Заседание № 94

25.01.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 232770-8 "О пробации в Российской Федерации" (в части введения в правовую систему института пробации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 698 по 743 из 5102
Коллеги, переходим к рассмотрению 2-го вопроса из блока вопросов третьего       
чтения. О проекте федерального закона "О пробации в Российской Федерации",      
третье чтение. Докладчик - Василий Иванович Пискарёв.                           
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и    
противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                             
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему           
вниманию законопроект принят нами во втором чтении 24 января сего года.         
Напомню коротко, что вводится новый, совершенно новый институт пробации -       
социальной поддержки определённой категории граждан, которые либо отбывали      
наказание, либо отбывают наказание, либо отбыли наказание. На сегодня на этот   
институт могут рассчитывать примерно 500 тысяч наших сограждан, которые         
получат соответствующую поддержку, так сказать, ресоциализацию, социальную      
адаптацию, социальную реабилитацию. Ну и, конечно, это мощный институт          
противодействия рецидивной преступности: на сегодня более 350 тысяч             
преступлений совершается лицами, которые ранее были осуждены. Принятие          
законопроекта, безусловно, повлечёт за собой благоприятные правовые             
последствия для общества, для государства.                                      
                                                                                
Законопроект прошёл все необходимые процедуры, согласования, замечаний не       
имеется, поэтому просим поддержать решение профильного комитета и принять       
законопроект в третьем чтении.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, по мотивам есть желающие высказаться? Нет.                             
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 2-й вопрос нашей повестки, третье         
чтение.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 15 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              400 чел.88,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    400 чел.                                          
Не голосовало                  50 чел.11,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           

Заседание № 93

24.01.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 232770-8 "О пробации в Российской Федерации" (в части введения в правовую систему института пробации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1815 по 1884 из 5187
8-й вопрос, о проекте федерального закона "О пробации в Российской              
Федерации". Докладывает Василий Иванович Пискарёв.                              
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предложенный         
вашему вниманию законопроект принят нами в первом чтении 6 декабря прошлого     
года. Напомню, что законопроект вводит в нашей стране совершенно новый          
институт пробации, это совокупность мер поддержки определённых категорий лиц.   
В частности, речь идёт о лицах, освобождённых из мест лишения свободы, лицах,   
которые отбывают наказание в местах лишения свободы, лицах, которые осуждены    
к наказанию, не связанному с изоляцией от общества.                             
                                                                                
При подготовке законопроекта ко второму чтению поступило 34 поправки, все они   
рекомендованы к принятию. Поправки внимательно и широко обсуждены в комитете    
с участием руководства Минюста России, здесь присутствующего, руководства       
ФСИН России, а также с уполномоченным по правам человека Москальковой           
Татьяной Николаевной. Все поправки рекомендованы к принятию, находятся в        
таблице поправок № 1. Они носят лингвостилистический, юридико-технический       
характер, уточняют отдельные формулировки законопроекта, не меняя концепции,    
принятой в первом чтении. Замечаний правового характера не имеется.             
                                                                                
Уважаемые коллеги, просим утвердить таблицу поправок № 1 и принять              
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович.                                
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              407 чел.90,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    407 чел.                                          
Не голосовало                  43 чел.9,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              409 чел.90,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    409 чел.                                          
Не голосовало                  41 чел.9,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Василий Иванович Пискарёв.                                          
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к третьему чтению,   
прошёл все необходимые процедуры, согласования. Просим включить его в проект    
порядка работы на завтра для рассмотрения в третьем чтении.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет.                             
                                                                                
Прошу учесть.                                                                   

Заседание № 81

06.12.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 232770-8 "О пробации в Российской Федерации" (в части введения в правовую систему института пробации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2523 по 2954 из 5379
19-й вопрос, проект федерального закона "О пробации в Российской Федерации".    
Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь -           
заместитель министра юстиции Андрей Викторович Логинов.                         
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Положениями законопроекта,          
подготовленного во исполнение поручения Президента Российской Федерации,        
впервые создаётся система пробации на базе уголовно-исполнительных инспекций,   
направленная на ресоциализацию и социальную адаптацию осуждённых на этапе       
отбывания наказания и после освобождения, также определяется перечень           
ответственных органов исполнительной власти и организаций.                      
                                                                                
