Заседание № 163
О проекте федерального закона № 231790-4 "О внесении изменений и дополнений в статью 740 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся уточнения понятий "заказчик" и "застройщик").
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
7-й вопрос мы с вами перенесли на конец нашего заседания, поэтому приступаем к рассмотрению пункта 8. О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 740 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Сергея Александровича Глотова. Пожалуйста. ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Группа депутатов Государственной Думы - Бабурин, Викторов, Глотов, Грешневиков, Савельева, Фоменко, Черепков и Алкснис - внесла на ваше рассмотрение короткий, но, на наш взгляд, очень важный законопроект, который позволяет хотя бы в какой-то мере упорядочить в правовом отношении и разрядить очень тяжелую ситуацию, сложившуюся сегодня на строительном рынке, особенно по отношению к тем гражданам, которые хотели бы принять участие в строительстве многоквартирных домов и которые получили в народе и в праве название "дольщики" - это инвесторы и соинвесторы. Ситуация предельно понятна. Этих людей обманывают практически ежедневно. Факты эти нам хорошо известны, они исчисляются сегодня тысячами, и мы являемся свидетелями того, как проходят митинги и шествия в Москве, особенно в Московской области, а также на других территориях Российской Федерации, где сначала обманутые вкладчики, а позже уже и обманутые инвесторы и соинвесторы, дольщики, выходят с этим протестным голосованием. Наши предложения здесь совершенно понятны и довольно кратки. Мы предлагаем дополнить статью 740 Гражданского кодекса Российской Федерации положениями о гарантиях для этих лиц, имея в виду, что заказчик должен обладать определёнными материальными ресурсами или являться организацией определённой формы. Это общества с дополнительной ответственностью, права и обязанности которых хорошо прописаны в статье 95 Гражданского кодекса Российской Федерации, где речь идёт о солидарной ответственности учредителей этих обществ. В том числе нам совершенно понятно, что застройщик - это и организация, и юридическое лицо - должен иметь имущество, которое позволяло бы при вынесении судом судебного акта в пользу инвесторов погасить перед ними всю имеющуюся задолженность. Таким образом, существо наших предложений действительно очень простое: либо застройщик рискует своим имуществом и может полностью рассчитаться с долгами за невыполненные работы, скажем, по строительству многоквартирного дома, либо общество с дополнительной ответственностью и все его участники берут на себя все эти обязательства. Мы считаем, что вслед за разрешением проблемы обманутых вкладчиков (а мы с вами знаем, что государство пошло на решение этих вопросов, выдало определённые, 100 тысяч в рублях, гарантии) нужно не только административным путём довольно жёстко ограничить деятельность так называемых недобросовестных застройщиков. Мы знаем, что, как правило, эта деятельность связана с городскими администрациями, с поселковыми администрациями, где определённым образом (нам это известно), за так называемые откаты решаются проблемы выделения земельных участков. А дальше фирмы и фирмочки, имея одну авторучку, один стол и один стул в подвале какого-либо дома, начинают собирать денежные средства граждан, средства инвесторов и соинвесторов. Позже они пропадают, их начинают искать, но, как правило, финал этих поисков неблагоприятен для тех, кто вложил эти деньги. Сегодня по-разному решаются эти вопросы, в том числе в рамках национального проекта по доступному жилью. Нам, например, известно, что в городе Москве на базе управления правительства Москвы по экономической безопасности составляются определённые списки этих недобросовестных застройщиков, проводятся профилактические мероприятия и пытаются оградить граждан от таких не продуманных с их стороны действий. По-иному решается это в Нижегородской области, во Владимирской области и в целом на территории Российской Федерации. Но эти административные действия должны быть подкреплены изменениями и дополнениями в статью 740 Гражданского кодекса Российской Федерации и в статью 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов...". На этом я доклад завершу и, конечно, призываю всех, кто неравнодушен к этой теме (а это касается наших избирателей, тех, кто постоянно к нам обращается по этим вопросам), поддержать законопроект, инициативу депутатов Государственной Думы - членов фракции "Родина" (Народная Воля - СЕПР). Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У нас сегодня два содоклада. Первый - члена Комитета по промышленности, строительству и наукоёмким технологиям Виктора Николаевича Ельцова. Пожалуйста. ЕЛЬЦОВ В. