Заседание № 140
10.02.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 233241-5 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в части продления срока лицензирования строительных видов деятельности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5117 по 5311 из 7278
Уважаемые депутаты, я вас информирую, что у меня сейчас на столе шестьдесят шесть протокольных поручений. Если у нас есть шанс в ближайшие восемь минут рассмотреть законопроект под пунктом 16, можно его начинать рассматривать. Есть шансы, точно? Я смотрю на Рохмистрова. Есть шансы, Рохмистров обнадёжил. Тогда объявляется пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Доклад Евгения Исааковича Богомольного, поскольку Законодательное Собрание Вологодской области просит рассмотреть этот вопрос без участия своего представителя. Пожалуйста. БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом предусматривается перенос срока прекращения предоставления лицензии на виды деятельности в области строительства, проектирования, инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений с 1 января 2009 года на 1 января 2011 года, а также перенос срока прекращения лицензирования указанных видов деятельности с 1 января 2010 года на 1 января 2012 года. По мнению разработчиков законопроекта, необходимость его принятия вызвана тем, что большинство строительных организаций не могут в условиях экономического кризиса выполнить установленные законодательством требования о внесении денежных средств в компенсационный фонд саморегулируемых организаций. Комитет по собственности напоминает, что в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" лицензирование строительных видов деятельности было заменено внедрением института саморегулирования. При этом начиная со дня вступления в силу указанного закона, то есть с 25 июля 2008 года, до 1 января 2010 года, то есть на полтора года, был установлен переходный период, в течение которого должны быть созданы саморегулируемые организации. Соответствующие виды деятельности в этот период могли осуществляться на основании или лицензии, или выданного саморегулируемой организации свидетельства о допуске к определённым видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В настоящее время вступили в силу федеральные законы об утверждении соответствующих технических регламентов. По мнению комитета, продление переходного периода, в частности возобновление задним числом выдачи лицензий на строительные виды деятельности, повлечёт за собой значительное снижение темпов создания саморегулируемых организаций, а следовательно, будет по-прежнему отсутствовать механизм материальной заинтересованности субъектов рынка услуг в области строительства и проектирования в надлежащем качестве оказываемых ими услуг и их ответственности перед потребителями. Разделяя озабоченность недостаточно высокими темпами вхождения в саморегулируемые организации юридических лиц, имеющих лицензии на осуществление деятельности в области строительства, проектирования и инженерных изысканий, Комитет по собственности полагал бы целесообразным временное, на период кризисных явлений в экономике, снижение размера компенсационного фонда саморегулируемых организаций, созданных и создаваемых согласно упомянутому федеральному закону, а также упрощение процедуры и снижение стоимости получения членами таких саморегулируемых организаций, имеющих соответствующую лицензию, свидетельства о допуске к определённым видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Необходимо обратить внимание на юридическую некорректность положения законопроекта о перенесении срока прекращения предоставленных лицензий на осуществление строительных видов деятельности, выдача которых уже прекращена с 1 января 2009 года. С учётом изложенного Комитет по собственности рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть вопрос. Депутат Плетнёва, пожалуйста, ваш вопрос. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Евгений Исаакович, по закону "О саморегулируемых организациях" вступление туда - дело абсолютно добровольное. Как вы считаете?.. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПЛЕТНЁВА Т. В. Там в статье 6, посмотрите, написано: добровольное вступление. Как вы считаете, вот строительный бизнес и добровольное вступление - как это совмещается? Это ведь не лицензия, человек может туда и не вступить, в организацию не вступить. БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Нет, Федеральный закон № 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс..." как раз говорит об обязательности саморегулирования: если не вступаешь, то и не имеешь права работать на рынке строительном, если вступаешь, то работаешь - всё очень чётко. