Заседание № 88

21.12.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 235891-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части перераспределения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере образования; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5006 по 5083 из 8401
Так, коллеги, мы с вами возвращаемся к рассмотрению законопроектов во втором    
чтении. 25-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в          
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Ольга    
Михайловна Казакова.                                                            
                                                                                
КАЗАКОВА О. М., председатель Комитета Государственной Думы по просвещению,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я напомню, что данным               
законопроектом предлагается установить возможность перераспределения            
полномочий в сфере образования между муниципалитетами и субъектами. Ко          
второму чтению у нас сформирована одна таблица, в ней две поправки,             
рекомендованные к принятию. Комитет просит поддержать таблицу и законопроект    
во втором чтении.                                                               
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.    
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              401 чел.89,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    402 чел.                                          
Не голосовало                  48 чел.10,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              405 чел.90,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Ольга Михайловна.                                                   
                                                                                
КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект         
прошёл все необходимые экспертизы, замечаний нет. Комитет просит рассмотреть    
законопроект в третьем чтении сегодня.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет.                             
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 13 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              403 чел.89,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно.                                                       

Заседание № 81

06.12.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 235891-8 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части перераспределения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2956 по 3279 из 5379
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8        
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает        
Ольга Михайловна Казакова, председатель Комитета по просвещению.                
                                                                                
КАЗАКОВА О. М., председатель Комитета Государственной Думы по просвещению,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение выносится      
межфракционный законопроект, авторами которого является 341 депутат             
Государственной Думы. Это говорит о том, что тема укрепления образования нас    
с вами объединяет.                                                              
                                                                                
Предлагаемым законопроектом вносятся изменения в закон "Об образовании в        
Российской Федерации" в части осуществления полномочий субъектом и              
муниципалитетом в отношении образовательных организаций дошкольного,            
начального, среднего общего и дополнительного образования. Перераспределение    
данных полномочий в сфере образования между органами государственной власти     
субъектов и органами местного самоуправления авторами законопроекта             
предлагается определить законом субъекта Российской Федерации.                  
                                                                                
Данная норма, коллеги, является корреспондирующей. Возможность                  
перераспределять полномочия между субъектом и муниципальными образованиями      
установлена 414-м и 131-м федеральными законами, но только в случаях,           
напрямую закреплённых в соответствующем отраслевом федеральном законе. Однако   
в законе № 273-ФЗ "Об образовании..." такой прямой нормы нет, она отсутствует   
- принимая данный законопроект, мы это исправляем.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, все мы с вами с начала созыва работаем над законодательным   
выстраиванием единого образовательного пространства и укреплением системы       
образования в стране. Вносимое изменение работает на решение этой же задачи.    
Разбирая ту или иную проблему, будь то кадровая, инфраструктурная,              
организационная, мы с вами очень часто сталкиваемся с тем, что нам говорят,     
что, допустим, у региональных министров нет полномочий для принятия тех или     
иных решений. Поэтому, коллеги, такая норма в законе "Об образовании..."        
нужна.                                                                          
                                                                                
При этом, как мы понимаем, система образования не терпит стрессовых решений,    
подходов, поэтому мы с вами, как авторы, работая над формулировкой, исходили    
из поиска той нормы, которая позволит регионам принимать эффективные,           
адресные, точные решения в зависимости от состояния образовательных             
организаций, кадровых, финансовых возможностей, финансовой обеспеченности,      
шаткости или, наоборот, твёрдости системы управления учреждениями образования   
в регионе. Точнее говоря, эта норма позволит регионам, региональным властям     
самим определить, как будут распределены полномочия в регионе. Мы полагаем,     
что руководители субъектов при регулировании данных полномочий законами         
субъектов наравне с заботой о крупных учреждениях, конечно, проявят             
полноценную заботу в отношении тех образовательных организаций, которые         
находятся в глубинке. А сегодня у нас с вами на муниципальном уровне 35 тысяч   
школ, 33 тысячи детских садов и 73 тысячи учреждений дополнительного            
образования, из них, кстати, 22,5 тысячи - это сельские школы, почти 5 тысяч    
из них малокомплектные, которые, конечно, нуждаются в особой заботе.            
                                                                                
