Заседание № 81
О проекте федерального закона № 236830-7 "О внесении изменений в статьи 29 и 34 Федерального закона "О политических партиях" (в целях повышения прозрачности финансирования политических партий).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 29 и 34 Федерального закона "О политических партиях". Докладывает Сергей Анатольевич Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напоминаю, что в законопроекте предлагается установить максимальную сумму вступительного взноса для членов политических партий. Мы искренне благодарны руководителям фракций, которые присутствуют в зале, и членам фракций политических партий за совместную работу. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний у Правового управления нет. Комитет просит принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 34 сек.) Проголосовало за 366 чел.81,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 79
О проекте федерального закона № 236830-7 "О внесении изменений в статьи 29 и 34 Федерального закона "О политических партиях" (в целях повышения прозрачности финансирования политических партий; принят в первом чтении 25 октября 2017 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 18-го вопроса повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 29 и 34 Федерального закона "О политических партиях". Доклад Сергея Анатольевича Гаврилова. Пожалуйста, Сергей Анатольевич. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В целях обеспечения прозрачности финансирования политических партий предлагаем установить максимальную сумму вступительных членских взносов. Законопроект подготовлен ко второму чтению. Комитет просит одобрить таблицы поправок, рекомендуемых к принятию и к отклонению, и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1, предложенных ответственным комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 20 мин. 50 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8 % Результат: принято Принимается. Есть ли замечания и вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2, предложенных ответственным комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 21 мин. 23 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 29 и 34 Федерального закона "О политических партиях" во втором чтении, вопрос 18. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 21 мин. 59 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Пожалуйста, микрофон на трибуне включите. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемые коллеги, комитет просит включить законопроект для рассмотрения в третьем чтении в порядок работы Государственной Думы на пятницу, 24 ноября. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Принимается. Готовьте, Сергей Анатольевич, к пятнице проект, палата приняла решение о его рассмотрении в третьем чтении.
Заседание № 71
О проекте федерального закона № 236830-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" (в целях повышения прозрачности финансирования политических партий).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 43-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" (в целях повышения прозрачности финансирования политических партий). Доклад Анатолия Борисовича Выборного. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен проект федерального закона, которым предлагается внести изменения в Федеральный закон "О политических партиях", по сути, здесь три законодательных новеллы. В первой новелле устанавливается верхний предел вступительного и членских взносов для члена партии в течение одного года, во второй новелле Центральная избирательная комиссия наделяется правом устанавливать размер пожертвований, вступительных и членских взносов, превышение которых влечёт раскрытие персональных данных, в третьей новелле ЦИК также наделяется правом устанавливать порядок составления форм отчётности. Внесение данного законопроекта обусловлено рядом причин. Прежде всего, законопроект разработан в целях развития института прозрачности финансирования политических партий. Как мы знаем, вступительные членские взносы являются одним из источников финансирования политических партий, однако какого-либо верхнего предела для вступительных и членских взносов сегодня не установлено, что создаёт благоприятную почву для теневого финансирования. Согласно закону максимальная сумма пожертвований, в отличие от взносов в партийную кассу, для физического лица в год составляет 4 миллиона 330 тысяч рублей. В связи с этим для вступительных и членских взносов предлагается установить верхний предел, аналогичный предельной сумме пожертвований