Заседание № 247
14.09.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 233223-4 "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (предоставление субъектам Российской Федерации права регулировать статус выборных должностных лиц местного самоуправления; внесён Законодательной Думой Хабаровского края).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2446 по 2724 из 6393
Переходим к пункту 21. Здесь шесть альтернативных законопроектов. Пункт 21.1. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доклад представителя Московской областной Думы Александра Ефимовича Мурашова. МУРАШОВ А. Е., представитель Московской областной Думы. Добрый день, уважаемые депутаты! Московская областная Дума выносит на ваше рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Представленный проект федерального закона разработан в целях устранения пробела, существующего в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года в части определения социальных гарантий депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления. Статья 40 федерального закона № 131-ФЗ устанавливает лишь общие подходы к определению статуса указанных лиц, но не определяет конкретные права, обязанности, виды гарантий, предоставляемых депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий, и не устанавливает, какими правовыми актами они могут быть определены. Законопроектом предполагается установить, что депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Принятие представленного проекта федерального закона позволит субъектам Российской Федерации установить единые подходы к определению социальных гарантий деятельности депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Прошу принять представленный проект федерального закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Ефимович. Присаживайтесь. Уважаемые депутаты, обращаю ваше внимание на то, что по пункту 21.2 есть обращение Законодательного Собрания Краснодарского края с просьбой рассматривать законопроект без участия их представителя. Пункт 21.3, законопроект с тем же названием - "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Нет, тут немножко по-другому дано название. Ну, суть в том, что они альтернативные. Доклад члена Совета Федерации Вячеслава Александровича Новикова. НОВИКОВ В. А., член Совета Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, название которого было озвучено, я не буду повторять, оно слишком длинное. Аргументация по поводу принятия данного законопроекта была изложена моим коллегой из Московской областной Думы. Я просто хочу обратить внимание на два обстоятельства. Первое. Это положение, к сожалению, не было урегулировано 131-м законом и законом об общих принципах организации органов власти в субъектах Федерации, поэтому требует своего урегулирования. Более того, существующий закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" ставит в неравное положение муниципальных служащих, которые имеют социальные гарантии, и депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц, которым никакие гарантии не предусмотрены, не предусмотрено также, каким образом регламентируются такие гарантии. Поэтому и появился данный законопроект. Отличие моего законопроекта от предыдущего, который был внесён Московской областной Думой, заключается только в том, что здесь социальные гарантии устанавливаются в соответствии с законами субъектов Федерации, а там эти нормы должны быть внесены в устав в соответствии с законами субъектов. Я в принципе с этим согласен, и, если Московская областная Дума не возражает, я готов стать соавтором того законопроекта и предлагаю законопроект принять в первом чтении именно в варианте Московской областной Думы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, обращаю ваше внимание на то, что у нас есть право рассматривать законопроекты из пунктов 21.4, 21.5 и 21.6 без участия представителей субъектов права законодательных инициатив - инициаторов этих законопроектов. Содоклад по этим трём пунктам порядка работы сделает председатель Комитета по вопросам местного самоуправления Владимир Семёнович Мокрый. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, доклад по всем остальным и содоклад по тем законопроектам, по которым уже были сделаны доклады. МОКРЫЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, проблема гарантий реализации полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления чрезвычайно актуальна. Она действительно обострилась ещё больше после того, как мы с вами приняли Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации". Подтверждением этого является также и тот факт, что мы с вами сегодня рассматриваем шесть альтернативных законопроектов на данную тему. В настоящее время сложилась ситуация, при которой отдельные аспекты статуса указанных лиц устанавливаются в статье 40 131-го федерального закона, ряд вопросов вправе регулировать муниципальные образования, но у них отсутствуют полномочия по установлению некоторых гарантий депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления. Например, муниципальными правовыми актами нельзя определить продолжительность отпуска, установить право обращения указанных лиц в органы государственной власти, организации, учреждения, предусмотреть включение в стаж работы периода осуществления полномочий депутатами органов местного самоуправления, выборными должностными лицами на постоянной основе. При этом 131-й федеральный закон не предоставил