Заседание № 109
О проекте федерального закона № 231615-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (в части полного государственного финансирования производства и проката национальных художественных (игровых) фильмов для детей и юношества).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
10-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации". Доклад Елены Александровны Ямпольской. ЯМПОЛЬСКАЯ Е. А., председатель Комитета Государственной Думы по культуре, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект о стопроцентном государственном финансировании художественного (игрового) кино для детей и юношества был внесён нами во исполнение поручения президента. Ещё раз могу сказать только спасибо главе государства, который поставил волевую точку в бесконечных спорах о том, что такое детское кино, семейное кино. Все мы прекрасно понимаем, как важно возродить наш славный отечественный кинематограф для детей. В первом чтении законопроект мы с вами приняли 15 декабря минувшего года. За время подготовки законопроекта ко второму чтению была отработана формулировка, что же такое художественное (игровое) кино для детей, мы более точно это прописали, и было внесено уточнение, что речь идёт о стопроцентной сметной стоимости на момент заключения государственного контракта или соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета, поскольку всё-таки бюджет - это про план и контроль. Есть единственная таблица поправок, предложенных к принятию. Прошу проголосовать за таблицу и за законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 30 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 54 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принимается единогласно во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. ЯМПОЛЬСКАЯ Е. А. Уважаемые коллеги, законопроект полностью отработан и готов к процедуре третьего чтения. При этом я уверена, что необходимо будет вносить изменения в нормативные акты Министерства культуры, касающиеся основных принципов финансирования кинематографа, потому что речь должна идти в том числе и о качественных критериях, это особенно важно, когда мы говорим о стопроцентном финансировании фильмов для детей. Законопроект к третьему чтению готов. Прошу поставить на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 45 мин. 54 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Принимается единогласно.
Заседание № 86
О проекте федерального закона № 231615-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (в части полного государственного финансирования производства и проката национальных художественных (игровых) фильмов для детей и юношества).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
33-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации". Докладывает Елена Александровна Ямпольская. ЯМПОЛЬСКАЯ Е. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот уже не первый день с этой трибуны мы говорим о суверенитете не только государственном, экономическом, технологическом, оборонном, но и о суверенитете художественном, гуманитарном. И всё чаще мы говорим: больше своего, больше родного - это лучший способ вытеснить всё чужое на обочину. Я очень рада, что мы сегодня имеем возможность предложить вашему вниманию данный законопроект в первом чтении. И говорит он о том, что мы предлагаем ввести полное государственное финансирование производства и проката фильмов для детей и юношества. Мы шли к этому достаточно долго, а политическую волю, как всегда, проявил наш президент, и точку в этих спорах поставил наш президент. По итогам заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей Владимир Владимирович Путин дал правительству поручение обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих полное государственное финансирование производства и проката национальных художественных игровых фильмов для детей и юношества. Поскольку у нас этот законопроект уже был готов, мы помогаем правительству выполнить это поручение, договорились с коллегами из Министерства культуры, что именно мы и сенаторы, которые тоже работали над этой инициативой, её внесём. Я очень рада, что ещё в мае нынешнего года наш комитет проводил "круглый стол" под названием "Дети - важнейший приоритет государственной культурной политики", и одной из первых рекомендаций по итогам этого "круглого стола" было именно введение 100-процентного финансирования фильмов для детей и юношества. Считаю, что уход из наших кинотеатров, с наших больших экранов голливудских мейджоров - "Диснея", "Уорнер Бразерс", тех, кто производит много детского контента, - это шанс для всех нас, это шанс наконец заполнить большие экраны нашим, родным детским кино. Они вернутся обязательно, так или иначе попытаются пролезть обратно, потому что для них Россия - рынок. А для нас Россия - Родина, и нам необходимо воспитывать новые поколения в едином не только культурном, но и в художественном... точнее, в едином художественном, культурном и, главное, человеческом коде. Большинство здесь принадлежит к среднему и старшему поколению: мы знаем, как важны для нас были наши любимые детские фильмы. Потом мы показывали их