Заседание № 233
О проекте федерального закона № 231678-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части введения ассистентуры-стажировки как формы послевузовской подготовки кадров по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 6. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Доклад председателя Комитета по образованию Григория Артёмовича Балыхина. Пожалуйста. БАЛЫХИН Г. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части введения ассистентуры-стажировки как формы послевузовской подготовки кадров по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства. Законопроект принят во втором чтении 20 мая этого года. Проект закона прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и подготовлен комитетом к рассмотрению в третьем чтении. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний не содержит. Комитет предлагает принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Необходимо кого-то записать на выступление по мотивам? Нет. Вопрос 6 выносим на "час голосования".
Законопроекты третьего чтения. Пункт 6, законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 47 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Принято.
Заседание № 232
О проекте федерального закона № 231678-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части введения ассистентуры-стажировки как формы послевузовской подготовки кадров по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства; принят в первом чтении 25 февраля 2011 года с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 20 также докладывает Григорий Артёмович Балыхин. "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Пожалуйста. БАЛЫХИН Г. А. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по образованию представляет для рассмотрения во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части введения ассистентуры-стажировки как формы послевузовской подготовки кадров по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства. Хочу доложить о том, что ко второму чтению на законопроект в Комитет Государственной Думы по образованию поступило двадцать шесть поправок. Указанные поправки сведены в таблицу поправок, рекомендованных Комитетом Государственной Думы по образованию к принятию. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы Правового управления Аппарата Государственной Думы. С учётом редакционной правки - хочу обратить на это внимание - изменено название данного законопроекта. Комитет Государственной Думы по образованию просит рассмотреть таблицу поправок и принять данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, двадцать шесть поправок, поддержанных комитетом. Есть замечания? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 14 мин. 48 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Принято. Выносим данный законопроект на "час голосования" во втором чтении.
Пункт 20. Во втором чтении ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 28 мин. 26 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Принято.
Заседание № 214
О проекте федерального закона № 231678-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части введения ассистентуры-стажировки как формы послевузовской подготовки кадров по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Сейчас мы можем приступить к рассмотрению протокольных поручений или рассмотреть пункт 27, который мы перенесли. Давайте 27-й вопрос обсудим, а потом - протокольные поручения. Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Докладывает Григорий Петрович Ивлиев. ИВЛИЕВ Г. П. Уважаемые депутаты, представляемый сегодня законопроект исключительно важен для развития всей системы художественного образования в нашей стране. Президент Медведев в очередной раз подчеркнул важность одного из приоритетов политической стратегии - воспитания поколения свободных, образованных и творчески мыслящих граждан. Реализация этой задачи невозможна без художественного образования и эстетического воспитания наших граждан, прежде всего детей и молодёжи, а соответственно, и без надлежащей государственной поддержки и дальнейшего развития системы образовательных учреждений в сфере культуры и искусства. Право на художественное образование очень важно сегодня для каждого человека. Мы должны ориентироваться на обеспечение реализации этого права по трём равно важным направлениям - как части общего права на образование, как права на специальное образование в области искусства и как права на дополнительное образование. Искусство - это особая сфера человеческой деятельности, особая форма восприятия человеком окружающего мира. Искусство имеет принципиально важное значение для развития творческой, самостоятельно мыслящей личности, для модернизации всей общественной жизни. Приобщению к искусству как можно большего числа наших граждан служит именно система художественного образования. Но вопрос художественного образования необходимо обсуждать исходя из этологической сущности искусства как самостоятельной формы сознания и самостоятельной формы общественной жизни. Все деятели российской культуры исходят именно из этого методологического посыла. Мы не раз уже подчёркивали, что вопросы художественного образования нужно рассматривать в аспекте влияния на весь образ жизни наших людей. Нам необходимо единство художественного образования и эстетического воспитания, нам нужна всеобщность художественного образования, нам важно говорить о непрерывности и преемственности занятий искусством и обучения в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства. Богатые исторические традиции отечественного образования в области искусства обусловливают два базовых принципа, лежащих в основе всей системы художественного образования, - это непрерывность и преемственность. Они реализуются в традиционной триединой цепочке: школа - училище - вуз. И к этой цепочке должно быть добавлено ещё одно звено: ассистентура-стажировка по творческо-исполнительским специальностям как форма послевузовской подготовки кадров. К сожалению, усилий, прилагаемых сейчас для поддержки художественного образования, недостаточно. Концептуальный подход к решению проблем образования в области искусства, который позволил бы определить основные направления его развития, роль и место в общей системе российского образования, определила Концепция развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 годы, одобренная правительством. Данный законопроект как раз и решает одну из задач, поставленных перед художественным образованием. Высочайшие достижения российской культуры опираются прежде всего на уникальную систему подготовки творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства. Особо важная задача - сохранение педагогических традиций отечественного образования в сфере культуры и искусства, и данный законопроект решает проблему сохранения традиций послевузовского образования в нашей стране. Комитет по культуре провёл ряд мероприятий в формате парламентских слушаний, "круглых столов", которые были посвящены вопросам художественного образования. Эта тема неизменно вызывает интерес у деятелей культуры, у широкой общественности. Проведённые широкие обсуждения показали, что проблемы в сфере художественного