Заседание № 168
О проекте федерального закона № 233227-4 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся права собственности на земельные участки на приграничных территориях; принят в первом чтении 27 января 2006 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 3. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по собственности Виктора Семёновича Плескачевского. Он просит включить ему микрофон на рабочем месте. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по собственности, фракция "Единая Россия". Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Указанным законопроектом предусматривается уточнение круга лиц, которые не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях. В настоящее время нормами земельного законодательства такое ограничение предусмотрено только для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Законопроектом предлагается распространить подобное ограничение не только на указанных лиц, но и на российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства составляет более 50 процентов, и тем самым ограничить круг лиц, которые могут обладать на праве собственности земельными участками, ещё в большей степени. Несмотря на то что Комитет по собственности всегда считал, что такое ограничение очень легко, даже слишком легко можно обойти, мы поддержали этот законопроект в первом чтении, потому что он соответствовал логике существующего на тот момент земельного законодательства. Комитет по собственности нашёл возможным поддержать его в первом чтении, но ко второму чтению поступило заключение Президента Российской Федерации на принятый в первом чтении законопроект, где указано, что на сегодняшний день перечень упомянутых приграничных территорий пока не установлен и принятие законопроекта до установления соответствующего перечня приграничных территорий представляется нецелесообразным. Принимая во внимание мнение президента в первую очередь, Комитет по собственности предлагает работу над этим законопроектом прекратить и принятый в первом чтении законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, Регламентом вопросы не предусмотрены, но, если есть необходимость, можно выступить представителям депутатских объединений. ИЗ ЗАЛА. Вопрос можно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё раз: Регламентом вопросы не предусмотрены, выступления - пожалуйста, от фракций. Локоть Анатолий Евгеньевич записался. И Никитин Владимир Петрович. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Локотю. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Вот такая наша позиция, если она сегодня будет принята, не очень понятна, особенно после обсуждаемого второго вопроса, когда мы так горячо в этом зале выступали, выражали эмоции, обличали друг друга и защищали государственную позицию. И тут же мы принимаем решение оставить дырку для того, чтобы торговать нашей российской землёй, приграничными территориями. Этот закон прошёл все три чтения, он был одобрен, принят. Объяснения, которые сегодня звучат от имени администрации президента, от имени президента... Я не знаю, кто эти речи вложил, так сказать, в уста от имени верховного лица России, как говорит докладчик, но это же антигосударственная позиция! Мы против снятия этого закона с рассмотрения, мы считаем, что это закон взвешенный, и будем голосовать против того, чтобы снять его. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Никитин Владимир Петрович, пожалуйста. НИКИТИН В. П., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Действительно, возникает очень странная ситуация, странная и с точки зрения содержания, которое предлагается этим законопроектом, и с точки зрения юридической формы. Я думаю, многие депутаты помнят, с каким трудом принимался Земельный кодекс, и одним из камней преткновения как раз и служил этот вопрос - о возможности получать в собственность землю иностранцам, в том числе в приграничных территориях, и с огромным трудом был найден компромисс, который позволил записать ту норму, которая фигурирует сейчас и в Земельном кодексе, и в законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Речь идёт об определении перечня тех земель в приграничных территориях, доступ к которым закрывается для иностранцев. В 2001 году были приняты Земельный кодекс и закон, по которому этот перечень земель устанавливается указом президента. В связи с этим аргумент, что перечень этих земель не установлен и эти приграничные территории не выделены, должен работать в другую сторону. Нужно провести, на наш взгляд, согласительные процедуры с президентской стороной, узнать, когда же, поскольку за пять лет не вышел этот указ, он будет, в конце концов, издан, то есть когда появится правовая база для того, чтобы уточнить, несколько расширить круг лиц, относительно которых будут вводиться подобного рода запретительные барьеры, потому что если на 50 процентов и больше эта структура контролируется иностранцами, то фактически это можно рассматривать как иностранное юридическое лицо. Поэтому, на наш взгляд, мы сделаем сегодня шаг совершенно неправильный, если согласимся с предложением профильного комитета. Нужно, наоборот, оставить этот законопроект, предложить президентской стороне провести согласительные процедуры, и, если, допустим, президентская сторона скажет, что этот указ появится через полгода, вот тогда и ввести в действие, так сказать, этот законопроект. Таким образом, проблема будет снята и будет закрыта очень большая брешь, которая волнует жителей и Дальнего Востока, и таких регионов, как Калининградская область. Мы, фракция "Родина", против отклонения этого законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будет ли выступать полномочный представитель Президента Российской Федерации? Нет. Полномочный представитель правительства? Нет. Уважаемые коллеги, переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять постановление об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 15 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7% Проголосовало против 84 чел.18,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7% Результат: принято Принято.