Уважаемые коллеги, по поручению Председателя Государственной Думы была          
создана рабочая группа по данному вопросу, которую возглавляет Пётр Олегович    
Толстой. Мы рассматривали несколько вариантов решения этой проблемы, по         
результатам проведённых консультаций с депутатами, с правительством, с          
губернаторами выработали то решение, которое сегодня предлагаем, вот этот       
текст законопроекта.                                                            
                                                                                
Комитет Государственной Думы по просвещению и Комитет по региональной           
политике и местному самоуправлению данный законопроект поддерживают. В          
Комитет по просвещению поступило более 70 отзывов из субъектов, нет ни одного   
отрицательного.                                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, с учётом изложенного прошу поддержать в первом чтении        
данный законопроект.                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Михайловна.                                
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Желающие выступить?..                  
                                                                                
Вопросы, да?                                                                    
                                                                                
Останина Нина Александровна.                                                    
                                                                                
Есть ещё вопросы? Нет.                                                          
                                                                                
Нине Александровне включите микрофон, пожалуйста.                               
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Ольга Михайловна, как вы отнесётесь к тому, чтобы      
всё-таки дополнить полномочия региональных органов власти ещё и                 
необходимостью осуществлять полномочия в сфере среднего профессионального       
образования? Ведь сегодня средние профучилища есть и в муниципальных            
образованиях - получается, что они у нас так и останутся муниципальными. Это    
первое.                                                                         
                                                                                
И второе. Вот сегодня для ликвидации сельской школы всё-таки необходимо         
созвать сельский сход. Мы сейчас передадим полномочия на региональный           
уровень, и не только реорганизацией, но и ликвидацией будет заниматься          
региональная власть. Скажите, пожалуйста, а мы не ущемим права сельских         
жителей в части того, что они могут принимать самостоятельно на сельском        
сходе решение по поводу ликвидации образовательного учреждения в их селе?       
                                                                                
КАЗАКОВА О. М. Нина Александровна, позвольте, я начну со второго вопроса, о     
ликвидации и реорганизации. Мы действительно эту норму рассматривали, она в     
статье 9 закона "Об образовании..." есть, вот в семи пунктах, а мы говорим в    
целом об этой статье. Мы полагаем, что это вообще можно исключить, потому что   
ликвидация и реорганизация относятся к исключительным правам именно             
муниципалитетов, то есть оставить это за муниципалитетами, поэтому мы как раз   
этот пункт ко второму чтению планировали исключить. Ну, как бы вопрос как раз   
об этом.                                                                        
                                                                                
Что касается ссузов, в основном это, конечно, региональные учреждения, ну, за   
исключением некоторых, да, есть муниципальные. Давайте посмотрим, если это      
необходимо, и, если это будет возможно в правовом регулировании, ко второму     
чтению давайте рассмотрим это предложение.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Ольга Михайловна, скажите, пожалуйста, вот то, что мы          
прописываем для субъектов, для регионов, будет обязательным для исполнения      
либо это будет для них рекомендация? И что будет, если, предположим, субъекты   
по тем или иным причинам не захотят брать на себя ответственность за            
муниципальное образование?                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Андрей Геннадьевич, как раз эта норма - это            
возможность, норма не императивная. Изначально предлагалось закрепить           
императивную норму, чтобы, ну, как бы для всех это сделать обязательным. Вот    
я о том и говорила: мы много консультаций провели и с губернаторами, и с        
муниципалитетами, и 341 депутат поддержал вот именно этот текст, который мы     
нашли. Это возможность для регионов принять такое решение, причём по-разному    
- или в отношении конкретного муниципалитета, или в отношении отдельно,         
например, детских садов, или отдельно школ данного муниципалитета. Это уже      
будет регулировать сам субъект исходя непосредственно из той ситуации,          
которая сложилась, чтобы не навредить, а, наоборот, укрепить.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Швыткин Юрий Николаевич.                                                        
                                                                                
ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Ольга Михайловна, я поддерживаю, безусловно, данный законопроект. У меня        
вопрос о другом. Мне кажется, что дифференцированно к некоторым субъектам       
надо подходить. Например, Красноярский край, который мы представляем, вот мои   
коллеги тоже здесь находятся: ну, будет очень тяжело, учитывая протяжённость    
Красноярского края с севера на юг, реализовывать те полномочия, которые мы      
передаём от муниципалитетов регионам, достаточно серьёзно будет страдать        
управление этими вопросами, поэтому, я думаю, здесь нужно отдельно подойти.     
                                                                                
Я разговаривал и с педагогами, и с руководителями, и, откровенно говоря,        
удивлён: Красноярский край положительное заключение дал по этому вопросу? Это   
мне для понимания, чтобы я потом высказал некоторым руководителям, если это     
действительно так, потому что мне говорили, что они, наоборот, категорически    
против. Ну ладно, не будем сейчас превращать... Потом отдельно посмотрим с      
вами, Ольга Михайловна, как они там высказались. Вот у меня такой вопрос.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
КАЗАКОВА О. М. Юрий Николаевич, я вот смотрю: Красноярский край - да, у нас     
положительное заключение. Но дело в том, что это же положительное заключение    
на норму, предоставляющую возможность региону, то есть Красноярский край дал    
заключение, чтобы у региона была возможность, а не императивно, не              
обязательство закрепляется.                                                     
                                                                                
Абсолютно правильно вы говорите, что тут дифференцированный подход очень        
важен. Я же сказала, что у нас есть сельские школы, среди них, допустим, есть   
и малокомплектные школы, есть и очень отдалённые, у нас даже есть в стране      
две школы, где учится один ученик, и конечно, там совершенно другой подход. С   
учётом отдалённости, с учётом системы управления в регионе нужно подходить.     
Есть регионы, где абсолютно всё решается, денег хватает в муниципалитетах и     
так далее, - они ничего менять не хотят, а есть регионы, где действительно      
нужно вмешательство региональных властей и где ответственность, поднятая на     
уровень губернатора, как раз может позволить решить многие вопросы, которые     
мы с вами здесь обсуждаем, эти проблемы.                                        
                                                                                
Так что дать возможность регионам - это самое верное на сегодня решение. У      
регионов не будет основания сказать нам: вот здесь мы не могли решить, потому   
что вы, как федеральные законодатели, нас не наделили этим правом. Вот          
сегодня мы наделяем таким правом, ещё раз, не обязываем, а наделяем правом      
решить, какие полномочия нужно забрать на региональный уровень.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гильмутдинов Ильдар Ирекович.                                                   
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Ольга Михайловна, означает ли наш законопроект, что регионы вправе в том        
числе на региональный уровень поднимать отдельные направления в                 
содержательной работе, то есть, например, согласование директоров школ или      
утверждение учебных программ и так далее? Могут они в рамках нашего закона      
именно отдельные полномочия поднять на региональный уровень, не поднимая        
целиком, например, финансирование и так далее?                                  
                                                                                
КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Ильдар Ирекович, поняла ваш вопрос. Вы имеете в        
виду, могут ли они как бы делить эти полномочия, например содержание            
учреждения оставить в муниципалитетах, а всю систему управления забрать на      
региональный уровень? Могут, если они определят так в своём законе, но влиять   
на образовательные программы, которые мы с вами приняли и которые являются      
федеральными, - мы с вами как раз принимали, чтобы они были едиными для всех,   
- конечно, они не могут, то есть это наше федеральное решение. А там, где их    
полномочия, вот это деление, о котором вы сказали, возможно опять же в рамках   
закона № 131-ФЗ, в рамках управления собственностью - где муниципальная         
собственность, а где региональная собственность. А где-то у нас есть и          
объекты, которые являются памятниками культуры, к примеру, - по отношению к     
ним ничего не меняется, они останутся под особым вниманием. Здесь опять же      
региональное решение - либо всё заберут, либо поделят.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Михайловна, присаживайтесь.                
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Чернышов Борис Александрович, пожалуйста.                                       
                                                                                
ЧЕРНЫШОВ Б. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР.    
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, законопроект имеет      
ключевое значение для сегодняшней системы управления школьным образованием.     
Та регионализация, которая сейчас проводится, - это история не последних лет,   
ещё министр Васильева об этом говорила, активно проводила эти решения, однако   
до конечного результата - в качестве законопроекта либо реальных норм - это     
всё не доводилось.                                                              
                                                                                