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я и наш комитет полностью разделяем обеспокоенность группы депутатов, которые вышли с законодательной инициативой в виде предложенного законопроекта. В самом деле 214-й закон далёк от совершенства и требует существенного улучшения, что мы с вами, собственно говоря, продемонстрировали, приняв в первом чтении законопроект, который существенным образом должен улучшить действие 214-го закона и снять те риски, которые сегодня существуют в отношении соинвесторов. Но, к сожалению, предложенный законопроект, конечно, комитет наш не поддержал по следующим основаниям. Во-первых, здесь предлагается установить критерии отбора застройщиков, которые могли бы участвовать в системе долевого строительства. Ну, прежде всего, конечно, у этих обществ с дополнительной ответственностью средств, даже с учётом имущества всех его участников, может быть недостаточно для возмещения в полном объёме их обязательств перед гражданами. И во-вторых, это очень длительная процедура - реорганизация юридических лиц, не являющихся сегодня обществами с дополнительной ответственностью. Это приведёт, естественно, к устранению от строительства с применением схемы долевого участия на время реорганизации, что может быть достаточно длительным процессом, большого количества юридических лиц. Критерий наличия имущества, позволяющего единовременно погасить все обязательства перед участниками долевого строительства, также имеет существенные недостатки. Для реализации этого критерия, который предлагается, до начала привлечения средств граждан должна быть проведена независимая оценка стоимости имущества застройщика. При этом необходимо, чтобы эта стоимость не уменьшилась до момента погашения обязательства застройщика перед участниками долевого строительства. Неясно, каким образом обеспечить на практике подобную фиксацию стоимости имущества: за время строительства размер имущества либо его стоимость по ряду объективных совершенно причин может претерпевать изменения. Привлечение средств участников долевого строительства только в объёме, равном стоимости собственного имущества застройщика, приведёт либо к отказу застройщика от применения схем долевого участия, либо к привлечению указанных средств в минимальном количестве, что не будет отвечать стоимости предполагаемых к строительству объектов. И это, естественно, в свою очередь, приведёт к привлечению кредитных займов банковских, что повлечёт удорожание строительства существенным образом. В законопроекте дополнительные требования по обладанию имуществом на праве собственности предъявляются только к юридическим лицам, однако застройщиком по договору долевого участия может быть также и индивидуальный предприниматель. Такая несимметричность требований в отношении застройщиков - юридических лиц и застройщиков - индивидуальных предпринимателей необоснованна. На наш взгляд и по оценке экспертов, необоснованными являются также предлагаемые изменения в статью 740 Гражданского кодекса. Эта статья имеет совсем иной предмет регулирования, определяет содержание договора строительного подряда. Отношения, возникающие на основании договора участия в долевом строительстве регулируются 214-м федеральным законом. Таким образом, принятие закона повлечёт отказ застройщиков от заключения договоров участия в долевом строительстве. Во-первых, застройщики будут использовать теневые инструменты привлечения средств. Во-вторых, строительство жилья с привлечением в большом объёме банковских кредитных ресурсов, естественно, повлечёт его удорожание. И в-третьих, конечно же, это существенным образом сократит сам объём строительства. Учитывая вышеизложенное, комитет рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект в первом чтении. И я, кроме того, хочу напомнить, что сейчас очень интенсивно идёт работа над поправками к закону о внесении изменений в 214-й федеральный закон, и на следующей неделе по нашему законопроектному плану мы должны приступить к рассмотрению его во втором чтении. Поэтому всем предлагается активно поработать над поправками к законопроекту, который уже находится у нас в работе. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть возможность заслушать второй содоклад, у нас три минуты. Пожалуйста, Пётр Борисович Шелищ, заместитель председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. ШЕЛИЩ П. Б. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству также не поддерживает данный законопроект. В нашем заключении обращается внимание и на те аргументы, которые были высказаны коллегой Ельцовым только что. Ну и хотел бы к этому добавить, что все истории с обманутыми дольщиками, которые нас естественным образом беспокоят, возникли в условиях, когда не действовал 214-й закон, когда у нас вообще не было законодательного регулирования отношений между дольщиками и застройщиками, за исключением известного постановления Верховного Суда Российской Федерации, которым было предложено судам относиться к дольщикам как к потребителям, а не как к соинвесторам, и в соответствии с этим решением Верховного Суда, как правило, у нас сейчас и рассматриваются подобные дела в судах. Другое дело, что исполнять решения, выносимые судами, оказывается, как правило, чрезвычайно сложно именно по тем причинам, которые обеспокоили авторов законопроекта и послужили мотивом для подготовки данного законопроекта: по причинам отсутствия достаточного для удовлетворения законных требований дольщиков имущества. Но я хотел бы обратить ваше внимание на то, что сегодня мы получаем от общества сигналы, скорее, в другом направлении: нас обвиняют сегодня в том, что 214-й закон затормозил строительный рынок, что перестали строить. И нам уже надо думать сегодня, скорее, о смягчении некоторых избыточных, с нашей точки зрения тоже, требований, установленных в 214-м законе. К сожалению, то, что предлагается в рассматриваемом законопроекте, не в состоянии помочь тем, кто был обманут в условиях отсутствия правового регулирования этих отношений, а в новых условиях, когда действует 214-й закон, это станет дополнительным тормозом для развития строительства, что не в интересах наших граждан. Спасибо.
