Заседание № 167
26.05.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 235897-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в части, касающейся полномочий Правительства Российской Федерации по установлению предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4526 по 4701 из 6485
Пункт 16 успеем рассмотреть? Успеем, говорят. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Представитель Законодательного Собрания Кировской области Алексей Михайлович Розуван на трибуне. Пожалуйста. РОЗУВАН А. М., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", внесённый Законодательным Собранием Кировской области. В последние годы наметилось серьёзное отставание действий органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов на услуги естественных монополий от реального усиления влияния монополий на социально-экономическую ситуацию в Российской Федерации, что приводит к опережающему росту тарифов на их услуги. Такое отставание порождено несовершенством законодательства в области государственного регулирования тарифов, наличием внутренних противоречий в нём. Так, статьёй 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" определено, что предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, ежегодно устанавливаются Правительством Российской Федерации. Однако статья 5 вышеуказанного федерального закона определила полномочия Правительства Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, в том числе и по установлению предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, не разграничив их. Наличие такой коллизии приводит к тому, что Федеральная служба по тарифам устанавливает предельные уровни тарифов своим приказом. Во исполнение данных приказов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы в рамках предельных уровней. Вместе с тем статьёй 5 вышеуказанного федерального закона, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2003 года № 674 "О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями" Федеральной службе по тарифам предоставлено право по заявлениям организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, возбуждать процедуру рассмотрения разногласий и устанавливать по результатам их рассмотрения тарифы выше предельных (максимальных) в течение финансового года. Реализуя своё право, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, выходят в Федеральную службу по тарифам с предложением о рассмотрении разногласий, и последняя в свою очередь принимает решение об увеличении тарифов в течение регулируемого периода. Подобные процедуры вступают в противоречие с положениями статей 2 и 7-1 вышеуказанного федерального закона и приводят к нарушению баланса интересов энергоснабжающих организаций и потребителей, не позволяя потребителям планировать свои затраты в части потребления электрической и тепловой энергии в финансовом году, нарушают сбалансированность бюджетов, увеличивают темпы инфляции по отношению к плановым. В целях прекращения практики изменения тарифов путём рассмотрения разногласий и издания по результатам их рассмотрения приказов Федеральной службы по тарифам Законодательным Собранием Кировской области подготовлен и внесён в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", который позволит Правительству Российской Федерации ежегодно своим постановлением устанавливать предельные уровни тарифов в соответствии с экономическими показателями развития страны и регионов. Помимо этого, законопроект позволит... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Михайлович, я вынужден вас прервать, потому что вы ввели палату в заблуждение, сказав, что сделаете короткий доклад. Вы вышли за пределы Регламента, уже 14 часов. Коллеги, кто за то, чтобы продлить? У нас 16 часов - фиксированное время. Ставлю на голосование или принимаем решение завершить обсуждение без голосования? Завершим без голосования, да? Пожалуйста, микрофон включите на центральной трибуне. РОЗУВАН А. М. Уважаемые депутаты, законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и подготовлен к первому чтению. На законопроект получен отзыв Правительства Российской Федерации. Предлагаю вам поддержать проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи Юрия Александровича Липатова. ЛИПАТОВ Ю. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законодательным Собранием Кировской области внесён проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Наши коллеги предлагают три принципиальные новеллы. Первое. Устанавливать предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации обязательно с календарной разбивкой с учётом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, региональных прогнозов социально-экономического развития и планируемых темпов инфляции. Информирую, что абзац третий статьи 2 действующего закона гласит: "Указанные предельные уровни тарифов могут быть установлены Правительством Российской Федерации с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учётом региональных и иных особенностей". Придание этой норме обязательного характера считается необоснованным, так как ныне действующая формулировка даёт возможность дифференцированно подходить к каждому субъекту в отдельности. Второе. Депутаты Законодательного Собрания Кировской области предлагают дополнить статью 2 новым абзацем следующего содержания: "Изменение указанных тарифов в течение финансового года путём рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, допускается только после рассмотрения разногласий в судебном порядке". Это абсолютно неприемлемая норма, так как закладывает большие конфликты. В том случае, если организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, к примеру, завысила предельные уровни тарифов, субъект Российской Федерации может привести тарифы в норму только по решению суда, а в это время будет страдать потребитель. Напомню, что как раз для этого случая законом и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами правительства предусмотрен досудебный порядок разрешения конфликтов. Данный порядок направлен на упрощение процедуры рассмотрения разногласий, что не исключает возможность заинтересованной стороны обращаться в суд с ходатайством о применении соответствующих мер судебного воздействия. Третье. В абзаце девятом статьи 6 прописана роль правительства и федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов (ФСТ России) при утверждении правил госрегулирования и методических указаний. Внесённый законопроект предлагает исключить федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов (ФСТ России) из этого процесса, возложив всё на прямые постановления Правительства Российской Федерации, что абсолютно неприемлемо, и нет необходимости комментировать данное предложение. На данный законопроект имеется отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации. Комитет по энергетике, транспорту и связи рассмотрел инициативу Законодательного Собрания Кировской области и на основании вышеизложенного рекомендует данный проект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Александрович. Уважаемые депутаты, процедура первого чтения. Пожалуйста, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Комитет по энергетике, транспорту и связи предлагает данную инициативу отклонить. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 04 мин. 23 сек.) Проголосовало за 73 чел.16,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 73 чел. Не голосовало 377 чел.83,8% Результат: не принято Отклоняется законопроект.