Заседание № 155

05.04.2006
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 233765-4 "О внесении изменений в статью 29 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" (в части, касающейся порядка формирования Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации; внесён депутатами Государственной Думы С. Н. Абельцевым и А. В. Скочем).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4519 по 4771 из 6574
Коллеги, пункт 10.1. Законопроект первого чтения. Блок "Государственное         
строительство и конституционные права граждан". Проект федерального             
конституционного закона "О внесении изменения в статью 29 Федерального          
конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации". Доклад       
представителя Совета Федерации члена Совета Федерации Орловой Светланы          
Юрьевны.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Светлана Юрьевна.                                                   
                                                                                
ОРЛОВА С. Ю., представитель Совета Федерации, член Совета Федерации.            
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Проект федерального         
конституционного закона "О внесении изменения в статью 29 Федерального          
конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" направлен     
на уточнение положений Федерального конституционного закона "О судебной         
системе Российской Федерации". Касается он формирования квалификационной        
коллегии судей.                                                                 
                                                                                
Согласно действующей редакции части 2 статьи 29 Федерального конституционного   
закона "О судебной системе Российской Федерации" Высшая квалификационная        
коллегия судей Российской Федерации формируется Всероссийским съездом судей.    
Эта норма недостаточно точно отражает существующий порядок формирования         
Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, в состав которой   
помимо судей Российской Федерации входят: один член коллегии - представитель    
Президента Российской Федерации, который назначается Президентом Российской     
Федерации, и десять членов коллегии - представители общественности, которые     
назначаются Советом Федерации. Таким образом, положения Федерального            
конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" с учётом      
основополагающего характера данного законодательного акта требуют уточнения.    
                                                                                
Совет Федерации предлагает устранить имеющуюся неточность, установив правило,   
согласно которому Всероссийский съезд судей не формирует, а участвует в         
формировании Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.       
Такая правовая норма является чёткой, конкретной и полностью соответствует      
форме законодательного акта, в который вносится изменение. Проведённая          
правовая экспертиза законопроекта подтвердила правовую чистоту и текстуальную   
достаточность предлагаемого изменения.                                          
                                                                                
Рассматриваемая редакция законопроекта подготовлена с учётом предложений,       
содержащихся в заключении Комитета Государственной Думы по конституционному     
законодательству и государственному строительству, ранее направленном в Совет   
Федерации (решение комитета от 17 марта 2005 года). Законопроект в его          
настоящей редакции поддержан Правительством Российской Федерации (официальный   
отзыв от 14 декабря 2005 года) и одобрен Государственно-правовым управлением    
Президента Российской Федерации (письмо от 28 сентября 2005 года). Мы просим    
вас, коллеги, поддержать данный законопроект и считаем его очень                
своевременным.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Юрьевна. Пока присаживайтесь.           
                                                                                
По пункту 10.2 по доверенности Абельцева Сергея Николаевича доложит Александр   
Петрович Москалец и одновременно выступит с содокладом по двум                  
законопроектам.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Чтобы с самого начала      
все максимально поняли саму суть рассматриваемых законопроектов, я вначале      
зачитаю пункт 2 статьи 29 действующего Федерального конституционного закона     
"О судебной системе Российской Федерации", принятого, кстати, десять лет        
назад, в 1996 году. Здесь написано (вот он у меня): "Высшим органом             
судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует     
Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей       
Российской Федерации". Как видите, тут всё ясно. Но через шесть лет, в 2002     
году, был принят закон "Об органах судейского сообщества в Российской           
Федерации", регулирующий в том числе и порядок формирования квалификационных    
коллегий судей, в котором чётко указано, что квалификационная коллегия          
формируется в количестве двадцати девяти человек и что члены коллегии судей     
избираются по нормам представительства - от двух до четырёх от разного вида     
судов, и, кроме того, одиннадцать членов коллегии назначаются Советом           
Федерации и Президентом Российской Федерации. И тут всё ясно. Однако порядок    
формирования коллегии судей в соответствии с законом от 96-го года              
сформирован в такой практической плоскости, что явно требуется уточнение.       
                                                                                