Важнейшим инструментом в сфере пробации будет являться индивидуальная           
программа, которая включает в себя меры правового и иного характера,            
применяемые к конкретному лицу в зависимости от его жизненных обстоятельств,    
характеристики личности и индивидуальной нуждаемости. Осуждённым, выходящим     
на свободу, будет оказано содействие в трудоустройстве, в получении             
образования, медицинской помощи, пенсионного обеспечения, социальных услуг.     
Также предусматривается наделение ФСИН России полномочиями по ведению единого   
реестра лиц, в отношении которых применяется пробация. Эффективность пробации   
будет оцениваться по уровню снижения рецидивной преступности.                   
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович, присаживайтесь.               
                                                                                
С содокладом выступает Анатолий Борисович Выборный.                             
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как мы видим, в рамках данного      
проекта федерального закона нам предлагается ввести в нашем государстве         
институт пробации, создать правила, которые будут применяться в отношении       
осуждённых, которым назначено наказание в виде лишения свободы, в виде          
принудительных работ или иные меры уголовно-правового характера, а также в      
отношении лиц, отбывших наказание. Пробация включает в себя ресоциализацию,     
социальную адаптацию, социальную реабилитацию, а также защиту прав и законных   
интересов данной категории лиц. Предлагается установить единые принципы         
организации работы по социальной адаптации и социальной реабилитации            
указанной категории лиц. Кроме того, предлагается предусмотреть различные       
виды пробации, а именно: исполнительную, когда наказание не связано с           
лишением свободы, пенитенциарную, когда наказание связано с лишением свободы,   
или постпенитенциарную, то есть после освобождения из мест лишения свободы.     
                                                                                
Предлагаемые новеллы, и это очевидно, в случае принятия данного проекта         
федерального закона дадут возможность данной категории лиц более успешно        
встраиваться в социум, адаптироваться к новым жизненным условиям - прежде       
всего восстанавливать социально полезные связи, находить работу, находить       
жильё, - а также дадут возможность снизить негативное влияние мест лишения      
свободы как криминогенного фактора. Очевидно, что это даст возможность, с       
одной стороны, минимизировать рецидивную преступность, а с другой -             
безусловно, повысить уровень обеспечения безопасности в нашем обществе. Таким   
образом мы сможем разорвать порочный круг, из которого, кстати, сегодня не      
может выйти подавляющее большинство осуждённых. Например, сегодня порядка 80    
процентов осуждённых - это те лица, которые совершили преступление второй,      
третий и более раз. Получается, знаете, как в кино: украл, выпил - в тюрьму,    
и так по кругу.                                                                 
                                                                                
А в тюрьме тоже не всё так просто, отсюда, кстати, и выражение: тюрьма не       
исправляет, это школа новых преступлений. Там и озлобленность, и жестокость,    
другими словами, одно другого не лучше. Предлагаемые новеллы дадут              
возможность как де-юре, так и де-факто сделать место лишения свободы местом     
для исправления осуждённых и таким образом минимизировать влияние этих мест     
как криминогенного фактора.                                                     
                                                                                
После отбытия наказания тоже не всё так просто, как кажется на первый взгляд.   
Многие из осуждённых не могут решить даже вопрос, как оформить необходимые      
документы, не говоря уже о том, чтобы встроиться, найти работу или найти        
жильё. Проектом федерального закона предлагается уникальный институт            
пробации, чтобы после отбытия наказания человек смог реализовать своё право,    
смог встроиться в социум в более комфортных условиях и более эффективно         
использовать свой шанс стать законопослушным, добропорядочным гражданином       
нашего общества.                                                                
                                                                                
У Правового управления Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний   
по проекту федерального закона нет. С учётом таких обстоятельств Комитет по     
безопасности и противодействию коррупции предлагает данный проект               
федерального закона поддержать и принять в первом чтении.                       
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Борисович.                              
                                                                                
