при малокомплектных школах: есть ребёнок - за ним идёт         
финансирование, не класс-комплекты, как в обычных школах. Коллеги, ещё раз:     
других вариантов, альтернативных, к сожалению, нет.                             
                                                                                
И основное, с чего Римма Фёдоровна начинала своё выступление: наша задача - и   
сохранить традиционную хозяйственную деятельность, которую ведут коренные       
малочисленные народы, и сохранить детей при семьях. У них нет возможности       
отдавать детей практически в малолетнем возрасте куда-то на сторону, тогда -    
вот мы сегодня говорили с профильным комитетом из Сахи (Якутии) -               
преемственность поколений, передача опыта утрачивается. Поэтому вот такой       
выход из положения, причём он уже существует.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. У меня вопрос к докладчикам.                                        
                                                                                
В вашем финансово-экономическом обосновании какие дополнительные деньги?        
Понятно, что должны быть дополнительные деньги для обеспечения таких кочевых    
детских садов, школ. Есть дополнительные деньги? Какие это деньги на 4 тысячи   
с лишним этих детишек? Если денег нет, то это будет означать только одно:       
будет явное, очевидное ухудшение ситуации, потому что нельзя на одни и те же    
деньги содержать даже малокомплектную школу в каком-то небольшом селе и         
обеспечить работу кочевых, в юртах, там, не знаю, детских садов и школ.         
Поэтому вопрос про деньги: на какие деньги будет вот это улучшение, если оно    
будет вообще?                                                                   
                                                                                
ГАЛУШИНА Р. Ф. Деньги предусматриваются в региональных бюджетах. Готовя этот    
законопроект, мы запрашивали информацию во всех субъектах. Что касается         
количества, вот в Якутии, например, 65 детей обучаются в кочевых условиях. На   
2022/23 учебный год запланировано порядка 18 миллионов рублей, то есть эти      
деньги запланированы, они есть, точно так же, как и в других субъектах.         
                                                                                
Ещё вот по поводу заработной платы учителей. Уже говорили сегодня, что их       
труд оплачивается как в малокомплектной школе, то есть здесь нет подушевого     
финансирования, здесь оплата по факту. Кроме того, учителя получают ещё         
повышающий коэффициент, так называемый кочевой, поэтому у них зарплата даже     
повыше.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аммосов Пётр Револьдович.                                 
                                                                                
АММОСОВ П. Р., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Римма Фёдоровна, вот вам вопрос. Я не знаю, что вам напели мои земляки о        
кочевых школах, но я вам сразу скажу одно: в целях экономии были вынуждены      
закрыть интернаты. Поддержу своего однопартийца Куринного, правильный вопрос    
был задан. Вот у меня, например, отношение к кочевым школам такое: всё-таки     
Министерству просвещения нужно это пересмотреть, нужен возврат к интернатам,    
все возвращаются из интернатов обратно к себе в тундру. Кочевые школы не        
спасут образовательный процесс коренных малочисленных народов Севера. Это я     
вам гарантирую.                                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ГАЛУШИНА Р. Ф. У меня тоже есть определённый опыт: я была директором ненецкой   
школы-интерната, где обучались в том числе дети из тундры и дети-сироты. Я      
могу сказать, что на самом деле очень сложно... очень сложный вопрос именно     
отрыва ребёнка, семилетнего ребёнка от родителей, и, к сожалению, у нас были    
необучающиеся дети, потому что родители просто не отправляли их учиться.        
Всё-таки этот вопрос надо рассматривать объективно. Мы даём право: если         
родители согласны обучать ребёнка в интернате, они вполне могут совершенно      
осознанно отдать ребёнка в интернат, он будет получать образование, находясь    
в школе-интернате с 1-го класса, все условия для этого есть; в том числе мы     
даём родителям и право оставлять детей на период обучения в начальной школе у   
себя.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кабышев Сергей Владимирович.                              
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Уважаемая Римма Фёдоровна, в законопроекте гарантирование         
получения образования соответствующими лицами одновременно возлагается на все   
уровни публичной власти без их конкретизации. Как вы считаете, не затруднит     
ли такая компетенционная неопределённость реализацию закона?                    
                                                                                
