Заседание № 107
О проекте федерального закона № 236214-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о дополнительных мерах по содействию занятости лиц, находящихся в социально уязвимом положении, и о запрете на распространение информации о вакансиях, содержащей ограничения дискриминационного характера; принят в первом чтении 26 апреля 2013 года с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
21-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроект, инициированный Правительством Российской Федерации, определяет меры противодействия дискриминации в сфере труда. Он подготовлен ко второму чтению. Поступившие пять поправок сведены в таблицу и рекомендуются Комитетом по труду, социальной политике и делам ветеранов к принятию. Прошу утвердить таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 25 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Принимается. Включите микрофон на центральной трибуне. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к третьему чтению, и в случае принятия его во втором чтении прошу также принять его сегодня и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
21-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 31 мин. 10 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принят во втором чтении. И было предложение принять данный законопроект в третьем чтении. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 31 мин. 40 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 96
О проекте федерального закона № 236214-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации" (о дополнительных мерах по содействию занятости лиц, находящихся в социально уязвимом положении, и о запрете на распространение информации о вакансиях, содержащей ограничения дискриминационного характера).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
32-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации". Доклад представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра труда и социальной защиты Алексея Витальевича Вовченко. Пожалуйста. ВОВЧЕНКО А. В., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации". Законопроектом планируется наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом: во-первых, организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации желающих возобновить трудовую деятельность граждан, которым назначена трудовая пенсия по старости, то есть органы занятости населения могут проводить профессиональное обучение и переобучение в том числе пенсионеров; во-вторых, разрабатывать и реализовывать мероприятия, направленные на создание условий для совмещения незанятыми многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью. Кроме того, в целях содействия занятости лиц, прошедших военную службу по призыву, законопроектом устанавливается право безработных граждан, прошедших военную службу по призыву, в течение трёх лет после увольнения с военной службы пройти в приоритетном порядке профессиональное обучение, переобучение либо повышение квалификации в органах занятости населения. Следующий важный момент в законопроекте. Мы видим, что сейчас в средствах массовой информации всё чаще размещается информация, содержащая признаки неравенства в подходах к представителям различных возрастных групп при отборе кандидатов на работу. Так вот, законопроектом предусматривается введение запрета на распространение работодателями информации о вакантных рабочих местах или должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера. Законопроектом также предлагается установить не только запрет, но и административную ответственность за нарушение данного запрета: соответствующие изменения также вносятся в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Считаем, что такие комплексные поправки серьёзно должны помочь поправить ситуацию на рынке труда, особенно в части публикаций объявлений о вакансиях, которые вы наверняка много раз видели, где есть дискриминационные ограничения по возрасту, по полу и так далее, то есть все ограничения, которые не связаны непосредственно с трудовыми навыками соискателя. Законопроект согласован в установленном порядке с заинтересованными органами и поддержан ими. Просьба поддержать в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаила Васильевича Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Доклад представителя правительства избавляет меня от необходимости подробно излагать суть предлагаемых изменений в закон о занятости. Хочу подчеркнуть, что установление в законодательстве запрета на распространение информации о вакантных рабочих местах, содержащей ограничения дискриминационного характера, представляется возможным и правомерным, поскольку данный запрет будет способствовать реализации конституционного права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Следует поддержать и меры ответственности, которые предлагается внести в Кодекс об административных правонарушениях. Уважаемые коллеги, есть и ряд замечаний по представленному в первом чтении законопроекту. Дело в том, что распространение информации о вакантных рабочих местах, содержащей ограничения дискриминационного характера, на практике нередко осуществляется не только работодателями, но и частными агентствами занятости, кадровыми агентствами, рекрутинговыми компаниями, на которые соответственно должны также распространяться те нормы, которые в проекте адресуются работодателям. На рассматриваемый законопроект получены отзывы от восемнадцати законодательных (представительных) органов государственной власти и от двадцати двух высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Результаты рассмотрения могут быть представлены следующим образом: положительные отзывы имеются от восьми субъектов Федерации. Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своём заключении сообщает, что концептуальных замечаний не имеется, а замечания юридико-технического характера могут быть учтены при подготовке ко второму чтению. Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей в своём заключении поддерживает законопроект, высказывает ряд замечаний, которые могут быть учтены ко второму чтению. Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта. Проект согласован с координаторами сторон Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов считает необходимым поддержать принятие данного законопроекта в первом чтении. И в целях экономии времени я хотел бы сообщить, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также считает необходимым поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги, по данному законопроекту? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Алексей Витальевич, вы совершенно верно заметили, что на сегодняшний день в нашей стране существует дискриминация в отношении граждан, достигших определённого возраста, ну, это обычно от сорока пяти лет и старше, молодых людей без опыта работы, а также многодетных родителей, но, как известно, работодатель может аргументировать свой отказ принять на работу и, соответственно, заключить трудовой договор несоответствием предъявляемым требованиям деловых качеств кандидата. Так вот скажите, в данном законопроекте предусматриваются мероприятия в целях выявления нарушений действующего законодательства в этом плане? ВОВЧЕНКО А. В. Дмитрий Иванович, спасибо за вопрос. Данным законопроектом вносятся поправки в КоАП, связанные исключительно с нарушением запрета на публикацию именно дискриминационных ограничений, в том числе и по возрасту, а в целом тут достаточно широкий перечень дискриминационных нарушений: это информация, содержащая ограничения по полу, расе, цвету кожи, национальности, языку, происхождению, имущественному, семейному, социальному и должностному положению, возрасту, месту жительства, отношению к религии, политическим убеждениям, принадлежности к общественным объединениям и так далее, и тому подобное. В целом у нас запрет на отказ в заключении трудового договора установлен статьёй 64 Трудового кодекса, и соответствующие санкции исходят из этой статьи, то есть данные поправки относятся исключительно вот к этой норме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сенаторова Елена Николаевна. СЕНАТОРОВА Е. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Витальевич, я считаю, что это первые шаги по социальной защите нашего незанятого населения, но насколько они, на ваш взгляд, эффективны, если всё-таки право приёма на работу незанятого населения остаётся за работодателем? ВОВЧЕНКО А. В. Елена Николаевна, не понял: за работодателем право?.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Сенаторовой. Пожалуйста, ещё раз повторите, Елена Николаевна, то, что вы сказали. СЕНАТОРОВА Е. Н. Алексей Витальевич, я считаю, что это первые шаги, и хочу у вас узнать, насколько они эффективны. Вы сказали, что там предусмотрен штраф, но всё-таки за работодателем согласно статье 25, пункт 3, Закона "О занятости..." остаётся право приёма на работу граждан из этих слабозащищённых категорий, можно ведь не писать об ограничениях по полу или возрасту, а просто не принимать этих безработных граждан. ВОВЧЕНКО А. В. Что касается ответственности, то для физических лиц устанавливается ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 1 тысячи рублей, для индивидуальных предпринимателей - от 3 до 5 тысяч рублей и для юридических лиц - от 10 до 15 тысяч рублей за эти публикации. А что касается опять же возможности отказа работодателя в приёме на работу по каким-то другим основаниям, не связанным с трудовыми навыками, они изложены в соответствующей статье Трудового кодекса, то есть пока мы не видим, что это предмет регулирования именно Закона "О занятости...", в этой части мы его не регулируем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на центральной трибуне включите. ТАРАСЕНКО М. В. Елена Николаевна, я хотел бы дополнить и сказать, что не надо строить иллюзий, что этим законом мы решим все проблемы, которые в реальной жизни существуют. Эта проблема существует не только в Российской Федерации, но и во всём мире. Очень многие работодатели даже не подозревают, что, выбирая себе длинноногих секретарш, они ведут себя безнравственно, и поэтому, когда люди будут видеть, что это является нарушением действующего законодательства, очень многие перестанут руководствоваться этими приоритетами, это касается и национального, и полового, и возрастного критериев. Это станет неприличным с точки зрения общества. Безусловно, я ещё раз говорю, это не устранит проблему, но будет способствовать её решению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель президента? Правительства? От комитета? Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 45 сек.) Проголосовало за 427 чел.94,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 428 чел. Не голосовало 22 чел.4,9 % Результат: принято Принят в первом чтении.