Заседание № 172
28.06.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 236980-4 "О внесении изменений в статьи 14-16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (об установлении ответственности органов местного самоуправления за решение вопросов местного значения).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5797 по 5980 из 7027
Пункт 18. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14-16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Алтайский краевой Совет народных депутатов просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. О законопроекте доложит член Комитета по вопросам местного самоуправления Александр Викторович Сарычев. Пожалуйста, Александр Викторович. САРЫЧЕВ А. В., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В представленном вашему вниманию законопроекте предлагается внести изменения в статьи 14-16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающие, что органы местного самоуправления несут ответственность за решение вопросов местного значения в пределах бюджетной обеспеченности муниципального образования. Данное предложение обосновывается тем, что в настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации муниципальные образования имеют низкую бюджетную обеспеченность, в результате чего будет невозможно обеспечить надлежащее исполнение полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных федеральными законами. Данное предложение не может быть поддержано, поскольку не соответствует принципам правового регулирования ответственности органов публичной власти и должностных лиц. В главе 10 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлена ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами. В главе 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства, определены полномочия контрольных органов по исполнению бюджетов и установлены меры принуждения в целях исполнения бюджетного законодательства. В статье 285-1 Уголовного кодекса установлена ответственность должностных лиц за нецелевое использование бюджетных средств. Должностные лица органов местного самоуправления также несут ответственность за иные нарушения законодательства, допущенные ими при исполнении возложенных на них полномочий. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления привлекаются к ответственности в соответствии с указанными положениями, и в отношении их применяются такие меры принудительного воздействия, как досрочное прекращение полномочий органов местного самоуправления, отрешение от должности выборных должностных лиц, административное взыскание, штрафы и иные наказания, а также принудительное возмещение ущерба, нанесённого физическим и юридическим лицам. Однако в концепции законопроекта не учитывается, что степень бюджетной обеспеченности муниципальных образований зависит от множества факторов: уровня социально-экономического развития территории и, соответственно, доходной базы местного бюджета; объёма финансовой помощи, оказываемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями статей 60 и 61 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Также не учитывается, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют и исполняют местные бюджеты, устанавливают и исполняют расходные обязательства муниципального образования (статья 52 федерального закона № 131-ФЗ и статья 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации). С целью обеспечения и составления реальных исполняемых местных бюджетов Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены ограничения предельной дефицитности бюджетов муниципальных образований, которая не может превышать 10 процентов от собственных доходов муниципального образования. При этом не учитывается, что юридическое определение понятия "бюджетная обеспеченность" в законодательстве не предусмотрено и определить степень бюджетной обеспеченности муниципального образования для определения степени ответственности органов местного самоуправления и санкций в отношении органов и должностных лиц местного самоуправления пропорционально бюджетной обеспеченности муниципального образования не представляется возможным. Таким образом, в случае привлечения к ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления степень ответственности и указанные санкции в отношении их не могут быть установлены в пределах бюджетной обеспеченности муниципальных образований, как это предлагается в законопроекте. На данную законодательную инициативу поступило шестьдесят семь официальных отзывов. В двадцати одном отзыве выражено мнение в поддержку законопроекта, а в тридцати одном - не поддержано принятие законопроекта. Правительство Российской Федерации также не поддерживает принятие указанного законопроекта. На основании изложенного, уважаемые депутаты, Комитет по