Коллеги, есть вопросы? Есть.                                                    
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста.                                          
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                    
                                                                                
Уважаемый Андрей Викторович, спасибо вам. Законопроект на самом деле важный,    
его долго ждали правозащитники. Людям, которые находятся в местах лишения       
свободы, конечно, потом сложно социализироваться, и наша задача - сократить     
количество будущих рецидивов. И конечно, здесь важно подключить к работе НКО,   
которые заинтересованы именно в этой помощи. Мы видим, что в законопроекте      
закреплён общественный контроль, но скажите, во-первых, когда нам ждать         
законопроект, который усовершенствует систему общественного контроля за         
соблюдением прав людей в местах лишения свободы?                                
                                                                                
И во-вторых, согласно финансовому обоснованию реализация положений не           
потребует выделения дополнительных средств. Но ведь всё равно при создании      
новой структуры, при ведении реестров, индивидуальных программ точно не         
обойтись перераспределением нагрузки сотрудников, а зарплаты сотрудников ФСИН   
и так, к сожалению, небольшие. Как вы считаете, как министерство видит          
решение этой проблемы, хватит ли средств?                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Одну минуту, Андрей Викторович, одну секунду. Я представлю: помимо              
докладчика, Андрея Викторовича Логинова, в правительственной ложе               
присутствует Вуколов Всеволод Львович, заместитель министра юстиции             
Российской Федерации. Вы сами распределяйте между собой, кто будет отвечать     
на вопросы.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Спасибо большое. Законопроект действительно готовился больше      
десяти лет, работа над этим сюжетом велась. И конечно же, внимание и роль...    
возможности некоммерческих организаций, общественных объединений, религиозных   
организаций в деле социализации, адаптации, социальной реабилитации             
осуждённых имеют большое значение. Что касается расширения роли                 
некоммерческих организаций в деятельности общественного контроля, вы знаете,    
президент уже подписал недавно нами обсуждаемый и принятый Государственной      
Думой федеральный закон, расширяющий полномочия общественных наблюдательных     
комиссий в этой сфере. И когда мы участвовали в дискуссиях и во втором          
чтении, и при принятии его в первом чтении, мы подчёркивали, что это один из    
шагов по направлению совершенствования этой деятельности.                       
                                                                                
Насчёт финансирования. Действительно, мы не закладываем какие-то суммы, в       
силу того что институт, создаваемый нами, является, безусловно,                 
многопрофильным. К субъектам пробации, как вы понимаете, относятся и            
федеральные, и территориальные органы и не только Министерства юстиции и        
ФСИН, но также МВД, Минтруда, минобразования, Минздрава. Всё это позволит нам   
по первым месяцам реализации данного закона, включая даже необходимую           
разработку и принятие подзаконных актов, сложить некую практику и понимание     
параметров финансирования этого института в дальнейшем. И мне кажется, что      
такой подход - о нём было доложено президенту, он согласился с таким            
подходом, - собственно говоря, позволит нам более точно определить              
необходимые цифры бюджета. Это правильно и с точки зрения бюджетной политики.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Андрей Викторович, закон, безусловно, нужный, и вы, как заслуженный юрист,      
конечно, во всех новых словах и специальных понятиях подкованы, но, может       
быть, всё-таки русифицировать название, например, "О совершенствовании          
социальной реабилитации"? А так - "О пробации...", - я вас уверяю: даже не      
все ваши юристы знают, что такое слово "пробация".                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Спасибо за вопрос. Как я уже сказал, десять лет велась            
разработка этого законопроекта, самого этого института, я так сказал бы,        
изучался опыт зарубежных стран.                                                 
                                                                                