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ещё вопросы, коллеги? Нет вопросов. Присаживайтесь, пожалуйста, Евгений Исаакович. Настаивает кто-то на выступлении? Настаивает тем не менее. Максим Станиславович, вы нас обманули, вот ещё и Серебров. Вот вам и десять минут. Пожалуйста, Максим Станиславович. Десять минут вам и десять минут Сереброву, да? А, пока три. Давайте по три минуты, коллеги, ну, уж не будем по одной. Пожалуйста, Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Фракция ЛДПР тоже поддерживает отклонение данной законодательной инициативы, так как разделяет идею, которая лежит в основе саморегулирования, - это ответственность профессионального сообщества за результаты труда его членов. К сожалению, слабо развивается эта идея в части строительства, в том числе и потому, что некоторые тешат себя надеждами, что можно возродить институт лицензирования, когда пошёл и у чиновника купил лицензию - и никакой ответственности за результаты не несёшь. Поэтому, защищая права потребителей результатов труда строителей, мы считаем, что действующая система, которая возлагает ответственность, в том числе материальную, за результаты труда строителей на саморегулируемую организацию, показала свою жизнеспособность. И я думаю, что законодательным собраниям надо, наверное, больше внимания уделять развитию данных саморегулируемых организаций, а не пытаться повернуть историю вспять и вернуть вот эти лицензии, которые ни к чему не обязывали. В недалёком прошлом на каждом столбе висело объявление: продаются лицензии строительные, транспортные, какие хочешь - всё по 200 рублей, оптом. Поэтому фракция ЛДПР не поддерживает принятие настоящего законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Серебров. СЕРЕБРОВ Л. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, у меня несколько другое мнение. Вот месяц только прошёл с момента, как этот закон заработал: с 1-го по 10 января были праздники, потом он заработал, и уже законодательные собрания выходят с предложением что-то поменять. Рано или поздно мы всё равно менять будем, но давайте попытаемся ответить вот на такой простой вопрос. Человек приобрёл лицензию в декабре 2008 года. (Его никто не предупреждал о том, что её не надо приобретать. В декабре 2008 года! С 1 января 2009-го лицензии потеряли... их уже не давали.) Приобрёл на три года, и приобрёл не так, как говорит Рохмистров - втихую, из-под полы у кого-то, - а у солидной государственной организации и заплатил за это серьёзные деньги. Прошёл год - ему говорят: выброси свою лицензию, иди в саморегулируемую организацию, заплати 350 тысяч. И это ещё не всё. Если ты застройщик-заказчик и сам не строишь, значит, всё равно плати 350 тысяч, но ты будешь ещё и нанимать подрядчиков и субподрядчиков, и они тоже должны будут вступить в эту организацию и заплатить по 350 тысяч. И это ещё не всё. Если ты хочешь работать в каких-то отдельных, ну, как говорят, особо ответственных видах деятельности, найми специалиста-инженера, чтобы он осуществлял контроль за этой деятельностью. И таких специалистов нужно столько, сколько видов деятельности ты будешь осуществлять. Ну, как вы знаете, любая строительная организация рентабельна только тогда, когда она осуществляет достаточно много видов деятельности. Этот закон направлен прежде всего на уничтожение средних организаций, даже не мелких - средних, у которых нет денег, чтобы всё это оплатить. Но, самое главное, закон ведь ставит перед собой какую основную задачу? Не допустить брака, заставить людей работать хорошо, а он эту задачу не выполняет. Сейчас главное: заплати деньги, сделай документы и делай что хочешь, и, может быть, если ты набякаешь, то саморегулируемая организация за тебя заплатит. Не заплатит ни за какие пироги! Так вот, я думаю вот что. Мы недодумали, и не просто так нас законодатели местные толкают ещё раз: посмотрите на этот закон. Мы сейчас разорим тысячи средних и мелких организаций, всё отдадим крупным организациям, и выиграют ли от этого дело и страна, мне, например, очень сомнительно. Я уверен, что мы к этому закону вернёмся, и вернёмся очень скоро. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Евгений Исаакович Богомольный - по карточке Вахаева, заключительное слово. БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Я очень коротко. Я прошу прощения, я специально сказал, что, во-первых, срок действия переходного периода был полтора года с 25 июля 2008 года, поэтому в декабре 2008-го никаких лицензий вообще в природе не было. И второе, не надо путать 148-й федеральный закон, который ввёл это саморегулирование в строительной сфере, и закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" - это разные вещи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Пожалуйста, голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 32 мин. 37 сек.) Проголосовало за 88 чел.19,6% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 92 чел. Не голосовало 358 чел.79,6% Результат: не принято Отклоняется.