Заседание № 194
23.10.2002
Вопрос:
О проекте федерального закона № 236475-3 "О ратификации Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2704 по 2828 из 7145
Уважаемые депутаты, мы переходим к блоку ратификации международных договоров. Пункт 7 повестки дня: о проекте федерального закона "О ратификации Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря - первого заместителя министра иностранных дел Валерия Васильевича Лощинина. Пожалуйста, Валерий Васильевич, пройдите на трибуну. ЛОЩИНИН В. В., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Развитие отношений дружбы, добрососедства, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с Туркменистаном занимает важное место в системе внешнеполитических приоритетов и интересов России. Сегодня на ваше рассмотрение вносится проект федерального закона "О ратификации Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном". Договор подписан Президентом Российской Федерации и Президентом Туркменистана в Ашхабаде 23 апреля 2002 года. Он ратифицирован Парламентом Туркменистана 5 июля этого года. В памятной записке, которая распространена среди депутатов, содержится фактологический материал, я лишь проиллюстрирую некоторые положения этого документа. Прежде всего, хотелось бы отметить, что в настоящее время действует договор 1992 года, однако он автоматически перестает действовать с момента ратификации нового варианта договора, от 2002 года. Договор создает правовую основу для укрепления политического взаимодействия между Россией и Туркменистаном, что особенно важно в нынешних условиях. В нем подчеркивается, что особое внимание стороны уделяют развитию двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - членами Содружества Независимых Государств. На наш взгляд, важная особенность договора заключается в том, что он ориентирован на укрепление двустороннего сотрудничества в торговой, экономической, научно-технической и других областях. Положения о таком сотрудничестве конкретно зафиксированы в соответствующих статьях. Договор содержит отдельную статью, посвященную вопросам сотрудничества в приоритетной для обеих стран сфере топливно-энергетического комплекса. Вы знаете, что мы не только активно сотрудничаем с Туркменистаном, прежде всего в газовой сфере, но и ведем переговоры о дальнейшем расширении такого сотрудничества. Полагаем, что статья послужит хорошей правовой основой для наращивания нашего взаимодействия с Туркменистаном в этой области, придания ему долговременного и масштабного характера, в чем мы, безусловно, заинтересованы. Отражение в договоре нашли вопросы взаимодействия по Каспию. Хотя сохраняются определенные сложности, тем не менее сама фиксация продолжения взаимодействия по этой проблематике открывает дополнительные перспективы в плане налаживания сотрудничества. Значительное место в договоре занимают и вопросы развития сотрудничества сторон в гуманитарной сфере, в области культуры, искусства, образования и информации. Хотел бы отметить, что договор будет действовать в течение десяти лет с возможным дальнейшим продлением на десять лет в случае, если не будет возражений какой-либо из сторон. Считаем, что договор отвечает национальным интересам России. Исходим из того, что он послужит поступательному развитию российско-туркменских отношений, и предлагаем ратифицировать этот документ. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присядьте пока, Валерий Васильевич. Потом, если вопросы будут, вы тогда уже из ложи ответите. Пожалуйста, Борис Николаевич. ПАСТУХОВ Б. Н., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Полагаю, что не следует многословно убеждать присутствующих в том, что развитие многосторонних отношений с Туркменистаном, особенно с учетом нынешней обстановки в Центрально-Азиатском регионе, отвечает государственным интересам России, народов наших стран. Вот почему значение рамочного Договора о дружбе и сотрудничестве между Россией и Туркменистаном чрезвычайно велико. В представленном документе нашли свое отражение основные цели и направления развития отношений между Россией и Туркменистаном - дружба, добрососедство, взаимовыгодное сотрудничество. Нейтральный статус Туркменистана, конкретно проявившийся во время последних событий в Афганистане и вокруг него, участие Туркменистана в Содружестве Независимых Государств позволяют с большой долей уверенности полагать, что сторонам - участникам договора в полной мере удастся реализовать стремление придать новые качества российско-туркменским отношениям, тем самым закрепив преемственность положений Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном, который был подписан в Москве в июле 1992 года. Валерий Васильевич Лощинин уже изложил основное содержание представленного документа. Может быть, следует сказать еще только о том, что необходимость ратификации нового договора с Туркменистаном - это не просто дань преемственности. Мы исходим из того, что это государство представляет для России особый интерес и с точки зрения богатейших запасов минерального сырья, земельных и прочих ресурсов. Так, по прогнозам, по ресурсам нефти и газа Туркменистан занимает третье место в мире после государств Персидского залива и России. Кроме того, геополитическое пространство Туркмении имеет ключевое, если не определяющее, значение в обеспечении жизненно важных интересов России в Средней Азии и на Каспии. Хочу сказать, что мы разделяем точку зрения Министерства иностранных дел о том, что ратификация договора о дружбе с Туркменией вряд ли может затормозить уже намечающееся сближение позиций Туркмении и России по вопросу о разделе Каспия, скорее наоборот, вступление договора в силу вполне в состоянии стать своего рода политической вехой на этом пути. С удовлетворением отмечаю, что в начале октября Туркменистан с рабочим визитом посетила группа наших депутатов. Я знаком с их мнением, которое они выразили на соответствующей пресс-конференции. Хотя, конечно, за короткий срок их пребывания в Туркмении сделать какие-то выводы было сложно, но их мнение, мне кажется, заслуживает серьезного внимания коллег в Государственной Думе. В заключение скажу, что за ратификацию договора высказались все три комитета-соисполнителя: по экономической политике и предпринимательству, по обороне и по безопасности. В подборке документов присутствует и официальный отзыв Правительства России, которое также считает необходимым скорейшую ратификацию договора. Прошу поддержать. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы А. Н. Чилингаров ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Николаевич. Уважаемые коллеги, есть вопросы к докладчикам? Нет. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2902 по 2924 из 7145
"час голосования". Прошу в рамках "часа голосования" определиться. Кто за то, чтобы принять пункт 7 - проект федерального закона "О ратификации Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном"? Прошу включить режим голосования. Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнёв ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 39 сек.) Проголосовало за 386 чел. 85,8% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел. 14,2% Результат: принято Принимается.