ГАЛУШИНА Р. Ф. Нет, я считаю, что не затруднит.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Да.                                        
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Смирнов Виктор Владимирович, пожалуйста.                                        
                                                                                
СМИРНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Начну с того, что повторю    
главный тезис докладчика и содокладчика: мы никому не навязываем обязанность    
оставлять семилетних детей в местах постоянного проживания, не отправляя в те   
школы-интернаты, которые существуют.                                            
                                                                                
Вместе с тем, уважаемые коллеги, и педагогическая наука (на этот счёт есть      
исследования), и практический опыт, который есть в субъектах Российской         
Федерации, где существуют сегодня кочевые школы, показывают, что нисколько не   
ухудшается качество образования школьника, ведь речь идёт только о начальной    
школе, только о начальной школе, подчёркиваю.                                   
                                                                                
Следующий момент - там, где кочевья располагаются таким образом, что даже на    
каникулы дети не могут попасть в свои семьи, они испытывают сильнейший          
психологический стресс. Ничто не мешает органам управления образованием         
соответствующих субъектов Российской Федерации, поддерживая кочевые школы,      
создавая условия для их функционирования, вместе с тем обеспечить возможность   
перехода этих детей во 2-м или в 3-м классе к тем формам, которые, как          
коллеги справедливо отмечают, были созданы и успешно функционируют с периода    
советской власти.                                                               
                                                                                
Фракция политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать законопроект и   
приглашает всех коллег сделать то же самое.                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, вот за мной закреплён Ямал, и для интереса    
я сейчас созвонился с нашим первым секретарём: никакого опыта применения        
кочевых школ на Ямале нет, там просто нет этих школ, по большому счёту. (Шум    
в зале.) Вот мне говорит об этом сегодня депутат Законодательного Собрания,     
руководитель нашей фракции. Если он врёт, предъявите доказательства, где эти    
школы работают. В Якутии, как мы узнали, 65 детей обучаются, и это якобы        
такой потрясающий опыт, который требует срочного распространения этой           
методики.                                                                       
                                                                                
Давайте подумаем, что такое кочевая школа. Преподаватели ещё готовятся. Я       
абсолютно убеждён, что нормального качества образования там не будет,           
абсолютно убеждён в этом, потому что даже малокомплектные школы вы закрываете   
на том основании, что там не хватает учителя английского языка или ещё          
какого-то учителя узкого профиля. Ссылаясь вот на это, для повышения качества   
мы школы укрупняем. А тут один учитель в чуме, площадь 27 квадратных метров в   
лучшем случае, чему-то должен обучить детей.                                    
                                                                                
В первые три года во многом... Ещё раз говорю, дошкольное образование - бог с   
ним, против этого никто не возражает. Но в первые три года, когда человек       
учит язык, в том числе русский, когда закладываются основы... вы изначально в   
неравное положение этих детей ставите со всеми остальными. Это не только моё    
мнение, это мнение в том числе интеллигенции Ямало-Ненецкого автономного        
округа: они против того, чтобы это было.                                        
                                                                                
Был длительный советский процесс, когда людей социализировали, когда этих       
детей иногда силой изымали, по большому счёту, из семей, учили, они убегали,    
прибегали. Но в итоге эти дети получают качественное образование, которое       
позволяет им, ещё раз говорю, конкурировать в последующем и на рынке труда, и   
во всём остальном, становиться людьми, поэтами, врачами, учителями. Что будет   
с человеком, которого три года начальных будут возить в чуме, которого будет    
обучать неизвестно как подготовленный специалист? Это тоже к вопросу о          
качестве образования, к вопросу о стартовых условиях и так далее. Практика      
Советского Союза была в создании интернатов, в работе этих интернатов, в        
постепенном приучении детей, не без сложностей, которые существовали.           
                                                                                
