Заседание № 75
10.11.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 233220-7 "О ратификации Протокола № 2 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о предоставлении Правительству Республики Абхазия государственного экспортного кредита от 24 декабря 2010 г.".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1488 по 1860 из 5054
8-й вопрос, о проекте федерального закона "О ратификации Протокола № 2 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о предоставлении Правительству Республики Абхазия государственного экспортного кредита от 24 декабря 2010 г.". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Сергея Анатольевича Сторчака. Пожалуйста. СТОРЧАК С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! В соответствии с условиями протокола, который только что был назван, пересматриваются условия возврата кредита, предоставленного Российской Федерацией Республике Абхазия в 2010 году. Новые условия предполагают, что период возврата кредита увеличивается на шесть лет и погашение задолженности по этому кредиту будет осуществляться также с 2023 по 2029 год включительно. Уменьшаются ежегодные платежи республики, приходящиеся на пиковые периоды возврата кредита, а именно на 2017-2021 годы. Эти платежи уменьшаются существенно - в 2,5 раза. Кроме того, условием протокола предусматривалась выплата республикой штрафных процентов за просрочку платежей в сумме более 2 миллионов рублей - соответствующее действие осуществлено, средства поступили на счёт Федерального казначейства в Центральном банке. Несколько слов о причинах, в силу которых пришлось пересмотреть условия того кредита, который был предоставлен республике, как я сказал, в 2010 году. Работая над проектом, мы учли два обстоятельства. Первое, наиболее существенное обстоятельство, было связано с тем, что экономический эффект от введения в эксплуатацию абхазской части железной дороги оказался существенно ниже, чем предполагалось инициаторами проекта - Минтрансом России, "РЖД" и, естественно, заёмщиком. Инертные материалы, которые поступали в Сочи для строительства олимпийских объектов, стали завозить другими способами, которые строители посчитали экономически наиболее целесообразными. Вторая причина, я частично о ней уже сказал, - это выход на пиковые нагрузки для национального бюджета республики в период 2016-2021 годов. Для примера скажу, что если до пиковых платежей нагрузка составляла 2 процента от доходной части республиканского бюджета, то после наступления графиковых платежей она увеличилась почти в три раза. Условия реструктуризации не предусматривают списания задолженности, и это одна из особенностей данного соглашения. При его разработке были учтены поручения Президента Российской Федерации, связанные с неоднократными обращениями Президента Республики Абхазия к Правительству и к Президенту Российской Федерации. В соответствии со статьёй 5 этого протокола он временно применялся, и в настоящее время просроченных платежей республики перед бюджетом Российской Федерации не имеется. Протоколом предусматривается изменение условий погашения ранее предоставленного кредита, который утверждался в составе федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, в связи с этим в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации протокол подлежит ратификации. Проект закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Константина Фёдоровича Затулина. Пожалуйста. ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками выносит на ваше обсуждение положительное решение о ратификации Протокола № 2 к соглашению о кредите, подписанному между Россией и Республикой Абхазия в 2010 году. В самом деле, только что уважаемый представитель правительства во время доклада о ратификации этого документа сказал, что средства в сумме 2 миллиардов рублей в течение 2010-2013 годов были затрачены на ремонт и обновление абхазского участка Закавказской железной дороги. Как вы знаете, эта железная дорога эксплуатируется только на территории Абхазии и России, дальше грузы и пассажиропотоки просто не двигаются, поскольку грузинская сторона перекрыла движение по этой дороге, и оно не возобновлено. На самом деле, конечно, для нас восстановление сообщения по Закавказской железной дороге имеет очень важное значение. И не только для нас: я уверен, что и для Грузии, и в особенности для Армении, нашего союзника на Кавказе, которая привыкла пользоваться этой дорогой, очень важно, чтобы это движение наконец-то началось. Но этому мешают известные политические причины, а именно отсутствие в Грузии понимания утраты Абхазии и понимания того, что Абхазия сегодня признана Российской Федерацией в качестве самостоятельного независимого государства. Я уверен, что, если в будущем движение восстановится, это на самом деле принесёт выгоду, на первом этапе пусть восстановятся хотя бы грузовые перевозки. А теперь что касается существа этого соглашения. Конечно