Заседание № 130
О проекте федерального закона № 235959-5 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о порядке формирования избирательных комиссий муниципальных образований).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича Плигина. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроектом уточнён механизм формирования избирательных комиссий муниципальных образований различного уровня на основе предложений вышестоящих избирательных комиссий либо комиссий соответствующего уровня. Уточняется при этом, что предложения вышестоящих комиссий готовятся с учётом предложений общественных объединений, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учёбы, а также предложений избирательной комиссии соответствующего муниципального образования предыдущего состава. Хотел бы обратить внимание, что комитет учёл юридико-технические, лингвостилистические замечания Правового управления. В связи с этим уточняется пункт 5 статьи 1 - на странице 4 есть ссылка на пункты 8, 9 и 9-1 с целью избежания возможного возникновения внутренних противоречий. Учитывая изложенное, комитет предлагает принять данный законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич выступит по мотивам. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
По пункту 5 по мотивам выступает Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Действительно, закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан..." является, в общем-то, важнейшим законом в части обеспечения объективности проведения выборов. Однако формирование комиссий как раз является самым ключевым местом, потому что сегодня, когда подавляющая часть комиссий сформирована из бюджетников, учителей, врачей, воспитателей детских садов или работников администраций, говорить об объективности не приходится. Вместо того чтобы следовать указаниям президента, озвученным в послании, о построении более справедливой системы, в том числе и выборной, и расширении возможностей гражданского общества (а с нашей точки зрения, реализацией его являлось бы то, чтобы на паритетных началах формировать избирательную комиссию), мы с вами вводим дополнительный институт, причём даём право вышестоящей комиссии быть главной в представлении половины членов избирательной комиссии. С нашей точки зрения, это является, во-первых, неправомерным, потому что избирательная комиссия - она сама формируется и не может предлагать нижестоящей, а во-вторых, это ещё больше уменьшит возможность объективности проведения выборов. Если мы с вами сегодня не уделим внимания избирательным комиссиям, а ещё более углубимся в "КАИБы" и все другие дела с целью проведения выборов без пришествия избирателей, то мы просто поставим людей, как говорится, стенка на стенку в результате очередных выборов. Поэтому мы считаем, что в этой ситуации принимать данные поправки в закон не следует. Точно так же непонятны и мотивы, почему надо шесть, восемь или двенадцать членов комиссии, хотя в принципе может возникнуть ситуация, когда будет, скажем, поровну - и как в таких случаях принимать решение? Дача председателю двух голосов - это, вообще-то, в принципе необъективно. Поэтому мы считаем, что данные поправки поддерживать нельзя, мы за них голосовать не будем. И всех тех, кто обеспокоен объективностью на выборах в будущем и в настоящем, призываем не поддерживать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 14 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6% Проголосовало против 95 чел.21,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3% Результат: принято Принято.
Заседание № 129
О проекте федерального закона № 235959-5 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о порядке формирования избирательных комиссий муниципальных образований; принят в первом чтении 25 сентября 2009 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 24 и 25 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Следующий законопроект. "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Также докладывает Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Рассматриваемый законопроект направлен на совершенствование системы действующих избирательных комиссий муниципальных образований и повышение эффективности их деятельности. При подготовке законопроекта к процедуре второго чтения был уточнён механизм формирования избирательных комиссий муниципальных образований различного уровня. При этом комитет учёл замечания законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, ряда избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации. На законопроект получено заключение Правового управления, сделаны лингвистические и юридико-технические правки. Учитывая изложенное, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству предлагает Государственной Думе утвердить таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, таблица 1 - десять поправок, поддержанных комитетом. Никто не настаивает на обсуждении? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 56 мин. 34 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7% Результат: принято Принимается таблица. Таблица 2 - семь поправок, рекомендованных к отклонению. Никто не выносит на голосование какую-либо из них, поэтому я ставлю на голосование эту таблицу. Пожалуйста, голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 11 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4% Результат: принято Принято. Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 40 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6% Проголосовало против 90 чел.20,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4% Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении.
