Заседание № 143
27.01.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 234931-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части, касающейся страховых тарифов, страховой и компенсационной выплат).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5465 по 5709 из 6577
Приступаем к рассмотрению пункта 12 порядка нашей работы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". С докладом выступает депутат Государственной Думы Валерий Васильевич Гребенников. ГРЕБЕННИКОВ В. В., фракция "Единая Россия". Уважаемый Юрий Николаевич, уважаемые депутаты! Мы при подготовке проекта, предлагаемого вашему вниманию, исходили из другого постулата, прямо противоположного, а именно из необходимости повысить базовые ставки страховых тарифов. Сейчас я постараюсь очень коротко напомнить вам суть, основные моменты этого проекта и после этого сказать, может быть, несколько слов в порядке оценки сложившейся ситуации. Надо исходить из следующего. Государственное страхование тарифов по ОСАГО является достаточно распространенной практикой на начальном этапе внедрения этого вида страхования. В российских условиях, включающих в себя широкий диапазон изменений таких параметров, которые мы с вами имеем в связи с увеличением парка, увеличением числа водителей, увеличением вследствие этого числа дорожно-транспортных происшествий (всё это влияет, конечно, на величину страхового тарифа, а следовательно, и на надежность страхового покрытия), - в этих условиях регулирование тарифной ставки и других коэффициентов является единственным способом обеспечения надежности всей системы ОСАГО. Предметом нашего проекта федерального закона является повышение базовых ставок страховых тарифов в среднем на 20 процентов. Такое повышение, по нашему мнению, позволит повысить лимит ответственности страховщиков перед страхователями, а также понизить убыточность страховых компаний и сохранить рентабельность их деятельности на критическом уровне убыточности. Как сегодня уже звучало в процессе обсуждения предшествовавшего проекта, этот уровень определен ныне действующим законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" на уровне 77 процентов. С момента введения в действие ОСАГО эти тарифы были изменены только вот сейчас, как вы знаете, постановлением правительства, принятым недавно. В момент, когда мы готовили свой проект, этого еще не было. И мы все давно добивались того, чтобы как-то через эти ставки тарифов и коэффициентов к ним обеспечить ну хоть какое-то реагирование со стороны государства на изменение ситуации, однако вот только сейчас, буквально перед рассмотрением этих двух проектов это решение правительства было наконец принято. Частично постановление правительства решает и те вопросы, которые ставятся в нашем проекте, и даже те вопросы, которые ставились в проекте, представленном депутатами Габдрахмановым и Боосом, однако это не всё еще, это только лишь часть вопросов, которые нам с вами необходимо иметь в виду и постоянно о них помнить. Нельзя, например, забывать, что мы можем сколько угодно ругать страховщиков, говорить, что они набили карманы, говорить, что они положили деньги себе в карман, но мы с вами не можем не учитывать цифры. Инфляция в стране растет? Растет. Это цифры, которые не зависят ни от какого страховщика. Возьмем грубо, очень грубо: за два года она выросла на 20 процентов (я говорю очень и очень приблизительно). Расходы так называемые накладные по содержанию офиса, по содержанию аппарата и так далее растут? Растут. Расходы по ведению дел в страховых компаниях растут? Растут. При этом, как уже упоминал депутат Коваль, страховая компания может оставить себе только 5 процентов от превышения своих доходов над произведенными ею расходами. А, я забыл упомянуть еще вот о чем. Проявляется всё более и более ярко такая сторона деятельности страхового рынка, как отложенные исковые требования. Наши граждане страдают, к сожалению, огромной, совершенно всеобъемлющей правовой неграмотностью. Сегодня только лишь очень многие с удивлением узнают о том, что имеют право предъявить в соответствии с существующим в стране гражданским законодательством иск о возмещении вреда здоровью или жизни, причиненного вследствие дорожно-транспортного происшествия. Причем это право имеют не только те, кто сидел в автомашине, но и те, кто шел по улице и оказался нечаянно вовлеченным в это дорожно-транспортное происшествие, совершенно для себя неожиданно, и никакого отношения к движению на дороге не имел. Вот мы делали выборку по итогам за первое полугодие прошлого