Заседание № 207
19.12.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 233214-6 "О внесении изменений в статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части, касающейся реализации права детей из многодетных семей на обучение по основным общеобразовательным программам; внесён А. Е. Бобраковым, А. В. Богомазом, Г. Н. Кареловой, Е. Ф. Лаховой, Л. И. Швецовой в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7225 по 7387 из 9818
Рассматриваем три альтернативных законопроекта. Пункт 68.1, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", пункты 68.2 и 68.3 - законопроекты с почти таким же названием, отличие только в одной букве в слове "изменение": в первом случае это слово во множественном числе, во втором и в третьем - в единственном. Докладывает Ирина Викторовна Мануйлова. Пожалуйста. МАНУЙЛОВА И. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Авторы всех трёх альтернативных законопроектов предлагают дополнить 273-й Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" положением о праве поступления в образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам детей из многодетных семей, чьи братья или сёстры уже обучаются в этой общеобразовательной организации. Предлагаемая авторами законопроектов норма, по сути, является формой социальной поддержки семей, которые имеют несколько детей, однако комитет отмечает, что в федеральном законодательстве понятие "многодетная семья" не определено, и это, понятно, может вызвать определённые затруднения в практике применения предлагаемых к принятию норм. Комитет полагает, что вопрос приёма в государственные и муниципальные образовательные организации сегодня достаточно полно урегулирован в пункте 4 статьи 67 федерального закона, где очень чётко закреплено, что в приёме может быть отказано только по одной причине: по причине отсутствия свободных мест. Определение порядка закрепления за каждой образовательной организацией соответствующей территории относится к полномочиям муниципалитетов. Дело в том, что это в большей степени соответствует интересам ребёнка и требованиям СанПиН - расстояние от места проживания до образовательной организации для детей, обучающихся по программам общего образования, имеет свои нормативы. Так что если многодетная семья обращается в образовательную организацию по своей территориальной принадлежности, никаких вопросов нет: эти дети, вне всякого сомнения, имеют это приоритетное право и, как показывает практика, бывают туда зачислены. Если старшие дети по каким-то причинам обучаются в образовательной организации вне этой территории, то и в этом случае федеральный закон вовсе не препятствует, не исключает возможности приёма ребёнка из многодетной семьи на обучение в образовательную организацию, где уже обучаются его старшие братья и сёстры, если там имеются свободные места. На самом деле проблема гораздо уже. Проблема возникает, как правило, в том случае, если младших детей пытаются определить в лицеи, гимназии или иные образовательные организации, пользующиеся высоким рейтингом, и вот в этом случае, с одной стороны, конечно, благие намерения поддержать многодетную семью заслуживают уважения, но, с другой стороны, мы одновременно ущемляем права тех детей, которые проживают на данной территории, - как правило, это первоклассники: если мы отдадим предпочтение детям из многодетных семей, для них фактически не останется мест в той образовательной организации, рядом с которой они живут. В случае отсутствия мест в том учреждении, где уже обучается старший ребёнок, многодетная семья имеет два варианта решения этой проблемы: либо обратиться в орган исполнительной власти, который осуществляет государственное управление в сфере образования, и через него решить этот вопрос, либо все дети могут проходить обучение в той школе, к которой непосредственно приписана территория, где проживает данная семья. Ну и наконец, две серьёзные проблемы, с которыми мы столкнёмся в случае, если данный закон всё-таки окажется принятым. Ну например: почему семья, в которой двое маленьких детей, не имеет возможности воспользоваться этим правом? И там, и там малолетние дети. И вторая ситуация. Представьте, что на одно и то же место претендуют ребёнок из многодетной семьи, которая проживает где-то далеко от данной школы, и ребёнок, который проживает рядом, непосредственно на закреплённой территории. В этом случае отдавать предпочтение многодетной семье тоже, на мой взгляд, не совсем правильно. Учитывая сказанное, комитет не поддерживает концепцию данных законопроектов и предлагает при рассмотрении в первом чтении отклонить представленные законопроекты. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Викторовна. Есть ли вопросы, коллеги? Нет. Есть ли желающие выступить? Есть. Вера Анатольевна Ганзя, других желающих не вижу. Пожалуйста, Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, вы знаете, в нашей демографической ситуации, если в семье трое или больше детей, уже только за это им следовало бы предоставить такое приоритетное право. Хотя ребёнок и его родители по закону имеют право на выбор образовательной организации, тем не менее дети из определённого микрорайона, где расположена школа, действительно к ней прикрепляются и могут в первоочередном, так скажем, порядке обучаться именно в этой школе. Но бывают разные ситуации. Например, если старшие братья и сёстры из многодетной семьи обучаются в другом образовательном учреждении - в образовательной организации, как она сейчас называется, - то, думаю, нелишним будет предоставить младшим детям такое приоритетное право. Во-первых, в школе две смены, занятия начинаются рано утром, в 8 часов, заканчиваются поздно вечером, криминогенная ситуация, обстановка у нас сами знаете какая, поэтому