Вместе с тем хотелось бы отметить пару позиций. Безусловно, как и в законе о    
дебюрократизации образования, мы принимаем все необходимые нормы, разного       
рода приказы совместные принимают Рособрнадзор и Министерство просвещения, но   
иногда так бывает, что количество бумажного оборота либо реальные нагрузки на   
учителей не уменьшаются. До сих пор остаются некоторые нормы и практики,        
именно практики, которые сохраняют ту или иную бюрократическую нагрузку на      
учителей.                                                                       
                                                                                
Самое важное в процессе регионализации школ - это два компонента: первый        
компонент - это качественное улучшение, на порядок, инфраструктуры школы        
(ремонт, капитальный ремонт, содержание школы), второй - это прежде всего       
содержание и достаток учителей. Достаток учителей для нас, для партии ЛДПР,     
является ключевым вопросом предвыборной программы, с которой мы шли на          
выборы. И мы можем увидеть, что в регионах, где была проведена регионализация   
и все эти нормы были реализованы инициативным путём, - а у нас два таких        
региона: Республика Ингушетия и город Москва - рост зарплат был существенный,   
потому что удалось сократить в пересчёте на учителей количество                 
организационного, административного персонала, работников, которые управляют    
этими учителями. Давайте на примере посмотрим: в Москве на одного               
административного работника приходится 27 учителей, сетевые программы           
управления дают возможность, в том же Санкт-Петербурге всего лишь пять          
учителей приходится на одного административного работника. В связи с этим мы    
видим изменение и в соотношении зарплат.                                        
                                                                                
Вот это ключевая тема, потому что в случае увеличения зарплаты, увеличения      
мотивации, улучшения подходов мы придём к самому главному показателю в          
образовании, который мы хотим улучшить в конечном итоге, - к качеству           
образования. Качество образования - это сегодня та тема, за которую бьются      
все политические силы. Министерство просвещения прилагает огромные усилия для   
развития и продвижения этой темы.                                               
                                                                                
Фракция ЛДПР для улучшения главного показателя в образовании - качества, для    
улучшения тех инфраструктурных проектов, которые сегодня проходят в школьном    
образовании, голосует за данный законопроект.                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Аиткулова Эльвира Ринатовна, пожалуйста.                                        
                                                                                
АИТКУЛОВА Э. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В Народной программе партии        
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" сфера образования признана стратегической. И мы с вами,         
уважаемые коллеги, взяли на себя обязательство обеспечить на законодательном    
уровне оптимизацию системы межбюджетных отношений, признавая, что каждый        
регион Российской Федерации уникален. А для чего нам нужна была оптимизация?    
Для того чтобы человек, где бы он ни проживал, получал на достаточно высоком    
качественном уровне образование - и в школах, и в наших дошкольных              
образовательных организациях.                                                   
                                                                                
Как уже отметила Ольга Михайловна Казакова, была сформирована рабочая группа,   
и мы, как партия, конечно, внесли свои предложения, опираясь на Народную        
программу. Ещё раз, коллеги, подчёркиваем, что речь идёт о возможности          
регионов на своём, субъектовом уровне принимать соответствующие законы, чтобы   
уже на основании этих законов принимать решение - поднимать образовательную     
систему с муниципального уровня на региональный или всё-таки оставлять на       
муниципальном уровне.                                                           
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и будет голосовать     
за.                                                                             
                                                                                
Спасибо, коллеги.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ольга Михайловна, есть необходимость в заключительном слове? Есть.              
                                                                                
Депутату Казаковой включите микрофон.                                           
                                                                                
КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я думаю, что здесь   
у нас полное понимание и поддержка, и благодарю всех, кто... Ну, в общем-то,    
мы с вами все соавторы, 341 человек, ещё раз повторю. Самое главное, что мы     
этим законом даём возможность, ничего не забираем, ни в чём не ущемляем         
субъекты Российской Федерации, достаточно уважительно в этом плане относимся    
к самостоятельным решениям субъекта в отношении наших образовательных           
учреждений.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменения в статью 8 Федерального закона "Об образовании в Российской           
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 20 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              401 чел.89,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    401 чел.                                          
Не голосовало                  49 чел.10,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.