Заседание № 171
О проекте федерального закона № 232135-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся концессионных соглашений, а также тарифного регулирования в коммунальном комплексе).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 11 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад члена Комитета по экономической политике и предпринимательству Георгия Геннадьевича Лазарева. Пожалуйста. ЛАЗАРЕВ Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Комитет предлагает вернуть законопроект к процедуре второго чтения с целью уточнения редакции подпункта "б" пункта 6 статьи 1 законопроекта. Для этого предлагается принять одну поправку, предусматривающую возможность изменения условий концессионного соглашения для принятия более эффективных технологических решений и для снижения в результате этого расходов концедента. Следует отметить также, что применять эти положения будут только в отношении концессионных соглашений, которые заключаются в рамках инвестиционных проектов, включённых в утверждённый Правительством Российской Федерации перечень инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, а также в том случае, если концедентом является Российская Федерация или субъект Российской Федерации. Прошу поддержать предложение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Георгий Геннадьевич. Уважаемые депутаты, комитет предлагает возвратить указанный законопроект к процедуре второго чтения. Кто за? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 48 мин. 15 сек.) Проголосовало за 304 чел.67,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 304 чел. Не голосовало 146 чел.32,4% Результат: принято Принято. Уважаемые депутаты, таблица 1 содержит одну поправку, которую комитет предлагает принять. Есть ли возражения против данной поправки? Нет возражений. Ставится на голосование таблица 1. Кто за данное предложение? Прошу проголосовать. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 48 мин. 59 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6% Результат: принято Принято. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" во втором чтении. Кто за? Прошу проголосовать. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 49 мин. 39 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4% Проголосовало против 42 чел.9,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2% Результат: принято Принято. Пожалуйста, Георгий Геннадьевич. ЛАЗАРЕВ Г. Г. Законопроект прошёл правовую, юридико-техническую и лингвистическую экспертизы. Замечаний у Правового управления нет. Комитет предлагает принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, будут ли выступления по мотивам по данному законопроекту? Нет. Выносим на "час голосования".
Пункт 11 порядка работы Государственной Думы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 44 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2% Проголосовало против 56 чел.12,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3% Результат: принято Принято.
Заседание № 167
О проекте федерального закона № 232135-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся концессионных отношений, а также тарифного регулирования в коммунальном комплексе).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Мы договорились первым рассмотреть 11-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад члена Комитета по экономической политике и предпринимательству Хафиза Миргазямовича Салихова. Пожалуйста. САЛИХОВ Х. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", подготовленный к рассмотрению во втором чтении. Законопроект принят в первом чтении 13 ноября 2009 года. Напоминаю, что законопроект направлен на упрощение процедуры заключения концессионных соглашений, в том числе соглашений, объектами которых являются системы коммунальной инфраструктуры, и направлен на решение проблемы привлечения инвестиций в эту отрасль. В частности, предлагается установить, что объектом концессионного соглашения может быть не только недвижимое имущество, но даже и движимое имущество, технологически связанное между собой и предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Законопроектом определён порядок участия государственных и муниципальных унитарных предприятий в концессионном соглашении. Права концессионера по концессионным соглашениям могут использоваться в качестве способа обеспечения обязательства концессионера перед кредитором на условиях и в порядке, которые определяются концессионным соглашением. Соответствующие изменения вносятся в федеральные законы "О концессионных соглашениях", "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Таким образом, законопроект направлен на решение проблемы частных инвестиций для эффективной модернизации и реформирования ЖКХ и развития конкуренции. В представленной к рассмотрению редакции учтены замечания как Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, так и Правового управления Аппарата Государственной Думы. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению поступила тридцать одна поправка, из них двадцать девять рекомендуются комитетом к принятию, таблица 1, и две поправки к отклонению, таблица 2. Комитет по экономической политике и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, я всё-таки уточняю. Я посчитал: в таблице 1 тридцать поправок, а не двадцать девять. Вы согласны? САЛИХОВ Х. М. Поправили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Из этих тридцати поправок есть ли необходимость какие-либо обсуждать отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 42 мин. 28 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3% Результат: принято Принято. В таблице отклонённых две поправки. Есть ли необходимость обсуждать отдельно их? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 2, рекомендованных комитетом к отклонению. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 43 мин. 08 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9% Результат: принято Принято. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 43 мин. 45 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4% Проголосовало против 57 чел.12,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9% Результат: принято Принято.
