Заседание № 203
О проекте федерального закона № 231630-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления административной ответственности за несвоевременное внесение или внесение недостоверных данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Марины Павловны Беспаловой. Пожалуйста, Марина Павловна. БЕСПАЛОВА М. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по государственному строительству и законодательству выносит на обсуждение проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Законопроектом предлагается установить административную ответственность за несвоевременное внесение или внесение в систему мониторинга недостоверных данных по движению лекарственных препаратов для медицинского применения. Законопроект прошёл лингвистическую и юридико-техническую экспертизы, готов к принятию в третьем чтении. Прошу поставить его на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам голосования есть желающие выступить от фракций? Есть. Включите режим записи на выступления по мотивам голосования. Покажите список. Жириновский Владимир Вольфович, фракция ЛДПР. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы, фракция будет голосовать за, но опять же здесь хотелось бы уточнить, почему мы так долго думали, прежде чем ввести маркировку товаров (в данном случае это лекарственные препараты, но нам обещали, что будет проведена и маркировка товаров всей лёгкой промышленности). Я сказал бы, что, может быть, пора уже и министерство лёгкой промышленности воссоздать, потому что в одном ведомстве у нас столько направлений экономики - это, мне кажется, для такой страны, как Россия, тяжело. Почему-то к лекарствам мы приступили позже, начали с маркировки меховых изделий и получили великолепный результат: оборот в натуральном выражении вырос в 12 раз, а в денежном - в 6 раз. А какие потери были до этого? Почему мы при подготовке законопроекта не указываем, что потери от невведения маркировки по таким-то товарам составили столько-то миллиардов, столько-то миллионов? В комитете же есть специалисты, можно запросить данные. У нас, допустим, ожидаются и правила маркировки табачной продукции. Надо бы вообще с этой продукцией заканчивать. Я обрадовался, что нигде нет табачных киосков, ведь раньше как было? Едешь по городу, по всей стране - везде "Табак", "Табак", "Табак". Сейчас такого нет. Но находятся люди, которые недовольны, что его где-то спрятали, как и алкоголь, голоса раздаются, чтобы были снова восстановлены какие-то комнаты для курильщиков, - они губят своё здоровье! Они когда-то должны остановиться? Я предлагаю, Вячеслав Викторович, на выборах ввести понятия "курящий", "некурящий" и курящих не допускать до участия в выборах. Депутат, как и врач, должен быть примером. Вот фракция ЛДПР - никто не курит, никто не употребляет алкоголь. И тут вот Олег Нилов говорил про крабов - какие-то крабы, крабовое мясо... Мы понятия не имеем, что такое крабы, у нас кабачковая икра, в крайнем случае баклажанная, борщ, щи, каша - простая еда, крестьянская. А в "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", вы видите, крабами увлекаются, им ещё крабов подавай на стол. То есть очень важно это, мы поддержали это, но я повторяю: мы должны указывать, как было в царской России, как было в Советской России, сколько потерь. Может быть, всё давно было урегулировано в старые времена? Но нет, ничего этого нет в преамбуле закона, как будто мы с нуля начинаем, вот вчера проснулись и принимаем законы или поправки к ним. Ведь такой огромный аппарат в Думе, пусть дают историческую ссылку, что в связи с этим законом было в Своде законов Российской империи, какие были приняты советские законы и при Ельцине, если кто-то что-то намудрил. И вот наконец мы пришли к маркировке. Но повторяю: если бы было министерство лёгкой промышленности, мы бы давно к этому пришли. А вообще это похвально, мы рады и поддерживаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Грибов Александр Сергеевич. Подготовиться Тумусову Федоту Семёновичу. ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Совершенно ожидаемо, что данный законопроект даже в третьем чтении вызвал дискуссию, и мы не сомневаемся, что все фракции его поддержат, потому что в первом чтении все голосовали единогласно, понимая, что данная инициатива - как основной законопроект, который вводит систему маркировки лекарственных препаратов, так и законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, которые устанавливают ответственность за фальсификацию, за несвоевременное внесение, за внесение недостоверных данных в систему маркировки, - волнует как каждого гражданина Российской Федерации, так и чувствительные для экономики сферы производства лекарственных препаратов и их сбыта. В 2007 году Министерство внутренних дел выдало в публичную плоскость шокирующие данные о том, что мы на втором месте в мире по количеству фальсификата в обороте, и с этого момента началась планомерная работа, чтобы эту ситуацию исправить. Мы ратифицировали конвенцию, которая называется в экспертном сообществе "Medicrime", устанавливающую уголовную ответственность, а точнее