Мы обсуждаем пункт 8. Выступили докладчик и два содокладчика. Уважаемые коллеги, будут ли к ним вопросы? Нет вопросов. Будут ли желающие выступить по данному проекту федерального закона? Есть. Кондратенко Николай Игнатович, пожалуйста. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Любое происшествие, которое случилось в стране, должно у нас, законодателей, вызывать чувство тревоги. И те, кто по профилю работает в своих комитетах, должны всегда себе задавать вопрос: а не допустили ли мы с вами чего-то такого здесь в своих нормативных подходах, что позволило произойти негативному, - утонуть кораблю, упасть вертолёту, сгореть людям или массовому обману людей? Явно мы с вами недоработали где-то, ибо руководить - значит предвидеть, а предвидеть - значит не допустить недоброго развития событий в стране. По крайней мере, отец всегда в семье подходит с этой позиции: не упустил ли он что-то? Для людей мы с вами - власть. Они нас избирают для того, чтобы мы оберегали их. Без нас они вполне могли бы жить сами по себе, как они жили в первобытном обществе, но они пришли к мысли, что с нами будет легче. Выполняем ли мы свою роль?.. Вот в очередной раз при строительстве жилья обманули людей. Казалось бы, комитеты должны забить тревогу, уже давно должны внести поправки, что надо сделать, чтобы не было обмана. Правильно здесь говорится, что крайности нельзя допускать: и нельзя задушить, как говорится, инициативу строить, и в то же время нельзя допустить обмана людей, тем более массового обмана людей, тем более что страна пронизана коррупцией. Вносит группа депутатов проект, и опять та же, извините, демагогия: нет, всё нельзя, нельзя, нельзя. А это значит что? Значит, что дальше будут обманывать наших избирателей. Я считаю, что это подлая и мерзкая политика. У меня такое впечатление, что кто-то с умыслом делает: вы, русские, измажетесь в грязи, вас спасать уже будет некому, лезьте обворовывайте друг друга, заворовывайтесь, горите, сжигайте, будьте безразличны ко всему происходящему в стране! Если бы комитеты вышли и сказали, что они будут делать, я сказал бы: да! Тут, как говорится, реакция молниеносная. Но группа инициативных депутатов, я считаю, высокопорядочных депутатов пытается что-то делать, и здесь: нельзя делать! Можно, безусловно, не учитывать, есть ли у тебя имущество, чтобы расплачиваться за твой обман. Можно повысить ответственность, вплоть до уголовной, до конфискации имущества. В исполнительных структурах, которые принимают решения, разрешают строить, там должны разобраться, кому они разрешают идти к людям и брать у них деньги. Чтобы человека узнать, надо пуд соли съесть, но это надо сделать, этот пуд соли надо им съесть! Нет ответственности исполнительных структур. Жалко Юрия Михайловича Лужкова, жалко подмосковного губернатора, да всех нам жалко! Друзья, мы что, изверги, что ли?! Но если дальше в стране будет продолжаться такая идеология управления, то страна просто-напросто погибнет. Мы не подымаем ответственность и не принимаем предложение о возможной материальной ответственности. Я буду голосовать за этот законопроект в надежде, что ко второму чтению мы отрегулируем все противоречивые вопросы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочным представителям? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я спрашивал о желающих выступить, и была одна рука. Уважаемые коллеги, будем считать, что запись прошла, надо всё делать вовремя, быть при обсуждении законопроекта. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента, полномочному представителю правительства? Нет. Есть ли необходимость в выступлении докладчика с заключительным словом? Нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 740 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 36 мин. 29 сек.) Проголосовало за 84 чел.18,7% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 88 чел. Не голосовало 362 чел.80,4% Результат: не принято Не принято.