Заседание № 214
О проекте федерального закона № 233205-3 "О внесении изменений в статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся правил аренды неделимого земельного участка в случае, если здание, находящееся на нем, принадлежит нескольким лицам на праве собственности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, подъехали представители Законодательного Собрания Владимирской области, поэтому давайте мы рассмотрим пункт 5 - проект федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации". Доклад представителя Законодательного Собрания Владимирской области Николая Ивановича Чукина. Пожалуйста. ЧУКИН Н. И. Уважаемый председательствующий, депутаты Государственной Думы! 25 октября 2001 года введен в действие Земельный кодекс Российской Федерации. Закон важный, принятия которого на местах ждали не один год. Второй год земельные отношения в стране строятся по-новому. В решении ряда вопросов пришлось коренным образом перестраиваться, что-то проходит гладко, вместе с тем, как показало практическое применение закона, ряд норм требует дополнительной доработки, конкретизации. Без внесения изменений и корректировок в закон реализация некоторых его норм затруднительна, а в ряде случаев практически невозможна. Пунктом 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если здание, помещение в нем, находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. Норма закона, регулирующая отношения в сфере заключения и исполнения договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора, прописана недостаточно четко и может явиться причиной длительных и спорных процедур согласования условий договора. В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Одним из существенных условий договора аренды является арендная плата: размер, порядок, условия и сроки внесения. Например, в здании владельцами-собственниками помещений являются как минимум десять лиц, а то и более, данные условия для каждого из них могут быть различны. Арендная плата будет зависеть от доли земельного участка, приходящейся на каждого владельца-собственника, вида использования земли и категории арендатора. Так требует статья 21 Закона "О плате за землю". Срок аренды также будет различным, поскольку он зависит от оснований и срока пользования помещением. Поэтому процедура заключения договора может затягиваться на неопределенное время, что в свое время скажется на размере платежей за землю, поступающих в бюджет. На любое внесение изменения в договор аренды, касающееся одного владельца-собственника, в силу гражданского законодательства необходимо согласие остальных владельцев-собственников, что на практике затруднительно либо вообще не представляется возможным. Кроме того, в случае нарушения условий договора одним из лиц на стороне арендатора невозможной становится реализация права арендодателя на досрочное прекращение аренды в соответствии со статьей 46 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 619 Гражданского кодекса. До принятия нового Земельного кодекса успешно действовала практика заключения договора аренды доли земельного участка без выдела на местности с каждым конкретным владельцем-собственником помещения, которая не противоречила ранее действующему земельному законодательству и является наиболее приемлемой. Поэтому мы не видим достаточных оснований для установления иного порядка. В связи с этим двадцать четыре субъекта Российской Федерации дали положительные заключения на инициативу Законодательного Собрания Владимирской области. В отрицательных заключениях комитет и Правительство в основном ссылаются на статью 607, пункт 3, говоря о том, что нельзя вносить данные изменения. На наш взгляд, пункт 2 этой статьи гласит, что закон может установить особенности сдачи в аренду земельных участков. Далее, посмотрим часть вторую пункта 1 статьи 2 и пункт 3 статьи 3 Земельного кодекса, где, на наш взгляд, прописано преимущество не Гражданского кодекса, а земельного законодательства по этой тематике. В статье 22 Земельного кодекса говорится о правах арендаторов, в частности о передаче прав и обязанностей другому лицу. Там говорится, что отдавать арендные права в залог, вносить их в качестве вклада в уставный капитал и другое при множественности лиц невозможно, так как кто-то из арендаторов захочет внести арендные права в уставный капитал товарищества, а кто-то отдать в залог, тем самым будет нарушен принцип, установленный пунктом 11 статьи 1 Земельного кодекса о свободе распоряжения земельным участком. Пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса гласит: изменение условий договора не допускается без согласия арендатора. Эта норма при множественности лиц практически не может быть реализована. Чтобы согласовать условия, касающиеся одного арендатора, необходимо согласие всех остальных. Вот, к примеру, уменьшилась площадь арендуемого в здании помещения - соответственно, изменяется доля и так далее. Неразрешим вопрос о сроках договора аренды. Он прямо зависит от сроков аренды помещений в здании, которые могут быть различны у разных арендаторов. Будет неработающей норма Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 7-1, предусматривающая ответственность за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, так как процедура заключения договора с множественностью лиц, на наш взгляд, может затягиваться на неопределенное время. Учитывая изложенное, Законодательное Собрание Владимирской области считает целесообразным сохранить установленный ранее порядок заключения договора аренды и просит Государственную Думу внести предлагаемые Законодательным Собранием изменения в статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович. Присаживайтесь, пожалуйста. Александр Васильевич Новиков, от Комитета по собственности. С места, пожалуйста. НОВИКОВ А. В. Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Владимирской области. Напомню, что в действующей редакции Земельного кодекса, в пункте 3 статьи 36, закреплена норма, согласно которой лица, являющиеся совладельцами здания, находящегося на неделимом земельном участке, имеют право на приобретение такого земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. В рассматриваемом законопроекте предлагается заменить эту норму, предоставив указанным лицам право заключать договора аренды доли земельного участка без выдела ее на местности. Однако доля земельного участка без выдела ее на местности не может быть предметом договора аренды, поскольку согласно статье 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Кроме того, предлагаемая редакция законопроекта противоречит и положениям статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 3 этой статьи в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условия об объекте, подлежащем передаче в аренду, считаются не согласованными сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. На законопроект получены отрицательные заключения Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам и Правового управления Аппарата Государственной Думы, а также отрицательный отзыв Правительства. Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по собственности не поддерживает проект федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации" в части аренды неделимого земельного участка, внесенный Законодательным Собранием Владимирской области, и предлагает его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчикам? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Нет таких. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 52 мин. 47 сек.) Проголосовало за 8 чел. 1,8% Проголосовало против 15 чел. 3,3% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 23 чел. Не голосовало 427 чел. 94,9% Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 212
О проекте федерального закона № 233205-3 "О внесении изменений в статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся правил аренды неделимого земельного участка в случае, если здание, находящееся на нем, принадлежит нескольким лицам на праве собственности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
собственности просит пункт 24 сегодняшней повестки дня рассмотреть 17 января,