когда ребёнок идёт в школу или из школы... Безусловно, старшие братья и сёстры маленьких детей могут привести-отвести их, когда родители сами не могут этого сделать, так как они работают, и нанять няню тоже не могут, особенно в нынешней финансовой ситуации. В школе все меры безопасности принимаются, а вот по пути в школу - нет, и мы знаем уже десятки, а может быть, и больше, случаев, когда по пути в школу дети подверглись нападениям, насилию и так далее. У нас нет, к большому сожалению, смертной казни для тех, кто совершает сексуальное насилие над детьми, думаю, что в данном случае это тоже некий аргумент. Второе. Вот чисто житейская ситуация: маленькие дети, как правило, несут с собой в школу учебники, сменную обувь, спортивную форму и так далее, это всё им очень тяжело нести, а старший брат или старшая сестра вполне могли бы помочь. Как правило, в таком случае руководители идут навстречу, но, скажу вам откровенно, не всегда, потому что, если семья многодетная, всегда для образовательного учреждения возникают некоторые проблемы, потому что, например, этих детей надо накормить, то есть для многодетной семьи требуются особые условия. Думаю, что такой законопроект следует поддержать, правда, я уже заметила некоторую тенденцию (и, думаю, не я одна): как только выходят с законодательной инициативой наши регионы, так сразу у нас все почему-то против. Я прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать данную законодательную инициативу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Анатольевна. Владимир Владимирович Бурматов. Включите микрофон. БУРМАТОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, никто не спорит с тем, что проблема, безусловно, существует, но есть вероятность того, что предлагаемыми законопроектами можно не решить эту проблему, а создать дополнительные трудности. На мой взгляд, Ирина Викторовна Мануйлова в своём выступлении очень точно отметила те риски и узкие места, которые создают эти законопроекты. Сам факт того, что на сегодняшний день федеральный закон не исключает возможности приёма ребёнка из многодетной семьи в образовательную организацию, в которой уже обучаются его старшие братья или сёстры, при наличии свободных мест, а также ряд весьма спорных гипотетических моментов, которые появятся в случае принятия этих законов, не даёт нам возможности голосовать за них в том виде, в котором они представлены. В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что в таком виде принимать эти законопроекты нельзя, и мы будем голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Викторовна, будете ещё раз выступать? Депутату Мануйловой включите микрофон. МАНУЙЛОВА И. В. У меня единственное замечание: понимаете, именно территориальный принцип выбора образовательной организации как раз и снимает все риски, направлен на то, чтобы ребёнок как можно быстрее попадал домой, и поэтому, если многодетная семья принимает решение в связи с переездом или какими-то другими обстоятельствами перейти в школу, расположенную там, где они территориально проживают, именно это право федеральным законом им гарантировано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроекты на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 9383 по 9491 из 9818
Пункт 68.1, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Включите режим голосования, результаты не показывайте. (Идёт голосование.) Пункт 68.2, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Включите режим голосования, результаты не показывайте. (Идёт голосование.) И пункт 68.3, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Включите режим голосования, результаты не показывайте. (Идёт голосование.) Спасибо. Теперь покажите результаты голосования по законопроекту под пунктом 68.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 53 мин. 44 сек.) Проголосовало за 205 чел.45,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 205 чел. Не голосовало 245 чел.54,4 % Двести пять. По законопроекту под пунктом 68.2 покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 54 мин. 11 сек.) Проголосовало за 204 чел.45,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 204 чел. Не голосовало 246 чел.54,7 % Двести четыре. И по законопроекту под пунктом 68.3 покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 54 мин. 38 сек.) Проголосовало за 205 чел.45,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 205 чел. Не голосовало 245 чел.54,4 % Двести пять. Так, коллеги, законопроект под пунктом 68.2 отклоняется, а по двум законопроектам, пункты 68.1 и 68.3, мы будем голосовать ещё раз. Итак, ещё раз ставлю на голосование законопроект под пунктом 68.1. Включите режим голосования, результаты не показывайте. (Идёт голосование.) Спасибо. Ставлю на голосование законопроект под пунктом 68.3. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Спасибо. Теперь покажите результаты по пункту 68.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 55 мин. 41 сек.) Проголосовало за 204 чел.45,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 204 чел. Не голосовало 246 чел.54,7 % Двести четыре голоса. Покажите результат по пункту 68.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 56 мин. 06 сек.) Проголосовало за 198 чел.44,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 198 чел. Не голосовало 252 чел.56,0 % Сто девяносто восемь голосов. Законопроект под пунктом 68.3 отклоняется. Ставлю на голосование законопроект под пунктом 68.1, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 56 мин. 56 сек.) Проголосовало за 205 чел.45,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 205 чел. Не голосовало 245 чел.54,4 % Результат: не принято Этот законопроект тоже отклоняется. Таким образом, все три законопроекта отклонены.