Заседание № 200
О проекте федерального закона № 231582-5 "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации" (об ограничении круга лиц, имеющих право быть усыновителями, опекунами и попечителями).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Вопрос 9. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елены Борисовны Мизулиной. Пожалуйста. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Этот законопроект предусматривает ограничение круга лиц, которые могут быть опекунами, попечителями и усыновителями, в отношении лиц, имевших судимости за ряд преступлений. Законопроект полностью корреспондирует с законопроектом о внесении изменений в федеральный закон о госрегистрации юридических лиц и в Трудовой кодекс, который был внесён президентом. Комитет просит поддержать данный законопроект. Все замечания устранены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет замечаний? Нет. Останина Нина Александровна по мотивам. Выносим 9-й вопрос на "час голосования".
По 9-му вопросу по мотивам выступает Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, я хочу напомнить вам два высказывания президента, одно из которых прозвучало, когда мы заслушивали вместе с вами его послание, а другое - год назад, в феврале 2010 года. В первом случае президент сказал об отсутствии у нас в России современной системы защиты детства, а во втором случае он признал, что у нас вообще отсутствует государственная политика в отношении детей. И вот подобного рода фрагментарные изменения в наше законодательство, они всё-таки не делают его цельным с точки зрения, повторяю, защиты интересов наших детей. Хотелось бы поставить вопрос: а чего у нас... Существует Гражданский кодекс, есть Уголовный кодекс, есть Семейный кодекс и Трудовой. Почему у нас нет детского кодекса, где прописаны были бы все нормы по защите наших детей? Мы, конечно, поддержим данную норму, потому что действительно это защита наших детей от посягательств на их психическое и физическое здоровье, к сожалению, в семье. Где бы ни находился сегодня ребёнок, будь то школа, где не гарантирована защита от учителя, того же педофила, о чём говорила моя коллега, будь то улица, где опять появились подобного рода страшные явления... И если тридцать - сорок лет назад эти люди и явление вообще считались чем-то страшным, то сейчас вот такое толерантное отношение к подобного рода людям привело к тому, что, повторяю, ребёнок наш незащищён. Поэтому, конечно, тот факт, что мы обязываем опекунов, усыновителей, попечителей представлять документы, которые говорят о том, что у этих людей были ранее судимости, преступления против половой свободы наших несовершеннолетних, либо какие-то преступления, связанные с оборотом наркотиков или занятием проституцией, не даёт им права усыновлять наших детей, ещё раз говорю, выставляет заградительные механизмы для того, чтобы защитить психическое и физическое здоровье наших детей. Но хотелось бы ещё раз сказать, что подобного рода законы - это не есть ещё создание современной системы защиты детства. Хотелось бы пожелать всем нам, чтобы, выполняя пожелание президента, мы всё-таки озаботились тем, чтобы защита детей носила системный характер, и чтобы, убирая детей с улицы и думая о том, что они защищены в семье, где имеет место 40 процентов фактов преступлений против половой неприкосновенности, мы всё-таки сделали что-то для того, чтобы и здесь ребёнок наш был гарантированно защищён, чтобы его физическое и психическое здоровье всё-таки сохранилось. Поэтому мы поддержим, конечно, этот законопроект, но просили бы вас... Понятно, что бюджет уже принят на 2011-й и последующие годы, но в любом случае, если в прошлом, вернее, даже в текущем году мы несколько раз возвращались к этому бюджету, быть может, достанет у нас политической воли и на сей раз вернуться к бюджету и выделить средства на защиту наших детей. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 58 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Принято.
Заседание № 199
О проекте федерального закона № 231582-5 "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации" (об ограничении круга лиц, имеющих право быть усыновителями, опекунами и попечителями; принят в первом чтении 4 декабря 2009 года с наименованием "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации", второе чтение. Доклад Елены Борисовны Мизулиной. МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Этот законопроект корреспондирует с законопроектом, который внесён президентом. Речь идёт об ограничении для лиц, которые могут быть усыновителями, опекунами, попечителями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. То есть предлагается распространить ограничения, которые мы сегодня проголосовали применительно к Трудовому кодексу, на лиц, которые имеют или имели судимость, привлекались к уголовной ответственности за ряд тяжких преступлений, при этом дело не было прекращено по реабилитирующим основаниям. Поступило десять поправок к этому законопроекту, они включены в таблицу поправок, рекомендуемых к принятию. Поправок к отклонению у нас нет. Комитет просил бы поддержать принятие этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, таблица 1 - десять поправок. Есть замечания? Голосуйте по таблице 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 34 мин. 54 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принимается таблица. Выносим законопроект на "час голосования".
14-й вопрос. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации". Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 42 сек.) Проголосовало за 449 чел.99,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 449 чел. Не голосовало 1 чел.0,2 % Результат: принято Принято.