говоря, обязывающую национального законодателя, то есть нас с вами, ввести уголовную ответственность за фальсификат, который ходит на рынке; была введена административная ответственность, и количество фальсифицированных препаратов планомерно стало снижаться. Но нужно понимать, что административными или уголовно-правовыми мерами сложно влиять на такой высокотехнологичный рынок, который включает в себя производство и сбыт лекарственных препаратов, и тогда была предложена система маркировки. Эта новация на самом деле давно была разработана ведущими западными странами, которые планомерно развивают этот сектор, используя самые передовые технологии, и то, что мы сейчас идём в ногу со временем, с теми, кто использует современные передовые технологии, очень правильно, обоснованно и, самое главное, полезно для каждого человека и для нашей экономики. 21 декабря 2017 года Алексей Владимирович Куринный, наш коллега из фракции КПРФ, справедливо отметил - а его мнение в сфере здравоохранения, в сфере медицины заслуживает внимания и уважения, - что тотальный контроль крайне необходим. Как мы видим, все фракции разделяют позицию, что данные новеллы - как нормы основного закона, так и новые нормы Кодекса об административных правонарушениях - способны защищать наших граждан. Коллеги, конечно, мы поддержим предложенные поправки. И отдельно хотелось бы поблагодарить Комитет по охране здоровья, который с 2017 года вёл планомерную работу, чтобы учесть мнение каждого - как конкретные жалобы, поступающие в Думу, так и мнение экспертного сообщества. Мы будем голосовать за. Коллеги, спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тумусов Федот Семёнович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Представьте себе, что более десяти лет назад у нас в стране ещё не было не то что эффективной - вообще нормальной системы государственного контроля за качеством лекарственных средств. И мы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", во время встречи с Владимиром Владимировичем Путиным внесли записку о состоянии дел - к сожалению, тогда мы были в числе мировых лидеров по количеству фальсификата. Потом по распоряжению Владимира Владимировича была создана межведомственная комиссия, и сейчас мы уже имеем конкретную систему, государственную систему контроля качества лекарственных средств. В России уже почти десять лет работает система "Фармаконадзор", с помощью этой системы осуществляется контроль эффективности, безопасности лекарственных препаратов. Что это означает? В случае если в любой точке мира, где работает эта система, в том числе в России, будет обнаружено, что препарат имеет побочные эффекты или, не дай бог, несёт угрозу жизни, эта информация немедленно предаётся гласности и вносятся инструкции по применению как оригинального препарата, так и дженериков. Самый громкий из недавних случаев - история с лекарственными препаратами, содержащими фенспирид, по которым были выявлены столь серьёзные побочные эффекты, что регистрация препарата была аннулирована. Однако, конечно, возникает вопрос: все ли фирмы готовы столь ответственно подходить к процессу фармаконадзора? Ведь очевидно, что публикация информации о любом побочном эффекте ведёт к снижению продаж препарата и к потере компанией прибыли. В связи с этим необходимо принятие соответствующих мер, чтобы кнутом и пряником стимулировать фирмы сообщать о подобного рода информации. Мы поддержим данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", третье чтение, 6-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 18 мин. 38 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 88
О проекте федерального закона № 231630-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за несвоевременное внесение или внесение недостоверных данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
50-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад официального представителя правительства руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Михаила Альбертовича Мурашко. Пожалуйста. МУРАШКО М. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, глубокоуважаемые депутаты! Проект федерального закона подготовлен в целях реализации положений проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств", поддержанного вами вчера во втором чтении, - это законопроект об автоматизированной системе мониторинга движения лекарственных препаратов. В рассматриваемом законопроекте устанавливается административная ответственности за несвоевременное внесение или внесение недостоверных данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения. В проекте закона предлагается ввести административную ответственность в анализируемой сфере для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и должностных лиц. При этом предусмотрено административное наказание, соответствующее характеру правонарушения и степени его социальной опасности, возможным прямым и отдалённым последствиям для здоровья граждан. Это нужно в том числе для того, чтобы система мониторинга реально работала. Обращаю внимание, что ответственность за производство и продажу товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке, уже определена статьёй 15.12 КоАП, в данном законопроекте предлагается наделить Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения правом рассматривать дела о правонарушениях, предусмотренных данной статьёй, уже существующей в законодательстве. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Ольги Юрьевны Баталиной. Пожалуйста. БАТАЛИНА О. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вчера мы приняли во втором чтении законопроект, в котором предлагается ввести маркировку лекарственных препаратов, запрет на реализацию лекарственных препаратов без маркировки и обязанность для производителей лекарственных средств вносить сведения о маркировке указанных лекарственных средств в единую базу данных. В законопроекте отчасти этот вопрос регулируется, но, конечно, его придётся серьёзно дорабатывать ко второму чтению, потому что в настоящее время административная ответственность в нём предусмотрена только за факт невнесения или несвоевременного внесения информации в базу данных, тогда как обязанности производителей лекарственных средств будут гораздо шире. Ко второму чтению мы обязательно это учтём и поправим. Ещё на что хотела бы обратить внимание: сейчас размер, величина административной ответственности для юридических лиц ровно такая же, как и для предпринимателей, при этом для предпринимателей она ещё и превышает предельный размер ответственности, установленный в административном кодексе. Мы считаем, что эти нормы также потребуют изменения ко второму чтению. В целом без принятия этого закона не будет работать закон о маркировке, поэтому прошу поддержать, а ко второму чтению мы все необходимые изменения в законопроект внесём. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Не разделяю оптимизма Ольги Юрьевны. По поводу того, что, если не примем этот закон, не заработает закон о маркировке, напомню: во втором чтении прошла поправка, что закон вообще заработает с 1 января 2020 года - через два года, в связи с этим не совсем понятно, в чём срочность сегодняшнего законопроекта. И вопрос тогда к Михаилу Альбертовичу: как вы относитесь к тому, что дату вступления в силу основного закона, о маркировке, предложено перенести с 1 января 2019 года на 1 января 2020-го? МУРАШКО М. А. Этот вопрос вчера рассматривался, и по данному вопросу мы нашли консенсус - поэтапный ввод, - это будет учтено. Рассматриваемый сейчас законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях шёл вместе с проектом закона о маркировке, и, раз мы уже достигли консенсуса в вопросе о переносе сроков, в проект закона о нормах КоАП также будет дополнительно внесено, что он будет вступать в силу вместе с тем законом, а поэтапный ввод будет осуществляться в соответствии с постановлением правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ещё вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Куринный, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, коротко. Мы всё-таки обращаем внимание на то, что, с одной стороны, поспешно принимается сегодняшний законопроект - срочно, срочно, срочно! - а с другой стороны, отсрочили вступление в силу предыдущего, базового закона на два года. То есть ещё два года в Российской Федерации не будет тотального контроля, который предполагается, за оборотом лекарственных препаратов, а он крайне необходим. С чем это связано? Мы до сих пор не получили ответа на этот вопрос - то ли это лобби фармацевтических компаний, то ли ещё какие-то дополнительные доводы, не совсем понятные, - но факт остаётся фактом: решение принято немотивированное, Российская Федерация остаётся без прикрытия ещё на один лишний год, а лекарства будут иметь хождение опять без маркировки, что, естественно, не гарантирует их качества, и этот показатель - 10 процентов фальсификата, которые мы сейчас имеем (пусть даже чуть меньше, как мы отчитываемся), - так и будет сохраняться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Нет. Докладчик? Пожалуйста. МУРАШКО М. А. Извините, я всё-таки хотел бы сказать, что такого показателя по фальсификату - 10 процентов - нет: на сегодняшний день эти цифры составляют (то, что выявляется) всего до четырёх торговых наименований в год. И при поэтапном введении маркировки правительством будут учтены рисковые направления, которые сейчас существуют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 50 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.
Заседание № 85
О проекте федерального закона № 231630-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за несвоевременное внесение или внесение недостоверных данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Вячеслав Викторович, убедительная просьба: рассмотрение вопроса 15 сегодняшнего проекта порядка работы Государственной Думы, это правительственный законопроект в первом чтении, перенести на 20 декабря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На 20 декабря.
Полномочный представитель Правительства Российской Федерации Синенко Александр Юрьевич предлагает рассмотрение вопроса 15 перенести на 20 декабря. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.