от физического лица за год, - 4 миллиона 330 тысяч рублей. Кроме того, Центральной избирательной комиссии предлагается установить единые требования к раскрытию информации. Сегодня подлежит раскрытию информация о члене партии, если только поступившая от него сумма превысила 4 миллиона 330 тысяч рублей, для сравнения: для жертвователей сумма - 20 тысяч рублей. Таким образом, устраняя эту разницу, предлагается установить единый предел, превышение которого влечёт раскрытие персональных данных, причём в законе этот предел установлен не будет, он будет установлен постановлением Центральной избирательной комиссии. И последнее. Предлагается также наделить Центральную избирательную комиссию правом утверждать порядок составления форм отчётности, речь идёт о сводном финансовом отчёте и сведениях о поступлении и расходовании средств. Это продиктовано тем, что согласно закону Центральная избирательная комиссия имеет право утверждать формы этих документов, а в случае принятия закона ЦИК будет утверждать и формы, и порядок их составления, что логично и правильно. Таким образом, законопроектом решается триединая задача: повышение уровня прозрачности финансирования политических партий, установление единых требований к раскрытию информации и требования по утверждению порядка составления документов. Уважаемые коллеги, в завершение позволю себе обратить ваше внимание на три момента. Первый момент заключается в том, что при подготовке законопроекта мы получили поддержку и от Генеральной прокуратуры, и от Министерства юстиции, а главное, от всех парламентских партий. Второй момент, вытекающий из первого, показывает, что данный законопроект является ярким подтверждением нашего единства, я имею в виду единство в вопросе обеспечения прозрачности финансирования политических партий. На сегодняшний день авторами законопроекта стали парламентарии, депутаты всех парламентских партий. Это значит, что в данном вопросе у нас твёрдые намерения, а главное - общее понимание и видение решения данной проблемы. И третий момент. Данный законопроект является логическим продолжением развития как национального законодательства, антикоррупционного законодательства, так и принятых нашим государством международных обязательств на этот счёт. Дело в том, что Россия является активным членом Группы государств против коррупции (ГРЕКО), а всего сегодня её членами являются более 40 государств, причём это всё страны Европы. Это международная деполитизированная организация, целью деятельности которой является мониторинг соответствия национальных законодательств и правоприменительной практики государств-членов антикоррупционным стандартам Совета Европы. И в рамках третьего раунда оценки нашего законодательства по вопросу о прозрачности финансирования политических партий ГРЕКО были даны рекомендации, связанные с тем, что членские взносы могут уплачиваться без какого-либо верхнего предела и что имеются значительные расхождения между требованиями к раскрытию информации. Отдельно подчеркну, что о необходимости продолжения работы по выполнению данных рекомендаций имеется поручение Президента Российской Федерации от 8 ноября 2016 года, а это также означает, что предлагаемые в законопроекте новеллы полностью соответствуют требованиям государственной антикоррупционной политики. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Вяткина Дмитрия Фёдоровича. Пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Докладчик, Анатолий Борисович Выборный, детально рассказал о сути законопроекта, привёл всю аргументацию в пользу его принятия. От комитета лишь добавлю, что мы рассмотрели данный законопроект. Действительно, представители как минимум трёх политических партий, которые присутствуют у нас в комитете, проголосовали единогласно за принятие этого законопроекта. Законопроект призван устранить лазейки, которые позволяют недобросовестным партиям (это ни в коей мере, конечно же, не касается парламентских партий, которые представлены здесь, в Государственной Думе) обходить закон в части ограничений по размеру финансирования отдельного физического лица или отдельного юридического лица. Больше добавить нечего. Комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, пожалуйста, вопросы. Включите режим записи. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, несколько лет назад в комитете подобная инициатива рассматривалась, была принята Государственной Думой, тогда ввели обязательную аудиторскую проверку, отчётность, ограничения по финансированию со стороны юридических лиц, физических лиц. И в целом тогда подобные меры, которые сегодня предлагаются, уже обсуждались. Мы собирали совещание всех бухгалтеров всех парламентских партий вместе с представителями Центральной избирательной комиссии, пришли к общему знаменателю, в целом получился сбалансированный текст. И вот многие вещи, о которых вы сейчас говорите, тогда поддержаны не были. Так вот вопрос: а что такого произошло спустя несколько лет, какие партии начали финансировать с использованием так называемых лазеек? Хотя я убеждён, что даже после вступления в силу предлагаемых вами поправок всё равно эти лазейки останутся: всё равно будут суммы дробить, всё равно будут через подставных лиц финансировать, то есть лазейки как были, так и будут. Но чем вызвано вообще появление этой инициативы?.. (Микрофон отключён.) ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, ну вот вы абсолютно правильно говорите, что жизнь не стоит на месте и всё время подбрасывает нам какие-то казусные, так сказать, истории. Мы принимаем определённые ограничительные меры, меры, которые обеспечивают прозрачность финансирования как некоммерческих организаций, так и политических партий, принимаем законы, которые призваны ограничить иностранное вмешательство в политическую деятельность, в деятельность политических партий. Понятно, что ищут лазейки, обходные пути, - и то, что появился этот законопроект, означает, что мы движемся по пути совершенствования законодательства о политических партиях на основе опыта его применения в избирательных кампаниях. Назвать конкретно, какие партии использовали лазейки... Я думаю, что не комитет это должен делать, и по одной простой причине: всё-таки, если эти сведения собирать, речь пойдёт о раскрытии персональных данных, мы всё-таки на это не уполномочены. Могу лишь сказать, что каких-то таких громких случаев, которые стали бы достоянием общественности, в распоряжении комитета нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Анатолий Борисович, а не считаете ли вы, что закон, наоборот, будет уводить в тень?.. Правильно ли я понимаю, что было 20 тысяч рублей, а теперь 4 миллиона с хвостиком? И второе. Если бы вы руководили региональным отделением, вы знали бы, что мы и сейчас раз в квартал обязательно сдаём в областную избирательную комиссию отчёты и персональные данные там никто не смотрит - а надо чётко писать, кто внёс, чего внёс, какой юридический адрес, всё остальное, если это юридическое лицо. Мне кажется, что тут вы наоборот делаете, поднимая порог, как бы в тень уводите тех, кто финансирует партии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит? Пожалуйста, Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Николай Васильевич, при всём к вам уважении, ваш вопрос изначально содержит ошибку: вы указываете 20 тысяч рублей - это порог, который постановлением ЦИК установлен как сумма, превышение которой влечёт за собой раскрытие информации о жертвователе, а мы речь ведём прежде всего о предельной сумме для вступительных и членских взносов. Именно эту сумму мы предлагаем установить наравне с предельной суммой для пожертвований, эта сумма - 4 миллиона (как вы правильно сказали) 330 тысяч рублей, здесь никакой ошибки нет. Что касается раскрытия информации, в законопроекте предлагается наделить ЦИК правом устанавливать размер, превышение которого повлечёт за собой раскрытие информации как о жертвователе, внёсшем пожертвование, так и о члене партии, когда вопрос касается вступительных и членских взносов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лебедев Игорь Владимирович. ЛЕБЕДЕВ И. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. Спасибо, Вячеслав Викторович. Анатолий Борисович, в вашем выступлении прозвучала фраза, что в этом вопросе есть единение всех парламентских партий, - объясните, пожалуйста, в чём это выражается? Я так понимаю, что если у вас есть поддержка всех парламентских партий, то как минимум под этим законопроектом должны стоять подписи представителей всех фракций. Если этого нет, тогда в чём это выражается: вы с кем-то разговаривали, вы с кем-то письменно договаривались, у вас есть какие-то письма от политических партий в поддержку вашего законопроекта? И если вы не можете рассказать обо всех фракциях, то хотя бы скажите, кто из ЛДПР поддерживает вашу инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Выборный. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю за вопрос. При подготовке данного законопроекта мы получили письма от всех парламентских партий, в том числе от Либерально-демократической партии России за подписью Лебедева, финансового уполномоченного политической партии ЛДПР. (Оживление в зале, смех.) И именно ЛДПР - письмо за вашей подписью - сочла предложенные поправки своевременными и обоснованными. (Оживление в зале, смех.