Заседание № 76

15.11.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 235837-7 "О заявлении Российской Федерации в связи с Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ)" (о распространении действия конвенции на участок железной дороги от причала паромного комплекса Кавказ до припортовой железнодорожной станции Кавказ).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4112 по 4316 из 9336
Пункт 13, проект федерального закона "О заявлении Российской Федерации в        
связи с Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ)".         
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации            
статс-секретаря - заместителя министра транспорта Российской Федерации Сергея   
Алексеевича Аристова.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Алексеевич.                                                  
                                                                                
АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Сегодня грузовые             
железнодорожные перевозки внутри Евро-Азиатского континента осуществляются по   
двум нормам права, и причина этого - наличие двух международных организаций,    
каждая из которых установила свои нормы по перевозке грузов: первая - это       
Межправительственная организация по международным железнодорожным перевозкам    
(ОТИФ), образованная в конце XIX века и преобразованная уже в 1985 году, со     
штаб-квартирой в Женеве, вторая - это Организация сотрудничества железных       
дорог (ОСЖД), созданная после Второй мировой войны, в 1956 году, в которую      
вошли страны Азии, Советский Союз и страны Восточной Европы, где русский язык   
был основным, сейчас в неё входит 28 государств. Любопытно, что несмотря на     
экономические и политические изменения вторая организация становится только     
больше и все страны Прибалтики и Восточной Европы также остаются её членами.    
                                                                                
Использование разного правового поля при взаимодействии перевозчика и           
грузоотправителя, конечно, создаёт проблемы при передаче грузов с территории    
одного права на территорию другого: необходимо заново переоформлять             
накладные, перевозочные документы, а это, естественно, и дополнительные         
расходы, и дополнительное время. Сейчас ведутся переговоры между этими двумя    
организациями о создании единого транспортного права, но это довольно           
длительный процесс.                                                             
                                                                                
Между тем правовые системы не запрещают участия одного и того же государства    
одновременно и в той, и в другой организации. Российская Федерация в своё       
время, в 2009 году, воспользовалась этим правом, и был принят закон № 152-ФЗ    
от 2009 года "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о                
международных железнодорожных перевозках (КОТИФ)...", в соответствии с          
которым припортовые участки Октябрьской и Калининградской железных дорог к      
портам Усть-Луга и Балтийск получили возможность переоформлять на своей         
территории накладные документы на котифовские. Заинтересованность в упрощении   
процедуры была, потому что это позволило увеличить объём перевозок.             
                                                                                
Аналогичную форму сейчас предполагается ввести в направлении Черноморского      
бассейна. Мы проработали с Межправительственной организацией по международным   
железнодорожным перевозкам (ОТИФ) этот вопрос, и сейчас предлагается ещё один   
сухопутный участок - от паромного комплекса Кавказ до припортовой станции       
Кавказ - отнести к системе КОТИФ. Получено соответствующее заключение           
Генерального секретаря ОТИФ о том, что они готовы такую форму применить, если   
будет соответствующая процедура. Для этого требуется принятие отдельного        
закона, проект которого я сегодня вам и представляю.                            
                                                                                
Дополнительных расходов не потребуется - мы уже проработали вопрос - тех        
взносов, которые мы платили по тому небольшому участку, достаточно для того,    
чтобы и ещё один припортовый участок отнести к системе КОТИФ.                   
                                                                                
Просил бы вас поддержать законопроект, поскольку он обеспечивает развитие,      
дополнительное развитие железнодорожных перевозок.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич.                               
                                                                                
Содоклад Владимир Игорьевича Афонского.                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Официальный представитель     
Правительства Российской Федерации по данному законопроекту Сергей Алексеевич   
Аристов подробно рассказал о целях и задачах, на достижение и решение которых   
направлено принятие этого федерального закона.                                  
                                                                                
Хотелось бы добавить, что принятие закона позволит разгрузить инфраструктуру    
железнодорожного транспорта на подходах к порту Кавказ, что несомненно будет    
способствовать увеличению объёма перевозок грузов в направлении Черноморского   
бассейна. К решению таких задач мы стремимся, прилагая общие усилия, мы         
работали над ними с Минтрансом в прошлом созыве и работаем в настоящем,         
принимая федеральные законы, направленные на совершенствование механизмов,      
которые способствуют оптимизации перевозочного процесса на железнодорожном      
транспорте.                                                                     
                                                                                
Комитет поддерживает законопроект и просит вас, уважаемые коллеги, также его    
поддержать.                                                                     
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, пожалуйста, вопросы. Есть? Фракция против будет голосовать?            
                                                                                
Владимир Игорьевич, просьба вернуться на трибуну.                               
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Морозов Антон Юрьевич.                                              
                                                                                
МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Алексеевичу.                                             
                                                                                
Скажите, пожалуйста, насколько, по вашим оценкам, принятие данного закона       
увеличит грузопоток по железной дороге в направлении Черноморского бассейна?    
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Сказать сейчас в процентном отношении, конечно же, очень          
сложно, это уже покажет практика. По балтийскому направлению, если считать с    
2009 года, увеличение примерно на 10-15 процентов.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто хотел бы выступить? Есть желающие.                    
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Морозов Антон Юрьевич.                                              
                                                                                
Подготовиться Васильеву.                                                        
                                                                                
МОРОЗОВ А. Ю. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР    
поддержит данный законопроект, действительно важно увеличить хоть немного       
грузоперевозки в направлении Черноморского бассейна. Но мы хотели бы            
отметить, что, конечно, в этой сфере есть нереализованные возможности, в том    
числе профильная организация - ОАО "РЖД" - могла бы быть более активной в       
диверсификации маршрутов грузоперевозок.                                        
                                                                                
У нас есть определённые проблемы с железнодорожной сетью, оставшейся ещё с      
советских времён, - вы знаете, часть дорог проходит по территории независимых   
государств - Казахстана, Украины, что тоже вызывает определённые сложности с    
оформлением грузов и сдерживает экономическое развитие территорий.              
                                                                                
Кроме того, хотелось бы обратить внимание на международный аспект. Фракция      
ЛДПР и руководитель нашей фракции Владимир Вольфович Жириновский неоднократно   
обращали внимание на то, что, учитывая географическое положение и большую       
территорию нашей страны, нам необходимо использовать возможности для            
транзитного транспорта грузов - на этом можно зарабатывать большие деньги.      
                                                                                
Все наверняка слышали о том, что Китай собирается прокладывать Новый шёлковый   
путь. Это глобальный, очень большой проект, Новый шёлковый путь состоит из      
двух маршрутов: по суше и по морю. Сухопутный маршрут начинается в Сиане,       
проходит через весь Китай и пересекает страны Центральной Азии, Иран, Ирак,     
Сирию, Турцию и дальше через Босфорский пролив следует в Восточную Европу и в   
Россию, проходит по территории нескольких европейских стран, от Нидерландов     
до Италии. Объём инвестиций, которые Китай планирует вложить в этот проект, -   
более 40 миллиардов долларов, 50 миллиардов долларов уже выделено Азиатским     
банком инфраструктурных инвестиций, эти средства пойдут на строительство        
железных дорог, портов и других объектов.                                       
                                                                                
Возникает вопрос: почему этот шёлковый путь идёт мимо России? Ведь у нас есть   
возможность модернизировать Транссибирскую магистраль, договориться с нашими    
китайскими партнёрами об инвестициях в эту модернизацию и проложить Новый       
шёлковый путь через Россию. Я думаю, это было бы выгодно всем. Но наше          
Министерство транспорта...                                                      
                                                                                
Можно добавить время, я от фракции?                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, добавим?                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зал не хочет, чтобы время добавляли. Соблюдайте           
регламент. Спасибо.                                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, исходите из того, что законопроекты из блока                 
"Ратификация..." рассматриваются в одном чтении. Если позиция фракции,          
позиция депутата - против, вы эту позицию, безусловно, заявляете, но если       
позиция вашей фракции - за, учитывая, что в одном чтении... Вот если было бы    
второе чтение, тогда можно было бы предлагать поправки ко второму чтению, это   
понятно. У нас сегодня насыщенный день: важно, чтобы обязательно были приняты   
во втором чтении 14 законопроектов - это в основном налоговые законопроекты,    
которые идут в бюджетном пакете, для правительства крайне важно, чтобы они      
были приняты; на 14.00 назначено рассмотрение вопроса 46, на 16.00 - вопросов   
57 и 58, это фиксированное время; есть ещё законопроекты, которые нам           
необходимо принять в первом чтении; также запланировано выступление             
Председателя Национального Совета Словацкой Республики. Коллеги, мы с вами в    
любом случае не уложимся до 18.00. Давайте самоорганизуемся!                    
                                                                                
Пожалуйста, Васильев Александр Николаевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".             
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"       
поддерживает данный законопроект. Прошу проголосовать за. (Оживление в зале.    
Аплодисменты.)                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вот что значит самоорганизация!                  
                                                                                
Докладчик, Сергей Алексеевич, будете выступать с заключительным словом? Нет.    
Содокладчик? Нет. Полномочные представители президента, правительства? Нет.     
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 13 повестки дня.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              392 чел.87,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    392 чел.                                          
Не голосовало                  58 чел.12,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.