В связи с этим, опять же опираясь в том числе и на опыт, и на мнение тех, кто   
проживает на северных территориях, фракция КПРФ не будет поддерживать данный    
законопроект. Повторю, опыта практически никакого нет, он единичный, и          
говорить о сохранении качества, ну, на мой взгляд, совершенно неправильно.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аммосов Пётр Револьдович.                                 
                                                                                
АММОСОВ П. Р. Я в партию вступал в 2000 году, и чем больше я погружаюсь в       
идеологию своей партии, Коммунистической партии Российской Федерации, тем       
больше убеждаюсь, что я был тогда прав, будучи молодым человеком, и даже при    
обсуждении сегодняшнего вопроса.                                                
                                                                                
СССР, Коммунистическая партия Советского Союза, создав интернаты для кочующих   
народов, дала полное право на участие в образовательном процессе тем самым      
коренным малочисленным народам Севера. Кочующие народы очень хорошее            
образование получали и возвращались в тундру к своим стадам. Было большое       
право выбора. Вот сегодня, слушая, я задумался: начальная школа ведь человеку   
даёт начало... Я вот задался вопросом: кого мы готовить-то будем, нового гомо   
сапиенс, что ли, не пойму я. Ведь колоссальный опыт советского периода есть,    
и мы, тем самым куда-то отодвинув это всё...                                    
                                                                                
Якутия пошла на вынужденную меру, когда интернаты сокращали: содержать не на    
что было, и потому и пошли на такой шаг, создав кочевые школы. Это как будет,   
если на 200-300 километров уедет учитель начального класса, молодая девушка?    
Вы представляете, допустим, приедет учительница с материка и будет кочевать     
со стадом? Это немыслимо даже вот внутри! Я могу похвастаться, что являюсь      
одним из разработчиков вот этого закона, я был тогда старшим референтом в       
Государственном Собрании (Ил Тумэн), и Якутия, я вам хочу сказать, пошла на     
вынужденную меру, чтобы как-то обучать в школах. Потому что на сегодняшний      
день, чтобы, допустим, ребёнка привезти из стада на вертолёте, час стоит 400    
тысяч или 385 тысяч рублей, вертолёт в час! Как его перевозить? Вот в чём       
дело! Волки вообще там... Положено 1,5 тысячи, сегодня 8,5 тысячи стало         
особей. Потому что... (Микрофон отключён.)                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства? Докладчик, заключительное слово?       
                                                                                
ГАЛУШИНА Р. Ф. Я, конечно же, не согласна с выступлением, извините, депутата    
от Ямало-Ненецкого автономного округа, потому что мы проводили выездное         
заседание комитета в Салехарде, мы были в многофункциональном колледже, где     
готовят учителей. Мы встречались с этими студентами, которые готовы работать    
в этих условиях и обучать этих детей.                                           
                                                                                
Кроме того, в Якутии я тоже была много раз, и с Феодосией Васильевной           
Габышевой мы проговаривали неоднократно эти вопросы. И они, конечно же, тоже    
заинтересованы в том, чтобы на самом деле предоставить право тем родителям,     
которые не хотят отпускать семилетнего ребёнка от себя в интернат, дать им      
возможность, чтобы ребёнок обучался, находясь вместе с ними.                    
                                                                                
У нас было очень много случаев, когда родители, не желая отпускать ребёнка,     
заключали договоры на семейное образование. Но это тоже не выход из             
положения, потому что, во-первых, родители в условиях кочевья постоянно         
заняты хозяйственными делами, во-вторых, у них нет подготовки, специальной      
подготовки и специального образования.                                          
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, я всё-таки ещё раз призываю вас подумать и тем      
родителям, которые желают воспитывать своего ребёнка и сохранять его рядом с    
собой, дать это право.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик будет выступать? Нет.                         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", пункт 24.            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты.                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 34 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              347 чел.77,1 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    349 чел.                                          
Не голосовало                 101 чел.22,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.