Заседание № 37
О проекте федерального закона № 23603-8 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 11.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении административной ответственности за нарушения правил поведения граждан на железнодорожном транспорте, а также об уточнении пределов штрафов для граждан).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
11-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 11.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Дмитрия Фёдоровича Вяткина. Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Напомню, что данный законопроект направлен на усиление ответственности для так называемых зацеперов. Комитет рассмотрел его, собрал все необходимые экспертизы и заключения и просит принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование законопроект, 11-й вопрос нашей повестки. Третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 16 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 36
О проекте федерального закона № 23603-8 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 11.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении административной ответственности за нарушения правил поведения граждан на железнодорожном транспорте, а также об уточнении пределов штрафов для граждан; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменения в статью 11.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 11.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект предусматривает усиление административной ответственности за посадку, высадку граждан на ходу поезда либо проезд на подножках - в общем, это законопроект против зацеперов так называемых. Поступило шесть поправок: пять поправок рекомендованы к принятию, одна - к отклонению. Просим утвердить таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 04 мин. 58 сек.) Проголосовало за 414 чел.92,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 414 чел. Не голосовало 36 чел.8,0 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Тоже нет. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 05 мин. 27 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 16 чел.3,6 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 05 мин. 51 сек.) Проголосовало за 424 чел.94,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 424 чел. Не голосовало 26 чел.5,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно законопроект. Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемые коллеги, комитет предлагает завтра, 6 апреля, рассмотреть этот законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 30
О проекте федерального закона № 23603-8 "О внесении изменения в статью 11.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении административной ответственности за нарушения правил поведения граждан на железнодорожном транспорте).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
12-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 11.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Анатолий Борисович Выборный. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона, которым предлагается усилить карательную политику государства в рамках административного законодательства, речь идёт о том, чтобы за, как в народе говорят, зацепинг установить административный штраф в размере от 2 тысяч до 4 тысяч рублей. Напомню, что в настоящее время ответственность за данное административное правонарушение - которая, отдельно подчеркну, не менялась более 20 лет - установлена в виде административного штрафа в размере ровно 100 рублей. Проектируемые новеллы обусловлены рядом причин, и прежде всего количеством совершённых административных правонарушений данной категории (порядка тысячи в год), участием в них, как правило, несовершеннолетних, а главное - последствиями этих правонарушений. Вы представьте себе, что только в течение первого года занятия зацепингом травмируются и даже гибнут две трети подростков-экстремалов. Конечно же, с учётом таких обстоятельств мы просто обязаны выработать действенную превенцию. Знаете, даже правоприменители отмечают, что административный штраф в размере 100 рублей настолько мал, что он вообще никого не останавливает. И в итоге получается такая картина: де-юре административная ответственность есть, но де-факто можно сказать, что её нет, поскольку она вообще не работает. Административный штраф в размере 100 рублей не только явно несоразмерен степени общественной опасности, но и, можно сказать, даже в какой-то степени подталкивает подростка к совершению подобного правонарушения. Одним словом, административный штраф в размере 100 рублей - это не сдерживающий фактор, это не препятствие, это вообще не превенция. В итоге правонарушитель, даже получив нагоняй от полицейского, даже заплатив административный штраф в размере 100 рублей, который кратно меньше даже стоимости проезда на пригородной электричке... Вы только вдумайтесь, уважаемые коллеги, вот судите сами: стоимость проезда на пригородной электричке кратно меньше стоимости самого административного штрафа! Например, проезд от Дмитрова до Москвы составляет 189 рублей, а штраф - всего лишь 100 рублей. С учётом того что карательная политика государства даже в рамках административного