Заседание № 142
25.01.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 232208-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О милиции" (в части, касающейся деятельности подразделений милиции вневедомственной охраны органов внутренних дел).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3954 по 4251 из 4920
Пункт 15. Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О милиции". Доклад депутата Государственной Думы Алексея Валентиновича Митрофанова. С места. Включите микрофон. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, разрешите представить вам законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О милиции" по вопросу о деятельности подразделений милиции вневедомственной охраны органов внутренних дел. Разработка правовых норм в законопроекте связана с тем, что в последнее время прослеживается устойчивая тенденция повышения уровня вооруженности преступников, появления террористических групп не только в Чеченской Республике, действующих в составе организованных формирований. Это вызывает необходимость усилить охрану не только квартир граждан, но и объектов оборонного значения, энергетических, в первую очередь атомных электростанций. Отсутствие необходимых правовых норм в Законе Российской Федерации "О милиции", подзаконных актов позволило некоторым госорганизациям создать собственные охранные подразделения, отказаться от услуг подразделений милиции вневедомственной охраны. Так поступили, например, в Сбербанке Российской Федерации, на некоторых предприятиях даже оборонного и энергетического комплексов. Система вневедомственной охраны МВД включает около двух тысяч подразделений милиции численностью около, подчеркиваю, четырехсот тысяч человек, так, на секунду. По состоянию на 1 января 2004 года ГУВО МВД России охраняет более одного миллиона трехсот тысяч квартир и около четырехсот пятидесяти тысяч различных объектов. Годовой объем охранных услуг, оказываемых подразделениями милиции вневедомственной охраны органов внутренних дел, оценивается десятками миллиардов рублей. Только за охрану квартир взимается плата в сумме около 5 миллиардов рублей. Наряду с традиционными охранными услугами вневедомственная охрана выполняет сопутствующие услуги: охрану перевозимого имущества, автотранспорта, строительной техники, хранение оружия и ценностей. Многочисленные арбитражные споры, по данным средств массовой информации, в различных регионах свидетельствуют о том, что правовое регулирование деятельности вневедомственной охраны не отражает современного положения дел в обеспечении имущественной безопасности. В статье 9 Закона Российской Федерации "О милиции" определено, что к милиции общественной безопасности относятся подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений вневедомственной охраны определяется министром внутренних дел. В том же порядке утверждаются нормативы численности указанных предприятий. Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны, определяется Правительством Российской Федерации. Таким образом, статьей 9 закона не устанавливается, кто должен определять задачи, права и обязанности подразделений вневедомственной охраны. Это порождает различные толкования правовых норм по задачам, правам и обязанностям и многочисленные арбитражные разбирательства. Правовое положение этих подразделений в настоящее время определено многими подзаконными актами, я не буду их перечислять. Цель законопроекта - ликвидировать имеющиеся неопределенности. Проект федерального закона включает в закон две новые статьи - 9-1 и 11-1, в них определяются основные задачи, которые должны решать подразделения милиции вневедомственной охраны, а также права и обязанности сотрудников вневедомственной охраны. В статью 9-1 включены нормы по обеспечению пропускного и внутриобъектного режимов на предприятиях. Постоянно руководство предприятий ведет спор с вневедомственной охраной, кто должен отвечать за пропускной режим, а кто - за внутриобъектный. Надо поставить точку - возложить всё это на вневедомственную охрану. Назрел вопрос о необходимости инспектирования подразделений охраны объектов с выдачей разрешения о соответствии охраны объекта гостребованиям, хотя об этом упоминается в статье 11, только не сказано, что это обязанность вневедомственной охраны. Подразделения вневедомственной охраны должны быть уполномочены инспектировать ведомственную охрану и давать заключения, имеющие силу лицензии (разрешения) на создание, функционирование, ликвидацию конкретного охранного подразделения. Самое удивительное, что в Законе "О милиции" не указаны даже права и обязанности сотрудников вневедомственной охраны, то есть можно делать как хочешь - никакой ответственности. Можно критиковать нашу новую статью 11-1, но она необходима в законе, она упорядочит обязанности сотрудников и даст им права для выполнения своих обязанностей, а также право предъявлять свои требования к руководству охраняемого объекта. В статье 19 мы предлагаем расширить перечень ограничений для принятия граждан на службу в милицию, в том числе во вневедомственную охрану. По закону ограничения для принятия на службу есть только у граждан, имеющих либо имевших судимость или лишенных на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать должности сотрудников милиции. Авторы предлагают дополнить: не могут быть приняты на службу