Заседание № 10
О проекте федерального закона № 233757-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О геодезии и картографии" и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (в части уточнения порядка организации и финансирования мероприятий по оформлению прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества; принят в первом чтении 5 октября 2011 года с наименованием "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 9 повестки. Во втором чтении рассматривается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О геодезии и картографии" и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества". Докладывает Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 5 октября 2011 года. Он направлен на уточнение ряда положений действующего законодательства в сфере государственной регистрации прав, кадастрового учёта. За это время поступило три поправки. Все три поправки у нас рекомендуются комитетом к принятию. Суть этих поправок. Они, с одной стороны, вроде бы технические, но имеют существенное значение. Одна из поправок направлена на то, чтобы органы местного самоуправления и органы власти субъектов Федерации были вправе обеспечивать определённые меры по проведению кадастровых работ, государственного учёта и государственной регистрации недвижимого имущества. Это одна из главных поправок. Вторая поправка связана со следующим. На сегодняшний день у нас существуют учреждения, тридцать федеральных государственных учреждений, которые занимаются картографо-геодезическими работами. По действующему законодательству эти организации должны быть объединены в одно учреждение, и эта работа должна закончиться до 1 марта 2012 года. Так вот, здесь предлагается увеличить срок проведения этих организационных мероприятий - нужно архивы все передать, это достаточно трудоёмкая работа с точки зрения технической, поэтому мы предлагаем продлить переходный период до 2013 года. Ещё одна поправка связана с изменением названия законопроекта. Комитет наш предлагает принять данный законопроект во втором чтении. Ну и поскольку правовая и лингвистическая экспертизы проведены, если вы поддержите нас во втором чтении, мы будем, Сергей Евгеньевич, предлагать принять законопроект и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли замечания и возражения по таблице поправок? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 28 мин. 04 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Принято. Коллеги, профильный комитет предложил проголосовать законопроект и в третьем чтении в "час голосования". Есть ли возражения у коллег? Нет. Будут ли представители фракций выступать по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
Во втором чтении голосуется проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О геодезии и картографии" и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 20 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Принят во втором чтении. Ставлю этот же законопроект на голосование в третьем чтении. По мотивам от фракций никто не записался. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 49 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 253
О проекте федерального закона № 233757-5 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (в части уточнения порядка организации и финансирования мероприятий по оформлению прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 16 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества". Член Совета Федерации Константин Викторович Сурков просит рассмотреть данный законопроект без своего участия. С содокладом выступает заместитель председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Ольга Дмитриевна Гальцова. Пожалуйста, Ольга Дмитриевна. ГАЛЬЦОВА О. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Данным законопроектом предлагается внести изменения в части 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", установив, что порядок подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учёта земельных участков и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, в упрощённом порядке будет определяться соответственно нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Какие основания для принятия такого предложения, которое внёс член Совета Федерации в Государственную Думу? Согласно статье 12 федерального закона № 93-ФЗ требования, в соответствии с которыми федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе осуществлять организацию и финансирование мероприятий по выполнению в отношении таких земельных участков работ по подготовке документов, могут оказывать им содействие в подготовке необходимых документов для проведения государственного учёта таких земельных участков, созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, государственной регистрация прав на них, установлены Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Второе. Принятие данного закона позволит субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления определять самим порядок организации и финансирования мероприятий, указанных в статье 12 федерального закона № 93-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными в законе о кадастре. Данный законопроект поддержан Правительством Российской Федерации, Комитетом Государственной Думы по строительству и земельным отношениям. Данный законопроект не поддержан Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления. Имеется также заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, в котором отражено, что предлагаемое изменение не изменит существенных условий реализации прав граждан на оформление в упрощённом порядке своих объектов недвижимого имущества, которые подпадают именно под действие федерального закона № 93-ФЗ. Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует данный законопроект принять в первом чтении, так как данные изменения в 93-й федеральный закон позволят органам местного самоуправления и органам субъектов Федерации самим принимать нормативные акты для оформления в упрощённом порядке тех объектов недвижимого имущества, которые подпадают под упрощённый порядок в соответствии с 93-м федеральным законом, чего раньше не было. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Дмитриевна. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Есть два вопроса. Рохмистров и Лекарева. Пожалуйста, Рохмистров Максим Станиславович, ваш вопрос. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопросы связанные, очень простые. Почему бы, во-первых, в законопроекте не прописать нормы прямого действия, а не отдавать на откуп субъектам Российской Федерации придумывать этот перечень по упрощённому порядку? И почему вот данный упрощённый порядок вводится по ограниченному количеству объектов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ольга Дмитриевна. ГАЛЬЦОВА О. Д. Дело в том, что 93-й федеральный закон об упрощённом порядке государственной регистрации прав на отдельные объекты недвижимого имущества чётко определил виды объектов недвижимого имущества, которые подпадают под упрощённый порядок государственной регистрации. Это ограничено 93-м федеральным законом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Вера Александровна Лекарева, ваш вопрос. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Надежда Васильевна. Уважаемая Ольга Дмитриевна, мы, конечно, поддерживаем любую законодательную инициативу, которая направлена на улучшение положения наших граждан, и я надеюсь, что этот упрощённый порядок как раз и облегчит гражданам эту процедуру. Ну, мы с большим удовольствием делегируем субъектам Российской Федерации полномочия, не подкрепляя их финансированием. Вот здесь написано, что передаётся право финансирования указанных мероприятий. А предусмотрены эти средства в бюджетах субъектов Российской Федерации и в каком объёме? И ещё: увеличивается ли финансовая нагрузка на граждан в связи с принятием этого закона? ГАЛЬЦОВА О. Д. Вера Александровна, как раз данный законопроект предоставляет право органам местного самоуправления и органам субъектов Федерации самим определять порядок финансирования и порядок организации оказания помощи гражданам и в постановке на кадастровый учёт, и в государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества. Какая на сегодняшний день ситуация сложилась? Мы в конечном итоге федеральным законодательством право оказывать содействие гражданам предоставили, но федеральное законодательство не говорит о том, кто определяет порядок той помощи, которую сегодня оказывают органы местного самоуправления и субъекты Российской Федерации. Мы как раз и конкретизируем: мы вносим изменения в законодательство и даём вам право самим определить порядок оказания содействия в плане оформления земельных участков, постановке на кадастровый учёт и регистрации прав на объекты недвижимого имущества. На сегодняшний день согласно статистике некоторые субъекты Федерации уже оказывают содействие гражданам в оформлении земельных участков согласно 93-му закону, а многие субъекты Федерации отказывают в этом в связи с тем, что такой порядок не предусмотрен никаким законодательством. Поэтому мы сегодня такое право предоставляем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Дмитриевна, присаживайтесь, пожалуйста. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Уважаемые коллеги, два выступающих. Пожалуйста, Рохмистров Максим Станиславович, ваше выступление. РОХМИСТРОВ М. С. Мы поддерживаем настоящий законопроект, хотя, если говорить о логике, которая была в докладе представлена, что у нас бюджеты местного уровня будут формировать как раз земельные участки, налог на землю, можно согласиться, что мы им отдаём на откуп формирование собственной налоговой базы, но если мы возьмём крупные города и такие субъекты, как Москва, то тут не хотелось бы отдавать на откуп местной администрации порядок, каким образом будут проводиться процедуры по формированию и постановке на учёт земельных участков. Потому что если мы возьмём ту же Москву, то у нас огромное количество земель, которые не откадастрированы, никаким образом не приведены в соответствие по правовому статусу, а если приводить их в соответствие, то надо огромные деньги потратить на это. И то, что сегодня с логикой не очень... Вот мы говорим, что перечень мы не расширяем, потому что он определён федеральным законом, но поправки мы вносим как раз в этот федеральный закон, поэтому расширить перечень, по которому применяется упрощённая система, вполне можно было бы теми же самыми изменениями в тот же самый законопроект. Ну, как бы это дело самого субъекта законодательной инициативы. Но если