же, на 2017-2019 годы выпадают пиковые платежи Абхазии по этому кредиту. Абхазия уже заплатила 538 миллионов рублей, если я не ошибаюсь, осталось заплатить 1,7 миллиарда, и ежегодные платежи в этот период должны составлять примерно 300 миллионов ежегодно. Абхазия не может выдержать таких платежей, не нарушая своих обязательств перед населением, социальных обязательств, выплат пенсий и всего остального, и поэтому Абхазия обратилась к нам с просьбой, чтобы время погашения этого кредита было продлено. Данным протоколом предлагается на шесть лет продлить погашение кредита, до 2029 года, и увеличить, кстати говоря, сумму финальных платежей на 200 миллионов, но сделать ежегодные платежи Абхазии посильными для бюджета этого государства, которое, как вы знаете, до сих пор признано очень немногими странами и на самом деле пользуется покровительством Российской Федерации не только в экономической сфере, но и прежде всего в сфере безопасности и обороны, с тем чтобы не возобновлялся кровопролитный конфликт на ближайшем расстоянии от нашей государственной границы. Комитеты-соисполнители, в частности Комитет по финансовому рынку, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, Комитет Совета Федерации по международным делам, прислали нам свои положительные отзывы на законопроект о ратификации этого документа. И мы просим уважаемых депутатов Государственной Думы принять это решение, которое, несомненно, способствует дальнейшему развитию отношений между Российской Федерацией и Республикой Абхазия. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Фёдорович. Коллеги, вопросы к докладчику, к содокладчику? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Шперов Павел Валентинович. ШПЕРОВ П. В., фракция ЛДПР. У меня вопрос к представителю правительства. Мы прекрасно понимаем ситуацию, которая сейчас сложилась на железной дороге, понятно, что с южной стороны она закрыта, но в принципе мы же понимаем, что можно что-то сделать, чтобы загрузить её хотя бы с российской стороны, и тогда возникает вопрос: что делают заинтересованные стороны для того, чтобы обеспечить такую загрузку? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Анатольевич. СТОРЧАК С. А. Спасибо за этот вопрос. Мы находимся в контакте с российским эксплуатантом этой дороги - акционерным обществом "РЖД". На сегодняшний день они работают над тем, чтобы увеличить скорость движения на этом участке, и это одна из существенных проблем, с которой они столкнулись на этапе введения в эксплуатацию. Ещё одно направление, по которому пытаются работать наши железнодорожники, - это восстановление для населения движения электропоездов, соединяющих Абхазию и Сочи. К сожалению, по оценке эксплуатанта, спроса на транспортные услуги, связанные с железной дорогой, немного, отсюда и отсутствие реальных перспектив перезапуска движения в ближайшие два-три года. Но, как говорится, время лечит, и мы надеемся, что постепенное восстановление отношений с соседней республикой даст возможность всё-таки перезагрузить эту линию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ЗАТУЛИН К. Ф. Я хотел бы добавить к тому, что сказано. Уважаемые коллеги, вы должны принять во внимание следующее: мы в своё время профинансировали реконструкцию этой дороги, и в том числе для строительства олимпийских объектов, но затем мы же, наши подрядные организации отказались от закупки щебня у абхазской стороны, между прочим ради того, чтобы, насколько я понимаю, закупать его по монопольной, более высокой цене. Мы сами себе залезли в карман и вместо того, чтобы покупать дешёвый абхазский щебень, покупали более дорогой, но это сейчас не предмет обсуждения. Электричка ходит по абхазской территории, но она, к сожалению, очень медленно ходит и стоит по два-три часа у нас на границе, пока идёт досмотр на государственной границе на реке Псоу. Конечно, эта проблема существует. Я уверен, что и Министерство иностранных дел, которое ведёт консультации с грузинской стороной, должно активизировать поиск компромисса с Грузией, потому что Грузия сама страдает от отсутствия движения по этой дороге, но, к сожалению, политические причины и прежде всего покровители Грузии не дают ей возможности снять это препятствие, потому что они не заинтересованы в наличии коридора "Север - Юг", а заинтересованы совсем в других коридорах, которые обходят Российскую Федерацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Анатольевич, бесспорно, помогать надо. Помимо кредита, который мы предоставляли на восстановление железной дороги, в 2015 году наши железнодорожные войска в рамках гуманитарной помощи, то есть безвозмездно, привлекались к восстановлению железной дороги в Абхазии. Скажите, пожалуйста, у нас планируются ещё такие акции и мероприятия, когда в рамках гуманитарной помощи наши железнодорожные войска вовлекаются в восстановление железной дороги, - помимо того кредита, который дали? СТОРЧАК С. А. Спасибо за