Заседание № 238
О проекте федерального закона № 234241-3 "О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся порядка пользования лесным фондом при недропользовании).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 45 повестки дня: проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Артура Элденовича Мяки. Пожалуйста, Артур Элденович. МЯКИ А. Э., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемые коллеги, проект закона, представленный на ваше рассмотрение, направлен на решение проблемы обеспечения условий для интенсивного развития горно-добывающей отрасли России и упрощение процедур при создании новых предприятий, сокращение сроков окупаемости инвестиций. Почему же необходим данный закон и почему я все-таки докладываю, несмотря на то что сегодня повестка дня сверстана как бы на отклонение? На протяжении последних лет наблюдается устойчивый рост потребности горно-добывающей отрасли в дополнительных земельных участках, связанных с недропользованием, предоставление которых возможно только за счет земель лесного фонда в целом ряде регионов. Я понимаю, что для Центральной России это не актуально, но Дальний Восток, Север России - там на 80 процентов все земли покрыты лесами и любые горные разработки возможны только при своде леса. Причем комитет Государственной Думы по природным ресурсам в своем заключении подтверждает, что данный вопрос давно требует ответа, так как решение вопросов, касающихся земельных отводов, в том числе и перевод земель в нелесные для целей, связанных с недропользованием, препятствует эффективному освоению месторождений. Практика работ горнодобытчиков показывает, что рассмотрение землеустроительных дел в Правительстве сегодня занимает от полугода до года, что касается в первую очередь лесов первой группы. В результате на испрашиваемых участках не ведется добыча горных пород, строительство дорог, линий электропередачи и других важных объектов. Теряется инвестиционная привлекательность объектов недропользования из-за увеличения сроков возврата капвложений. При этом необходимо учитывать, что недропользователь уже получил лицензию государственного органа Российской Федерации на право пользования недрами. Что же получается? Сначала недропользователь обращается в Министерство природных ресурсов России с просьбой выдать ему лицензию на недропользование. В течение двух-трех лет он выбивает эту лицензию, уважаемые депутаты, а потом, получив лицензию, уже довольный, готовый приступить к инвестициям в данную отрасль, он снова обращается в то же самое Министерство природных ресурсов России и просит выдать уже право на свод леса или на перевод леса из лесных земель в нелесные. Представляете, какая бюрократия? Зачем Президент, насколько я понимаю, и Правительство создавали единое Министерство природных ресурсов, объединяя лесную отрасль и горную отрасль в одно министерство? Только для того, чтобы упростить процедуры прохождения документа. В результате мы получили орган, из-за которого еще больше времени затрачивается недропользователем для получения лицензии и права на вырубку леса. Законопроект предлагает внести в Лесной кодекс Российской Федерации следующие изменения. Во-первых, предлагается дополнить перечень оснований для выдачи лесорубочного билета лицензией на право пользования недрами. Как я уже говорил, если человек обратился в Министерство природных ресурсов, получил лицензию, соответственно, министерство уже должно само у себя в ведомстве решить, можно этому человеку на данной территории сводить лес или нельзя. Все вопросы должны решаться в министерстве, и, соответственно, это и должно быть основанием для получения права на вырубку леса. Также предлагается выдавать лесорубочный билет не на один год, как в действующей редакции Лесного кодекса, а на весь период геолого-разведочных работ и дальнейшей эксплуатации горно-добывающего предприятия, то есть на весь период действия лицензии. Что у нас получается сейчас? Человек получает в Министерстве природных ресурсов лицензию, в следующий раз он опять обращается в Министерство природных ресурсов, чтобы получить разрешение на свод леса, и потом должен в течение года срочно вывести этот лес, обязательно весь. Может быть, у него нет необходимости делать это в течение одного года, может быть, геолого-разведочные работы будут длиться три, четыре, пять, десять лет, но он должен обязательно весь лес в течение года свести. Куда это годится? Мы сами способствуем тому, чтобы лес обязательно вырубался и куда-то там продавался. И третий вопрос, который решает данный законопроект, - это передача права перевода лесных земель первой группы в нелесные для целей недропользования субъектам Федерации при наличии у предприятия лицензии на недропользование. Что имеется в виду? Что мы не доверяем субъектам. Я считаю, что... Например, в Республике Карелия действительно неэффективная... Вы смотрели целый ряд передач, посвященных лесной отрасли, и видно, как у нас неэффективно используются лесные ресурсы, сколько нарушений допускается на сегодняшний день. Может быть, не имеет смысла по всем лесам первой группы передавать право решения субъектам Федерации, не во всех субъектах Федерации такое возможно. Но для целей недропользования... Если Министерство природных ресурсов России уже приняло решение о том, что можно выдать лицензию на недропользование, соответственно, и по лесу оно может принять решение. И только по этому лесу мы можем доверить субъектам Федерации право принимать решение о переводе земель из лесных в нелесные. Спасибо большое, уважаемые коллеги, за то, что меня выслушали. Я очень надеюсь на понимание, потому что данная проблема волнует, наверное, сегодня всех горнодобытчиков в Российской Федерации, которые находятся, как вы знаете, все в северных территориях. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад заместителя председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию Валентина Васильевича Лунцевича. Пожалуйста, Валентин Васильевич. С места не хотите? Тогда хоть подошли бы пораньше. Скорее, скорее, Валентин Васильевич, время-то идет. ЛУНЦЕВИЧ В. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Георгий Валентинович! Памятуя ваше замечание о том, что я должен докладывать мнение комитета, докладываю в первую очередь мнение комитета. Предложение нашего коллеги Мяки мы рассматривали на заседании комитета. Принято следующее решение. Учитывая отрицательное заключение Правительства и то, что Правительство все-таки разработает и утвердит положение о порядке перевода лесных земель в нелесные, и особенно по лесам первой группы, о чем говорил мой коллега Мяки, комитет поддержал мнение Правительства о том, что сегодня нецелесообразно выдергивать одну норму, надо дождаться всего комплекса предложений, связанных с дополнениями к Лесному кодексу, их очень много поступает, и они, в общем-то, справедливы. И на этом основании, а также на основании того, что по статье 72 Конституции Российской Федерации леса относятся к предметам совместного ведения и нельзя отдавать только субъекту Федерации право принятия этого решения, комитет поддерживает предложение Правительства данный законопроект отклонить. Пользуясь возможностью, хочу сказать несколько слов по этой ситуации. Я сегодня полтора часа просидел в Министерстве природных ресурсов по аналогичному вопросу, связанному с Оленегорским горно-обогатительным комбинатом, который уже два с половиной года разрабатывает карьер, а до сих пор земли не переведены. Я говорю, что процедура требует своего решения: либо мы должны потребовать от Правительства скорейшего принятия положения, которое регламентировало бы этот порядок и сняло многие вопросы, либо надо разрабатывать и вносить закон о порядке перевода лесных земель в нелесные, потому что отдельных, разрозненных предложений очень много. Что касается положений, связанных с автоматической выдачей лесорубочного билета по получении горного отвода, считаю, что предложение Мяки абсолютно правильно и его надо поддерживать, но, может быть, в отдельном законопроекте, и надо скоординировать его с законом "О недрах", с Лесным кодексом, чтобы эта норма работала на автомате. Учитывая мнение комитета не поддерживать законопроект, я скажу свое мнение: я бы поддержал предложение коллеги Мяки по первой и второй части. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Васильевич, все-таки вы докладывали позицию комитета, а она - отклонить. Есть ли вопросы к докладчикам? Нет. Ставится на голосование законопроект... (Выкрики из зала.) А не было обсуждения, какое заключительное слово?! Не было обсуждения. Ставится на голосование законопроект под номером 45 повестки дня. Комитет рекомендует его отклонить. Кто за то, чтобы принять данный законопроект? Включите режим голосования. (Выкрики из зала.) Не было докладчика, и 44-й мы проскочили. А, вы не по 44-му, вы по 46-му. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 45 мин. 24 сек.) Проголосовало за 16 чел. 3,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 16 чел. Не голосовало 434 чел. 96,4% Результат: не принято Не принимается законопроект.
Заседание № 217
О проекте федерального закона № 234241-3 "О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся порядка пользования лесным фондом при недропользовании).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
МЯКИ А. Э., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемые коллеги, прошу перенести с сегодняшнего заседания вопрос 10, автором которого я являюсь, в связи с тем что я сейчас согласовываю с Правительством (в пятницу буквально встречаюсь) позиции по этому вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, автор - сам Мяки, он просит перенести на более поздний срок. Поэтому сразу давайте, пожалуйста, пометьте, что сегодня рассматривать мы его не будем. Вопрос 10.
Заседание № 212
О проекте федерального закона № 234241-3 "О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся порядка пользования лесным фондом при недропользовании).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мяки Артур Элденович, пожалуйста. МЯКИ А. Э., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемые депутаты, прошу перенести на февраль пункт 26 повестки дня - о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации" в связи с необходимостью доработки.
Коллеги, депутат Мяки предлагает пункт 26, по которому он докладчик, перенести на февраль. Пометку сделайте в своем порядке работы: на февраль 26-й пункт.