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, во фракции ЛДПР есть ещё один Лебедев Игорь Владимирович? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, следующий вопрос. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Всё-таки, Анатолий Борисович, вопрос на понимание. Вот сейчас предел - 20 тысяч рублей, то есть, если жертвователь вносит больше 20 тысяч рублей, после этого он попадает, или его обязаны внести, в соответствующий открытый список со всеми данными; в предлагаемой редакции речь идёт о том, что теперь будет установлен единый предел для всех - и для жертвователей, и в отношении вступительных взносов, членских взносов, вроде чтобы не прятали и не зачисляли разными способами, - так какой это будет предел? Здесь вот как-то так плавно написано, что определит избирательная комиссия... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Алексей Владимирович, всё дело в том, что в законопроекте действительно предлагается наделить Центральную избирательную комиссию правом устанавливать предел, превышение которого влечёт раскрытие персональных данных, и эта сумма будет установлена постановлением Центральной избирательной комиссии, я надеюсь, по согласованию в том числе с парламентскими партиями. И в заключение также подчеркну, что при проведении экспертной оценки нашего национального законодательства, в том числе на предмет прозрачности финансирования политических партий, эксперты-международники ГРЕКО заключили, что каких-либо претензий к нашему законодательству в части прозрачности финансирования политических партий нет, всё полностью отвечает требованиям, международным антикоррупционным стандартам Совета Европы. С учётом тех консультаций, которые были проведены, мы также рекомендуем в данном законопроекте наделить ЦИК правом устанавливать единые требования на этот счёт. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто хотел бы выступить? Включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, конец дня, поэтому постараюсь недолго. Что касается бланкетного характера (отсылочного характера) того, что нам сегодня предлагают. Цель понятная, цель правильная, поскольку сейчас возможно финансирование партии через членские взносы, через вступительные взносы и при помощи пожертвований, однако сумма в итоге будет определяться Центральной избирательной комиссией. И какая это будет сумма - 3 миллиона, 4 миллиона, 5 миллионов? Зачем мы тогда закон принимаем, если не устанавливаем в нём самого главного - предел, с превышением которого придётся уже засветить свои персональные данные? По поводу того, встречались или не встречались, кто-то кого-то когда-то неправильно финансировал... Ну, приведу пример по моей родной Ульяновской области: в прошлом году была осуждена ульяновским судом госпожа Балакишиева, заместитель председателя Законодательного Собрания, заместитель председателя регионального отделения партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Ульяновской области, - за что? - за взятку в 4,5 миллиона рублей. Каким образом бралась взятка? 5 процентов от всех государственных контрактов, которые заключались на территории Ульяновской области, должны были поступать по распоряжению этой мадам в кассу "ЕДИНОЙ РОССИИ", ну, поступали одновременно ещё и в кассу к ней, поэтому, видимо, и попалась она в итоге. Назначили ей сначала - не вдаваясь в подробности - штраф, потом в итоге заменили условным осуждением. Но факт в другом. Когда мы стали анализировать, запрашивать информацию о всех государственных и муниципальных контрактах, которые заключались на территории области, и о "пожертвованиях" от победителей конкурсов, которые поступали в фонд поддержки партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", оказалось, что наша прокуратура не может предоставить эти данные, потому что они персональные, потому что это налоговая тайна и потому что, скажем так, может быть, просто и не хочет. Я изучил прокурорское дело по части тех организаций, кого они всё-таки выявили, там их около десяти, так вот владельцы этих самых организаций давали такие объяснения, объяснения достаточно глупые: "Мне позвонили из партии и сказали, что надо заплатить, оказать помощь, я и оказал". Кто заплатил 1 миллион, кто 500 тысяч, кто ещё сколько-то, но, естественно, никто не связывал это с победой на конкурсе - признаваться, естественно, глупо, это дополнительное уголовное дело, - но