органам государственной власти субъектов Российской Федерации право принимать законодательные акты по данному вопросу. Рассматриваемые альтернативные законопроекты и направлены на восполнение правового пробела. Два из них уже представлены. Коротко об остальных законопроектах. Законопроекты, внесённые Алтайским краевым Советом народных депутатов и Законодательным Собранием Краснодарского края, предусматривают внесение дополнений в статью 40 131-го федерального закона. Этими дополнениями предоставляются гарантии депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления на федеральном уровне, однако такой подход, на наш взгляд, не будет соответствовать положениям Бюджетного кодекса, в соответствии с которым органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления. Исключение составляют муниципальные образования, которым предоставляются дотации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности. В таких муниципальных образованиях размер оплаты труда определяется в соответствии с предельными нормативами, установленными субъектами Российской Федерации. Остальные четыре законопроекта предоставляют субъектам Российской Федерации право регулировать вопросы, связанные с гарантиями выборных должностных лиц местного самоуправления. Предоставление гарантий указанным лицам является одним из вопросов организации местного самоуправления, который относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и поэтому регулирование гарантий должно осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровнях законодательной деятельности. Отдельные вопросы гарантий регламентируются в специальных федеральных законах, например о пенсионном обеспечении, решение других логично отнести к полномочиям регионов и муниципальных образований. Кроме того, надо учитывать, что мы с вами приняли изменения в Бюджетный кодекс, которыми с 1 января 2008 года предоставили высшему исполнительному органу госвласти субъекта Российской Федерации право при определённых условиях устанавливать для муниципальных образований нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления. Законопроект, внесённый Московской областной Думой, предусматривает установление гарантий для указанных лиц уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Таким образом, регионы получают право принять законы и урегулировать те проблемы, которые не могут быть регламентированы на муниципальном уровне. При этом сохраняется право муниципальных образований регулировать вопросы организации деятельности депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления. В то же время законопроект требует доработки. В частности, необходимо регулировать гарантии депутата, выборного должностного лица местного самоуправления независимо от того, на постоянной или непостоянной основе они осуществляют свои полномочия. Кроме того, гарантии деятельности указанных лиц не ограничиваются социальными, поэтому правомерно говорить о гарантиях осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления. Уважаемые коллеги, комитет предлагает принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления...", внесённый Московской областной Думой, и отклонить альтернативные проекты федеральных законов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Доклад закончен, как я понимаю, Владимир Семёнович? Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть, один вопрос, два вопроса, три... Нет, тогда давайте нажмём кнопки и запишемся, а то сейчас мы... Включите режим записи на вопросы. Обращаю ваше внимание: у нас осталось восемь минут. Желательно было бы уложиться, потому что мы в любом случае прервёмся для обсуждения другого вопроса. Покажите результаты записи. Трое. Малышкин Олег Александрович, пожалуйста. МАЛЫШКИН О. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Владимир Семёнович, ну вы же знаете, я крупный специалист в области местного самоуправления. Ну и вы бы сказали всем этим товарищам и сами бы выступили. Ну о чём вы говорите сейчас?! Сейчас навыбирали депутатов от поселений, никаких им полномочий не дали, денег не дали, имущества не дали - ничего не дали. Вот они сидят как собаки на сене, и ни за что не отвечают. Чем они там вообще заниматься-то будут? И сейчас говорят: дайте нам социальные гарантии. Ну и так никакой же работы там не будет и ничего делаться не будет! Они бы сказали: давайте пересмотрим в корне концепцию 131-го закона - ну, другой вопрос. А то что же получается? Ну, может, им сейчас дадим пенсию в пятьдесят лет, по льготе отправим? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МОКРЫЙ В. С. Олег Александрович, речь не идёт о том, хорошо или плохо, насколько полно загружены у нас главы муниципальных образований на уровне сельских поселений, речь идёт о принципиальном подходе к установлению не только социальных, как вы выразились, гарантий, а в целом гарантий выборным должностным лицам. Это и мэры городов крупных, это и мэры городов малых, средних и так далее. Мы с вами приняли федеральный закон о муниципальных служащих, у нас в этом году уже на практике что получилось? Муниципальные служащие стали уходить в отпуск, имеют право уходить в отпуск на срок до сорока пяти дней. Это право не урегулировано ни для выборных должностных лиц, ни для депутатов, работающих на постоянной основе, ни для мэров и глав муниципальных образований, и поэтому в отношении их должна применяться норма Трудового кодекса, который разрешает отпуск