мы будем очень медленно идти к тем целям, которые сегодня декларировала министр экономического развития, если будем такими маленькими шажками двигаться, то мы ни к 2020-му, ни к 2050 году не сделаем нашу страну инвестиционно привлекательной. Потому что если вы посмотрите, во сколько обходится сегодня нашим гражданам и даже организациям поставить на кадастровый учёт земельный участок и привести его в соответствие, ну, наверное, желание пропадёт сразу у всех. У нас даже по дачному участку в Подмосковье контора, которая занимается этими процедурами, потому что нормальные граждане сами этого сделать не могут, выдвигает стоимость за свои услуги от 5 тысяч y.e. и выше, причём y.e. может быть хоть одна, хоть вторая, но всё равно очень много. Вот то, что сегодняшняя система плохо работает, я думаю, это понятно. И самое главное, что Государственная Дума ничего не делает для того, чтобы у нас объект недвижимости наконец-то вошёл в единое целое с земельным участком, на котором он находится. Это тоже большая проблема, основная проблема не инвестиционной привлекательности нашей страны, а совершенно другой, коррупционной привлекательности нашей страны. Сегодня я не успел, к сожалению, министру задать вопрос, связанный с тем, что почему-то действующий ныне льготный порядок выкупа земельных участков, которые находятся под объектами недвижимости, находящимися в собственности, за 20 процентов от кадастровой стоимости, не будет пролонгирован, по мнению Министерства экономического развития, а срок истекает 1 января 2012 года. Основание, как они говорят: слишком мало людей выкупают землю под своими объектами недвижимости. Вместо того чтобы понизить эту выкупную стоимость, сделать её там 5 процентов или 10 процентов, они говорят: вот теперь по полной стоимости будут выкупать. Вот это непонятная позиция. И говорить об инвестиционной привлекательности, при том что у нас до сих пор, собственно говоря, с 17-го года все землю обещают, но никто её не даёт, нельзя, а в отношении тех, кто её имеет, мы всё сделаем так, чтобы её никогда и не оформили. Посмотрите на статистику: статистика коррупции в области земельных отношений и оформления земельных участков сегодня просто зашкаливает. А если посмотрите на рейдерство, которое процветает в этой части в связи с неурегулированностью законодательства и сложными процедурами по оформлению в собственность и кадастрированию земельных участков, вам тоже станет страшно. И до сегодняшнего дня Государственная Дума не приняла совершенно чётких законов прямого действия и максимально не упростила эту процедуру, чтобы она стала понятна любому гражданину, который приобретает участок. Считаю, что этим самым мы вместе с вами здесь способствуем сохранению и процветанию коррупции в этой части. А если посмотрите статистику по посадкам, которые у нас происходят, по количеству чиновников, которые привлекаются к уголовной ответственности, то увидите, что те, кто связан с земельными вопросами, как правило, лидируют, находятся в тройке лидеров, привлекаемых по коррупционным вопросам в этой части. И я считаю, что Государственная Дума уже этого созыва всё-таки должна, наверное, не только 93-й закон расширить, но, может быть, и принять нормальный закон в части продления права выкупа земельных участков по льготной ставке и, возможно, даже снижения этой ставки. Фракция ЛДПР в самое ближайшее время внесёт такой законопроект, и мы обращаемся с просьбой, чтобы он был рассмотрен в этом созыве как приоритетный. Мы поддержим, конечно, данную законодательную инициативу, хотя считаем, что это слишком маленький шаг навстречу нашим избирателям. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Захарьящев Василий Иванович, пожалуйста, ваше выступление. ЗАХАРЬЯЩЕВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемая Ольга Дмитриевна, уважаемые товарищи депутаты! Я согласен полностью с Максимом Станиславовичем Рохмистровым, он правильно сказал: слишком узок закон. Мы с вами приближаемся к важнейшему политическому этапу в жизни нашего государства - предстоящим выборам, и мы видим, сколько пустых лозунгов развешивают все политические партии, абсолютно все, в равной степени. И каждый депутат практически, с кем я имею контакты, - а мы здесь все знаем друг друга - выражает своё возмущение реализацией 93-го закона. Не сделало министерство экономики... Сегодня я не смог задать в силу обстоятельств министру этот вопрос, это под его ведомством находится Росреестр. Понимаете, стоят очереди до утра, по ночам записываются люди - почему мы все молчим?! Только чуть более 20 процентов, 21 процент, из двадцати одного миллиона садоводов зарегистрировали своё право. Вопиющие примеры вакханалии: Выборгский район, пограничный район, звезда, так сказать, нашей страны, район, который граничит с Финляндией, замечательные люди, четыреста семьдесят восемь садоводств. Самодур сидит во главе Росреестра и говорит: "А я не буду... Мне этот ваш 93-й закон... положите его под одно место". Я ему: "Что ты говоришь?!" Это говорилось в присутствии депутата Петрова, депутата Законодательного собрания Ленинградской области, мы с ним выезжали, говорилось в присутствии всей власти исполнительной. И все его терпят! Почему? Это представитель федерального органа власти. Я приезжаю в Москву, отправляю телеграмму