факт остаётся фактом. Прозрачность нужна всем - и партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" на всех уровнях, и партии КПРФ, и партии ЛДПР, и, если мы эту границу, этот предел суммы не установим законом, поручим это всё Центральной избирательной комиссии, это будет неправильно, абсолютно неправильно! Мы за прозрачность, мы, безусловно, за то, чтобы каждый шаг, каждая копейка, которая поступает в фонд партии, была видна, для того чтобы невозможно было осуществлять коррупционные схемы, про которые я только что говорил. Но к большому сожалению, в отдельно взятой Ульяновской области эта схема работала, своеобразная откатная схема, в которой, ещё раз говорю, победители государственных и муниципальных конкурсов - может быть, не сплошь, может быть, частично - финансировали деятельность конкретной политической партии, и в уголовном деле было чётко зафиксировано, что это всё была "помощь" со стороны функционеров партии... Я понимаю, что не всех, а отдельных... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" тоже за прозрачность, за справедливость наполнения партийных касс, и особенно во время предвыборных кампаний, но мы пошли бы дальше и предложили в дальнейшем продумать такой механизм равенства, чтобы не было возможности незаконно даже малыми какими-то порциями набить кошелёк какой-либо партии, в результате чего у одной федеральной партии денег в десятки, в сотни раз больше, чем у другой. Я думаю, что ещё не один законопроект на эту тему надо бы предложить и принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Ишсарин Рамзил Рафаилович. ИШСАРИН Р. Р. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Представленный законопроект, конечно же, считаем важным, актуальным, так как он направлен на повышение эффективности борьбы с коррупцией и на недопущение дестабилизации политической системы страны. Принятие закона, как уже было сказано, позволит повысить прозрачность финансовой деятельности политических партий, снизить возможность использования теневого финансирования политических партий. И конечно, чтобы ответить на вопрос, какая из партий его поддерживает, нужно просто посмотреть на список соавторов: в их числе представители всех четырёх фракций. На основании вышесказанного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Позвольте от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции. Пожалуйста, Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Я постараюсь, Вячеслав Викторович, коротко. Вы знаете, коллеги, каждый раз, когда выходишь из какой-либо избирательной кампании, столько эмоций, столько впечатлений, особенно когда говорят о равенстве политических партий, о том, что мы все должны быть за прозрачное финансирование, о том, что у всех политических партий должны быть равные возможности, в том числе возможность всё наблюдать и так далее. Но вы знаете, в борьбе за то, чтобы с Запада не финансировались какие-либо антироссийские политические партии, мы, к сожалению, допускаем, что российские партии, которые действуют в интересах российского народа, в том числе парламентские партии, на самом деле находятся в неравных условиях. Вот если мы говорим о принятии подобного закона, то давайте, коллеги, будем последовательными, давайте тогда, если мы видим на каком-либо спортивном сооружении табличку с названием политической партии, спросим, кто эти люди, которые делают такие взносы в эту партию, что она смогла построить бассейн или спортивную площадку. Если мы с вами говорим о равенстве финансирования и расходования средств политических партий, давайте тогда посмотрим, почему одна политическая партия может получить приёмную в здании администрации муниципального района, а для другой политической партии вообще помещения в районе нет. Если мы с вами говорим о равенстве и прозрачности политических партий, приведу ещё пример: одна политическая партия проводит 4 ноября митинг на площади Победы, а другая политическая партия может провести его только в парке, хотя и та, и другая партии являются парламентскими, но между ними большая разница - одна партия имеет своего губернатора в регионе, а другая партия своего губернатора в этом регионе не имеет. И последний пример. Все муниципальные, районные газеты, вы знаете, являются убыточными и финансируются за счёт региональных бюджетов. Так вот для того, чтобы отфутболить парламентские политические партии, в том числе и депутатов от этих партий, вводится коэффициент 17, в результате, например, объявление размером 12 квадратных сантиметров о том, что приходит спецпоезд ЛДПР, для парламентской политической