вопрос. У меня такой информации нет. Конечно, по мере поступления запросов от МЧС мы такие задачи решаем, гуманитарные грузы отправляются, впоследствии мы компенсируем расходы МЧС за счёт средств федерального бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Вячеслав Викторович, Сергей Анатольевич, я считаю, что неплохо было бы при рассмотрении вопросов о кредитах иностранным государствам иметь возможность задавать вопросы представителям этих самых иностранных государств, представителям правительств этих стран. Почему? Вот сейчас я задал бы вопрос: а всё ли делается правительством Абхазии для того, чтобы не только своим гражданам сохранить социальные гарантии, но и выполнить обязательства перед российским бизнесом? Может быть, в том числе по этой причине денег не хватает в бюджете? Есть многочисленные обращения от российского бизнеса в Абхазии, который там не получает должной поддержки, мягко говоря. В связи с этим у меня такое предложение, уважаемые коллеги: учитывать и интересы российских граждан, российского бизнеса при рассмотрении подобных вопросов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это, скорее всего, пожелание. Коллеги, учитывая, что у нас с вами, вы знаете, на 11.00, на фиксированное время, стоит 21-й вопрос (мы приняли такое решение), не будет ли возражений, если мы завершим обсуждение ратификации, с тем чтобы докладчик продолжил работу, ну, и мы с вами не откладывали рассмотрение законопроекта? Нет возражений? Нет. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи. Покажите список. Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мне продлевать время не надо (и другим не рекомендую), уложусь в регламент. Мы, ЛДПР, всегда выступаем по этим вопросам, поскольку это не просто связано с отсрочкой выплаты долгов со стороны Абхазии, это последствия нашей неправильной общей политики по финансированию регионов - здесь у нас всегда политическая составляющая выше экономической: не отдаст Абхазия этого долга и всех остальных, и будет она у нас как бы больше на иждивении. Мы, ЛДПР, не против, исходя из безопасности южных рубежей, но сама ставка в своё время на финансовые вливания себя не оправдала. Грузия получила больше всех в советский период (я там был офицером политического управления), они гуляли всегда по Руставели, а работали азербайджанцы, курды, армяне, греки и русские, то есть гуляла Грузия. От Сталина ещё пошло, он послабление дал, и потом Брежнев любил туда приезжать - застолье всегда хорошее, тамада... Это вот проблема - мы переплачивали впустую. То есть установка была какая: дадим побольше национальным регионам - они будут с нами. Не получилось, разбежались моментально все в декабре 91-го года! То есть сама установка неверная. И надо, чтобы всё было в документах. Сейчас вот было 100 лет революции, так мы слышим такие вещи, что волосы дыбом встают у тех, у кого они ещё есть. Заявляют, что Антанта пришла в результате происков царя или белых! Антанту пригласил Троцкий, министр войны, военный министр, он пригласил для формирования Красной Армии, у них и в мыслях не было ехать в Россию, а сегодня говорят: нет, вот они, понимаете, в пользу белых - да они белым ничего не давали! Белые платили деньги, они им ничего не давали. Потом действительно уже Троцкий отказался от них. А кто Мурманский край сдал? Председатель областного совета! То есть всё должно быть в документах, чтобы не было обмана. Вот, говорят, американцы пришли на Север России. Да пригласил их первый советский руководитель Мурманского края, и они вывезли всё наше добро! Мы разбазариваем страну уже 100 лет - от Мурманска в 1918 году до Абхазии в 2017 году, 100 лет мы раздаём: берите наши деньги, берите наши богатства, всё берите, берите и увозите, увозите, увозите! Это может быть ошибкой, но правду надо говорить, хотя бы через 100 лет. Вот и сейчас мы говорим: не надо никому помогать! Уже 25 лет я говорю здесь об этом. Это бесполезно, ведь если наметят они уйти из нашей страны снова, всё равно уйдут, силой их не удержишь, но если они будут бедными, нищими, то они никуда не уйдут, потому что энергия - из России, товары - из России, транспорт - из России. А если мы всё это им даём, да ещё почти бесплатно, если они всё это получают, их другие начинают подкармливать, и тогда мы проигрываем. У нас было 23 миллиона квадратных километров 100 лет назад, сейчас 17 - где 6 миллионов? Три мировых войны не смогут забрать у страны столько территории! В ХVII век вернули страну - и кто! Ельцин что, не был в руководстве КПСС? Все они были там! Сто одиннадцать депутатов-коммунистов голосовали за утверждение беловежских соглашений, в нарушение закона! Съезд должен был утверждать соглашение, но нет, Верховный Совет - скорее, скорее, скорее!.. Сейчас мне на ушко шепчут: да нас, мол, напугали, что скоро и Россия развалится, давайте хоть Россию сохраним. Если боитесь, не надо идти в депутаты, дома сидите, если боитесь! Они