Заседание № 200

13.11.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 235391-3 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2779 по 2920 из 6653
Так, коллеги, пункт 9 повестки дня: проект федерального закона "О ратификации   
Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии    
о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ,   
услуг)". Докладчик - официальный представитель Правительства Российской         
Федерации заместитель министра финансов Михаил Альбертович Моторин.             
                                                                                
Добрый день, Михаил Альбертович. Пожалуйста.                                    
                                                                                
МОТОРИН М. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, вашему вниманию представляется         
проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством       
Российской Федерации и Правительством Грузии о принципах взимания косвенных     
налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг)". Данное соглашение       
было подписано 10 июля 2001 года, оно регулирует принципы взимания косвенных    
налогов при экспорте и импорте товаров при взаимной торговле. При подготовке    
указанного соглашения российская сторона основывалась на типовом проекте        
соглашения, одобренном постановлением Правительства Российской Федерации.       
                                                                                
Предметом соглашения является установление принципа взимания косвенных          
налогов при осуществлении внешнеторговых операций. Соглашение                   
предусматривает, что товары, помещенные под таможенный режим экспорта,          
вывозимые с таможенной территории государства одной стороны и ввозимые на       
таможенную территорию государства другой стороны, облагаются косвенными         
налогами по нулевой ставке в соответствии с порядком, устанавливаемым           
законодательством сторон. Данное правило не распространяется на природный газ   
и нефть, включая стабильный газовый конденсат, то есть делается исключение из   
принципа страны назначения, и данные товары сохраняют налогообложение по        
принципу страны происхождения.                                                  
                                                                                
Ввозимые на таможенную территорию государства одной стороны товары, которые     
вывезены с таможенной территории государства другой стороны, облагаются         
косвенными налогами в стране назначения в соответствии с ее национальным        
законодательством.                                                              
                                                                                
Услуги облагаются косвенными налогами в соответствии с законодательством        
сторон, за исключением услуг, связанных с транспортировкой и обслуживанием      
транзитных и экспортируемых товаров, в том числе нефти, включая стабильный      
газовый конденсат и природный газ, а также услуг по перевозке пассажиров и      
багажа с таможенной территории государства одной стороны на таможенную          
территорию государства другой стороны в прямом и обратном направлении.          
                                                                                
Данное соглашение вступает в силу с первого числа месяца, следующего за         
месяцем выполнения сторонами необходимых внутригосударственных процедур.        
Соглашение заключается сроком на пять лет.                                      
                                                                                
Ратификация соглашения не приведет к изменению законодательства Российской      
Федерации, так как уже в Налоговом кодексе предусмотрен переход на принцип      
страны назначения, с тем же самым исключением по нефти и газу, но данное        
соглашение необходимо, с тем чтобы на двусторонней основе урегулировать         
взаимоотношения по поводу взимания косвенных налогов, а также по поводу         
исключения из общего принципа страны назначения.                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Борис Николаевич Пастухов, пожалуйста.                                          
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон Борису Николаевичу.                              
                                                                                
ПАСТУХОВ Б. Н., председатель Комитета Государственной Думы по делам             
Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция       
"Отечество - Вся Россия".                                                       
                                                                                
Уважаемый Председатель, уважаемые коллеги! Ключевой проблемой, если говорить    
об интеграционных проблемах Содружества Независимых Государств, является        
создание зоны свободной торговли. Об этом убедительно говорилось и на           
недавнем Кишинёвском саммите глав государств СНГ. Вынесенные на ратификацию     
межправительственные соглашения между Российской Федерации и Грузией,           
Молдавией и Узбекистаном о принципах взимания косвенных налогов во взаимной     
торговле идентичны, поэтому я скажу о всех сразу. Они как раз и создают         
международно-правовые предпосылки формирования зоны свободной торговли.         
                                                                                
Как уже отмечалось, выполнение данных соглашений позволяет сторонам             
отказаться от двойного налогообложения товаров - в стране происхождения и в     
стране назначения. Отсутствие согласованного таможенного контроля,              
непрозрачные торговые операции стимулировали в недавнем прошлом теневую         
экономику, теневой рынок и контрабанду товаров. Ратификация и вступление в      
силу рассматриваемых соглашений создают для торговых партнеров режим            
наибольшего благоприятствования. При этом, отметим, каждой стороне              
предоставляется право применять необходимые меры для защиты интересов           
внутреннего производителя.                                                      
                                                                                
Уже отмечалось, что в соглашении напрямую предусматриваются изъятия из          
указанного режима для нефти, газа и газового конденсата. Это для России         
вопрос ключевой.                                                                
                                                                                
Подобные соглашения уже действуют между Россией и Азербайджаном, Арменией,      
Казахстаном и Киргизией, и, как следствие, между нашими странами наметился      
определенный рост товарооборота.                                                
                                                                                
Подводя итог, можно сказать, что ратификация настоящих соглашений отвечает      
интересам Российской Федерации. Соисполнители - Комитет Государственной Думы    
по бюджету и налогам, а также Комитет по экономической политике и               
предпринимательству - высказались за ратификацию указанных соглашений. Мы       
просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчикам? Нет. Есть ли желающие выступить?                 
                                                                                
Аверченко Владимир Александрович, пожалуйста.                                   
                                                                                
АВЕРЧЕНКО В. А., заместитель Председателя Государственной Думы, депутатская     
группа "Народный депутат".                                                      
                                                                                
Я хотел бы, как председатель парламентской делегации в Парламентской            
Ассамблее Черноморского экономического сотрудничества, подчеркнуть, что         
рассматриваемые сегодня законы о ратификации договоров - сразу коснусь и        
Грузии, и Молдовы, которые входят в ЧЭС и ПАЧЭС, - отвечают интересам           
взаимного экономического сотрудничества с этими странами. Я хотел бы            
подчеркнуть, что с этими странами мы имеем отрицательное сальдо торгового       
баланса и во многом принятие, ратификация данных соглашений поможет России      
сбалансировать сальдо торгового баланса и улучшить торгово-экономический        
климат между этими государствами.                                               
                                                                                
Я предлагаю ратифицировать предложенное представителем Минфина Моториным на     
ратификацию соглашение между правительствами Грузии и России. И одновременно    
поддерживаю ратификацию, чтобы не выступать вторично, соглашения между          
Россией и Молдовой.                                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я в рамках "часа голосования" ставлю   
на голосование: принять данный закон. Пожалуйста, голосуйте.                    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 50 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              369 чел.             82,0%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    370 чел.                                          
Не голосовало                  80 чел.             17,8%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.