В связи с этим авторы рассматриваемых сегодня альтернативных законопроектов     
(одного - депутаты Государственной Думы Абельцев и Скоч и второго - Совет       
Федерации) совершенно обоснованно обратили внимание на такую ситуацию и         
внесли соответствующие предложения. Но, внимательно рассмотрев оба              
законопроекта, комитет считает, что предлагаемые депутатами изменения лишь      
частично конкретизируют порядок формирования коллегии судей, поскольку          
фактически Всероссийский съезд судей не избирает членов коллегии, а участвует   
в её формировании. Кроме того, представляется излишним предложение авторов      
второго проекта определять в федеральном конституционном законе порядок         
участия съезда судей в формировании квалификационной коллегии. Редакция же      
проекта, представленного Советом Федерации, по мнению комитета, более точно     
определяет порядок формирования квалификационной коллегии судей (речь идёт      
именно об участии съезда в формировании) и позволяет учитывать различные        
способы формирования коллегии судей. Ну, вы знаете эти способы - это может      
быть и избрание, и назначение.                                                  
                                                                                
На основании изложенного Комитет по конституционному законодательству и         
государственному строительству рекомендует Государственной Думе отклонить       
законопроект, внесённый депутатами Абельцевым и Скочем, и принять               
законопроект, внесённый Советом Федерации.                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы к докладчикам? Есть ли желающие выступить? Есть.       
Попов Сергей Алексеевич, и Митрофанов потом. По три минуты.                     
                                                                                
Включите микрофон депутату Попову.                                              
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Уважаемые депутаты, то, что мы сегодня делаем, - это не    
по Конституции, это прямо противоположное тому, о чём говорит Конституция.      
Конституция говорит, что федеральные законы принимаются в соответствии с        
федеральными конституционными законами, а мы сейчас, наоборот, принимаем        
федеральный конституционный закон, чтобы его подправить под федеральный         
закон. Но это полбеды, на самом деле беда-то в другом.                          
                                                                                
Вот Светлана Юрьевна совершенно правильно сказала, что конституционный закон    
недостаточно точно отражает существующий порядок формирования Совета судей.     
Проще сказать, что съезд судей не выполнял то, что написано в конституционном   
законе. Съезд судей - это лучшие судьи страны. Зная о существующей коллизии     
между федеральным конституционным законом и федеральным законом, действовали    
не так, как учит Конституционный Суд, что применять нужно федеральный           
конституционный закон, а в соответствии с политической волей президента. Вот    
президент хочет, чтобы вы действовали именно так, - мало ли что в законе        
написано? - пожалуйста, действуйте, как написано в обыкновенном законе.         
                                                                                
Я могу сказать, к чему это может привести. Это может привести - реально,        
может быть, и приведёт - к тому, что любые действия квалификационной коллегии   
судей, Высшей квалификационной коллегии судей, например лишение судей           
полномочий, могут быть оспорены, не у нас, так в Страсбурге. И вполне           
возможно, это произойдёт. Потому что нужно выполнять законы, говорить о         
диктатуре закона, а не о диктатуре того или иного политика, не о диктатуре      
воли, даже президента страны.                                                   
                                                                                
Данный закон нужно принять, вероятно, ведь то, что творилось с 2002 года по     
2006 год, иначе как беззаконием назвать нельзя.                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Митрофанов Алексей Валентинович.                          
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Сергей Алексеевич правильно подметил здесь существующую        
проблему: за три года вся деятельность коллегии может быть практически          
оспорена. И поскольку сейчас мы подпадаем под международную юрисдикцию,         
любой, кто дойдёт до международного суда, может выиграть и создать серьёзные    
проблемы для российского правосудия. Понятно, почему это не делалось, там       
были свои причины.                                                              
                                                                                
Но я ещё хочу добавить следующее. Мне кажется, что нам нужно подумать о         
формировании корпуса судей, адвокатов и нотариусов. Это группа людей, куда      
доступ жёстко ограничен, это и должно быть, конечно, так, ведь они принимают    
особые решения. Но тем не менее не хотелось бы, чтобы эта категория             
превращалась в замкнутую корпорацию, которая живёт своим миром и решает свои    
вопросы. Поэтому я ещё раз напоминаю вам о своей инициативе, которую я буду и   
дальше предлагать, о том, что депутаты Государственной Думы и члены Совета      
Федерации, которые проработали не менее четырёх лет, имеют право назначаться    
судьями. Это абсолютно логично: депутат, законодатель, который принимал         
участие в создании законов четыре года, знает не меньше, чем девочка,           
которая, работая в суде секретарём, заочно получила юридическое образование и   
которая, в силу того что в суде работала, надела потом мантию судейскую. И      
почему такое сопротивление коллег, я не понимаю. Этот вопрос надо активнее      
обсуждать, и тогда будет приток действительно серьёзных кадров.                 
                                                                                