Заседание № 123
О проекте федерального закона № 232135-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся концессионных соглашений, а также тарифного регулирования в коммунальном комплексе).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 24 порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Александра Борисовича Когана. Пожалуйста, Александр Борисович. КОГАН А. Б. Спасибо за предоставленное слово. Уважаемые коллеги, представленный законопроект направлен на решение проблем привлечения инвестиций для эффективной модернизации, реформирования отрасли ЖКХ. Ни для кого не секрет, что объекты коммунальной инфраструктуры принадлежат сегодня государству или муниципальным образованиям - унитарным предприятиям - либо переданы по договору аренды в частные руки. Колоссальное недофинансирование ЖКХ привело к серьёзному физическому износу - 60 процентов основных фондов. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, составляют до 40 процентов, перерасход энергетических ресурсов - более чем на 50 процентов по отношению к развитым странам. Минимальный объём инвестиций на поддержание только в рабочем состоянии инфраструктуры ЖКХ, по оценкам экспертов, - 2,5 триллиона рублей. Чтобы провести комплексную модернизацию, необходимо 10 триллионов рублей. Так как объекты коммунальной инфраструктуры находятся в собственности государства, то финансирование отрасли лежит на бюджете. Привлечение необходимого объёма средств возможно только с помощью частных инвесторов при реализации государственно-частного партнёрства. Сегодня частные инвесторы не заинтересованы в развитии ЖКХ, так как интересы инвесторов по возврату вложений, инвестиций не защищены, законодательство не предусматривает таких норм. Применяются серые схемы договоров аренды, о которых я уже говорил, которые не обеспечивают приток инвестиций. Для решения данной проблемы предлагается стимулировать развитие концессионных соглашений в ЖКХ, а именно: передавать в концессию комплексные объекты коммунальной инфраструктуры, разрешить залог прав концессионера, синхронизировать тарифное и концессионное законодательство, установить экономически обоснованные тарифы с учётом вложенных инвестиций и предусмотреть возврат вложенных инвестором-концессионером средств при досрочном расторжении концессионных соглашений. Реализация законопроекта позволит осуществить глобальную модернизацию ЖКХ, реконструировать имеющиеся объекты и построить новые с минимальным участием бюджетных средств, в то же время обновлённые за счёт частных инвесторов объекты ЖКХ, что принципиально, будут безвозмездно переданы в собственность государства. На законопроект получены положительные заключения Правительства Российской Федерации, ГПУ президента с отдельными замечаниями, которые можно учесть ко второму чтению. Прошу вас поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Александр Борисович. Присаживайтесь, пожалуйста. С содокладом выступает член Комитета по экономической политике и предпринимательству Хафиз Миргазямович Салихов. САЛИХОВ Х. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Комитет по экономической политике и предпринимательству представленный законопроект поддерживает, однако в то же время считает целесообразным при подготовке ко второму чтению уточнить некоторые положения законопроекта, в частности о формах участия государственного и муниципального унитарного предприятия в концессионном соглашении, а также представляется целесообразным проработать статью 2 законопроекта в части изменений в Федеральный закон № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", касающихся реализации таких форм участия. Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике и предпринимательству просит вас поддержать, принять этот законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Подождите, пожалуйста, минуточку. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Я вижу, есть один вопрос. Пожалуйста, депутат Федоткин Владимир Николаевич, ваш вопрос. ФЕДОТКИН В. Н. Я не знаю, Александр Борисович, вы или ещё кто-то ответит. Вот где-то года четыре назад в этом зале тогда ещё министр Яковлев называл сумму 7 триллионов рублей, которая необходима для решения этих проблем. Сегодня прозвучала даже сумма 10 триллионов рублей. Мы увеличиваем тарифы по услугам ЖКХ ежегодно, и в прошлом, и в позапрошлом, и в этом году, и на будущий год у нас по области планируется на газ - 27, а на электроэнергию - 20. Как же так, мы увеличиваем постоянно тарифы, люди всё больше платят, и сумма, которая требуется на решение этой задачи со стороны государства, тоже увеличивается. В чём здесь дело тогда? Куда уходят деньги? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон депутату Когану по карточке Резника Владислава Матусовича. КОГАН А. Б. Спасибо. Вопрос абсолютно предметный. Могу сказать, что сегодня на содержание ЖКХ требуется порядка 2,5 триллиона рублей, постоянное недофинансирование идёт отрасли, и все тарифы и составляющие тарифов также идут сегодня на обслуживание ЖКХ. Здесь есть смысл, наверное, повторить цифры, они о многом скажут, кстати говоря, об этом также говорил президент, - что до 40 процентов сегодня нашими гражданами платится в никуда, на обогрев улиц, потому что система ЖКХ абсолютно устарела, морально и физически. Но, наверное, самое главное - это то, что сегодня нет стимулов для развития инвестиций в ЖКХ, потому что заключены договора аренды долголетние, долгосрочные, которые не стимулируют сегодня арендатора развивать, строить, модернизировать ЖКХ и вкладывать туда собственные средства. Поэтому система ЖКХ продолжает дальше ветшать. Необходимо создать условия, для того чтобы привлекать дополнительные инвестиции, не только государственные, государство сегодня придало импульс, создав Фонд содействия реформированию ЖКХ, и дать возможность заниматься реконструкцией наших зданий и переселением граждан из ветхого, аварийного жилья, при этом создать новую коммунальную структуру. Это как бы небольшой стимул, но это только маленькая часть того, что необходимо вкладывать. И мы надеемся, что с принятием закона о концессиях появится возможность заключать концессионные соглашения в этой отрасли, что позволит дать мощнейший импульс развитию инвестиций в этой отрасли и полностью её модернизировать. Здесь очень важно подчеркнуть, что необходима полная модернизация. То есть мы пришли к той точке, когда нам необходимо то, что делалось в советские времена, и делалось тогда достаточно хорошо, сейчас полностью модернизировать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Борисович. Хафиз Миргазямович, присаживайтесь, пожалуйста. Вопросов больше нет. Уважаемые депутаты, кто желает выступить? Один у нас желающий. Федоткин Владимир Николаевич, ваше выступление, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Коллеги, я буду очень кратко говорить. В начале года, как и в прошлом году, я и наша фракция поднимали несколько раз вопрос о бедственном положении ЖКХ и о бедственном положении малого, среднего и крупного бизнеса. Несколько раз эта тема ставилась в протокольных поручениях, в законопроектах и была отвергнута. В январе предпринимателями нашей Рязанской области - они обсуждали в муниципальных образованиях, потом на территории субъекта всего - было подготовлено обращение к Президенту России Медведеву Дмитрию Анатольевичу. Оно было разослано через наших депутатов в девятнадцать субъектов страны. И в девятнадцати субъектах страны малый, средний и крупный бизнес после обсуждения этого обращения полностью поддержал данный вопрос: что сам по себе бизнес находится в бедственном положении, в крайне бедственном, и положение ухудшается. Через Геннадия Андреевича Зюганова мы передали это обращение президенту Медведеву. К сожалению, с тех пор прошло больше полугода и ничего не сдвинулось, положение ухудшается как в бизнесе, так и в ЖКХ. Я не случайно вспомнил сегодня министра Яковлева, бывшего мэра Ленинграда, сказал, что он называл 7 триллионов, теперь 10 триллионов, и говорят, что это не всё, что сумма ещё больше. Неужели мы действительно реально думаем, что какой-то бизнесмен