партии стоит 65 тысяч рублей, хотя в другом случае такой же модуль стоит 500 рублей. Коллеги, подобные законы, которые на самом деле являются декларативными, при всей нашей любви к прозрачности и к справедливости мы поддержать не можем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич. Выступление от фракции, но там четыре минуты осталось. НИЛОВ Я. Е. Постараюсь лучше расходовать ценное время. Хочу внести ясность: дело в том, что в прошлом созыве Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций подобные поправки уже вносил. Мы тогда пошли открытым, либеральным путём, и в зале вообще не было дискуссии на эту тему, потому как все фракции единогласно поддержали внесённую инициативу с учётом доработки ко второму чтению, и мы совместно выработали поправки. Существует международная организация ГРЕКО, которая регулярно России предлагает, говорит, что необходимо вносить те или иные изменения в законодательство, для того чтобы бороться с коррупцией. Особенно их волнует вопрос финансирования некоммерческих организаций, парламентских и не только парламентских партий. С учётом нашего сверхлиберального законодательства, которое позволяет создавать огромное количество политических партий - их уже порядка восьмидесяти, по-моему, или даже больше, - встал вопрос о прозрачности финансирования. Были введены специальные ограничения для физических и юридических лиц, для тех партий, которые получают госфинансирование, введена обязанность проводить аудиторскую проверку, а отчитываться перед Центральной избирательной комиссией они уже были обязаны - в общем, были приняты дополнительные меры. Теперь поступили новые замечания и предложения со стороны Центральной избирательной комиссии парламентским партиям, в том числе и ЛДПР. Мы, как партия, а не как фракция, направили в Центральную избирательную комиссию письмо, в котором изложили свою позицию: в целом мы поддерживаем желание придать этому процессу прозрачность и открытость, но полагаем, что целесообразно дополнительно обсудить на площадке комитета все предложенные изменения. Насколько я понимаю, на площадке комитета подобных собраний с участием представителей не фракций, а именно партий, финансовых уполномоченных, бухгалтеров, не было. То письмо, о котором говорит уважаемый депутат Выборный, - это позиция партии, а не фракции; что касается партии, мы не принимали участия в мероприятиях, посвящённых финансированию, бухгалтерской отчётности, насколько я понимаю, их просто не было. Что касается отдельных наших депутатов, которые в нарушение партийной дисциплины, возможно, и подписали под давлением того письма, которое могло быть им продемонстрировано, то их голос не является позицией фракции. Мы ещё раз напоминаем, что у нас существует хорошо выстроенный межпартийный, межфракционный диалог и подобные вопросы, которые касаются всех парламентских партий, необходимо решать сообща, конструктивно, и тогда не будет ненужной дискуссии. Фракция ЛДПР поддерживать законопроект не будет. При этом мы подтверждаем то, что написано в письме, которое продемонстрировал депутат Выборный: мы действительно согласны с тем, что необходимо придать процессу финансирования прозрачность, открытость. Считаем, что подобную дискуссию на площадке комитета необходимо продолжать, все поправки должны быть консенсусными, потому что касаются всех присутствующих, мы все здесь представляем те или иные политические партии. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. По ведению - Лебедев Игорь Владимирович. ЛЕБЕДЕВ И. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я хотел бы ко всем обратиться с просьбой быть более корректными и последовательными в нашей деятельности, в нашей работе. Анатолий Борисович не имеет никакого письма за моей подписью в поддержку данного законопроекта. Это моя переписка с заместителем председателя Центральной избирательной комиссии, никакого отношения к законопроекту она не имеет. Ярослав Евгеньевич уже подробно остановился на содержании этого письма. Для меня вообще большой секрет, как переписка зампреда Госдумы с зампредом ЦИК попала в руки рядового депутата, но это уже другой вопрос. В любом случае я просил бы впредь, когда докладываете о законопроектах и говорите об их поддержке со стороны политических партий, иметь более весомые доказательства. А в данном случае Анатолий Борисович, я считаю, поступил как минимум неэтично, как максимум некорректно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Куринный Алексей Владимирович. Пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Я изложу приблизительно такую же позицию. С нашей фракцией не обсуждалась позиция конкретно по этому законопроекту. Два депутата действительно подписали - мы сейчас в базе нашли, - но будем разбираться, почему подписали, как подписали. Что касается позиции нашей фракции, мы не поддерживаем законопроект в первом чтении. Будем готовить поправки и, если они будут приняты, соответственно, в третьем чтении уже будем смотреть. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Ну в унисон с Игорем Владимировичем: тоже было использовано письмо в адрес первого заместителя председателя ЦИК Булаева со стороны управделами. Это же как бы не по закону, это переписка совсем по другим вопросам - нельзя это использовать в законотворчестве! Мне кажется, это грубейшее нарушение Регламента! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, полномочный представитель президента. Не хотите вступить в дискуссию, Гарри Владимирович? МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. На самом деле, если говорить о нашей позиции, мы ту редакцию, которая сегодня обсуждается в первом чтении, поддерживаем. Я не буду касаться дискуссии, которая вспыхнула, по сути дела, вокруг переписки отдельных депутатов, независимо от их должностей, с иными структурами, не являющимися структурными подразделениями Государственной Думы. Тем не менее, если говорить о содержании законопроекта, я не вижу рисков, указанных представителями различных партий, фракций, которые сейчас, видимо, не будут поддерживать данную законодательную инициативу. Это действительно вопрос автономии и отдельно взятых парламентариев и фракций, представленных в Государственной Думе. Здесь, я думаю, всё-таки в большей степени противоречия, о которых говорят, связаны не с содержанием законопроекта, а, видимо, с возможными конфигурациями в политическом будущем этих партий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель правительства? Нет. Заключительное слово докладчика. Пожалуйста, Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Благодарю за активное обсуждение данной законодательной инициативы. Я хотел бы подчеркнуть следующее: во-первых, в своём докладе я вёл речь не о позиции фракции, а о позиции парламентских партий, во-вторых, данный законопроект обсуждался и был у всех вас на руках. Что касается письма за подписью финансового уполномоченного политической партии ЛДПР, то действительно, помимо того, что я указывал по тексту, здесь было предложение рассмотреть данный законопроект на площадке Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, что и было сделано, тем более что этот комитет является ответственным комитетом по данному законопроекту. И последнее. Каждый парламентарий имеет право выступать автором той или иной законодательной инициативы. Авторами данного законопроекта являются депутаты всех парламентских партий. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово содокладчика. Вяткин Дмитрий Фёдорович, есть желание? Нет желания. По ведению - Вострецов Сергей Алексеевич. Иванов... Нет, сняли. И Бариев Марат Мансурович. ВОСТРЕЦОВ С. А. Вячеслав Викторович, кнопка "Выступление" не сработала, но справедливости ради я хотел бы сказать: что касается непарламентских партий, Трудовая партия России поддержала в прошлый раз и сейчас поддерживает этот законопроект, потому как достаточно найти одного олигарха... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не по ведению. Коллеги, выступлений по порядку ведения больше нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях", 43-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 34 мин. 07 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят. Уважаемые коллеги, с учётом состоявшейся дискуссии давайте, может быть, попросим, чтобы на уровне руководителей фракций были проведены консультации. Законопроект касается финансирования политических партий, а значит, и парламентских партий, поэтому было бы правильно, чтобы у нас всё-таки было общее понимание прозрачности и критериев, которые мы принимаем. Возможно, мы и выйдем на консенсус с учётом того, что прозвучали конкретные предложения, в том числе по установлению конкретных сумм, которые было бы правильно закрепить в норме закона, не делая отсылочных норм, - об этом постоянно говорит президент. Когда мы принимаем законы, надо стремиться к тому, чтобы эти законы были прямого действия, чтобы это не уходило в иные нормативные акты. Коллеги, ещё раз подчёркиваю: вопрос прозрачности важен для всех нас - давайте до рассмотрения во втором чтении посвятим время как раз консультациям, которые, возможно, и сблизят наши позиции.