Заседание № 43
01.10.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 23200-5 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (о запрете на розничную продажу алкогольной продукции на территориях в границах предоставленных в пользование участков недр; внесён Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2514 по 2737 из 3709
Мы переходим к пунктам 9.1 и 9.2, это альтернативные законопроекты. Первый из них - проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Докладывает депутат Государственной Думы Валерий Владимирович Прозоровский. С места. Пожалуйста, включите микрофон депутату Прозоровскому. ПРОЗОРОВСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Предлагаемым законопроектом дополняется существующий перечень объектов, на которых запрещено распространение розничной алкогольной продукции, новыми объектами - территориями, на которых осуществляется добыча полезных ископаемых, за исключением территорий, которые входят в состав населённых пунктов. Законопроект разработан в связи с тем, что в Российской Федерации отсутствует запрет на распространение алкогольной продукции в местах добычи полезных ископаемых, что является очень рискованным, потому что это всегда объекты повышенной опасности. И принятие данного законопроекта значительно снизит риски нарушения промышленной безопасности в местах добычи полезных ископаемых, а также позволит уменьшить вероятность аварий, которые могут повлечь за собой загрязнение окружающей среды. Прошу поддержать в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альтернативный проект - пункт 9.2. То же название, только изменения в статью 16 федерального закона, который я уже назвал. Докладывает представитель Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры наш депутат Владимир Михайлович Асеев. С места. Пожалуйста, Владимир Михайлович. АСЕЕВ В. М. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект, который внесён Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, направлен на установление запрета на распространение алкогольной продукции в местах добычи полезных ископаемых, которые по своей сути являются опасными производственными объектами. Эти опасные объекты в полной мере присутствуют на территории лицензионных участков недр. Содержащаяся в пункте 3 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" формулировка мест нахождения источников повышенной опасности не позволяет однозначно отнести всю территорию в границах предоставленных в пользование участков недр к месту нахождения источников повышенной опасности, что порождает ситуации, при которых непосредственно вблизи нефтяных скважин алкогольная продукция хоть и не продаётся, но торговые точки по реализации алкогольной продукции размечаются в границах месторождения. Поэтому Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит депутатов поддержать законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Звагельский Виктор Фридрихович сделает содоклад от Комитета по экономической политике и предпринимательству по обоим законопроектам. Пожалуйста, Виктор Фридрихович. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данными законопроектами предлагается дополнить перечень мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, где запрещается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объёма готовой продукции, территориями в границах предоставленных в пользование участков недр. Авторы законопроектов указывают на необходимость введения такого запрета в связи с высокими рисками нарушения промышленной безопасности в местах добычи полезных ископаемых. Однако необходимо отметить, что содержащийся в пункте 3 статьи 16 федерального закона перечень мест нахождения источников повышенной опасности не является закрытым и включает в себя все места, определённые в соответствии с действующим законодательством как места нахождения источников повышенной опасности. Статьёй 1079 Гражданского кодекса предусмотрено, какая деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих. В соответствии с указанной статьёй Гражданского кодекса к такой деятельности относится и добыча полезных ископаемых. В связи с этим предлагаемые законопроектом изменения являются в данном случае избыточными. Теперь что касается второго момента. Предлагая дополнить перечень мест территориями в границах предоставленных в пользование участков недр, авторы законопроектов указывают в пояснительных записках на необходимость введения запрета на продажу алкогольной продукции в местах добычи полезных ископаемых. Между тем в соответствии со статьёй 6 Закона Российской Федерации "О недрах" предоставление в пользование участков недр имеет гораздо более широкий набор возможных предназначений, чем только осуществление добычи полезных ископаемых, в том числе и не относимых к деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих. Поэтому предлагаемое законопроектами уточнение приведёт к внутренним противоречиям в законе. Необходимо также отметить, что вопросы соблюдения трудовой дисциплины, в том числе в связи с употреблением алкоголя на объектах повышенной опасности, урегулированы Трудовым кодексом, в частности статьёй 81. Хочу добавить, что при обсуждении данных законопроектов в нашем комитете членами комитета было рекомендовано ещё более жёстко высказаться против данных законопроектов, отметив, что, вынося такие законопроекты, авторы, по сути, признаются в бессилии в вопросах организации трудовой дисциплины на соответствующих производственных объектах. Законопроекты имеют также недостатки юридико-технического характера, в частности указанные Правовым управлением Аппарата Думы. Имеется отрицательное заключение правительства. С учётом изложенного комитет рекомендовал отклонить представленные законопроекты. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы к докладчикам и содокладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Нет. А, Локоть. Пожалуйста, Анатолий Евгеньевич. А Виктор Фридрихович может присесть. Если будет необходимость выступить с заключительным словом, мы такую возможность вам дадим. Пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые коллеги, на мой взгляд, нам нельзя действовать по принципу: шаг вперёд, два шага назад. Если мы придерживаемся какой-то концепции, то её надо доводить до конца, на сто процентов что называется. Если мы собираемся бороться вот с этой бедой - алкоголизацией нашего населения, то мы должны эту линию проводить во всём. В данном случае разработчики законопроекта озабочены, видимо, больше техникой безопасности на своих производствах, и это не случайно. Видимо, есть статистика определённая, которую, к сожалению, нам здесь не привели, но я думаю, что она весьма содержательна и показывает, что происходит в связи с тем, что спиртные напитки продаются, и всё-таки продолжают продаваться, и потребляют их. Все мы, те, кто имел хоть какое-то отношение к производству, я думаю, помним случаи из жизни у себя на производстве, помним, как это происходит, - отрубленные пальцы, испорченное дорогостоящее оборудование, расточные, карусельные, либо какие-то другие виды станков. Я считаю, что надо поддержать данную законодательную инициативу, более того, надо уточнить эту концепцию, с тем чтобы не просто ограничивать, а запрещать продажу, реализацию, спиртных напитков и на производстве, и возле всех видов производств. Тем самым мы будем заботиться не только о здоровье наших граждан, но и о технике безопасности. Наша фракция будет голосовать за данные законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Есть нужда в заключительном слове? По карточке Вахаева - Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. На самом деле это неправильный подход, потому что выделять места, где нельзя продавать алкоголь, в частности места по добыче полезных ископаемых, на мой взгляд, немножко некорректно. В стране, например, идёт активное строительство, и не менее опасно нахождение любого строителя в состоянии алкогольного опьянения. Есть масса других производств. Понимаете, так можно дойти до того, что вообще... Давайте около Госдумы не будем продавать, потому что неизвестно, какие законы будут приниматься после этого. Это тоже по большому счёту источник повышенной опасности, правильно? На самом деле это всё регулируется трудовым законодательством: в случае однократного нахождения работника в состоянии алкогольного опьянения работодатель имеет право его уволить. Я не думаю, что в местах, где добываются полезные ископаемые, есть недостаток рабочей силы, там довольно высокие зарплаты, поэтому, если рабочий приходит на работу в состоянии алкогольного опьянения, наверное, его легко уволить и заменить другим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Настаивают ли представители правительства и президента на участии в обсуждении? Нет. Ставится на голосование в регламентном порядке законопроект под пунктом 9.1, то есть мы сначала голосуем два законопроекта без высвечивания результатов, а потом сравниваем. Голосуем по пункту 9.1. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите результаты... Ой! Я эту фразу произношу уже по инерции, а не потому, что... Пункт 9.2. Пожалуйста, голосуйте. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это вы меня сегодня с утра зарядили, Николай Васильевич, а теперь удивляетесь. ИЗ ЗАЛА. Виноват Коломейцев? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конечно, а кто же ещё? Вот теперь давайте посмотрим результаты. Пожалуйста, покажите результаты голосования по пункту 9.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 39 мин. 58 сек.) Проголосовало за 102 чел.22,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 102 чел. Не голосовало 348 чел.77,3% Сто два депутата проголосовали за. Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 9.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 31 сек.) Проголосовало за 101 чел.22,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 103 чел. Не голосовало 347 чел.77,1% Сто один депутат за. Ставится на голосование пункт 9.1, как набравший наибольшее количество голосов в рейтинговом голосовании. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 41 мин. 18 сек.) Проголосовало за 100 чел.22,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 100 чел. Не голосовало 350 чел.77,8% Результат: не принято Отклоняются обе законодательные инициативы.