законодательства является эффективным лекарством от подобных правонарушений и сильным сдерживающим фактором, при условии, конечно, соизмеримости правонарушения и административной ответственности, проектом федерального закона предлагается установить административный штраф за данные правонарушения в размере от 2 тысяч до 4 тысяч рублей вместо, подчеркну, сегодняшних 100 рублей, которые вообще не работают. Прошу данный проект федерального закона поддержать и принять в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел указанный законопроект, проблема представляется нам актуальной. Действительно, те размеры штрафов, которые установлены не только по этому составу административного правонарушения, но и по многим другим, не менялись - некоторые из них даже с момента принятия Кодекса об административных правонарушениях и дальнейшего перевода, напомню, минимального размера оплаты труда в твёрдые суммы, то есть счёт идёт уже на многие и многие годы. И естественно, общественный вред и опасность последствий по многим правонарушениям совершенно не соответствуют размерам санкций. Увеличивая санкции, мы, естественно, предполагаем, что это может стать и превентивной мерой, но и отдельно отмечаем, что в концепции нового Кодекса об административных правонарушениях записано то же самое: все эти сторублёвые, трёхсотрублёвые штрафы, конечно, должны уйти в прошлое, потому что они совершенно не соответствуют действительности и никого не могут остановить. Концепция законопроекта представляется нам заслуживающей внимания и одобрения, и мы, комитет, рекомендуем принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Дмитрий Фёдорович, вы с места будете отвечать? Хорошо. Покажите список. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос авторам. Уважаемый Анатолий Борисович, ну, разделяю абсолютно озабоченность, потому что понятно, о ком идёт речь: это дети, подростки. Я сожалею, что здесь ограничились только статистическими данными по Центральному федеральному округу, где за 2020 год 11 детей пострадали, из них - 4 смертельных случая. Понятно, что в целом это гораздо более впечатляющая и очень тяжёлая статистика. Но это подростки: вы говорите, что штраф 100 рублей они не осознают, а 2 тысячи рублей осознают, - не осознают, потому что этот штраф платят не сами подростки, а их родители. И правительство упрекает вас в том, что это единственная карательная мера, которая, собственно, не приведёт к желаемому результату. Скажите, пожалуйста, не считаете ли вы нужным расширить комплекс этих мер и что вы можете предложить для того, чтобы вот это печальное, страшное явление, которое приводит к гибели детей, всё-таки остановить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Выборному включите микрофон. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо, Нина Александровна, за вопросы. Ну, во-первых, рад, что вы разделяете такую озабоченность, это действительно очень серьёзный вопрос, поскольку касается прежде всего несовершеннолетних, детей. Мы посмотрели статистику, действительно, она пугающая, поскольку основу данного движения, данного вида экстремальной деятельности составляют несовершеннолетние, это даже не шестнадцатилетние, это тринадцати-, четырнадцати-, пятнадцатилетние подростки, которые действительно не осознают ни степени опасности, ни... они не могут, конечно же, просчитать последствия таких правонарушений, а последствия крайне трагичны, как мы видим. Только за последние годы в органы внутренних дел было доставлено порядка 1700 несовершеннолетних. Да, мы посмотрели статистику в Центральном федеральном округе: только за семь месяцев - вы только представьте себе! - получили травмы одиннадцать подростков, четверо из них погибло. И даже если данный проект федерального закона остановит... а он точно кого-то остановит, и даже если мы спасём одну, две, не важно, сколько жизней, его надо принимать. Что же касается вашей озабоченности в целом, того, что необходимо сделать (если я правильно понимаю ваш вопрос), чтобы такое правонарушение, как зацепинг, ушло в прошлое, ушло в небытие, здесь необходим комплексный, системный подход. Мы усиливаем карательную политику в рамках административного законодательства, поскольку правоприменители говорят, что это вообще никого не останавливает, тем более подростков, которые не достигли 16 лет; среди совершающих данное правонарушение есть подростки, которым 16, 17, 18 лет и которые подлежат административной ответственности, так что это нужно делать, это сильный сдерживающий фактор. Наряду с этим мы позаботились и о том - и сегодня это начинает работать, - чтобы на всех станциях... в принципе сейчас идёт речь о том, чтобы установить современную систему видеонаблюдения и в вагонах, и внутри, и вне, чтобы она сигнализировала, фиксировала подобные правонарушения. Необходимо поставить на всех станциях - и мы видим, что это уже работает, - турникеты и усилить работу подразделений транспортной безопасности наряду с органами внутренних дел на транспорте. И конечно же, сегодня идёт работа с нашими конструкторами, которые озабочены тем, чтобы новые вагоны, новые составы были оборудованы таким образом, чтобы у зацеперов не было ни одного шанса покататься на подножке поезда или крыше вагона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Вопрос автору законопроекта. Анатолий Борисович, действительно, инициатива важная, зацепинг калечит и убивает детей, подростков, здесь вы абсолютно правы, но, так как это их увлечение, повышение штрафов, с одной стороны, мера правильная, а с другой стороны, действительно никого не остановит, просто повысит стоимость увлечения для детей. Возможно, имеет смысл взять и увеличить наказание, не обязательно штраф, а административное наказание за повторное нарушение? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Выборному включите микрофон. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Олег Юрьевич, спасибо за вопрос. Вопрос правильный, по существу. Именно поэтому мы в рамках санкционной части устанавливаем от 2 тысяч до 4 тысяч рублей, чтобы была соответствующая вариативность у правоприменителя. Если человек впервые совершает данное правонарушение, допустим проезд на подножке вагона или крыше вагона, то можно назначить ему административный штраф 2 тысячи рублей. Если же идёт речь о системном подходе, неоднократности, резком торможении без необходимости и так далее, то, конечно же, правоприменитель имеет право установить административный штраф 3 тысячи рублей, 4 тысячи рублей и так далее. Но я хотел бы в развитие вашего вопроса - это очень правильный вопрос - сказать, что, конечно же, на этом нельзя останавливаться, это только первый шаг в решении данной проблемы, представьте себе, что за 20 лет мы впервые коснулись данной темы. Необходимо учитывать, что основу движения составляют действительно несовершеннолетние, которым 13, 14, 15, 16 лет, но, самое главное, идеологами данной субкультуры являются не тринадцатилетние, а тридцатилетние зацеперы, это они убеждают, вовлекают в это дело несовершеннолетних, которые потом совершают правонарушения с непоправимыми последствиями и для себя, и для родных и близких, и для нашего государства. Конечно, на этом нельзя останавливаться, это первый шаг в данном направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста. ДЕЛЯГИН М. Г. Анатолий Борисович, когда-то 100 рублей были запретительной суммой, чудовищной, к сожалению, есть такое явление, как рост цен. Вот для того, чтобы через пять, через десять, через двадцать лет не пришлось возвращаться к этой же теме, может быть, привязать штраф к размеру МРОТ? Это первое. И второе. Может быть, руководителей, этих идеологов движений приравнять к главарям организованных преступных группировок, потому что они таковыми и являются, по сути дела, а этим несчастным детям организовывать экскурсии, ну, если не в морг, то хотя бы в травму, а совершеннолетних обязывать там неделю отработать, в травме, в травмпунктах, чтобы они посмотрели, что такое человек без руки? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Выборному включите микрофон. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо, Михаил Геннадьевич. Очень правильные вопросы, по большому счёту, могу многие поддержать. Но многие касаются не только законодательных инициатив, но и качества работы правоприменителей, и не только подразделений транспортной безопасности, транспортной полиции, но и управления по работе с так называемым интернет-правом, чтобы так называемые киберполицейские своевременно выявляли правонарушителей, которые распространяют подобные видеоролики и так далее в сети "Интернет". Конечно, со всем этим надо работать очень системно, комплексно, для того чтобы мы перевернули данную страницу в нашей истории и забыли о таком явлении, как зацепинг. Но необходимо смотреть в корень проблемы, понимать, почему молодёжь увлекается зацепингом. Одни это делают для того, чтобы стать популярными, чтобы набрать как можно больше лайков в сети "Интернет", другие, например, чтобы таким образом проверить свои силы, реализовать, выразить себя, третьи - чтобы достичь цели "путешествие бесплатно", а четвёртые - чтобы таким образом испытать аффект эйфории. У всех по-разному, но со всем этим необходимо работать. Что же касается уголовной ответственности, да, я глубоко убеждён в том, что нам необходимо пересмотреть действующее законодательство в рамках уголовного права - для организаторов таких групп субкультуры необходимо устанавливать не действующий сегодня штраф 100 тысяч рублей или три года лишения свободы максимум, когда дети гибнут от такого занятия, а, например, 10-15 лет лишения свободы в случаях, когда в результате таких действий погибли дети. Но это вопросы в том числе и тех инициатив, о которых вы говорите, это вопросы второго чтения, и давайте - вы тоже законодатели - вместе поработаем над данным проектом федерального закона во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Вяткину, содокладчику. ВЯТКИН Д. Ф. Вот Михаил Геннадьевич задал вопрос о привязке штрафов к минимальному размеру оплаты труда. В своё время мы ушли сознательно от этого по одной простой причине: любое увеличение МРОТ влекло увеличение штрафов, что представлялось и тогда, и сейчас представляется совершенно необоснованным, поэтому возврата к прежней практике нет и быть не может. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 25 мин. 22 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.