испугались, а у нас сегодня минус 6 миллионов квадратных километров. Абхазия - это не маленький пример, это продолжение той же линии: раздавать, раздавать. Именно Грузия спровоцировала эти волнения в Закавказье, и никогда она не откажется от Абхазии, что бы мы ни делали. Для них Абхазия как для нас Крым, но только Крым всегда был русским, а Абхазия была самостоятельным царством. Опять же, кто включил Абхазию в Грузию? Советская власть! Абхазия как отдельное царство всегда входила в состав России, в состав Российской Империи, в состав Советского Союза, но "добрый" Сталин предложил, а за ним остальные: давайте грузинам подарим - нате, Южную Осетию берите, Абхазию берите... Кто разрешил войска выводить из Грузии? Зачем вывели войска? Кто помог Саакашвили прийти к власти? Шеварднадзе был ближе к России, так нет, наш министр иностранных дел Иванов едет в Тбилиси и уговаривает Шеварднадзе не сопротивляться, сдать власть Саакашвили - и вот что Саакашвили там натворил! А кто его поставил у власти? Москва, Кремль! И Аджария готова была отказаться от подчинения Тбилиси, но опять мы уговариваем руководителя Аджарии сдать Аджарию Тбилиси. А теперь выходят сюда товарищи из Министерства финансов, из министерства экономики и нам говорят: давайте простим, давайте отсрочим. Вот всё это вместе - неправильная политика в сфере государственного строительства, экономики, финансов, международных обязательств. Нам всем говорят, что Америка богатая страна, - так она забирает деньги со всего мира, а мы раздаём 100 лет! Мы же сами уменьшаем ресурсы! А у нас много ресурсов, царская Россия была одним из богатейших государств, царский червонец был на 100 процентов обеспечен золотом - нам Сторчак, наверное, это подтвердит, чтобы во фракции КПРФ не кричали опять, что это клевета и ложь, - а европейская валюта наполовину золотом обеспечена. У нас самая лучшая валюта в мире, а сегодня мы даём 70 рублей за доллар, хотя ему цена 60 копеек! Вот как установил министр финансов Зверев, так и надо давать им - 60 копеек за доллар! Ничего Абхазия не отдаст, и Южная Осетия не отдаст, но мы вынуждены эти регионы поддерживать, они нам нужны, там наши войска, это наша безопасность. Но не надо это прикрывать тем, что, мол, отсрочим, у них не хватает денег, - у них нет денег вообще! Можно взять землёй, апельсиновыми садами, мало ли что там можно найти - так ведь не умеем брать, умеем только отдавать. Давайте научимся ещё и брать с территорий за нашу помощь всё, что можно взять, и прекратим быть добренькими. Надо помогать себе, чтобы Россия была богатая, тогда Абхазия всегда будет с нами! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Аршба Отари Ионович. АРШБА О. И., председатель Комиссии Государственной Думы по вопросам депутатской этики, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я прошу прощения у коллег, что записался, тут очень много специалистов, просто эта тема этнически мне близка. Невзирая на критику со стороны Олега Анатольевича, несмотря на то, что Владимир Вольфович, как обычно, воспользовался моментом, чтобы рассказать, как устроен мир, я уверен, что вы поддержите этот законопроект, и заранее всех вас благодарю: спасибо всем большое! Реструктуризация долга - это частный вопрос. Всё, забудем про это. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Туров Артём Викторович. ТУРОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Хочу напомнить, что Абхазия на этом стратегическом направлении является нашим партнёром, с этой страной у нас есть объединённая группировка войск, и конечно, работа железной дороги и наше экономическое взаимодействие очень важны на этом направлении. Данный документ как раз и предусматривает укрепление дружественных отношений между Россией и Абхазией, развитие взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, как это предусмотрено в соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия. Протокол - это результат межправительственных переговоров России и Абхазии, его ратификация не влечёт необратимых экономических последствий, как сказали выступавшие, а кроме того, окажет положительное влияние на финансово-экономическую ситуацию в Абхазии. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит поддержать данный законопроект и проголосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полномочный представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик, Константин Фёдорович? Нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Протокола № 2 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о предоставлении Правительству Республики Абхазия государственного экспортного кредита от 24 декабря 2010 г.", вопрос 8 повестки дня. Включите режим голосования, пожалуйста. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 18 мин. 46 сек.) Проголосовало за 361 чел.80,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 362 чел. Не голосовало 88 чел.19,6 % Результат: принято Закон принят.