в Росреестр, встречаюсь с госпожой Жуковой и говорю: "Что происходит?! Вы посмотрите, я вам пишу письма каждую неделю, каждый месяц, почему такое вопиющее отношение?" С олимпийским спокойствием: "Василий Иванович, это вы такой закон приняли, мы - исполнители". Ольга Дмитриевна, может быть, действительно господину Крашенинникову, как отцу этого закона, нашему комитету коснуться более глубокой причины? Мы ведь всю страну поставили на дыбы. В этом же Выборгском районе, посмотрите, около 30 процентов садоводств имеют свидетельства о праве коллективно-долевой собственности. И Росреестр заявляет: "Идите в суд, получайте судебное решение, только после этого мы вас зарегистрируем". Глава местной администрации говорит, что он не имеет права выдавать такое свидетельство, ему тоже нужно решение суда. Люди верят, собирают по 15 тысяч рублей (это тысячи людей, там три садоводства), суд принимает решение - Росреестр его отклоняет: "А нам это решение не указ, у нас есть закон". То есть сразу два противоположных мнения. Слушайте, кто будет верить в наши лозунги?! Кто будет верить в перестройку и в нашу социальную политику после этого?! Что происходит дальше? Мы обращаемся в Министерство обороны, поскольку земли семи тысяч садоводств на землях Министерства обороны. Товарищи депутаты, вы только вдумайтесь: по каждому садоводству нужно решение министра о передаче земель из ведения Министерства обороны в собственность государства, федеральных органов. Потом принимается решение правительства, потом принимается... Я вношу предложение Сердюкову: "Анатолий Эдуардович, давайте решим вопрос одним распоряжением правительства". Мне удалось за три года решить проблему только по одному садоводству, в Красносельском районе Ленинградской области, всё, остальные, как камни, стоят, потому что невозможно... Оказывается, у Министерства обороны нет денег провести кадастровые работы, для того чтобы исключить эти земли из собственности министерства. Дальше. Ольга Дмитриевна, оказывается в нашем федеральном органе власти, в Федеральном агентстве лесного хозяйства... Двенадцать тысяч садоводств расположены на землях лесов первой группы, по ним нужно решение только Председателя Правительства Российской Федерации. Кто пойдёт?.. Вы поверите, что садоводство дойдёт до Владимира Владимировича Путина, до правительства? Мы не имеем ни одного примера, когда какое-то садоводство дошло до правительства и по нему там было принято решение. Вы помните, у нас господин Савинов выступал, я ему задавал этот вопрос, сегодня новый руководитель - и никто ничего не делает! Поэтому я считаю, что мы в данном случае делаем огромную политическую, экономическую ошибку, потому что мы с вами отвечаем за 93-й федеральный закон. Я должен поблагодарить Владимира Алексеевича Пехтина, который провёл заседание фракции. Мы приглашали замминистра Манылова. Всё, что я сейчас говорю, мы ему сказали, но положение не изменилось ни на йоту. Поэтому принятие такого закона... как его назвать?.. обрезанного, будем так говорить, не просто не в полной мере решит проблему - он будет очередным формальным актом для огромной армии населения. Вопросы здесь надо решать кардинально! Вот подумайте, дорогие друзья, законодатель предлагает... одну фразу только привожу: вправе осуществлять организацию мероприятий и оказывать помощь. Мы с вами видели примеры, чтобы это слово - вправе - где-то использовалось в нашем законодательстве? Оно означает - считайте, что будет похоронено. Поэтому не пойдёт эта формулировка. И мы с вами подошли к пониманию, что, видимо, нам нужно принять поправку, обязать государство, обязать федеральные органы власти провести в садоводствах за счёт государства все кадастровые работы, поставить их безвозмездно на учёт, с тем чтобы мы действительно могли и были вправе решить эту проблему. Ярким диссонансом этого явления является Банк Москвы, который украл 360 миллиардов. 360 миллиардов! Здесь же требуется несколько сотен миллионов рублей, для того чтобы снять проблему с каждого второго жителя государства, потому что они не относятся, так сказать, к обеспеченной части населения. Поэтому я в данной части буду голосовать за принятие, но вношу предложение: этот закон требует глубочайшей доработки, он требует проведения или "круглого стола", или парламентских слушаний. Мы не имеем права выходить на выборы с таким низким уровнем нашей оценки социальных явлений. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович. Полномочный представитель президента не желает высказаться? Представитель Правительства? Данный законопроект выносится на "час голосования".
Ставится на голосование пункт 16 порядка работы Государственной Думы, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 45 сек.) Проголосовало за 437 чел.97,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7 % Результат: принято Принято.
Заседание № 248
О проекте федерального закона № 233757-5 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (в части уточнения порядка организации и финансирования мероприятий по оформлению прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, я по повестке. Мы просим 30-й вопрос перенести для согласования некоторых проблем.
Крашенинников Павел Владимирович - 30-й вопрос снять с рассмотрения. Никто не возражает? Никто не возражает.