Заседание № 155
05.04.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 232362-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" (в части, касающейся порядка применения огнестрельного нарезного короткоствольного оружия).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6130 по 6362 из 6574
Пункт 20. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии". Я думаю, что Николай Владимирович будет очень лаконичен и доложит о законопроекте быстро. Пожалуйста, Николай Владимирович. КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Многострадальный законопроект, который сегодня я имею честь вам представить, уже несколько раз откладывался. Последняя его версия, юридическая разработка, была представлена на ваше рассмотрение в 2003 году. С этого момента статистика у нас по криминальным показателям, разумеется, неутешительная. За это время, с тех пор, как не был принят данный законопроект, были убиты более ста двадцати тысяч человек, изнасилованы восемьдесят тысяч женщин, получили тяжкие телесные повреждения пять миллионов граждан. Моё глубокое убеждение как гражданина и как депутата от фракции ЛДПР, члена Комитета по безопасности, что если бы этот закон был нами принят в 2003 году, действовал, развивался, так сказать, в юридическом пространстве и времени, то этих цифр нам удалось бы избежать, они, разумеется, были бы не такими ужасающими, как те, которые я сейчас привёл. Что касается законопроекта, то он предусматривает разрешение ношения, приобретения и применения в целях необходимой самообороны короткоствольного нарезного оружия - имеются в виду револьверы, наганы - любому гражданину России в возрасте двадцати одного года, прошедшему углублённую медицинскую комиссию, специальную подготовку и имеющему до этого пятилетний безупречный стаж владения длинноствольным оружием, имеются в виду охотничьи карабины и ружья. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому из нас равенство перед законом и даёт нам возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Преступники, в отличие от законопослушных граждан, уже давно вооружены. Цифры разнятся, колеблются, но примерно три - пять миллионов неучтённых стволов находятся на руках у наших граждан. И именно эти стволы, неучтённые, нелегализованные, как правило, являются орудиями тяжких, особо тяжких преступлений, ибо совершить преступление с помощью легального оружия - это всё равно что оставить свою визитную карточку на месте преступления. Мировая практика свидетельствует о правильности выдвинутых нами вместе с вице-спикером Владимиром Вольфовичем Жириновским юридических тезисов в данном законопроекте. В тех странах, где подобного рода законы в различных правовых модификациях были приняты, уровень общеуголовных, в том числе тяжких, преступлений неминуемо идёт вниз. В той же Молдавии, бывшей советской республике, граждане которой по своему менталитету весьма схожи с русскими и другими коренными народами, проживающими в России, как только такой закон был принят, уровень преступности снизился на 40 процентов. Это при том, что в Кишинёве 60 процентов населения - русские. Во Франции, в Германии уже давно действуют такие законы. И наоборот, когда в силу различных политических мероприятий аналогичные законы были отменены в Англии и Канаде по той причине, что они якобы способствовали массовым расстрелам, хотя это тоже статистика лукавая, уровень преступности после отмены таких законов увеличился в полтора раза. Во многих штатах Соединённых Штатов Америки, на которые мы так любим ссылаться в плане улучшения параметров демократизации, такие законы действуют. Статистика и социология говорят о том, что в 80 процентах случаев достаточно демонстрации оружия, чтобы преступник отказался от своего преступного замысла. Кроме того, в 99 процентах случаев тяжкие и особо тяжкие преступления совершаются в условиях отсутствия представителя правоохранительных органов, поэтому перед лицом потенциальной угрозы законопослушные граждане оказываются безоружными, тогда как их оппоненты прекрасно вооружены, оснащены. В целях экономии времени, уважаемые коллеги, я позволю себе на этом закончить. Ещё хочу обратить ваше внимание на следующий аспект данного законопроекта: необходимо дать простор отечественным производителям подобного вида оружия. И здесь нет никакого лоббирования, поскольку наши образцы являются лучшими. Недавняя демонстрация, правда холодного оружия, в стенах Государственной Думы - яркое тому подтверждение. Поэтому, заканчивая, обращаюсь ко всему депутатскому сообществу, здесь присутствующему, к представителям различных фракций, с тем чтобы вы прониклись высокой гражданской сознательностью и поддержали данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Геннадия Владимировича Гудкова. С места. Включите микрофон. ГУДКОВ Г. В., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я уполномочен озвучить точку зрения Комитета по безопасности, но от себя я хотел бы сначала поблагодарить фракцию ЛДПР за огромное количество законодательных инициатив, так удачно заполняющих наше время. Ну, это, можно сказать, прямо какое-то весеннее наступление, что ли, как в Японии. А если говорить о законопроекте, то, уважаемый Николай Владимирович, очень сложно понять его предмет. Вы говорите о равных правах и равной безопасности, но вы же предлагаете вооружить только охотников, то есть людей, у которых есть охотничье оружие. Действительно, ряд стран позволяет охотникам на охоту брать с собой короткоствольное оружие, то есть пистолеты, для того чтобы добить добычу. И только там, именно в этом месте им разрешается носить с собой это оружие. Если вы хотите решить вопрос безопасности с помощью пистолета, то нужно писать, что это оружие нужно давать всем дееспособным и законопослушным гражданам, но тогда это тоже не предмет вашего закона. Предмет закона, на мой взгляд, - это как бы добавление к тому заключению нашего комитета, которое есть, - прописан совершенно нечётко: то ли вы об охотниках заботитесь, то ли вы заботитесь обо всех гражданах. Но тогда что делать всем тем, кто не охотник? А у нас сегодня охотников всего четыре с половиной миллиона