Почему мы остановились на слове "пробация"? Действительно, оно не знакомо для   
очень многих наших граждан, в публичной сфере к нему ещё будут достаточно       
долго привыкать, но мы не могли подобрать единый термин, который охватывал бы   
такие цели данной деятельности, как ресоциализация, социальная адаптация,       
социальная реабилитация лиц, в отношении которых применяется пробация,          
предупреждение совершения ими новых преступлений. Комплекс этих явлений лучше   
всего объемлет слово "пробация", которое подразумевает, если посмотреть его     
толкование в разного рода источниках в Интернете, и адаптацию, и коррекцию      
поведения, и все те перечисленные направления, о которых я сказал. Если взять   
одно из этих направлений и назвать только, допустим, "О социальной              
реабилитации лиц", то это будет, ну, просто, сразу... Вся эта конструкция,      
поверьте, мы, как юристы, говорим, что она построена... Действительно, это      
хорошая, добротная работа - данный законопроект. И с точки зрения правового     
регулирования мы сейчас переходим к созданию нового предмета правового          
регулирования, который объемлет, который как бы объединяет деятельность уже     
существующих сфер и направлений государственной работы.                         
                                                                                
Поэтому слово "пробация" оказалось единственно возможным.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сипягин Владимир Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Андрей Викторович, законопроектом предполагается создание единой      
системы пробации, о которой вы сказали, и предусматривается совокупность мер,   
которые в том числе лягут дополнительной нагрузкой на субъекты Российской       
Федерации. Уважаемая Яна Валерьевна подчеркнула про ФСИН, но вот я хотел бы     
сказать про субъекты Российской Федерации, и это начнётся с первого дня         
действия закона. В финансово-экономическом обосновании, как было сказано, нет   
финансовых средств, которые потребуются, они не упоминаются, поэтому, что       
касается субъектов Российской Федерации, здесь хотелось бы, чтобы в первую      
очередь был сделан акцент на дополнительном финансировании с начала действия    
закона.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ВУКОЛОВ В. Л., заместитель министра юстиции Российской Федерации.               
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Владимир Владимирович, спасибо за вопрос.       
Хотел бы отметить, что действительно выстраивается система, когда               
уголовно-исполнительная инспекция будет координировать в том числе работу       
службы занятости, социального обслуживания, медицинского обслуживания и,        
соответственно, оказывать образовательную помощь, то есть в получении           
образования. И здесь как раз надо будет посмотреть, потому что на примере       
службы занятости мы понимаем, что выделяются определённые деньги самим          
регионам на программу занятости, а это определённое количество людей,           
определённое количество программ, определённое количество инструментов. И мы    
как раз посмотрим, исходя из того, что мы ориентируемся на то количество,       
которое выйдет, которое указано в законопроекте, мы считаем, что необходимо     
посмотреть, а понадобятся ли дополнительно деньги, потому что на сегодняшний    
день на программы службы занятости выделяется достаточное количество средств.   
Там просто нужна конкретная точечная работа в отношении таких лиц, потому что   
они, выходя из соответствующих исправительных учреждений, часто не знают,       
куда идти и к кому обращаться. И в законопроекте заложена координация           
деятельности именно этих граждан, чтобы они пришли в службу занятости, чтобы    
им оказали услуги. Вот Андрей Викторович об этом сказал, и я хотел бы ещё раз   
подчеркнуть, что мы посмотрим, нужны ли дополнительные средства, потому что в   
части выделения их в регионах на сегодняшний день, с нашей точки зрения, их     
может быть достаточно.                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Всеволод Львович.                                
                                                                                
Костенко Наталья Васильевна, пожалуйста.                                        
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Коллеги, хочу ещё раз сказать огромное спасибо Минюсту за то, что дожали эту    
тему. На самом деле это очень важно. Я работаю в сельских регионах и вижу,      
как много граждан попадает в тюрьму по надуманным причинам или по каким-то      
незначительным статьям, а в итоге они оказываются изгоями нашего общества. У    
них нет другого пути, кроме как снова возвращаться в тюрьму, хотя СВО           
показывает, что многие из них заслуживают второго шанса.                        
                                                                                
Вопрос у меня такой: с помощью каких инструментов будет применяться новый       
механизм, ведь речь идёт о занятости, о соцпомощи? Например, в деревнях очень   
сложно с занятостью - достаточно ли сил только ФСИН для решения поставленных    
задач?                                                                          
                                                                                