вопросам местного самоуправления просит вас отклонить законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть вопросы, два вопроса. Депутат Малышкин. МАЛЫШКИН О. А., фракция ЛДПР. Александр Викторович, вот ответьте на такой вопрос. Вот городское поселение - это муниципальное образование? Муниципальное. Сельское - это ведь тоже муниципальное образование? Муниципальный район - это тоже муниципальное образование? В Конституции ведь ясно и чётко записано: подчинённость одного муниципального образования другому не допускается. Так это или не так? Ну-ка ответьте на вопрос мне. САРЫЧЕВ А. В. Правильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, ответ уже прозвучал? САРЫЧЕВ А. В. Я ответил на вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заполев Михаил Михайлович. ЗАПОЛЕВ М. М. Александр Викторович, мне кажется, ваш доклад соотносится с пословицей "Мы вам про Фому, вы нам про Ерёму". Представьте, что вы глава села. Селяне сказали: "Построить стадион, он нужен детям, он нужен молодёжи", - а у вас нет средств, чтобы протопить больницу и школу, и вы не построили стадион, то есть нарушили, должны нести ответственность. В лучшем случае вас с работы сняли, в худшем - привлекли к ответственности. Так вот алтайцы предлагают защитить от подобного глав местного самоуправления. А вы говорите, что это не подходит для чего-то и почему-то. Неужели это трудно понять? САРЫЧЕВ А. В. Спасибо за вопрос. Во-первых, ответственность несётся за принятие муниципального бюджета и его исполнение. То есть если Дума муниципального образования принимает бюджет и видит, что нет денежных средств на реализацию поставленной программы, то, соответственно, Дума муниципального образования не имеет права принимать такое решение. Конечно, у всех есть большое желание принять большой бюджет и с большим дефицитом, но надо быть и ответственным за принятие решения. Поэтому в законе чётко и ясно прописано, что, принимая бюджет, вы несёте полную ответственность за его исполнение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросов больше нет. Есть ли желающие выступить? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Два вопроса было. У нас с вами, коллеги, тридцать пять вопросов в повестке. Докладчика прошу присесть. Олег Александрович, вы хотите выступить? Пожалуйста, Малышкин, три минуты. МАЛЫШКИН О. А. Кто-то вопрос задал, Заполев по-моему. Почему задал? Потому что представления не имеет, что это такое, абсолютно. Так же не прав и Сарычев чуть-чуть. В каком смысле? Вот вы посмотрите, показываю снова вам этот закон, 131-й, который не очень грамотно написан. Его полностью нужно переделывать, абсолютно полностью, по каждой статье, потому что бездумно приняли. Ведь я не зря задал вопрос: подчинённость одного муниципального образования другому допускается? Мне сказали: нет, не допускается. Но сейчас законами субъектов Российской Федерации определён перечень полномочий вот этих муниципальных образований, то есть дали району школы, поселению - туалеты, городскому поселению - канализацию. Кто дал такое право? И далее. Бюджет, бюджет... Бюджет формирует только районное муниципальное образование, поселениям запретили это делать, сказали: сидите на смете. То есть этот закон для кого? Для лодырей. Вот если хочет кто-то работать, он говорит: "Никаких переходных периодов мне не надо, я хочу работать. Вот я депутатов своих избрал, они же что-то должны или не должны в поселении делать? А вы меня на смету сажаете. Для чего же тогда выборы проводили?" Сейчас все молчат и думают: о чем говорить, вообще? Потому что нет среди вас ни одного главы, хотя бы тех, кто раньше работал в муниципальном образовании. Поэтому тяжело воспринимается это всё. Но запомните: это первичный уровень публичной власти, та ячейка, в которой сплачиваются люди, - и вдруг взяли распределили полномочия. Кто дал такое право?! Ведь Конституция не даёт такого права - распределять полномочия, там определили полномочия уже давно. Я уже всё, наверное, сказал, всё сказал. Я ещё по второму вопросу буду выступать, я ещё надоем вам. Вот ситуация какая. Далее, смотрите, какая позиция: муниципальный район взял на себя деньги, и распределяет по поселениям, и чего-то недодал в поселения. Так, извините, это что же, глава администрации или представительный орган поселения будет отвечать за то, что ему финансов на это не выдали, хотя он по Конституции должен всё это получить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться у представителей президента, администрации, правительства? Нет. Заключительное слово требуется? Нет. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 13 сек.) Проголосовало за 50 чел.11,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 50 чел. Не голосовало 400 чел.88,9% Результат: не принято Не принято.