только на двадцать восемь календарных дней. Но и Трудовой кодекс ссылается на то, что для выборных должностных лиц местного самоуправления должно быть отдельное законодательство. Поэтому мы сейчас устраняем тот правовой пробел, который образовался в законодательстве в области гарантий выборным должностным лицам, в том числе и депутатам, а не только главам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гальченко Валерий Владимирович. ГАЛЬЧЕНКО В. В., фракция "Единая Россия". Владимир Семёнович, правильно ли я понимаю, что вы согласны с тем, что, так как мы отрегулировали законом "О муниципальной службе..." всё, что связано с муниципальными служащими, и есть целый ряд гарантий, которые не могут быть отрегулированы уставами и законами субъектов, мы будем иметь право в том числе и некоторые гарантии обеспечить путём внесения изменений в федеральный закон или, может быть, путём внесения закона соответствующего? МОКРЫЙ В. С. Я с вами согласен, я в своём выступлении говорил, что ряд социальных гарантий, допустим предоставление пенсии, мы регулируем федеральным законодательством (и на это мы указываем в своём заключении), а ряд вопросов - это вопросы регулирования муниципальными правовыми актами, законами субъектов Российской Федерации и, повторяю, теми поправками, которые мы внесли в Бюджетный кодекс. Сегодня во многом финансово-бюджетная обеспеченность работы органов местного самоуправления, содержание органов и выборных должностных лиц зависят от той бюджетной политики, которая будет регулироваться законами субъектов, и вырывать из общего законодательства субъект сейчас, точнее, не вырывать, а отрывать нельзя ни в коем случае. А, к слову сказать, такая законодательная практика существовала до принятия 131-го закона: все субъекты имели региональные законы, регулирующие статус выборных должностных лиц. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Последний вопрос - Махмудов Махмуд Гаджулаевич. Пожалуйста. МАХМУДОВ М. Г. Уважаемый Владимир Семёнович, вы не считаете, что всё-таки этот законопроект приводит к неравенству выборных лиц в разных регионах? Вот сейчас вы предлагаете дать право устанавливать социальные гарантии, льготы депутатам, скажем, уставом муниципальных образований, субъектов. Это сразу вызывает вопрос. Конечно, богатые регионы хорошие гарантии дадут, бедные регионы - плохие. И что это может вызвать? Это может вызвать недовольство, социальный протест тех, кто ущемлён. Может быть, всё-таки должны быть какая-то идеология, какой-то рамочный федеральный закон, дающий возможность регулировать эти вопросы самим субъектом, но чтобы не перехлёстывали? Я не буду говорить, какие льготы имеют депутаты Мосгордумы, им могут позавидовать депутаты Госдумы. А возьмите другие, бедные регионы - что им делать тогда? Я считаю, что здесь нужно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста, коротко, потому что время истекает. МОКРЫЙ В. С. Махмуд Гаджулаевич, я просто повторяю, что всё регулирование взаимоотношений органов местного самоуправления и органов госвласти в субъектах, особенно в бюджетной части, - а вы сейчас акцентировали именно финансово-бюджетную проблему обеспеченности органов местного самоуправления, - в том числе и федеральным законом номер 63, который мы с вами приняли, сведено к передаче полномочий субъектам Российской Федерации. И мы идём в контексте того федерального законодательства, которое в последнее время Государственная Дума принимает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивают. У нас две минуты осталось. Тогда мы прерываем обсуждение данного вопроса и переносим его рассмотрение, рассмотрим его после следующего законопроекта, который поставлен на фиксированное время.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4071 по 4246 из 6393
Давайте приступим к повестке дня. Я предлагаю завершить... Я прошу прощения у наших коллег, вопросы которых были поставлены на фиксированное время: мы были вынуждены прервать буквально ненадолго наше обсуждение по пункту 21. У нас было двое записавшихся - депутат Иванов и депутат Малышкин. Сейчас мы их выслушаем, затем проголосуем и перейдём к вашему вопросу. Пожалуйста, кто? Депутат Малышкин Олег Александрович. МАЛЫШКИН О. А. У меня короткое выступление. У нас же есть уставы муниципальных образований. Вы хоть один устав видели кто-нибудь, кто готовил эти законопроекты? Там ведь ясно и чётко прописаны гарантии местных депутатов. Вот пояснительную записку читал, смотрю: депутаты местного самоуправления не совсем владеют ситуацией, которая сложилась на территории. Тогда, извините меня, чем они там вообще занимаются? Ведь я не зря сказал: навыбирали депутатов поселений, а никаких полномочий у поселений практически нет. Какие там социальные гарантии ещё? Что там можно сделать? Они же вообще ничего не делают там, пока не работают, ещё пока не работают. Но в то же время хитро как-то идёт: хорошо, мы не работаем, но нам такие-то вот гарантии дайте - такую-то зарплату, пусть с работы отпускают... Но не должно этого быть! Нужно ясно и чётко себе признаться: стоп, 131-й закон не такой какой-то, надо что-то с ним делать, потому что полностью теряется прозрачность, теряется. И думаю, что мы таких дров наломаем, что мы будем... следующая Дума будет на каждом заседании рассматривать вопросы местного самоуправления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, у нас всё-таки опять неправильный подход к данному