ВУКОЛОВ В. Л. Я несколько слов об этом уже сказал, но могу отметить, что сама   
система предполагает это в каждой из служб. Например, всё в той же службе       
занятости или в органах социального обслуживания будут конкретные люди,         
которые в соответствии с индивидуальной программой... Здесь всё-таки это        
зависит от гражданина, он выходит и по своему желанию (ну, поскольку он уже     
свободен, он отбыл наказание) туда обращается, высказывает свою потребность в   
индивидуальной программе.                                                       
                                                                                
Кроме того, будет вестись реестр таких граждан. Мы будем смотреть за тем, что   
с гражданином происходит, где он трудоустроен. И надо отметить, что все эти     
вещи попадают в годовую отчётность, все территориальные структуры федеральных   
органов исполнительной власти и органов исполнительной власти регионов будут    
вести соответствующую отчётность. Поэтому здесь координация будет обеспечена.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонов Сергей Дмитриевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, в пояснительной записке к законопроекту сказано, что в       
основном рецидивы связаны с последствиями именно социальных проблем             
освободившихся. Но к находящимся в трудной жизненной ситуации, к тем, кто       
выходит из тюрьмы, относятся и педофилы, а известно, что 90 процентов их        
рецидивов связано именно с медицинскими факторами. Вот какова эффективность     
социальной реабилитации педофилов? Здесь нужен жёсткий государственный          
контроль и вообще какой-то отдельный подход к этим моральным уродам.            
                                                                                
ВУКОЛОВ В. Л. Коллеги, это немножко другой вопрос. Лица, которые отбывают       
наказание или отбывали наказание по ряду статей, в числе которых и педофилия,   
находятся под контролем и надзором уголовно-исполнительной инспекции. Когда     
мы говорим о функции уголовно-исполнительной инспекции в плане пробации, мы     
говорим о новой функции, это практически не контрольно-надзорная функция, а     
функция, связанная с оказанием помощи, поэтому надо будет и сотрудников         
готовить соответствующим образом. А что касается указанных статей, в            
законодательстве чётко определено, каким образом за такими гражданами           
осуществляется контроль и надзор. Это просто немножко другое.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Останина Нина Александровна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Андрей Викторович, как вы относитесь к предложению Правового          
управления Аппарата Государственной Думы дополнить понятие "место жительства"   
понятием "место пребывания"? Лица, которые освобождены из учреждений,           
исполняющие наказания в виде принудительных работ, понятно, находятся в         
трудной жизненной ситуации и могут не иметь постоянного места жительства.       
Вообще, мы с этим столкнулись, когда принимали закон о прописке детей-сирот:    
дело в том, что без наличия прописки люди не будут иметь возможности получать   
какие-то социальные льготы. Это первое.                                         
                                                                                
И второе. Понятно, что эти люди имеют низкую степень материальной               
обеспеченности. Некоторое время назад у нас стартовал пилотный проект по        
социальному контракту, сейчас это хорошо применяется в отдельных регионах.      
Как вы считаете, может ли правительство рекомендовать социальный контракт как   
меру социальной адаптации для освободившихся?                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Да, конечно, социальный контракт будет рекомендован.              
                                                                                
Что касается места пребывания и места жительства. Мы всё же настаиваем в        
тексте законопроекта на понятии "место жительства", потому что сегодня многие   
осуждённые отбывают сроки либо по месту жительства, либо по месту совершения    
преступления, либо по месту жительства родственников. Если мы введём ещё и      
понятие "место пребывания" после выхода, честно говоря, значительно... Прежде   
всего это не даст никакого толчка, стимула для оказания помощи, направленной    
на решение задач пробации, и в то же время осложнит контрольно-надзорную        
деятельность уголовно-исполнительных инспекций за такой категорией              
освободившихся осуждённых.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Леонов Сергей Дмитриевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д. Уважаемые коллеги, действительно, такой законопроект, такой        
закон необходим в нашей стране. Десять лет велась его разработка, но есть       
определённые замечания, которые хотелось бы высказать от имени фракции ЛДПР.    
                                                                                