Заседание № 113
О проекте федерального закона № 235959-5 "О внесении изменений в статьи 24 и 25 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (по вопросу о порядке формирования избирательных комиссий муниципальных образований).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 25 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Пожалуйста, Москалец Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, в целях совершенствования действующей системы избирательных комиссий муниципальных образований и повышения эффективности их деятельности в рассматриваемом законопроекте реализуется дифференцированный подход к определению количественного состава избирательных комиссий различных муниципальных образований. Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривается формирование всех избирательных комиссий муниципальных образований в количестве от пяти до одиннадцати членов с правом решающего голоса, а законопроектом предлагается осуществлять формирование избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения в количестве от восьми до двенадцати членов с правом решающего голоса и избирательной комиссии поселения - в количестве от шести до десяти членов с правом решающего голоса. При этом численность членов избирательной комиссии муниципального образования будет ещё устанавливаться уставом данного муниципального образования. Кроме того, представительный орган муниципального района, городского округа или территории города федерального значения теперь будет обязан назначать половину (раньше было указано: не менее половины) от общего числа членов названных комиссий на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта, которые подготавливаются в том числе и на основе предложений политических партий и избирательных объединений, а представительный орган поселения - половину от общего числа членов комиссии на основе предложений территориальной избирательной комиссии и избирательной комиссии муниципального района. При этом по предложению избирательной комиссии муниципального района назначаются два члена избирательной комиссии поселения, остальные члены избирательной комиссии назначаются на основе поступивших предложений территориальной избирательной комиссии, которые подготавливаются в том числе на основе предложений политических партий и избирательных объединений. Законопроект также содержит норму о возложении полномочий окружных избирательных комиссий на иные избирательные комиссии, но только в одном случае - если законом предусмотрено проведение окружными избирательными комиссиями выборов по одномандатным, ну, или многомандатным избирательным округам. Учитывая изложенное, комитет полагает, что предложенные нормы в целом направлены на оптимизацию структуры избирательной комиссии с учётом территориальных особенностей и административного деления Российской Федерации, поэтому мы поддерживаем концепцию этого законопроекта и предлагаем принять его в первом чтении. Сразу отмечу, что и Комитет по вопросам местного самоуправления также поддерживает законопроект. Правовое управление замечаний по нему не имеет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, будем обсуждать эту тему? Никто не настаивает, я вижу... Нет, у депутата Иванова вопрос есть. Пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Александр Петрович, ну, я понял ту схему, которую вы обрисовали, только я не понял, зачем усложнять, по-моему, предыдущая схема была вполне нормальной. МОСКАЛЕЦ А. П. Ну, уважаемые коллеги, вот сегодня мы с утра говорили, что давайте-ка организуем отчёт председателя Центральной избирательной комиссии. Ну, может быть, это и нужно, не знаю, но мы в комитете очень плотную связь поддерживаем с Центральной избирательной комиссией. Мы получаем соответствующие материалы, отчёты, избирательная комиссия всегда открыта, она плотно работает с нами, и мы видим, какая потребность в решении тех или иных вопросов возникает на практике. И это один из результатов анализа всех проведённых избирательных кампаний (мы их сейчас проводим два раза в год) и того материала, который представлен нам избирательной комиссией. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, других вопросов нет. Настаивает ли кто?.. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По-моему, к закону это не имеет никакого отношения. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович, вы сказали, что это система идеальная? Я не слышал. У вас были такие слова? Нет, таких слов не было. Присаживайтесь, Александр Петрович. Временно. Настаивает на обсуждении и на выступлении депутат Иванов Сергей Владимирович. Пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Я очень рад, что такие хорошие взаимоотношения сложились с Центральной избирательной комиссией, однако, коллеги, ещё раз говорю, данная схема усложняет процедуру назначения членов избирательных комиссий: теперь политические партии должны будут бегать из комиссии в комиссию, согласовывая процедуры, представляя необходимые документы, и это никакой пользы участникам избирательного процесса, коими являются политические партии, не принесёт. Вот если вы проанализируете, допустим, ту же самую американскую систему, - я не буду говорить, что там две ведущие партии, - там избирательные комиссии действительно демократичные и формируются довольно просто: от каждой партии, от республиканцев и от демократов, по одному человеку на паритетной основе, то есть никто никому волю не диктует, всё делается с обоюдного согласия и все друг друга контролируют. У нас сейчас избирательные комиссии формируются так. Вы правильно сказали, от пяти до двенадцати человек у нас избирательные комиссии. Так вот из этих двенадцати человек четыре человека - по предложению политических партий, а остальные восемь, если брать большую избирательную комиссию, - от мифических, иначе назвать невозможно, собраний избирателей по месту жительства, от трудовых коллективов. Таким образом, если подсчитать процентное соотношение, у нас получается, что девять членов избирательных комиссий из двенадцати поддерживают одну политическую партию и никакого справедливого решения от них ждать уже абсолютно невозможно и даже нереально. Поэтому я считаю, что данный законопроект поддерживать нельзя. ЛДПР будет голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства? Не настаивают. Александр Петрович, вы хотите что-то сказать в заключение? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона из пункта 25. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 45 мин. 07 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2% Проголосовало против 97 чел.21,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2% Результат: принято Принято.
БУДАРИН Н. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, прошу отметить для протокола: по пункту 20 депутат Бударин голосовал за, по пункту 25 Борисовец, Лобанов - за и по пункту 26 депутат Ивлиев голосовал за.