Заседание № 143
О проекте федерального закона № 233227-4 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся права собственности на земельные участки на приграничных территориях).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, приступаем к рассмотрению пункта 13 повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". С докладом выступает представитель Законодательной Думы Хабаровского края член Совета Федерации Озеров Виктор Алексеевич. Виктор Алексеевич, прошу. ОЗЕРОВ В. А., член Совета Федерации. Уважаемый Юрий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Внесенный законопроект имеет своей целью расширить круг лиц, которым запрещено получать в собственность земельные участки на приграничных территориях, перечень которых в соответствии с Законом "О Государственной границе Российской Федерации" устанавливается Президентом Российской Федерации, а также на особых территориях в соответствии с федеральным законодательством. Сегодня там запрещено получать земельные участки в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также иностранным юридическим лицам. Законодательная Дума Хабаровского края предлагает в законопроекте дополнить этот перечень и российскими юридическими лицами, в уставном капитале которых доля иностранного капитала превышает 50 процентов, иначе происходит скрытая скупка земель на приграничных и особых территориях Российской Федерации. В соответствии с этим мы предлагаем внести изменения и в пункт 5 статьи 3 закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", где говорится, что до выхода указа президента, естественно, пункт 3 статьи 15 Земельного кодекса действовать не должен. Доклад закончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Алексеевич. Коллеги, у нас произошла смена содокладчика. Если не будет возражений, с содокладом выступит Агеев Александр Александрович. Прошу. АГЕЕВ А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Юрий Николаевич, уважаемые коллеги! Комитет по собственности рассмотрел предложенный вашему вниманию проект федерального закона. Действующими нормами Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определен перечень лиц, которые не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных установленных особо территориях Российской Федерации. К их числу, как сказал докладчик, отнесены иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица. Законопроектом предлагается дополнить указанный перечень лиц Российской Федерации российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства составляет более 50 процентов. По мнению Комитета по собственности, предлагаемые изменения являются актуальными особенно для сопряженных с государственной границей регионов России, поскольку действующие нормы земельного законодательства не препятствуют скрытой продаже земельных участков иностранным юридическим и физическим лицам и лицам без гражданства на приграничных и иных особых территориях. Данная проблема была предметом обсуждения и на проведенном Комитетом по собственности в ноябре прошлого года в городе Чите семинаре-совещании по вопросу развития законодательства в сфере имущественных отношений. В частности, губернатор Читинской области и депутаты областной Думы предлагали срочно внести изменения в земельное законодательство, ограничивающие возможность для граждан и юридических лиц соседнего Китая приобретать в собственность земельные участки на приграничных территориях области, используя пробелы в нашем законодательстве. При этом предлагавшиеся читинцами меры фактически совпадали с теми, которые содержатся в рассматриваемом законопроекте. В связи с этим Комитет по собственности считает, что содержащиеся в законопроекте Законодательной Думы Хабаровского края уточнения норм земельного законодательства заслуживают поддержки и предлагает принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, вопросы? Нет вопросов. Коллеги, есть желающие выступить? Нет. Представители президента, правительства? Нет. Ставлю на голосование принятие в первом чтении проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 41 сек.) Проголосовало за 428 чел.95,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 428 чел. Не голосовало 22 чел.4,9% Результат: принято Принято.