уже своим детям, кто-то показывает их внукам - хорошее детское кино передаётся из поколения в поколение. Нашим законопроектом вводится определение - это необходимо, - что такое кино для детей и юношества. Все споры очень долго утыкались в то, как его правильно назвать, оно детское или оно семейное. Наконец-то - спасибо президенту - мы его назвали. И мы вводим вот это 100-процентное государственное финансирование. Я напомню, что ещё весной, опять же по поручению президента, мы точно так же обеспечили 100-процентное государственное финансирование производства и проката дебютных фильмов, документальных, авторской уникальной анимации, ну и в неких исключительных случаях. По дебютам, уникальной анимации, документальному кино уже вовсю этот закон работает, уже конкурсы проведены, средства выделяются. Очень надеюсь, что сейчас такая же системная работа начнётся и с кинематографом для детей и юношества. Понятно, что деньги выделялись и до того. Деньги выделялись немалые, я попросила коллег посчитать, в общей сложности за последние два года это не меньше 1 миллиарда в год, даже больше получается. Релизы выходят. Не секрет, что до ухода мейджоров нашим фильмам было очень трудно пробиться на экраны, очень трудно было пробиться в наши киносети. Думаю, что эта ситуация будет меняться. Абсолютно убеждена, что этой теме надо придать турбоускорение, в том числе поиску и отбору сценариев. К этому необходимо привлекать особое государственное внимание. Прошу, коллеги, поддержать наш законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Александровна. С содокладом выступает Елена Григорьевна Драпеко, первый заместитель председателя Комитета по культуре. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет на своём заседании рассмотрел предлагаемый законопроект и считает, что, конечно, его надо поддержать, обязательно принять, потому что он кое-что уточняет в законе о поддержке национального кинематографа, об этом уже Елена Александровна сейчас сказала, во всяком случае мы получили понятие, что такое фильмы для детей и юношества. Определение это соответствует определению информационной продукции для детей в законе "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и соотносится с характеристиками информационной продукции, подлежащими оценке при её классификации. Комитет отмечает, что есть избыточное упоминание о возрасте, потому что у нас в Семейном кодексе уже урегулировано (это то, что мы слышали), что лица в возрасте до 18 лет - это и есть те, кого мы считаем детьми и юношеством. Статьями 8, 9 федерального закона о поддержке национального кинематографа установлен исчерпывающий перечень видов фильмов, которые получают 100-процентное финансирование, к ним теперь будет относиться и детское и юношеское кино. Статья 17 названного действующего закона устанавливает запрет на приватизацию организаций кинематографии, специализирующихся на показе фильмов для детей. В целях приведения текста федерального закона к единой терминологии законопроект предлагает уточнить положения статьи 17 путём распространения запрета приватизации на организации кинематографии, специализирующиеся на показе фильмов для детей и юношества. Субъекты Российской Федерации, которым был разослан проект закона, поддерживают этот законопроект. Комитет по культуре ещё раз просит вас поддержать законопроект и проголосовать за него в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Григорьевна. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шеремет Михаил Сергеевич. Пожалуйста. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Вопрос докладчику. Уважаемая Елена Александровна, скажите, пожалуйста, в случае 100-процентного финансирования детских фильмов государством у кого будут авторские права, по каким ценам будет идти прокат фильма, в том числе на интернет-ресурсах, и не считаете ли вы, что в случае 100-процентного государственного финансирования фильма он должен быть в свободном доступе для всех юных граждан России? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Ямпольской включите микрофон. ЯМПОЛЬСКАЯ Е. А. Спасибо за вопрос. Я думаю, что невозможно сделать здесь исключение только для детского кино, потому что у нас уже есть отработанный порядок 100-процентного финансирования отдельных категорий фильмов. Те предложения, которые, как я понимаю, вами вносятся, необходимо либо рассматривать для всех категорий фильмов - ну, нарушение авторского законодательства, на мой взгляд, вещь неприемлемая, - либо, так сказать, отклонить их сразу. Я думаю, тут не вопрос цены, тут вопрос того, чтобы до проката, до киносетей эти фильмы доходили и чтобы киносети их охотно брали. Ну, я думаю, что сейчас на самом деле это то, чего ждут. Вот передо мной лежит список релизов, запущенных в 2022 году, и я уверена, что и несколько фильмов, которые прямо сейчас уже будут выходить, в том числе полнометражный художественный фильм "Чебурашка", киносети ждут. Безусловно, киносети их ждут. Поэтому я не вижу проблемы с доступностью для детей, не вижу просто. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Елена Александровна, скажите, а может ли распространяться действие этого закона на такую, так скажем, техническую реставрацию, восстановление старых, классических детско-юношеских фильмов, на восстановление и трансляцию в кинотеатрах? Ну, таких как, например, "Сказка о Мальчише-Кибальчише", "Молодая гвардия", "Неуловимые...", "Иди и смотри". Вот создавать же долго, это время, и неизвестно, получится или нет, но мы-то знаем, что вот эти фильмы, что называется, бьют в десятку, их смотрели по много раз, мы сами смотрели. Давайте поможем вернуться им на экраны. Вот можно ли этот закон, эту программу использовать в этом направлении? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Ямпольской включите микрофон. ЯМПОЛЬСКАЯ Е. А. Уважаемый Олег Анатольевич, конечно, это не предмет данного законопроекта, но во всём, что вы говорите, есть не просто рациональное зерно, а то, что мне, например, глубоко по-человечески близко. Другой вопрос, что многое из перечисленного вами и многое из неперечисленного уже и оцифровано, и есть в совершенно прекрасных копиях, и в том числе демонстрируется по ряду телеканалов, например "Мосфильм. Золотая коллекция". И мы тоже сегодня утром обсуждали в комитете, узким кругом: почему бы вот сейчас, на новогодние каникулы, нашим киносетям, которые всё время плачут, что им совсем нечего показывать, что у них пустые сеансы и так далее, не запустить на большой экран действительно безусловные хиты нашего с вами детства? Может быть, мы относимся к этим хитам пристрастно, потому что мы на них выросли, но мне почему-то кажется, что многие современные дети с огромным удовольствием на большом экране посмотрят и сказки Роу, и те фильмы, которые вы перечислили. Я думаю, да, у этих фильмов есть потенциал большого экрана. Если есть примеры каких-то невосстановленных, забытых, потерянных и так далее, давайте об этом поговорим отдельно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Спасибо большое. Вопрос докладчику. Уважаемая Елена Александровна, детские фильмы формируют мировоззрение детей, поэтому деньги, на которые они снимаются, - это, конечно, важно, но ещё важно ведь содержание. Вопрос: кто будет решать, давать на сценарий деньги или нет, выстрелит фильм или не выстрелит, и если деньги потрачены, а что-то пошло не так, то кто будет нести ответственность? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елене Александровне включите микрофон. ЯМПОЛЬСКАЯ Е. А. Спасибо большое за вопрос, Олег Юрьевич. Порядок получения средств, в том числе полного государственного финансирования, чётко прописан в законе "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации". Есть эксперты в Министерстве культуры, и именно туда, к ним будут обращаться продюсеры со сценариями. Вопрос о том, что будет, если что-то пойдёт не так, актуален, скажу вам, коллеги, не только для детского кинематографа. Эту тему мы постоянно поднимаем в разговорах с представителями профильного ведомства, и это действительно тема для разговора, наверное, а не законодательного регулирования. Тем не менее, я с вами согласна, если государство финансирует, тем более финансирует полностью, оно должно иметь возможность контролировать ход производства фильма на всех стадиях, а не только при получении уже конечного продукта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сипягин Владимир Владимирович. СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР. Уважаемая Елена Александровна, проект закона, безусловно, хороший. Поддерживать детский и юношеский кинематограф на государственном уровне - верное решение, своевременное. Но в приложенных к проекту закона документах, в том числе в официальном отзыве правительства, информации мало. В финансово-экономическом обосновании сказано, что принятие данного проекта закона не потребует дополнительных финансовых средств из бюджета. В связи с этим возникает много вопросов, например о каком количестве фильмов идёт речь, какие суммы государство готово выделить на их 100-процентное финансирование, что предлагается сделать в том случае, если фильмов в год окажется гораздо больше, чем предусмотрено денег на их финансирование? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Ямпольской включите микрофон. ЯМПОЛЬСКАЯ Е. А. Спасибо, Владимир Владимирович. Я думаю, этот вопрос решается, так сказать, опытным, экспериментальным путём. Вот передо мной лежат релизы: у нас за 2021 год вышло всего три детских фильма, запущенных в производство при поддержке Минкультуры, а в 2022 году таких фильмов уже десять. И ещё восемь фильмов - это те, которые поддержаны Фондом кино. Общая сумма (я попросила, чтобы коллеги мне собрали данные и по Минкульту, и по Фонду кино) - под миллиард рублей в 2021 году уже потрачено и больше миллиарда за 2022-й. Давайте будем исходить из этих цифр. Мы не начинаем с нуля снимать детское кино. Вопрос в том, что понятия "детское кино" или "кино для детей и юношества" просто не было, в законодательстве оно не было прописано. Его называли то семейным, то детским, то ещё как-то - ну, все всё понимали, это всё-таки были фильмы, ориентированные на юную аудиторию. Деньги уже тратятся, они есть, перераспределить их внутри, так сказать, тех денег, которые в принципе выделяются на российский кинематограф, я думаю, не составит труда. Скорее вот меня беспокоит другой вопрос: будет ли достаточно хороших сценариев? Не будет ли их слишком много, как вы говорите, а будет ли их хотя бы достаточно, чтобы нашим детям было что посмотреть? Именно поэтому я с трибуны сказала, что, мне кажется, здесь тоже нужно турбоускорение, нужна системная работа, в которой в том числе и мы, депутаты, можем, безусловно, помочь нашему профильному ведомству. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Елена Александровна, поскольку наш комитет был соисполнителем, конечно, ничего, кроме слов поддержки, мы сказать не можем. Но у нас есть те же самые опасения, которые прозвучали сегодня в вопросах наших коллег в зале. Прежде всего я не очень верю, что будет саморегулироваться это распределение внутри: опыт работы Фонда кино уже показал, что чудесным образом почему-то все средства господдержки уходили именно членам этого фонда, тем, кто входит в состав Фонда кино. Поэтому скажите, пожалуйста, как будет называться экспертный институт, который станет распределять средства и определять всё-таки, какому фильму отдать предпочтение и какой из них выйдет в прокат. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елене Александровне, пожалуйста, включите микрофон. ЯМПОЛЬСКАЯ Е. А. Спасибо за вопрос, Нина Александровна. Я тогда, наверное, зачитаю, проще, коллеги, будет прямо зачитать, потому что я на этот вопрос уже отвечала и вот он возник опять. Это закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", глава III, статья 7 "Условия и порядок государственного финансирования кинематографии": "Государственное финансирование осуществляется на основе государственного контракта, заключённого федеральным органом исполнительной власти...". Речь идёт о Министерстве культуры и, соответственно, об экспертах Министерства культуры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Исаков Владимир Павлович. ИСАКОВ В. П., фракция КПРФ. Уважаемая Елена Александровна, ну, скажу от имени, так сказать, среднего поколения, как человек, у которого есть дочка, который часто посещал кинотеатры. Вы знаете, я могу сказать, почему люди, приходя в кинотеатр, когда ещё голливудские компании не ушли, выбирали именно голливудские фильмы: не потому, что люди были непатриотичные, - стоит признать, что всё-таки качество зарубежных фильмов было на порядок лучше. Сейчас мы столкнулись с ситуацией, что голливудские компании ушли и у нас в принципе есть монополия, можно снимать действительно качественные, хорошие фильмы, но опять же остаётся вопрос: кто те эксперты, которые будут выбирать эти фильмы? И главный вопрос, просьба: верните, пожалуйста, такой жанр, как сказка, который был прекрасно раскрыт в советское время. Выходит, там, фильм "Последний богатырь" - но снимает же всё это всё равно "Дисней". Очень вас прошу, как отец! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Елена Александровна. ЯМПОЛЬСКАЯ Е. А. Уважаемый Владимир Павлович, отвечаю вам как мать трёхлетней дочери. Я думаю, основное, что сейчас будут приносить продюсеры, - это сценарии сказок. Согласна с вами абсолютно, вся наша погоня за голливудщиной, в том числе стремление бежать, задрав штаны, переделывать сказку в фэнтези, мне тоже глубоко неблизка. А насчёт того, что это было ближе нашим детям, вы знаете, недавно у себя в регионе, в Татарстане, я встречалась с учащимися такой, я бы сказала, элитарной гимназии, обсуждала с ними вопросы кинематографии - что они любят, чего не хватает, не хватает ли Голливуда и так далее, - и вдруг эти ребята, очень продвинутые, билингвальные и так далее, которым 14, 15 лет, говорят мне: "А мы любим советское кино". Я спрашиваю: "Почему?" - "А потому, что оно для души". Наши дети тоже любят для души, так же как и мы, не надо их недооценивать. И я очень надеюсь, что дальше это будет для души. Что касается современных технологий и так далее, естественно, в этом нам тоже предстоит догонять, но главное, чтобы содержание было наше, чтобы содержание было своё, я с вами очень согласна. Не знаю, смогу ли я лично вернуть куда-то сказку и сделать это былью, но я уверена, что сейчас множество сценариев будет связано со сказками. Другой вопрос, я считаю, что нам с вами, депутатам, необходимо вот эту тему просто больше с контроля не снимать и, как только пойдут заявки, всё время интересоваться, на что же наше государство будет выделять 100-процентное финансирование. Здесь справедливо заметили, по-моему, вы - или кто-то из наших коллег, об этом не один раз уже сегодня говорилось, - что детское кино формирует будущего гражданина, формирует человеческую личность. Как говорил Сергей Владимирович Михалков, сегодня - дети, завтра - народ. Это очень важно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет, не вижу. Тогда заключительное слово - есть необходимость, Елена Александровна Ямпольская? Нет необходимости. Елена Григорьевна Драпеко? Тоже нет необходимости. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 18 мин. 43 сек.) Проголосовало за 379 чел.84,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.