Заседание № 156

07.04.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 231742-4 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об ограничении курения табака" (в части, касающейся размещения торговых предприятий, реализующих табачные изделия).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3147 по 3323 из 6784
Пункт 16. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 3        
Федерального закона "Об ограничении курения табака". Это очень важный вопрос.   
Доклад депутата Государственной Думы Бориса Алексеевича Виноградова. С места,   
да? Пожалуйста.                                                                 
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
Сегодня Всемирный день здоровья у нас, да?                                      
                                                                                
ВИНОГРАДОВ Б. А. Да.                                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, закон, в общем-то, фактически не об ограничении курения      
табака, а о том, будем ли мы заниматься мелочной опекой местного                
самоуправления или дадим возможность местному самоуправлению самому принимать   
решения, 100 метров... Законодательный орган местного самоуправления            
принимает решения, где когда и при каких обстоятельствах ограничить, не надо    
регулировать это федеральным законом. Вот о чём речь. Федеральный закон         
регулирует расстояние до табачных киосков. Предлагается, чтобы это делал        
орган местного самоуправления. Суть в этом.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по охране здоровья Николая           
Фёдоровича Герасименко. Пожалуйста.                                             
                                                                                
Вот я бросил курить, год не курю, а курил с третьего класса.                    
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "Единая Россия".                                     
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Я хотел бы поздравить всех       
депутатов, особенно сидящих в зале, с Всемирным днём здоровья, пожелать всем    
здоровья. Даже чтобы сидеть в зале, и то нужно иметь большое здоровье.          
                                                                                
Конечно, очень интересно, что данный законопроект рассматривается как раз во    
Всемирный день здоровья. Законопроект, в общем-то, довольно оригинальный. Я     
скажу, что Государственная Дума в данном случае выступает примером в России в   
борьбе за здоровый образ жизни. Мы начали первыми эпопею борьбы с табаком,      
запрещали курение на лестничных площадках, сейчас администрация президента      
пошла тем же путём, правительство, администрации территорий. С пивом так же,    
закон федеральный определяет: не менее 100 метров, более - пожалуйста, по       
всем видам продаж - пиво, алкоголь и табак, то есть не только табак.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но в Думе нет уже алкоголя никакого.                      
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Пиво есть.                                                    
                                                                                
Второе. Вот интересное тоже предлагается: муниципалитетам давать разрешение     
продавать ближе 100 метров. Вот дальше 100 метров вынести - как был город       
Сочи свободный - нельзя, а вот ближе 100 метров, 5 метров можно. Это очень      
коррупционный закон, потому что муниципалитеты будут брать деньги, чтобы        
разрешать 10 метров, 5 метров и так далее. Поэтому я думаю, всем понятно, что   
ни в коем случае этот закон принимать нельзя. Комитет по охране здоровья        
рассмотрел этот законопроект и считает, что это будет шаг назад для Думы, для   
России, для законодательства в целом.                                           
                                                                                
Комитет не поддерживает данный законопроект и считает, что нужно голосовать     
против.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, первое чтение. Есть вопросы к докладчикам?                   
                                                                                
Сапожникову включите, пожалуйста, микрофон.                                     
                                                                                
САПОЖНИКОВ Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
У меня вопрос к Николаю Фёдоровичу.                                             
                                                                                
Вы, как говорится, за здоровый образ жизни, как и все мы. А вот в ряде          
государств вообще резко ограничена торговля табаком, то есть торгуют в строго   
отведённых местах, просто не найдёшь этот табачный киоск... Почему мы,          
законодатели, не идём по такому пути: не только ограничения расстояния от       
каких-то объектов, а вообще ограничения продажи табака - не в каждом            
магазине, а только в том, который имеет право? Сегодня, правда, все имеют       
право. Ну вы вопрос поняли, Николай Фёдорович.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Фёдорович, пожалуйста.                            
                                                                                