сегодня, который и так прогорает по всем позициям (ну, я не беру вот таких, скажем, как Абрамович), пойдёт в эту сложную сферу, найдёт где-то вот такие огромные деньги и будет ждать двадцать лет, пока они окупятся? Я думаю, что в этом зале ни одного нет такого наивного депутата, который верит, что мы сейчас эту проблему решим с помощью частного сектора. Отказавшись от государственного развития этого сектора и вкладывания денег, мы окончательно обречём его на полное разрушение. И тогда уже лет через пять ни государство, ни Абрамович данную сферу не поднимет полностью. Я думаю, проблема поставлена правильно. Но сегодня надо не частника искать - они все буквально разоряются, многие на ладан дышат, думают только о том, как бы поддержать свою минимальную, так сказать, систему выживания, не говоря уже о больших каких-то прибылях, - а наверное, нужно изучить эффективность использования бюджетных средств, которые мы направляем (вот недавно направили 151 миллиард на докапитализацию банков) в том числе в эти фонды за рубеж под 2 процента и которые там помогают улучшать жилищную сферу, в тех странах. Я думаю, что было бы более правильно вот эти деньги направить сегодня на решение данной проблемы и привести дела в порядок не путём роста тарифов, которые уже не по карману и не по силам нашему населению, не путём поиска мифического какого-то частника для поднятия ЖКХ страны, которого мы, конечно же, не найдём, а путём выделения денег наших налогоплательщиков. Решим мы эту проблему, и тогда реально сможем говорить, что это тот путь, то решение, которое от нас ждут, наверное, наши люди. Все другие пути тупиковые, и, мне кажется, данный путь решения проблемы тоже тупиковый в данном варианте. Надо решать за счёт денег, которые дают налогоплательщики, а не переводить их на Запад и не улучшать ситуацию там. У нас есть кому спасать Россию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Я не заметила поднятую руку Сергея Владимировича Железняка. Включите микрофон депутату Железняку. ЖЕЛЕЗНЯК С. В. Спасибо большое, я буквально минуту займу. Данным законопроектом предлагается как раз решение той застарелой проблемы в ЖКХ, которая была создана в последние годы существования Советского Союза и потом в 90-е годы, когда в Государственной Думе было коммунистическое большинство, которое не предпринимало никаких действий для того, чтобы эту проблему решить. Решить эту проблему исключительно за счёт средств государства невозможно. Именно поэтому предлагается решение в виде государственно-частного партнёрства, когда под контролем государства, но с привлечением денег инвесторов предлагается спасать систему ЖКХ, которая сегодня более чем на 60 процентов изношена. Поэтому я считаю, что, следуя логике спасения ЖКХ и защиты наших потребителей, обязательно надо принимать данный законопроект, а пиар господину Абрамовичу прошу не делать в этом зале. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Полномочные представители президента, правительства не желают выступить? Нет. Заключительное слово докладчика. Пожалуйста, включите микрофон по карточке Резника для Александра Борисовича Когана. КОГАН А. Б. Спасибо. Владимир Николаевич, мы действительно озабочены, как и вы, этой проблемой, поэтому мы пытаемся её решить через внесение законопроекта, который мы сегодня обсуждаем в первом чтении, и мы приглашаем вас к сотрудничеству при подготовке законопроекта ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 03 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2% Проголосовало против 57 чел.12,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1% Результат: принято Принято.
ЯХИХАЖИЕВ С. К. Уважаемая Надежда Васильевна, по 24-му вопросу повестки дня депутат Никонов Борис Иванович голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Шудегов по ведению. Включите микрофон. ШУДЕГОВ В. Е. Уважаемая Надежда Васильевна, по протокольному поручению Шудегова депутаты Шеин, Беляков, Грешневиков, Горячева, Шудегов, Четвериков, Мизулина проголосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.