Заседание № 118
21.10.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 234440-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о создании и деятельности Международного научно-исследовательского центра "Памир - Чакалтая".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1327 по 1569 из 8690
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 9. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о создании и деятельности Международного научно-исследовательского центра "Памир - Чакалтая". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра образования и науки Российской Федерации Юрия Петровича Сентюрина. Пожалуйста. СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о создании и деятельности Международного научно-исследовательского центра "Памир - Чакалтая". В прошлом году в рамках государственного визита Президента Российской Федерации в Таджикистан было подписано соответствующее соглашение, которое предлагается ратифицировать названным федеральным законом. Соглашение заключено в целях обеспечения продолжения исследований космических лучей сверхвысоких энергий на построенной ещё в период Советского Союза уникальной установке, расположенной на высоте 4 тысячи 400 метров в горах Памира и содержащей 1,5 тысячи тонн высокоточного листового свинцового проката. Общая стоимость установки и инфраструктуры составляет около 2 миллионов долларов США. Принципы формирования и функционирования центра, изложенные в соглашении, обеспечат имущественную и юридическую защиту интересов российских учёных. Они соответствуют Конвенции государств - членов СНГ о создании и статусе международных научно-исследовательских центров и научных организаций от 25 ноября 1998 года, но отличаются от правил, предусмотренных российским законодательством, в части, касающейся запрета на обыск, конфискацию и экспроприацию имущества центра, а также в части предоставления льгот, привилегий и иммунитетов полномочным представителям сторон и должностным лицам дирекции центра. В связи с этим соглашение подлежит ратификации. Создание международного межправительственного научно-исследовательского центра позволит сохранить для российской науки упомянутую установку, а также инфраструктуру высокогорного научного полигона и продолжить на базе этой установки крупномасштабный международный проект, в котором участвуют учёные не только из России и Таджикистана, но также из Польши, Грузии, Киргизии, Узбекистана и присоединившиеся позднее к этим исследованиям учёные из Боливии, Бразилии и Японии, которые проводят аналогичные, но несколько меньшие по масштабам исследования в Андах, на горе Чакалтая, в Боливии. Данное соглашение стало результатом достаточно длительного поиска взаимоприемлемого и устраивающего обе стороны решения спорного вопроса о национальной принадлежности вышеупомянутой научной установки. Суть соглашения состоит в том, что обе стороны - и Россия, и Таджикистан - в равных долях передают эту установку для проведения исследований в состав названного центра. После ликвидации центра, которая может произойти по истечении первоначального срока действия соглашения (двадцать пять лет), всё расположенное на Памире имущество перейдёт к таджикистанской стороне. Важный вопрос состоит в том, кто будет финансировать научные исследования, проводимые в центре. Финансирование этих исследований будет осуществляться за счёт средств российских и таджикских научно-исследовательских организаций, участвующих в реализации научной программы. Предполагается, что участниками научной программы с российской стороны станут такие ведущие центры, как Физический институт имени П. Н. Лебедева Российской академии наук, Институт ядерных исследований Российской академии наук, НИИ ядерной физики имени Д. В. Скобельцина, МГУ имени Ломоносова и другие, с таджикистанской стороны - это институты национальной академии наук. Финансирование дирекции центра будет осуществляться за счёт средств государственных бюджетов Республики Таджикистан и России. При этом эти средства будут выделяться из объёма средств, выделенных соответствующим бюджетом для обеспечения текущей деятельности соответствующих ведомств. В случае с Россией речь идёт о Федеральном агентстве по науке и инновациям (Роснаука). В настоящее время начаты работы, направленные на реализацию названного соглашения в соответствии с его статьёй, которая предполагает режим временного применения названного соглашения начиная с даты его подписания. По нашей оценке, принятие названного федерального закона и вступление в силу в полном объёме названного соглашения позволят оправдать с технико-экономической точки зрения средства, вложенные в создание названной установки и её инфраструктуру, продолжить нужный для России международный научный эксперимент. А что касается установки, то за двадцать пять лет её эксплуатации все технические сроки и ресурсы будут исчерпаны. И что касается вывоза впоследствии с Памира, с этого высокогорного участка, установки и элементов её инфраструктуры, то это экономически не оправдано. Документы прошли все необходимые согласования в системе исполнительной власти. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. Присаживайтесь. Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Алексея Владимировича Островского. Пожалуйста. ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В дополнение к выступлению официального представителя Правительства Российской Федерации хотелось бы отметить, что данное соглашение было подписано ещё 29 августа 2008 года, во время официального визита Президента России, о чём уже говорил официальный представитель. И надо заметить, что соглашение уже временно применяется начиная с даты его подписания, оно было ратифицировано Республикой Таджикистан и будет действовать в течение двадцати пяти лет после его вступления в силу. Данный документ фактически возвращает нас к созданию научных центров, в которых могут работать учёные не только стран Содружества, но и других государств мира. Представляемое соглашение не только закрепляет юридический статус научного центра, но и предоставляет возможности для реализации совместных ядерных и астрофизических исследований космических лучей и сверхвысоких энергий. Работа научной установки, созданной и эксплуатировавшейся ещё в Советском Союзе, позволяет реализовывать ряд проектов в рамках международных организаций. В соответствии с положением закона "О международных договорах Российской Федерации" соглашение урегулирует правовой статус научно-исследовательского центра "Памир-Чакалтая", что позволит запустить в полном масштабе работу данной установки. В фундаментальных научных исследованиях названного центра с российской стороны принимают участие ряд ведущих научных учреждений (Юрий Петрович уже упомянул их). Хочу, так же как и официальный представитель, подчеркнуть, что в силу отсутствия данного соглашения научно-исследовательские работы на данном объекте, к сожалению, не проводились, в результате чего высокотехнологичное и дорогостоящее оборудование устарело и было частично разукомплектовано. Вместе с тем после соответствующих технических восстановительных процедур оборудование стало пригодно для проведения различных научно-исследовательских работ. Выполнение российской стороной положений данного соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. И как уже говорилось, спустя двадцать пять лет после окончания срока действия данного соглашения оборудование будет передано таджикской стороне. Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками совместно с Комитетом по науке и наукоёмким технологиям, Правовым управлением Аппарата Государственной Думы провёл необходимую экспертную работу и на своём заседании поддержал данный законопроект. Комитет исходя из изложенного принял решение рекомендовать Государственной Думе ратифицировать соглашение, так как оно соответствует интересам Российской Федерации и способствует дальнейшему развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Вижу пока две руки, будем считать, что записались Селезнёв и Лебедев. Селезнёв Валерий Сергеевич, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо. У меня вопрос к докладчику и содокладчику. Каким образом учитывается тот факт, что президент Рахмон активно вводит запрет на использование русского языка на территории Таджикистана, особенно госчиновниками? Кто будет работать на этой станции? Будут работать там трудовые мигранты, таджики? Они выселяют нас оттуда. Пятьдесят тысяч русских, которые сегодня живут на территории Таджикистана, будут вынуждены использовать таджикский язык, изучать его, или они будут вынуждены оттуда уйти. Не защищены интересы нашей собственности за рубежом. Может быть, лучше будем строить у себя такие станции, для того чтобы ни к кому не идти на поклон? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Петрович. СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос. Речь идёт об уже построенном объекте, он был построен ещё в советское время, в 70-е годы исследования там проводились. Сегодня предлагается иной режим использования этого объекта - режим совместного использования, сформирован совет полномочных представителей, в который на паритетной основе вошли представители России и Таджикистана. Язык, на котором будут обсуждаться исследования и проходить общение членов дирекции, а также коллектива этой станции, как вы сказали, - это русский язык, а также язык международного научного сообщества - английский. Вся документация будет оформляться на русском языке. Обращаю ваше внимание на две статьи соглашения, о котором мы сегодня говорим, - это 7-я и 11-я статьи. Именно о них идёт речь, когда мы говорим о дополнительных гарантиях, защищающих имущественные и юридические права. Имущественные права - на объект и его инфраструктуру, а юридические права - права тех лиц, которые работают в дирекции и на само м высокогорном полигоне. Речь идёт о запрете обыска, конфискации и изъятия имущества этого международного центра, а также о распространении режима льгот, преимуществ и иммунитетов на всех тех, кто в этом центре работает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Надо добавить что-то, Алексей Владимирович? Пожалуйста. ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Валерий Сергеевич, хотелось бы прокомментировать ваш вопрос в отношении сокращения использования русского языка в Республике Таджикистан. Я, как и вы, член фракции ЛДПР, и я серьёзно обеспокоен теми процессами сокращения использования русского языка, которые проходят на постсоветском пространстве. Вместе с тем рекомендовал бы вам исходить не из той информации, которую мы получаем из СМИ, а из существующих реалий. Тот закон, который недавно принят в Республике Таджикистан, подписан президентом этой страны, не сокращает использование русского языка, поскольку в конституции этого государства прописано, что русский язык является языком межнационального общения, а, как известно, конституция выше любого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лебедев Игорь Владимирович, пожалуйста. ЛЕБЕДЕВ И. В., руководитель фракции ЛДПР. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Юрий Петрович, в своё время русские построили космический полигон Байконур, а сейчас Казахстан заставляет нас платить аренду за право его использования. Не получится так, что мы сейчас вложим огромные средства в освоение этого центра, а через некоторое время Таджикистан пересмотрит свои взаимоотношения с Российской Федерацией и скажет: "А теперь, ребята, платите нам деньги за то, что вы используете этот центр"? СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос. В данном случае риск возникновения такой ситуации является минимальным. Почему? Потому что мы говорим сегодня о международном соглашении, которое ратифицируется в соответствии с внутригосударственными процедурами. Более того, все средства в этот центр уже были вложены, и были вложены достаточно давно, всем Советским Союзом. Сегодня речь идёт об эксплуатации того, что создано на этом высокогорном полигоне. При этом вклад России будет внесён в виде интеллектуальной собственности, в виде программ научных исследований. А что касается дивидендов, которые мы получим от реализации международного научного эксперимента на этой станции, - это результаты исследований, которые в соответствии с соглашением подлежат обязательному опубликованию в открытых источниках и будут использованы в текущей деятельности названных мною в докладе наших научных организаций и научных учреждений. Поэтому с точки зрения эксплуатации центра и вложенных когда-то давно средств режим, который предлагается сегодня, а именно режим международного научно-исследовательского центра, представляется оптимальным. Наоборот, мы исходим из того, что было когда-то вложено на Памире. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Есть ли необходимость выступить? Нет. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2709 по 2727 из 8690
Пункт 9. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о создании и деятельности Международного научно-исследовательского центра "Памир - Чакалтая". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 34 мин. 47 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9% Результат: принято Принято.