Первое замечание. Может быть, и обоснован вопрос выбора самого заключённого,    
который выходит на свободу, то есть фактически человек решает, хочет он         
участвовать в системе пробации или не хочет участвовать в системе пробации, с   
одной стороны. С другой стороны, эти люди опять попадают под контроль органов   
ФСИН, если они будут участвовать в пробации, и возникает вопрос: сколько        
людей захотят по желанию под этим контролем находиться и дальше в течение       
года?                                                                           
                                                                                
Кроме того, вообще непонятно, как будет приниматься решение о пробации. Вот     
человек хочет участвовать, он пишет заявление, и в течение 30 дней органы       
ФСИН решают, нуждается он в пробации или не нуждается в пробации. Нужны         
всё-таки, наверное, чёткие критерии, их нужно установить, может быть, не        
законодательно, а подзаконным актом, но это всё-таки необходимо.                
                                                                                
Почему я об этом говорю? Ежегодно 100 тысяч человек выходят из тюрем, а в       
этом законопроекте ничего не сказано о финансировании. Понятно, что всё это     
ляжет на ту систему, которая сейчас существует, и получится, как с теми         
участковыми: зарплату повысили, участковых сократили, соответственно, они не    
справляются. Так будет и с теми структурами, которые должны контролировать      
заключённых и участвовать в их социальной реабилитации, поэтому возникают       
большие вопросы. Просто может быть искусственное регулирование, то есть,        
понятно, когда система не справляется, а заключённые подают заявления на        
пробацию, им просто будут отказывать, потому что некому эту пробацию            
проводить. Вот такое есть ещё замечание, его, наверное, нужно учитывать.        
Таким образом, если будут новые штаты создаваться, то есть, я имею в виду,      
определённые люди будут этим заниматься, это хорошо, но это потребует           
дополнительных денег.                                                           
                                                                                
И ещё. В статье 13 законопроекта многие права уголовно-исполнительных           
инспекций, направленные на реализацию пробации, следует отнести к их            
обязанностям, так как в противном случае ряд мер даже по закону можно будет     
осуществлять по умолчанию. То есть это такое мягкое законодательство, которое   
не обязывает органы этих исполнительных инспекций проводить пробацию, а даёт    
им право. Вот здесь надо тоже усилить, может быть, поправками данные            
положения.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Борисович Выборный выступит с заключительным словом и от фракции.      
                                                                                
Андрей Викторович, есть необходимость в заключительном слове? Нет               
необходимости.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Борисович Выборный. Заключительное слово и выступление     
от фракции. С места.                                                            
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ      
РОССИЯ" данный проект федерального закона поддерживает. Почему? Дело в том,     
что каждый из нас желает жить комфортно и безопасно, в условиях, когда          
преступлений минимум, а лучше, конечно, чтобы преступлений вообще не было. Но   
есть одна проблема, причём большая проблема: у нас порядка 80 процентов         
заключённых в течение года - это те лица, которые совершили второе, третье      
преступление и более. И чтобы решить нашу ключевую задачу, нам, конечно же,     
необходимо ввести институт пробации, который даст возможность повысить          
эффективность социальной адаптации осуждённых, которые уже отбыли наказание,    
поскольку многие из них, как я уже докладывал от имени комитета, не могут       
решить элементарных вопросов, даже оформить необходимые документы, не говоря    
уже о том, чтобы устроиться на работу или получить жильё.                       
                                                                                
Очень важны механизмы, которые предлагаются в рамках данного проекта            
федерального закона. Они дадут возможность минимизировать негативное влияние    
мест лишения свободы, чтобы эти места стали и де-юре, и де-факто местами        
исправления осуждённых.                                                         
                                                                                
Что же касается тех замечаний, о которых говорил в своём выступлении Сергей     
Дмитриевич, многие из этих вопросов решаются не федеральным законом, а          
подзаконными нормативными правовыми актами.                                     
                                                                                
С учётом этих оснований фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект федерального      
закона поддерживает. Комитет Государственной Думы по безопасности и             
противодействию коррупции благодарит всех за активное участие в проработке и    
обсуждении данного проекта федерального закона.                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Проект федерального закона "О пробации в Российской Федерации" ставится на      
голосование.                                                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 03 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              394 чел.87,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.