в милицию также граждане, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными решением суда при вступлении его в законную силу или при наличии подтвержденного заключением медицинской организации заболевания, препятствующего исполнению ими служебных обязанностей; граждане, совершившие повторно в течение года административные правонарушения, посягающие на общественный порядок или установленный порядок управления; граждане, уволенные с госслужбы, из судебных, прокурорских или иных правоохранительных органов по компрометирующим основаниям. Авторы законопроекта предлагают статью 35 дополнить новой частью о том, что средства, - вот важный момент! - поступающие в Министерство внутренних дел Российской Федерации за охрану имущества физических и юридических лиц на основе заключенных в установленном порядке договоров, зачисляются в доходную часть федерального бюджета. Это было, по мнению авторов, незаконно исключено из закона ранее. Граждане Российской Федерации за охрану своих квартир сейчас перечисляют средства Министерству внутренних дел, а также одному из акционерных обществ. Это непонятно: необходимо или всё перечислять в МВД, или нанимать акционерное общество, которое тогда будет относиться к ведомственной охране, то есть какую-то часть средств перечислять акционерному обществу. Такие перечисления наверняка надо прекратить. Даже Сбербанк, через который проходят платежи, усомнился в правильности такой схемы оплаты и требует с граждан подтверждения, снимая копии паспортов, чтобы они потом не отказывались. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валентинович, я прошу вас пока прерваться. У нас осталось две минуты до окончания этой части нашей работы. Депутат Черёмушкин, по ведению. Пожалуйста, включите микрофон. ЧЕРЁМУШКИН В. П., фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, у нас остались два вопроса и протокольные поручения. Предлагается работать без перерыва до завершения рассмотрения всех вопросов. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за предложение Черёмушкина? Прошу голосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 40 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0% Результат: принято Принято. Просьба к Алексею Валентиновичу прислушаться к мнению депутатов и полаконичнее доложить свой вопрос. Пожалуйста, Алексей Валентинович. Включите микрофон. МИТРОФАНОВ А. В. Как показывает практика, часть средств, поступающих в доходную часть федерального бюджета по договорам с руководителями охраняемых объектов, может быть возвращена для решения МВД России дополнительных задач по закупке автотранспорта, компьютерной техники, по оплате коммунальных услуг, премированию и так далее. Нерешенным остается вопрос уточнения понятия "охрана объекта", которое употребляется в законе и в подзаконных актах. В современных условиях оно должно быть расширено защитой и даже обороной объектов, что значительно увеличивает требования к подразделениям вневедомственной охраны и может привести к значительному увеличению количества сил и средств. Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект только потому, что, по его мнению, нет необходимости выделять, конкретизировать права и обязанности сотрудников вневедомственной охраны, так как все они являются сотрудниками милиции. Предложение авторов законопроекта дополнить статью 35 нормой о направлении всех получаемых от договоров средств в федеральный бюджет правительство почему-то не прокомментировало, правительству деньги не нужны, это стало понятно уже давно, еще когда мы рассматривали предыдущий вопрос. Комитет Государственной Думы по безопасности в своем заключении также пишет, что прав и обязанностей сотрудников милиции изложено в статьях 10 и 11 достаточно, чтобы распространить их и на сотрудников вневедомственной охраны. В докладе я уже указал, однако, что сотрудники вневедомственной охраны осуществляют далеко не те функции, которые имеют постовые милиции. Обязанности по охране оборонных, энергетических объектов включают в себя умение пользоваться приборами электронной, звуковой сигнализации, постоянное совершенствование обеспечения эксплуатационного обслуживания и так далее. Это далеко не полный перечень того, что должны уметь делать сотрудники вневедомственной охраны. Только для охраны квартир собирается около десяти различных сигнализационных конструкций стоимостью от 1,5 тысячи долларов до 15 тысяч долларов. Видимо, эти обязанности сотрудников вневедомственной охраны должны иметь разную правовую основу по сравнению с обязанностями других сотрудников МВД. Замечание о том, что авторы законопроекта не учитывают, что из закона ранее была исключена норма о финансировании вневедомственной охраны за счет средств, поступающих на основе договоров, не выдерживает критики. Мы как раз это и предлагаем сделать. Мы, еще раз подчеркиваю, хотим, чтобы все средства от договоров поступали в федеральный бюджет, а не только их определенная часть. Хотелось бы в выступлении содокладчика услышать, кто против предлагаемых авторами изменений. Прошу вас поддержать законопроект, принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Геннадия Владимировича Гудкова. С места. Включите микрофон. ГУДКОВ Г. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я хотел бы изложить точку зрения Комитета Государственной Думы по безопасности на этот законопроект. Мы его внимательно рассмотрели, изучили, в том числе на экспертном уровне и на заседании, и пришли к выводу, что комитет рекомендует Государственной Думе отклонить этот законопроект при рассмотрении его в первом чтении. В чем смысл претензий, скажем так, к этому законопроекту? При всем уважении к многогранному таланту Алексея Валентиновича и его парламентскому опыту мы так и не смогли понять идею, которая должна была быть изложена, наверное, в какой-то юридической технике. Может быть, идея и была, но в юридической технике она утонула, мы ее там не нашли. Главный вопрос состоит в том, что всё написанное в законопроекте уже прописано в других законах. На самом деле Алексей Валентинович, может быть, просто не знает, что деятельность вневедомственной охраны регулируется как минимум пятью-шестью федеральными законами, не считая постановлений Правительства России. Я назову Закон "О милиции", которым вневедомственная охрана отнесена к службе общественной милиции, службам общественной безопасности и уже наделена всеми правами, которые прописаны в предлагаемом законопроекте. Более того, вневедомственная охрана является субъектом закона "О ведомственной охране", где четко прописаны права, обязанности и прочее, в том числе и основания для приема, увольнения, отказа, различные компрометирующие основания и так далее, и тому подобное. Что касается статьи, которая предусматривает иное использование поступающих средств, то уже два года в соответствии с федеральными законами о бюджете все средства, которые поступают на счета вневедомственной охраны, зачисляются в доход бюджета. Этот вопрос решен на законодательном уровне, поэтому дополнительное правовое регулирование - создание дополнительного федерального закона - совершенно нецелесообразно. Кроме того, Алексей Валентинович сам себе противоречит, когда говорит о том, что нужно государственные объекты охранять более тщательно, поскольку это связано с ядерной индустрией, и так далее, и тому подобное. В то же время в первой строке его законопроекта четко прописано, что вневедомственная охрана - это, по сути дела, коммерческая структура и должна охранять на договорной основе имущество физических и юридических лиц. В общем, здесь достаточно юридических противоречий, так что, еще раз говорю, с точки зрения юридической техники, сегодняшнего законодательства этот законопроект критики не выдерживает. Может быть, есть какая-то иная мысль у автора, мы готовы ее в кулуарах, на заседаниях экспертных групп обсудить и попытаться в какой-то иной форме изложить, но в данном варианте, в данной форме, к сожалению, этот законопроект поддержан быть не может. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Один вопрос у Тамары Васильевны Плетнёвой, больше вопросов нет. Пожалуйста, Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо, Любовь Константиновна. У меня вопрос к депутату Митрофанову. Алексей Валентинович, я внимательно выслушала вас. Я редко поддерживаю правительство, вы это знаете, но тем не менее сегодня, я считаю, совершенно правомерно было сделано замечание о том, что многие статьи, которые вы предлагаете, - о правах, обязанностях и так далее - лишние. Единственное, что действительно заслуживает, на мой взгляд, внимания - это статья о зачислении средств, поступивших за коммерческую деятельность. Но не кажется ли вам, что это излишне: сначала в федеральный бюджет, потом из бюджета на приобретение чего-то. Может быть, надо было сразу указать, что средства от коммерческой деятельности поступают на счет вот этой организации? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валентинович Митрофанов, ответьте, пожалуйста. МИТРОФАНОВ А. В. То есть вы предлагаете МВД стать полукоммерческой структурой, по сути дела. Эти решения принимались в середине 90-х годов, когда многим ведомствам дали возможность вести полукоммерческую деятельность, даже МИДу оставляли консульские сборы. Но это была вынужденная мера - у нас не было бюджета, вы помните, бюджет составлял тогда 20 миллиардов долларов. Вообще бюджета не было, бюджет у нас в "Газпроме" тогда накапливался, и Рэм Иванович оттуда подкидывал деньги на пенсионеров. Но сейчас, когда всё отстраивается, мы должны определиться: вневедомственная охрана - это коммерческая структура либо это люди, которые носят погоны, тогда они подчиняются общим для сотрудников милиции правилам. А МВД не может заниматься коммерческой деятельностью, иначе все ведомства начнут ею заниматься. Надо уходить от этой схемы 90-х годов. Всё должно быть из бюджета, четко по соответствующим сметам, и всё должно зачисляться в бюджет. А денег в бюджете достаточно, даже не нужны эти внебюджетные фонды, которые помогают сотрудникам милиции. Сейчас у государства денег достаточно, государство должно кормить, и кормить очень хорошо, всех своих силовиков, а не заставлять их харчиться в разных организациях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Представители правительства и президента? Не желают. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Мнение комитета - отклонить. Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 07 мин. 39 сек.) Проголосовало за 36 чел.8,0% Проголосовало против 8 чел.1,8% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 45 чел. Не голосовало 405 чел.90,0% Результат: не принято Не принято.