Заседание № 118
О проекте федерального закона № 234528-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления ответственности за управление в зимний период транспортным средством, не укомплектованным зимними шинами; внесён членами Совета Федерации С. Л. Катанандовым и В. А. Фёдоровым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Так, далее - два альтернативных законопроекта: пункт 13.1, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", и пункт 13.2, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладчик по первому законопроекту - Виталий Валентинович Милонов, на одном из последних заседаний мы зафиксировали его отсутствие, сегодня также его нет. Докладчик по второму законопроекту - Владимир Александрович Фёдоров - обратился в письменном виде с просьбой рассмотреть законопроект без его участия. Поэтому слово для доклада предоставляется Валерию Михайловичу Зубову, он сделает доклад по двум альтернативным законопроектам. Пожалуйста, Валерий Михайлович. ЗУБОВ В. М. Уважаемые коллеги, первоначально в комитет было внесено три законопроекта, один впоследствии был снят, и вашему вниманию представляются два законопроекта, о которых сказал председатель. Эти законопроекты были внесены сразу после известных событий, когда вся страна наблюдала многокилометровую пробку на трассе Москва - Санкт-Петербург зимой этого года. И одной из причин этой пробки авторы этих законопроектов считают - а авторами являются Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и члены Совета Федерации Катанандов и Фёдоров - то, что автотранспорт не был укомплектован зимними шинами, по крайней мере, была такая версия. Эти проекты законов, по сути, идентичны, являются альтернативными, не сильно отличаются. Основные моменты, характерные для обоих законопроектов: первое - это штраф за неустановку зимней резины шипованной, второе - это сроки, в которые зимние шины должны быть установлены. Сроки несколько разнятся: в одном законопроекте это начало ноября, во втором законопроекте - начало декабря, но это не принципиально, конечно. В обоих законах предусматривается, что у регионов имеется право несколько варьировать эти сроки в зависимости от того, какие погодные условия, страна всё-таки большая, зима и весна наступают в разных регионах в разное время. Комитет довольно серьёзно рассмотрел оба эти законопроекта и пришёл к следующим выводам. Первое - всё-таки отклонить оба законопроекта, несмотря на их кажущуюся злободневность. На самом деле у нас, в силу того что мы находимся в Таможенном союзе, с 2015 года вступит в действие норма, которая этими законопроектами предлагается. Если принять эти законы, то, мы подозреваем, скорее всего, будут подорваны интересы наших производителей, практически всё это будет отдано под импортное производство, поэтому с 2015 года эта норма вступает в действие автоматически. Второе - и это был более важный аргумент - мы в комитете посчитали, что всё-таки гораздо более эффективной была бы разъяснительная работа через средства массовой информации, в процессе подготовки автолюбителей, когда выдаются права, информирование, как действуют эти зимние шины, потому что они имеют двоякое свойство, вообще говоря. Я сам за рулём уже не один десяток лет, и иногда бывает, что, наоборот, шипованная резина приводит к гораздо более тяжёлым последствиям, чем её отсутствие, и если вы слишком резко затормозите, то вы как на коньках идёте. И надо было бы объяснять именно в процессе получения прав, как действовать в такой ситуации, то есть пропагандистская работа нужна, это, мы считаем, было бы полезнее. На наш взгляд, не всё должно регулироваться обязательно законом, автолюбители и профессионалы, сидящие за рулём автомобилей, и сами понимают ответственность - в первую очередь чаще всего как раз им достаётся, если происходит авария, поэтому не надо принижать значение разумных решений, которые принимают сами автолюбители. На основании этих аргументов, исходя из того что всё равно это будет введено с 2015 года и лучше разъяснять, чем приказывать, комитет принял решение предложить вам отклонить оба законопроекта, но в комитете состоялась довольно серьёзная дискуссия по следующему аспекту проблемы: настолько поспешно вносились законопроекты, как будто бы это панацея, а ведь на самом деле пробка-то не из-за этого образовалась. На большегрузные автомобили вообще шипованная резина не ставится, это не совсем правильное предложение по решению этой проблемы. Даже когда у нас в Советском Союзе совсем другое количество автомобилей было, и то в критических ситуациях даже воинские части поднимали, чтобы ликвидировать такие пробки. Я уж не говорю о том, что сейчас даже такой фактор, как введение поездов "Сапсан" на маршруте Санкт-Петербург - Москва, тоже сказался на числе автомобильных перевозок, и это тоже надо учитывать, то есть вопрос более глубокий, чем видится авторам. Мы считаем, что проблема не уходит, её надо обсуждать, но подходы к её решению должны быть несколько более глубокие, чем предлагают авторы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Есть вопросы. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. Вопрос Валерию Михайловичу. Международный опыт стран с такими же сложными, суровыми климатическими условиями что говорит? Применяются ли системы штрафования наряду с правильной профилактической работой? Я ваши аргументы, Валерий Михайлович, поддерживаю, но всё же другие страны тоже с этой проблемой сталкиваются - как они её решают? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Михайлович Зубов. ЗУБОВ В. М. Мы посмотрели опыт примерно двух десятков стран - Швеции, Германии, Венгрии, Швейцарии, Финляндии, Словении, Бельгии, Чехии и так далее: опыт очень разнообразный. Есть страны, в которых использование шипованной резины обязательно, например Австрия; есть страны, в которых запрещено ездить на шипованной резине, - Чехия, Дания, Франция; есть страны, в которых меняются условия применения, к примеру, в Швейцарии в определённых местах её надо одевать, а в других местах надо снимать; есть страны, где свободное применение, например в Венгрии. То есть, повторяю, опыт очень разнообразный. Да, мы посмотрели зарубежный опыт, и это был тоже один из аргументов того, что надо более глубоко подойти к решению проблемы. В нашей стране ещё более разнообразные климатические условия, чем в любой из тех, которые я перечислил, поэтому надо серьёзно подойти к решению этой проблемы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Сергей Владимирович Иванов выступает. Больше никто не записался, кроме Сергея Владимировича. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, я очень коротко. Я, конечно, ни разу не видел шипованной резины для грузовиков, обычно цепи применяют, но я не об этом. Сергей Евгеньевич, у нас огромное количество законопроектов, которые ждут своего рассмотрения, и у нас очень часто авторы законопроектов на рассмотрение не являются. Вот я предлагаю не рассматривать законопроекты, пока автор не соизволит появиться, - значит, он не считает, что этот законопроект актуальный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич Нилов? Короткое выступление Олега Анатольевича Нилова. НИЛОВ О. А. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не будет голосовать за представленные законопроекты не только потому, что мне неудобно за Виталия Валентиновича Милонова, представителя Санкт-Петербурга, который второй или третий раз уже демонстрирует вот такое отношение к Государственной Думе, по этому поводу, я думаю, будет направлено соответствующее замечание в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга. А что касается сути, действительно, коллега Милонов или другие (я не знаю, кто ещё был автором этого проекта закона) попытались переложить ответственность с больной головы на другую голову, а больная голова как раз и отвечает за главное условие обеспечения безопасности движения, особенно в зимнее время, - я говорю об уборке дороги и приведении её в то состояние, в котором действительно можно осуществлять передвижение. Все перечисленные ранее причины касались именно вот таких условий, независимо от того, какие были шины или какие были автомобили, проблема в этом, поэтому, конечно, хотелось бы предложить коллегам и из нашего транспортного комитета, и из профильных комитетов Совета Федерации и законодательных собраний регионов подумать и представить законопроект об ответственности тех чиновников, тех служб, которые обязаны обеспечить уборку дорог, в любой снег, в любую слякоть прежде всего нужно обеспечить уборку дорог. Давайте предложим ввести штрафы за необеспечение, давайте предложим ввести наказание вплоть до отставки отдельных руководителей. Вот с этого надо бы начать! Второе, что хотелось бы предложить, - конечно, нужно сначала обеспечить условия, возможность, что называется, переобуваться, тем более для грузовых автомобилей, направляющихся в разные регионы. А у нас страна такая, какой просто нет больше на карте мира, когда в одной точке может быть плюс 20, в другой минус 20, а нужно проехать из первой точки во вторую. Физически осуществить вот эту "переобувку" бывает просто невозможно. Об этом, наверное, авторы совсем не подумали, по этой причине, конечно, эти законопроекты принимать на сегодняшний день нельзя. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Михайлович Зубов, пожалуйста. Микрофон включите Валерию Михайловичу Зубову. ЗУБОВ В. М. Буквально два слова. Я хочу присоединиться к мнению, которое высказал коллега Иванов, к обеим позициям. Мы советовались с профсоюзом транспортников: действительно, шипованной резины нет у грузовиков, это правильно, мы это смотрели. И в другом он тоже прав: нам надо всё-таки фильтровать законопроекты, которые не так уж значимы, скороспелые, не очень подготовленные, и концентрироваться на более серьёзных проблемах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Далее голосуются два альтернативных законопроекта. Пункт 13.1, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.) Пункт 13.2, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите результаты голосования по пункту 13.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 23 сек.) Проголосовало за 0 чел.0,0 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 2 чел. Не голосовало 448 чел.99,6 % Ноль. Спасибо. Покажите результаты голосования по пункту 13.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 46 сек.) Проголосовало за 1 чел.0,2 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 5 чел. Не голосовало 445 чел.98,9 % Один человек за. Спасибо тому, кто поддержал. Ставлю на голосование законопроект из пункта 13.2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 27 сек.) Проголосовало за 1 чел.0,2 % Проголосовало против 7 чел.1,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 8 чел. Не голосовало 442 чел.98,2 % Результат: не принято Оба законопроекта отклонены.
Заседание № 107
О проекте федерального закона № 234528-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления ответственности за управление в зимний период транспортным средством, не укомплектованным зимними шинами; внесён членами Совета Федерации С. Л. Катанандовым и В. А. Фёдоровым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 54.1. Я так понимаю, что Виталия Валентиновича Милонова, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, тоже нет в зале? Нет и не будет. Мы не можем рассматривать законопроект без участия докладчика. Мы фиксируем отсутствие докладчика и сегодня снимаем с рассмотрения альтернативные законопроекты, пункты 54.1 и 54.2. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но у нас выхода нет другого!