Включите микрофон Герасименко.                                                  
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Да, совершенно справедливый вопрос. Во многих странах         
продают табак только в специальных табачных магазинах. Многие территории даже   
освобождены от курения. Но дело в том, что у нас правительство до сих пор не    
подаёт на ратификацию конвенцию против курения табака Всемирной организации     
здравоохранения. Две конвенции ВОЗ принимала - против ядерного оружия и         
против табака. Правительство по непонятным причинам до сих пор не подаёт. Уже   
трижды мы принимали парламентские запросы, и непонятны причины, особенно в      
день здоровья... Поэтому как только будет ратифицирована конвенция, так тут     
же законопроекты, ужесточающие требования к борьбе с табакокурением в России,   
будут внесены.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё есть вопросы? Нет. Есть желающие выступить? Депутат   
Шелищ.                                                                          
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
ШЕЛИЩ П. Б. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Я понимаю, что при   
таком заключении профильного комитета законопроект обречён, но тем не менее     
считаю своим долгом высказаться в его поддержку по одной простой причине. Вот   
в Ленинградской области есть больше полусотни населённых пунктов, которые по    
критериям действующего у нас закона вообще не вправе иметь торговые точки для   
продажи табачных изделий. И к чему это привело? Вот у меня есть обращение       
работников торговли области. К чему привело? Что, люди перестали курить в       
связи с этим? Да нет, конечно. Просто кто-то делает это нелегально и поощряет   
коррупцию со стороны тех, кто должен за этим делом наблюдать.                   
                                                                                
Другой вопрос, что, к сожалению, сам законопроект составлен таким образом,      
что... Я вот удивляюсь, почему Николай Фёдорович об этом не сказал. Но ведь     
если его внимательно прочитать, то можно сделать вывод, что он ужесточает       
ситуацию, что муниципалитет (строго по тексту законопроекта) вправе только      
уменьшить эту стометровую зону. Тут написано: на территории, удалённой от       
границ территорий образовательных организаций на расстояние, определяемое       
представительным органом местного самоуправления, но не превышающее 100         
метров. То есть муниципалитет может вместо 100 метров установить 50 или 80.     
Этот текст не соответствует пояснительной записке и докладу, но идея, на мой    
взгляд, совершенно правильная: дать органу местного самоуправления              
возможность самому решить, какого размера прилегающая территория должна         
подпадать под действие закона "Об ограничении курения табака". Может быть,      
надо просто попросить как-то подкорректировать этот законопроект или внести     
новый. Но мы создали нелепую ситуацию.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет больше желающих выступить? А, вы хотите ответить. Ну, может быть,           
докладчик, Борис Алексеевич Виноградов что-то скажет? Скажете, да?              
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Виноградову. А потом - Герасименко.               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВИНОГРАДОВ Б. А. Я хочу поблагодарить Петра Борисовича за чёткое понимание      
сути законопроекта, что мы не должны заниматься мелочной опекой. Другое дело,   
что, может быть, там надо поправить формулировки. Но самая главная суть в       
этом. И не только в Ленинградской области - полно территорий, где этот          
федеральный закон, об ограничении, не работает, потому что всё переходит в      
подпольную форму.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Николай Фёдорович.                                                  
                                                                                
Включите микрофон Герасименко.                                                  
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Я очень удивлён тем, как своеобразно вы, Пётр Борисович,      
трактуете законопроект, говорите, что он ужесточает. То есть если 3 метра от    
школы - это ужесточение, а за километр - это смягчение. Очень оригинальная у    
вас трактовка. Законопроект как раз смягчает ситуацию, он, наоборот,            
либеральный: не надо никуда уходить - выбежал за ворота и купил сигареты.       
                                                                                
Поэтому комитет считает, что данный законопроект чисто лоббистский, чисто       
коррупционный, он написан в коррупционных целях, чтобы муниципалитеты           
разрешали за определенную мзду размещать в 10 метрах от школы...                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будьте так категоричны.                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, обсуждение произошло. Представители президента и             
правительства желают высказаться? Нет. Прошу определиться голосованием. Кто     
за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении?                       
                                                                                
Бросайте курить все!                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 58 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за               22 чел.4,9%                                      
Проголосовало против            4 чел.0,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     26 чел.                                          
Не голосовало                 424 чел.94,2%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.