из ста сорока шести, по-моему, миллионов граждан Российской Федерации. То есть остальные у нас будут в дискриминированном положении, поскольку, как вы сказали, вооружены и бандиты, и охотники, а остальные остались опять в угрожающей ситуации. О международной практике хочу несколько слов сказать: из двухсот двенадцати стран, входящих в Организацию Объединённых Наций, только в шести странах разрешается ношение оружия, и то с огромным количеством ограничений, то есть это частичное право на ношение оружия. Все остальные страны избрали совершенно иной путь. Следующий момент. Мне хотелось бы просто для стенограммы и для прессы сказать, что не всё так трагично. Три - пять миллионов единиц оружия, гуляющего у населения, как вы сказали, - это неправда. Статистика, эксперты дают количество достаточно большое, может быть позорно большое, но это всё-таки меньше одного миллиона единиц. Просто я хочу уточнить этот момент. На сегодняшний день в основном решён вопрос безопасности граждан. Сегодня свободно можно покупать длинноствольное оружие. Его, правда, никто не носит. Представьте, что было бы, если бы людям дозволили свободно носить пять с половиной миллионов единиц огнестрельного охотничьего оружия! Я не думаю, чтобы улицы наши стали безопаснее. Поэтому всё то, что вы говорите, отражает некую потребность определённой части людей в оружии, но это никак не связано с безопасностью. Вы хотите решить вопрос безопасности, но вы его не решаете. Его надо совершенно по-другому прописывать. Я ещё раз сошлюсь на самое главное из заключения Комитета по безопасности: не определены ни права, ни обязанности, ни ответственность лиц, которые будут носить пистолеты. Что они будут с ними делать, как они будут стрелять, какие последствия будут наступать? У нас и так уже сегодня такая путаница в судах о вот этом пределе необходимой обороны, с этим-то не могут разобраться! И самое главное, что сегодня решён вопрос с оружием: есть охотничье оружие, есть оружие наградное, есть оружие травматического действия, которое травмирует, но не убивает. И этого оружия достаточно много сегодня на руках у населения. Я совершенно точно знаю, что люди не рассчитывают, что именно этим способом они сумеют обеспечить свою безопасность, потому что вопрос безопасности - это вопрос государства. Да, наша правоохранительная система работает плохо, но и тем, что вы предлагаете, мы проблему не решим, мы безопаснее страну не сделаем. Поэтому комитет рекомендует законопроект в данном виде отклонить. Прошу поддержать это решение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Кто хотел бы выступить? Виктор Иванович Илюхин, пожалуйста. Три минуты. ИЛЮХИН В. И. Спасибо. Уважаемые коллеги, я буду весьма краток. Как автор Федерального закона "Об оружии", я постоянно высказываю свои опасения по поводу того, что достаточно часто мы видим нападки на данный закон или попытки исказить концепцию этого закона. Вот в рассматриваемом законопроекте, по сути, от первозданного вида закона уже мало что остаётся, и концепция его, конечно, оказывается разрушена. Я хотел бы сказать, что наличие оружия на руках не делает человека более защищённым, наоборот, человек становится более уязвимым. Двадцать девять тысяч преступлений было совершено в прошлом году, преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, три с половиной тысячи единиц оружия были похищены - в основном у граждан, три с половиной тысячи единиц оружия были утеряны - в основном гражданами. И ещё один момент. Когда ссылаются на зарубежную практику, надо помнить, что сегодня и Великобритания, и Канада, и Америка лихорадочно ищут способ, как выйти из той ситуации, которую они создали, разрешив свободную продажу и хождение огнестрельного короткоствольного оружия. Расстреливаются целые классы, расстреливаются граждане в магазинах! Но там у них превыше всего частная собственность. Повторять этот дурной пример, я думаю, нет необходимости. Поэтому мы тоже будем выступать против данного законопроекта. Достаточно оружия самообороны. Если гражданин хочет защититься, оно эффективно, надо пропагандировать его приобретение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители правительства и президента не хотели бы высказаться? Требуется ли заключительное слово, Николай Владимирович? Пожалуйста. КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Уважаемые коллеги, я полностью не поддерживаю так называемые тезисы, которые здесь прозвучали. Я понимаю, что при данной конфигурации политических сил этот законопроект ни при какой политической погоде не может быть принят. Но тем не менее мы этот вопрос обозначаем наперёд. И если бы вы мне задали те вопросы, которых я от вас ждал, но которые не последовали, то я на них ответил бы следующим образом. Говорят, увеличится количество бытовых убийств. По статистике, в 2003 году из трёхсот семидесяти тысяч зарегистрированных, легальных, будем так говорить, стволов было совершено только десять бытовых преступлений. Основным оружием и средством бытовых преступлений являются кухонный нож, сковорода и какие-то другие, подвернувшиеся под руку предметы. Что у нас страна алкоголиков и наркоманов - это тоже, в общем-то, неправильно, но подразумевается нашими оппонентами. Норвежцы и финны употребляют алкогольных напитков не меньше, чем русские, но тем не менее у них такие законы существуют и замечательно действуют. Проблему мы обозначили, в дальнейшем будем шлифовать юридико-техническую сторону этого законопроекта, будем возвращаться к нему периодически до тех пор, пока наконец-то не убедим наших уважаемых депутатов в необходимости его скорейшего принятия, чтобы каждый гражданин великой российской империи смог воспользоваться провозглашённым конституционным, а не jus nudum, голым правом, как сейчас получается, только лишь провозглашённым правом на защиту, на отстаивание своих жизненно важных интересов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 02 мин. 20 сек.) Проголосовало за 36 чел.8,0% Проголосовало против 36 чел.8,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 73 чел. Не голосовало 377 чел.83,8% Результат: не принято Не принимается.