Заседание № 127
О проекте федерального закона № 231582-5 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации" (об ограничении круга лиц, имеющих право быть усыновителями, опекунами и попечителями; внесён депутатами Государственной Думы Н. В. Герасимовой, Л. К. Слиска, Е. Б. Мизулиной, Е. Ф. Лаховой, И. В. Соколовой, С. П. Горячевой, Н. Н. Карпович, Е. А. Вторыгиной, Н. А. Останиной, С. Ш. Мурзабаевой).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению двух альтернативных законопроектов, которые у нас обозначены в пунктах 20.1 и 20.2. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Гражданской кодекс Российской Федерации" (это пункт 20.1) докладывает Елена Борисовна Мизулина. МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Оба законопроекта, вообще, очень связаны. И я хочу обратить ваше внимание на то, что первым был внесён законопроект Государственного Собрания Республики Башкортостан. Но, к сожалению, по этому законопроекту были высказаны замечания Правительством Российской Федерации, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации в связи с тем, что этим законопроектом предусматривается ограничение в праве быть опекуном, попечителем и усыновителем в отношении лиц, которые не имеют определённого места жительства: жильё может быть у ребёнка, у подопечного, и в этом случае никаких препятствий к тому, чтобы какое-то добропорядочное лицо могло стать опекуном, попечителем или усыновителем, здесь не будет. Законопроект, о котором я сейчас докладываю, а его авторы - группа депутатов Государственной Думы, был внесён позднее и с учётом тех замечаний, которые были высказаны по законопроекту Госсобрания Республики Башкортостан. Мы убрали ограничение, связанное с отсутствием жилья у возможного опекуна, попечителя или усыновителя, и предусмотрели более широкий перечень преступлений, судимости за которые препятствуют лицу стать опекуном, попечителем или усыновителем. Аргументы, которые подтолкнули и авторов второго законопроекта, и авторов первого законопроекта к тому, чтобы ввести эти ограничения, связаны и с нормами Конституции Российской Федерации о безопасности детей, о гарантиях безопасного детства, и с международно-правовыми нормами, согласно которым дети должны быть защищены от всякого посягательства со стороны членов семьи, которыми могут быть как родители, так и законные представители - опекуны, попечители, ибо отношения в семье, основанные на привязанности детей к своим родителям или законным представителям, ставят ребёнка, как правило, в уязвимое положение, в зависимое положение. И если законные представители - опекуны, попечители, усыновители - имеют такого рода судимости, которые связаны с преступлениями против семьи и несовершеннолетних, с преступлениями против половой свободы личности, с преступлениями, связанными с оборотом наркотиков или организацией занятия проституцией, то это, безусловно, создаёт рискованную атмосферу для ребёнка. Я от имени комитета хочу поблагодарить Госсобрание Республики Башкортостан за то, что они подготовили законопроект, внесли его и фактически сделали возможным рассмотрение сегодня этого вопроса - предложения о согласованной редакции поправок в Семейный и Гражданский кодексы. На законопроект, о котором я вам докладываю, имеются официальный отзыв правительства - позитивная поддержка - и поддержка ГПУ Президента Российской Федерации. Есть замечания в заключении Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству относительно перечня преступлений, судимости за которые могут быть ограничением для того, чтобы человек мог стать опекуном, попечителем, усыновителем, но эти замечания могут быть учтены ко второму чтению. Мы просили бы от имени комитета поддержать первый законопроект и принять его сегодня в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По альтернативному законопроекту выступает... Коллеги, наверное, мы выслушаем доклад по второму вопросу, содоклад, а потом зададим вопросы. Это будет правильно. Пожалуйста, Салия Шарифьяновна Мурзабаева. Доклад по второму вопросу, где также предполагается внесение поправок в Гражданский кодекс и Семейный кодекс по вопросам усыновления, опеки и попечительства. МУРЗАБАЕВА С. Ш., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект, как сказала Елена Борисовна, вносится Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу. И мы благодарны за то, что были учтены основные положения данного законопроекта двумя комитетами, которые рассматривали, и я надеюсь на вашу поддержку. Данным законопроектом предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации и в абзац десятый пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации с целью установления запрета быть усыновителями, опекунами и попечителями для лиц, имеющих судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности и преступления против семьи и несовершеннолетних. Кроме того, данным законопроектом предлагается внести изменения в пункт 3 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что нельзя назначать опекунами лица, не имеющие постоянного места жительства. Основные положения законопроекта представлены в информации, которую вы имеете. На основании изложенного мы просим вас принять данный проект федерального закона в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад сделает Елена Борисовна Мизулина, а потом вопросы. Пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уже всё сказала? Хорошо. Спасибо. Я обращаюсь к залу: есть вопросы к докладчику и содокладчику по альтернативным законопроектам? Нет. Есть ли желающие выступить по обсуждаемой теме? Нет. Представители правительства и президента? Нет. Тогда я ставлю на голосование вопросы в порядке их обсуждения. Сначала мы голосуем по пункту 20.1. Его предлагает поддержать комитет. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите результаты. Ой, прошу прощения, не показывайте результаты, это у нас рейтинговое голосование. Дайте возможность депутатам проголосовать по пункту 20.2. Свободные женщины Востока, я вижу, голосуют за этот законопроект. (Идёт голосование.) Покажите теперь результаты по пункту 20.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 08 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7% И теперь, пожалуйста, результаты голосования по пункту 20.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 41 сек.) Проголосовало за 45 чел.10,0% Проголосовало против 7 чел.1,6% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 53 чел. Не голосовало 397 чел.88,2% По итогам рейтингового голосования принимается законопроект, обозначенный в пункте 20.1.