Мы должны представлять, как формируется сейчас судейский корпус. Судейский      
корпус формируется определённым образом - в основном из тех людей, которые      
когда-то начинали работать в судах, среди них, я уже говорил вам, много         
женщин, приходивших работать секретарями, которые потом становились судьями,    
и прочее, и прочее. Это не совсем правильно. Для судьи должен быть установлен   
нижний возрастной предел, он должен быть взрослым человеком, умудрённым         
опытом, имеющим и жизненный опыт, неплохо, если он имеет опыт, скажем,          
законодательной работы, тогда он может взвешенно решать. И часто мы             
сталкиваемся с тем, что коллеги в данном случае... (Микрофон отключён.)         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства хотели бы высказаться по данному       
вопросу? Нет. Александр Петрович, требуется ли заключительное слово вам? А      
Светлане Юрьевне? Требуется.                                                    
                                                                                
Включите микрофон, пожалуйста.                                                  
                                                                                
Орлова по карточке Лихачёва.                                                    
                                                                                
ОРЛОВА С. Ю. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Спасибо,       
конечно, за дискуссию, но мы глубоко убеждены, что это очень правильный         
законопроект, мы, наоборот, говорим о том, что Всероссийский съезд судей не     
формирует, а участвует в формировании, и это нормально.                         
                                                                                
По поводу того, кому быть судьями. Я думаю, что сегодня как раз в обществе      
идёт такая дискуссия. Невозможно всем депутатам или сенаторам быть судьями,     
но вместе с тем такое обсуждение сегодня позволяет на работу судейского         
сообщества в принципе посмотреть очень квалифицированно.                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Москалец Александр Петрович. С места.                                           
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, я, по сути дела, о замечании депутата         
Попова. Закон "Об органах судейского сообщества..." был принят, как вы          
знаете, в 2002 году, и практика его применения уже показала всю                 
состоятельность этого закона, в принципе по нему замечаний нет. Да, у нас на    
сегодня есть схема: Конституция, федеральные конституционные законы,            
федеральные законы и так далее. Но если мы с вами Конституцию не имеем права    
изменять, то как в федеральные законы, так и в федеральные конституционные      
законы дополнения и изменения Дума вносить вправе. Здесь Конституцию мы ни в    
чём не нарушаем, а принятое нами решение полностью будет соответствовать как    
раз её требованиям. А это мнение Сергея Алексеевича мы в комитете уже           
выслушали, но приняли такое решение, о котором я вам сегодня доложил.           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, у нас с вами альтернативные законопроекты, поэтому по ним              
объявляется рейтинговое голосование. Кто за то, чтобы принять в первом чтении   
законопроект под пунктом 10.1? Прошу проголосовать. (Идёт голосование.)         
Спасибо.                                                                        
                                                                                
На голосование ставится законопроект под пунктом 10.2. Кто за то, чтобы         
принять данный законопроект в первом чтении? Также прошу проголосовать.         
Коллеги, для стенограммы говорю, что это конституционный закон, поэтому         
формулировка: одобрить. Я поправляю себя: кто за то, чтобы одобрить в первом    
чтении? (Идёт голосование.)                                                     
                                                                                
Кто без карточек? Таковых нет.                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Прошу показать результаты первого голосования.                                  
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 27 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              360 чел.80,0%                                     
Проголосовало против            6 чел.1,3%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    367 чел.                                          
Не голосовало                  83 чел.18,4%                                     
                                                                                
Триста шестьдесят - за. Спасибо.                                                
                                                                                
И результаты второго голосования.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 28 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за               35 чел.7,8%                                      
Проголосовало против           10 чел.2,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     45 чел.                                          
Не голосовало                 405 чел.90,0%                                     
                                                                                
Тридцать пять... Спасибо.                                                       
                                                                                
Таким образом, у нас одобрен в первом чтении законопроект под пунктом 10.1.