года, более поздних данных у меня нет, но по итогам за первое полугодие эти суммы выросли на 210 процентов по сравнению с соответствующим периодом 2004 года. На сегодняшний день количество исков продолжает расти, но страховые компании не имеют в своем распоряжении иных ресурсов для погашения всех этих требований, кроме тех, которые у них есть. Упаси Господь вас думать, что я собираюсь становиться адвокатом страховых компаний. Это бизнес, они в этот бизнес вступили по своей воле, и пусть несут все убытки, если они у них есть. Но мы с вами не можем забывать об обыкновенном гражданине. Вот я, человек, который на момент принятия закона об ОСАГО был одним из самых ярых его противников, сегодня исхожу из сложившихся реалий. В стране существует - ГИБДД не знает точно сколько - примерно двадцать пять или двадцать шесть миллионов автомобилей, значит, за рулем сидят несколько десятков миллионов людей. Это первое обстоятельство не очень приятное. Кроме того, никто точно не знает, сколько было выплачено страховых взносов, сколько было собрано страховых премий. И никто не знает состояние этого рынка, а также финансовых активов страховых компаний на сегодняшний день. Об этом вы слышали и от предыдущего докладчика, и от нашего коллеги депутата Коваля. Это я говорю не в упрек, просто это невозможно на сегодняшний день посчитать. Нам говорят: "Вы сегодня об этом говорите, не имея достаточных расчетов". Да, мы не имеем, но мы видим, что происходит на страховом рынке. Уровень убыточности страховых компаний растет? Растет. Он сегодня у многих компаний доходит до 90 и зашкаливает за 100 процентов. Уже приводились примеры, говорилось, что десять страховых компаний ушли с рынка. Ушли не потому, что они захотели уйти, их лишили лицензии, потому что они не выполняют... их деятельность не соответствует требованиям законодательства. Теперь представьте себе, что через год-полтора, когда наступит критический момент, страховые компании посыплются в массовом порядке с рынка. Тогда сотням тысяч, может быть, миллионам - я не знаю, мы не имеем этих цифр, но мы сегодня уже даже на базе тех данных, которыми обладаем, можем этот вывод сделать - граждан российских не будет возмещен ущерб. Да, с точки зрения законодательства у человека есть возможность принять участие в банкротстве страховой компании и получить выплаты от банкрота. Только кто из них будет привлечен к процедуре банкротства? Это раз. Второе: эта процедура может занять год, не знаю сколько, и человек, который получит когда-нибудь свои деньги, всё это время должен будет об этом думать и этим заниматься. Резервов, которые имеются у Российского союза автостраховщиков, не хватит на погашение этих всех претензий, которые возникнут из-за банкротства организаций, не хватит, это абсолютно точно. Тогда давайте мы с вами заглянем чуть-чуть вперед и поймем, что если мы сегодня проявим вот такое равнодушное отношение к этому закону и к существующим ставкам, считая их завышенными, считая их неправильными, считая их оскорбляющими человеческое достоинство, то мы должны сделать и следующий шаг: понять, что через год-полтора наши граждане окажутся просто беззащитными. Это будет, ну, наверное, в уменьшенном масштабе, но нечто вроде дефолта 98-го года. Кто будет покрывать обязательства страховщиков? Государство? Я не знаю, где мы с вами эти резервы возьмем. Тогда давайте сами себе ответим на вопрос, вернее, скажем в ответ на заданные вопросы: да, мы сегодня понимаем, что закон об ОСАГО не стал тем инструментом, который из него хотели сделать авторы, но если мы и сейчас не будем думать о том, как его усовершенствовать, то он станет инструментом подавления, угнетения и разорения наших же с вами сограждан. Именно из этого исходя, мы предлагаем уже сегодня пойти на непопулярные меры: увеличить базовые ставки страховых тарифов и постараться сделать так... В нашем законопроекте есть еще и другие предложения, а именно: об увеличении максимальной суммы возмещения ущерба жизни и здоровью до 400 тысяч, об установлении безлимитной ответственности страховой компании за ущерб, нанесенный транспортному средству, и ряд других новелл. Всё это мы предлагаем сделать одновременно с повышением этих ставок. Таким образом, мы хотим, чтобы этот закон все-таки заработал. Ну и буквально в порядке комментария хочу сослаться на несколько высказываний, которые содержатся, например, в заключении правительства и в заключении комитета. Нас упрекают... согласно Гражданскому кодексу страховые возмещения могут быть выплачены только в пределах страховой суммы, и это одна из причин, по которой правительство считает, что нельзя принимать проект, ссылаясь при этом на Гражданский кодекс. Но Гражданский кодекс устанавливает обязанность страховой компании выплатить премию в размере страховой суммы. Он ее не определяет, страховую сумму, это не его дело. Страховую сумму определяет страховое законодательство, которым мы с вами сейчас и занимаемся. Хотелось бы обратить ваше внимание на эти обстоятельства для того, чтобы понять: либо мы все-таки будем смотреть немножко вперед, либо, как страусы, спрячем голову в песок. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Слово для содоклада предоставляется Александру Павловичу Ковалю. КОВАЛЬ А. П. Уважаемый Юрий Николаевич, уважаемые коллеги! Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам рассмотрел проект Федерального закона "О внесении изменений в закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Ключевыми положениями законопроекта являются установление страховых тарифов по договору обязательного страхования непосредственно законом, а также повышение базовой ставки страхового тарифа в среднем на 20 процентов. Комитет полагает целесообразным сохранить в компетенции Правительства Российской Федерации установление страховых тарифов по обязательному страхованию. Более того, необходимо отметить, подчеркнуть особо, что постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2005 года определено, что правительство наделено полномочиями по установлению страховых тарифов и эти полномочия не противоречат Конституции Российской Федерации. Предлагаемые изменения по установлению в федеральном законе размеров базовых ставок страховых тарифов, по мнению комитета, не в полной мере отражают зависимость предлагаемого увеличения базовых ставок и размера страховой выплаты в размере реального ущерба, причиненного имуществу потерпевшего. Кроме того, установление страховой выплаты в размере реального ущерба противоречит все-таки статье 947 Гражданского кодекса, согласно которой страховщик обязуется произвести страховую выплату в пределах страховой суммы. Также указанное положение не согласуется со статьей 7 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", согласно которой вред, причиненный потерпевшему, по договору обязательного страхования возмещается в пределах 400 тысяч рублей. Более того, в главе 48 "Страхование" Гражданского кодекса подчеркивается, что страховые суммы по обязательным видам страхования устанавливаются законом об обязательных видах страхования, так что здесь противоречий с Гражданским кодексом все-таки нет. Также необходимо отметить, что законопроект предусматривает расходы федерального бюджета в части уплаты увеличенной страховой премии организациями, которые финансируются за счет федерального и нижестоящих бюджетов, что необходимо согласовывать с требованиями статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исходя из вышеизложенного, Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Есть необходимость в обсуждении? Нет. Тогда... Прошу прощения. Я прошу включить микрофон депутату Ближиной. Любовь Фёдоровна, пожалуйста. БЛИЖИНА Л. Ф. Спасибо большое. Уважаемые депутаты, как вы думаете, для чего президент создал Общественную палату? Я полагаю для того, чтобы граждане могли сообща обсуждать наиболее трудные и актуальные вопросы нашей жизни. Одним из таких сегодня является вопрос о принятии правильного закона об автостраховании. Наши автовладельцы одни из самых опытных и практичных во всем мире, и, я уверена, они четко осознают и умеют ясно выразить свои требования в этой области. Так не следует ли собраться за "круглым столом" нам всем - представителям ведущих страховых компаний, автомобилестроителям и, наконец, самим владельцам транспортных средств? Они обязательно придут к единому мнению, решению, которое удовлетворит все стороны, а нам с вами, уважаемые депутаты, останется только облечь это решение в законодательную форму - принять закон, который все так ждут. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Любовь Фёдоровна. У представителей правительства, президента есть желание выступить? Нет. Уважаемые коллеги, тогда я ставлю на голосование вопрос о принятии в первом чтении проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Кто за принятие данного законопроекта? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 20 сек.) Проголосовало за 4 чел.0,9% Проголосовало против 76 чел.16,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 80 чел. Не голосовало 370 чел.82,2% Результат: не принято Не принято.