вопросу. Я согласен с Олегом Александровичем: социальные гарантии как раз должны быть у депутатов местного самоуправления, внизу. Сейчас речь идёт, так скажем, о депутатах, которые занимают свои должности в субъекте Федерации, либо о мэрах городов. Вы посмотрите статистику: это далеко не бедные люди, 99,9 процента пришедших в областные, краевые, республиканские парламенты депутатов - это крепкие хозяйственники, обеспеченные, упакованные на все сто процентов, то есть им хватит и себе, и детям, и внукам, и правнукам. И они ещё пытаются занять оплачиваемые должности и там вроде руководить комитетами и так далее. То есть он эту зарплату, что получает в качестве руководителя комитета на постоянной основе, может быть, за один присест в ресторане оставляет, а мы подобные вещи обсуждаем. Если уж на то пошло, надо идти до конца. Если ты депутат, давай оставляй все свои дела и занимайся депутатской работой на постоянной основе, тогда будут социальные гарантии. Если ты не хочешь этого делать, тогда и о социальных гарантиях говорить не приходится, потому что ты и так владелец заводов, газет, пароходов и на тебя работает и Трудовой кодекс, и пенсионное законодательство и так далее, и тому подобное. А вот это абсолютно неправильная позиция. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители правительства, президента хотели бы высказаться? Нет. Пожалуйста, Мокрый. Он руку поднял, я не могу не дать ему слово. МОКРЫЙ В. С. Уважаемые коллеги, я хочу сказать, что... я хотел бы уточнить. Первое. Мы с вами сейчас обсуждаем законопроект, который позволяет уточнить статус и гарантии выборных должностных лиц местного самоуправления. Вот Сергей Владимирович Иванов сейчас говорил, как я понял, о выборных должностных лицах и о депутатах в субъектах Российской Федерации. Конкретно по замечаниям, которые звучали в выступлениях и вопросах. 40-я статья 131-го закона установила определённые гарантии деятельности выборных должностных лиц - это минимальный и максимальный сроки полномочий, начало и окончание срока полномочий, условия досрочного прекращения полномочий и так далее. Но в то же время никакими правовыми нормами пока не урегулированы вопросы продолжительности отпуска, возможности участия выборных должностных лиц и депутатов муниципальных образований в работе органов государственной власти и многое другое. Речь идёт не только об обеспечении социальных гарантий, а об обеспечении гарантий деятельности выборных должностных лиц, я вот это хотел бы подчеркнуть. И я просил бы коллег поддержать законопроект Московской областной Думы, который именно и позволит законами субъектов Федерации в дополнение к тем гарантиям, которые уже существуют на федеральном уровне, устанавливать другие гарантии деятельности выборных должностных лиц. Что касается финансово-бюджетной обеспеченности и выравнивания, нам нужно стремиться выравнивать не зарплату в каждом муниципальном образовании, а экономическое развитие всех регионов, тогда у нас будет и с зарплатой нормально в муниципальном сообществе. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, состоялось обсуждение. У нас рейтинговое голосование, шесть альтернативных законопроектов. Ставится на голосование пункт 21.1. Я не зачитываю названия, поскольку повестка у вас на руках. Это проект, внесённый Московской областной Думой. Позиция комитета, вы слышали, - поддержать данный законопроект. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Пункт 21.2. Законопроект внесён Законодательным Собранием Краснодарского края. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Пункт 21.3. Этот законопроект докладывал наш коллега из Совета Федерации Новиков. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Пункт 21.4. Автор законопроекта - член Совета Федерации Озеров. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Пункт 21.5. Это проект Рязанской областной Думы. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Пункт 21.6. Это проект Алтайского краевого Совета народных депутатов. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Пожалуйста, покажите нам результаты голосования по пункту 21.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 08 мин. 05 сек.) Проголосовало за 387 чел.86,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0% По пункту 21.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 08 мин. 35 сек.) Проголосовало за 60 чел.13,3% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 64 чел. Не голосовало 386 чел.85,8% По пункту 21.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 09 мин. 05 сек.) Проголосовало за 56 чел.12,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 56 чел. Не голосовало 394 чел.87,6% По пункту 21.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 09 мин. 34 сек.) Проголосовало за 55 чел.12,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 55 чел. Не голосовало 395 чел.87,8% По пункту 21.5. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 09 мин. 59 сек.) Проголосовало за 56 чел.12,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 56 чел. Не голосовало 394 чел.87,6% И по пункту 21.6. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 10 мин. 25 сек.) Проголосовало за 57 чел.12,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 57 чел. Не голосовало 393 чел.87,3% Итак, уважаемые коллеги, в первом чтении принят законопроект, внесённый Московской областной Думой и поддержанный профильным комитетом.