образования по-прежнему имеются. Надлежит принять скорейшие законодательные меры для урегулирования острых, проблемных вопросов. Одним из таковых является неурегулированность статуса ассистентуры-стажировки в вузах культуры и искусства. Подчеркну, что начиная с 1967 года в вузах культуры и искусства была организована двухгодичная ассистентура-стажировка. Мы говорим сейчас об устоявшейся, хорошо зарекомендовавшей себя и признанной во всём мире форме подготовки профессионалов высочайшего уровня. Несколько десятилетий существовала и давала образование высочайшего качества ассистентура-стажировка при ведущих вузах культуры и искусства, приравненная, по существу, к аспирантуре, но отличающаяся от неё творческой составляющей. В отличие от аспирантуры, предполагающей написание научной работы, ассистентура-стажировка предполагает особую организацию учебного процесса, особые формы творческих занятий и подготавливаемых аттестационных работ, например концерты, постановки и другие творческие мероприятия. Подготовка специалистов высшей квалификации творческого мастерства и одновременно педагогических работников в вузах искусств специфична: совершенствование педагогического мастерства, освоение методологии предмета, осмысление той или иной дисциплины в этой области очень тесно связаны с исполнительским творчеством на высочайшем профессиональном уровне. С учётом этого в законопроекте предлагается закрепить в законодательстве об образовании ассистентуру-стажировку в высших учебных заведениях, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования в области искусства, в которой осуществляется подготовка специалистов, получающих высшую квалификацию творческого мастерства; приравнять ассистентов-стажёров по их правовому статусу к аспирантам, предоставив им равные права и гарантии; предусмотреть государственную (итоговую) аттестацию, проводимую в форме защиты подготавливаемой ассистентом-стажёром итоговой квалификационной работы по творческо-исполнительским специальностям; предусмотреть разработку федеральных государственных требований к основным образовательным программам послевузовского образования, а также положения об ассистентах-стажёрах. Финансирование подготовки ассистентов-стажёров будет осуществляться в рамках средств, предусматриваемых для аспирантуры высших учебных заведений, и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Данный законопроект поддержан Комитетом по образованию. Мы благодарны Комитету по образованию за понимание того, что мы должны в законодательстве об образовании учесть особенности культуры и искусства. Без учёта особенностей культуры и искусства в выстраивании образовательных процессов мы можем разрушить наши исторические традиции, а это недопустимо. На совместном заседании двух коллегий - Министерства образования и науки и Министерства культуры - был поддержан именно такой подход. Повторяю, этот законопроект крайне важен для поддержки развития системы художественного образования в нашей стране. Прошу законопроект поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Григорий Артёмович Балыхин, пожалуйста, содоклад от комитета. С учётом того, что доклад был девять минут, содоклад может быть короче. БАЛЫХИН Г. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, ёмкий, подробный доклад Григория Петровича Ивлиева освобождает меня от изложения содержания законопроекта. Хочу лишь только сказать, что Комитет Государственной Думы по образованию поддержал концепцию данного законопроекта, поскольку необходимость законодательного закрепления особой формы подготовки высококвалифицированных кадров в области искусства заслуживает безусловной поддержки. В то же время хочу сказать, что на заседании комитета были сделаны замечания по тексту и авторам было предложено доработать его до рассмотрения в первом чтении. Сегодня мы рассматриваем законопроект, в котором авторами учтены все замечания, в том числе отмеченные в официальном отзыве Правительства Российской Федерации, в частности о необходимости разделения полномочий органов исполнительной власти в области культуры и в области образования. В заключение, уважаемые коллеги, хочу поддержать Григория Петровича Ивлиева и подчеркнуть, что законопроект является архиактуальным, архиважным и что он направлен на сохранение уникальных педагогических традиций отечественного образования в сфере культуры и искусства. Данный законопроект поддержан тридцатью одним субъектом Российской Федерации. Имеющееся замечание Правового управления Аппарата Государственной Думы не носит концептуального характера и будет учтено при подготовке законопроекта ко второму чтению. Комитет Государственной Думы по образованию предлагает поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Григорий Артёмович. Задержитесь. Есть ли вопросы к докладчику? Есть. Нина Александровна Останина, один вопрос. Подводим черту. Пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А., фракция КПРФ. Вопрос скорее к Григорию Петровичу. Уважаемый Григорий Петрович, разделяя идею о необходимости развития системы художественного образования и поддерживая концепцию закона, хочу задать вопрос о совершенствовании механизмов реализации этого закона. Ну, во-первых, в пояснительной записке, точнее, в финансово-экономическом обосновании говорится о том, что на протяжении последних лет Минобрнауки выделяет Министерству культуры примерно от 450 до 490 контрольных цифр приёма, а ваш закон предполагает финансирование всего ста девяноста мест. Чем объясняется вот такое сокращение количества этих учебных мест? И второе. Когда говорили о том, что приравнивается статус ассистента-стажёра... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Ивлиев. ИВЛИЕВ Г. П. Уважаемые депутаты, никакого сокращения в этих цифрах нет. Дело в том, что здесь указаны две разные цифры. В рамках общей контрольной цифры есть разделение: из двухсот восьмидесяти четырёх бюджетных мест по специальности "Искусствоведение", то есть это научные специальности, которые относятся к науке об искусстве, сто девяносто мест - не по специальностям искусствоведения, а именно по творческо-исполнительским специальностям, то есть это пианисты, вокалисты, дирижёры, композиторы. Нам совершенно понятна эта ситуация. Но у нас ведь есть сейчас такая практика, когда и по творческо-исполнительским специальностям принимаются в аспирантуру. Вот вместо этой аспирантуры по творческо-исполнительским специальностям будет ассистентура-стажировка, срок обучения в которой всего два года, а не три. Именно поэтому мы полагаем, что можно увеличить количество бюджетных мест для приёма в ассистентуру-стажировку, то есть мы по этой программе подготовим больше научно-педагогических кадров в сфере творческо-исполнительского мастерства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Григорий Артёмович. Других вопросов нет. Настаивает кто-то на выступлении? Нет. Представители президента и правительства также не настаивают. В соответствии с Регламентом выношу данный вопрос на "час голосования" и ставлю на голосование данный законопроект в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 44 мин. 31 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Принято.